ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НАЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДЕТСКОМ
САДУ 8
1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
дизартрией 11
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация и методики логопедического обследования
звукопроизношения у старших дошкольников 24
2.2. Результаты логопедического обследования старших дошкольников и
их анализ 27
2.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на основании результатов логопедического обследования 34
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ 39
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 39
3.2. Перспективное планирование работы по коррекции звукопроизношения
на занятиях логопеда и воспитателя в детском саду 44
3.3. Логопедические рекомендации по формированию звуковой культуры
речи у старших дошкольников с дизартрией 61
3.4. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 120
Дизартрия одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения. (И. Б. Карелина, JI.B. Лопатина, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко,
Э.Я. Сизова, Э.К.Макарова, Е.Ф. Соботович, О.А.Токарева). Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т. Б. Филичева, И. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и другие).
Наличие детей с теми или иными нарушениями звукопроизношения в «обычных» общеразвивающих группах детских садов, с одной стороны; недостаток оказания логопедической помощи с другой стороны, приводят к наличию противоречия. С данной ситуацией мы столкнулись и в нашем детском саду. В группе 16 детей имеют речевые нарушения, 4 ребенка из них посещают логопедический пункт детского сада.
Своевременная коррекция нарушений речевого развития, являются необходимым условием готовности детей к усвоению школьных занятий.
В настоящее время в детских садах общеразвивающего типа, каким и является наш детский сад, проблема развития речи в целом, и коррекции недостатков звукопроизношения в частности, стала одной из ведущих. В нашем детском саду мы пытаемся решить данную проблему через введение в занятия по развитию речи коррекционного блока, состоящего из артикуляционной и дыхательной гимнастики, развитие фонематических процессов, самомассажа.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмета исследования.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по развитию речи в детском саду.
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по развитию речи в детском саду на основе системного подхода.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить состояние звукопроизношения и своеобразие развития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Провести констатирующий эксперимент и его анализ.
4. Обследовать состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
5. Разработать способы коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в детском саду, на занятиях по развитию речи.
6. Осуществить перспективное планирование занятий по развитию речи, направленных на коррекцию звукопроизношения.
7. Внедрение в работу воспитателя на занятиях по развитие речи, рекомендаций логопеда.
Структура работы. Работа состоит: введение, 3 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Этапы работы. Первый этап (январь 2016 - август 2016)
теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, проблемы, определение гипотезы, задач, методов исследования.
Второй этап (сентябрь 2017) - разработка методики экспериментального изучения, выявление детей с псевдобульбарной дизартрией, проведение констатирующего эксперимента, анализ, обобщение и систематизация полученных данных.
Третий этап (октябрь 2017 - май 2018) - проведение формирующего и контрольного эксперимента, анализ эффективности коррекционнологопедической работы, формулирование выводов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
В работах авторов по изучению дошкольного возраста Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина;
• труды по изучению этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при дизартрии (Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович, Т. В. Туманова и другие);
• методики обследования звукопроизношения при дизартрии (Е. Ф. Архипова, В. А. Киселева, М. А. Поваляева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие). [70].
Теоретические методы, используемые в работе: анализ, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы, используемые в работе:
• метод наблюдения;
• беседа;
• педагогический эксперимент;
• изучение медицинской документации;
В работе также были использованы методы исследования:
-теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• проведение логопедического обследования;
- анализ эмпирических данных и их обобщение.
Экспериментальной базой исследований стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 545 «Рябинка» г. Екатеринбурга, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург ул. Фрезеровщиков 30 А.
В процессе написания выпускной квалификационной работы на тему «Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по развитию речи в детском саду» нами был проведен теоретический обзор литературы по проблеме исследования. Дано определение понятие дизартрия, описаны этапы развития произносительной стороны речи у детей в норме. Описана психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией, а также особенности развития нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
На основании теоретического обзора литературы, подобраны методики исследования звукопроизношения у старших дошкольников.
В период с октября по май на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 545 «Рябинка» проведен констатирующий эксперимент с детьми подготовительной группы. В первичном логопедическом скрининге приняло участие 25 детей 6 летнего возраста.
Из этих детей были выделены дети - 16 человек, с теми или иными нарушениями речи. По результатам углубленного логопедического обследования был проведен качественный и количественный анализ результатов, с определением уровня успешности речевого развития у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Обследуемые дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
Было изучено звукопроизношения и своеобразие развития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, сделаны выводы.
Для достижения положительной динамики и решения основных задач была изучена психолого-педагогическая методологическая и специальная литература по проблеме звуковой культуры речи ребенка. Проведен логопедический скрининг, состояния и своеобразия речи детей. Проведены констатирующий и формирующий эксперименты и выполнен непосредственный анализ их результатов. По результатам углубленного логопедического обследования, был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов. Результаты отражены в диаграммах и сводных таблицах. Подобраны, систематизированы и апробированы, методы и педагогические технологии по коррекции нарушений речи детей во время непосредственной образовательной деятельности. С использованием здоровьесберегательных технологий. Составлено перспективно-календарное планирование с учетом индивидуальных особенностей детей. Введена в практику консультитативно- просветительская работа. На базе МБДОУ № 545 в групповых помещениях организован центр речевой активности дошкольников. В котором представлены картотеки здоровья сберегающих технологий (Су-Джок, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чистоговорки. Для автоматизации и дефференциации поставленных звуков, и звуков находящихся в процессе автоматизации.
Для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста, представлена информация на стенде группы ,проведены семинары практикумы на тему «Не традиционные методы развития мелко-моторных навыков. Организованна работа, по взаимосвязи выполнения домашних логопедических заданий.
Для педагогического сообщества МДОУ № 545,проведены консультации по оснащению зоны речевой активности в групповом помещение. Педагоги ознакомлены с глоссарием логопедических понятий и терминов. Педагогический опыт, транслировался через официальный сайт МБДОУ№545 в форме консультации «Вопрос-Ответ» представлена подборка логопедических игр, здоровьесберегающих технологий. Представлены в виде презентации Power Point. Игровой массаж и самомассаж БАТ, для нормализации мышечного тонуса, развития мелкой моторики, эмоционально- волевой сферы и оздоровления.
Оздоровительную направленность имеет каждая из предложенных технологий. Использованная в комплексе здоровьесберегающей деятельности непосредственно повышающая результативность
коррекционного процесса в работе с детьми. Имеющие речевые нарушения. Педагоги и родители строят процесс обучения с ребенком имеющим речевые расстройства, с учетом его физиологических, психологических и речевых особенностей развития организма. Это способствует поддерживанию и обеспечению высокого уровня мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Занятия проводились 2 раза в неделю, в течение 8 месяцев. Количество занятий - 58. Контрольной группой были 8 из обследованных детей данного детского сада (Мария К.. Дарья В., Елена З., Иван М., Артем М., Мирослав А., Светлана Д.. Лидия Б.) , в экспериментальной группе было также 8 детей (Артем Р, Софья Н., Елизавета Д.. Артем Р., Дмитрий В., Ника М., Данил Е.. Яся К.). В контрольной группе на момент эксперимента проводились занятия по традиционной методике В.В Гербовой.
В экспериментальной группе обучение велось с использованием логопедических технологий по коррекции звукопроизношения, речевого дыхания, фонематических процессов, по коррекции слоговой структуры, упражнений на развитие лексико-грамматической стороны речи.
Целью констатирующего эксперимента было изучение анамнестических данных, уровня сформированности артикуляционной, мимической моторики, фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Формирующий эксперимент предполагал комплектование
логопедических подгрупп детей, составление планов работы, разработка конспектов занятий для детей с псевдобульбарной дизартрией. А также состоял из непосредственной работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В ходе были разработаны способы коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в детском саду на занятиях по развитию речи.
Контрольный эксперимент включал контрольную диагностику сформированности артикуляционной, мимической моторики,
фонематической стороны речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
На основе данных контрольного эксперимента проверена эффективность коррекционной работы дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Использование системного подхода, включение элементов
логопедических технологий на занятиях по развитию речи в детском саду способствовало повышению эффективности в коррекционной работе с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 62 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 319 с.
3. Бадалян, Л. О. Детская неврология : учеб. пособие / Л. О. Бадалян. - Москва : МЕДпресс-Информ, 2016. - 608 с.
4. Белова-Давид, P. A. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением / P. A. Белова-Давид // Специальная школа. - 1967. - Вып. 1(121). - С. 114-121.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
6. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - Москва : Книголюб, 2004. - 56 с.
7. Бехтерев, В. М. Избранные произведения : (ст. и докл.) / В. М. Бехтерев. - Москва : Медгиз, 1954. - 528 с.
8. Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж : метод. пособие для педагогов дошкол. образоват. учреждений / И. В. Блыскина. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 112 с.
9. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова. - Санкт-Петербург : Библиополис, 1996. - 208 с.
10. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Верясова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 18 с.
11. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические
положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи : методы диагностики и коррекции : учеб, для вузов / Т. Г. Визель. - Москва : Секачев В. Ю., 2017. - 276 с.
12. Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон ; пер. с англ. А. В. Недвецкого. - Москва : Медицина, 1990. - 448 с.
13. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 141 с.
14. Воробьева, Т. А. Логопедические упражнения : артикуляцион. гимнастика : для детей 4-6 лет / / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. - Москва : Литера, 2016. - 64 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ : Хранитель, 2014. - 669 с...