ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анатомо-физиологические основы голосообразования 6
1.2. Особенности голосовой функции у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР 14
1.3. Роль фонологоритмики в формировании голосовой функции у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и направления констатирующего эксперимента 26
2.2 Тембр и его индивидуальные характеристики 27
2.3 Сила голоса 33
2.4. Высота голоса 39
2.5. Интонация и ее индивидуальные качества 46
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В СИСТЕМЕ ФОНОЛОГОРИТМИКИ 54
3.1. Анализ методической литературы 54
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 60
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
Голосовая функция является жизненной, биоэнергетической основой общего развития, усвоения родного и других языков, грамотности речи и успешной коммуникативной адаптации. Поэтому голосовые расстройства, проявляющихся как самостоятельная патология, так и входящих в состав сложных речевых нарушений органического характера, могут негативно повлиять на развитие и становление личности ребёнка. Наиболее сложной для коррекции голоса являются дети с ОНР, при которой нарушаются все компоненты голосовой системы (Е. М. Мастюкова). ОНР присутствует при любой патологии, в том числе и у детей с дизартрией, в клинической картине которых часто присутствует нарушение голоса (Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова и др.).
Современные систематизированные подходы, направленные на формирование и коррекцию нарушений голоса, включают в себя средства фонологоритмики.
Фонологоритмика - методика, предполагающая междисциплинарный
подход к детям с ОНР на основе интеграции методик фонопедии и логоритмики.
Целью фонологоритмического воспитания как одного из звеньев фонопедической и логоритмической коррекции является согласованное воздействие по формированию всех компонентов звуковой системы голосовой функции.
В основу занятий положен принцип комплексной коррекции и развития органов голосового и речевого аппарата у детей и их деятельности в теснейшей взаимосвязи с развитием всех компонентов звуковой системы. Именно поэтому применение фонологоритмических технологий при формировании и коррекции основных качеств голоса детей старшего дошкольного возраста с ОНР является актуальным и целесообразным в настоящее время.
Тема исследования: «Формирование голосовой функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами фонологоритмики»
Цель исследования: определение эффективности
фонологоритмических занятий и упражнений, направленных на формирование голоса и его основных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования: голос и его основные качества у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: процесс формирования и коррекции голоса и его основных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в системе фонологоритмики.
Задачи исследования:
• реализация теоретического анализа научной литературы по теме исследования;
• провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты;
• осуществить планирование коррекционной работы посредством фонологоритмических занятий с целью формирования и коррекции голосовой функции у детей с ОНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
• провести обучающий эксперимент;
• оценить эффективность формирования и коррекции голосовой функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами фонологоритмики.
Гипотеза исследования: предполагается, что фонологоритмические занятия и упражнения будут способствовать формированию и коррекции голосовой функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научно-методической литературы, изучение психолого-педагогических и специальных трудов, анализ полученных в ходе исследования результатов;
• эмпирические: изучение документации и последующий подбор детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии для их дальнейшего участия в исследовании, анализ данных анамнезов, констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты.
База исследования: дошкольная образовательная автономная
организация № 10 «Чебурашка» город Янаул.
Структура исследования: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников литературы, приложений.
В процессе написания выпускной квалификационной работы на тему «Формирование голосовой функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами фонологоритмики», опираясь на поставленные цели и задачи исследования, был произведен анализ научно-методической литературы; выбраны и применены методы и приемы, направленных на обследование основных качеств голосообразующей функции; представлена характеристика формирования голоса детей и его основных качеств как при развитии в норме, так и при легкой степени псевдобульбарной дизартрии; рассмотрена и проанализирована система фонологоритмических приемов, формирующих и корректирующих голосообразующую функцию детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; реализованы констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты с последующим количественным и качественным анализом полученных данных основных качеств голоса каждого дошкольника, принимающего участие в обследовании.
Научное исследование осуществлялось на базе дошкольной образовательной автономной организации № 10 «Чебурашка» города Янаул с февраля по март 2019 года. В данном педагогическом эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. При проведении обследования были применены методики Е. Ф.н Архиповой с элементами методики Е. Э. Артемовой. При обследовании просодической стороны речи на констатирующем этапе исследования у всех 10 детей были выявлены нарушения в развитии основных качеств голосообразующей функции.
На основании полученных данных были сформированы следующие группы с определенной логопедической направленностью:
- формирование и коррекция тембра голоса и его индивидуальных характеристик;
• формирование и коррекция модуляции голоса по силе;
• формирование и коррекция модуляции голоса по высоте;
• формирование и коррекция интонации и ее основных качеств.
На этапе обучающего эксперимента были разработаны и проведены как индивидуальные, так и общие фонологоритмические упражнения и занятия, основой содержания которых были методики Т. М. Власовой, Г. А. Волковой, А. Н. Пфафенродта и других, формирующих и корректирующих голос детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Логопедическая работа по формированию и коррекции основных качеств просодической стороны речи дети была реализована посредством выполнения разнообразных фонологоритмических упражнений, состоящих из слов различного слогового строения, которые в последующем закреплялись усложненными заданиями, включающих в себя предложения, стихотворения и абзацы. Всего с февраля по март с детьми, принимающих участие в исследовании, было проведено 8 фронтальных, 10 подгрупповых и 8 индивидуальных занятий. При формировании и последующем проведении обучающего эксперимента были учтены общедидактические и специальные логопедические принципы.
На контрольном этапе было проведение повторное обследование основных качеств голоса, а также осуществлен сравнительный анализ полученных данных в результате которого была выявлена положительная динамика в просодической стороне речи у всех детей, что доказывает эффективность фонологоритмики при формировании и коррекции голосовой функции у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты.
1. Аксанова, Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР : учеб.-метод. пособие / Т. Ю. Аксанова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 40. с.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е. С. Алмазова. - Москва : Просвещение, 1973. - 151 с.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду : метод. материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2003. - 88 с.
4. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 777 с.
5. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Э. Артемова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2005. - 25 с.
6. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
7. Архипова, Е. Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии / Е. Ф. Архипова // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 36-42.
8. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 319 с.
9. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика : методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р Л. Бабушки - на, О. М. Кислякова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - 109 с. - URL: https://gart9.npi-tu.ru/assets/files/logoritmika.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
11. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 256 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457155 (дата обращения 25.01.19).
12. Василенко, Ю. С. Голос : фониатрич. аспекты / Ю. С. Василенко. - Москва : Дипак, 2013. - 394 с.
13. Васильев, Ю. А. Сценическая речь: голос действующий : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Васильев. - Москва : Акад. Проект, 2010. - 466 с.
14. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 384 с.
15. Вильсон, Д. К. Нарушение голоса у детей / Д. К. Вильсон ; пер. с англ. А. В. Недвецкого. - Москва : Медицина, 1990. - 448 с...