ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Психолингвистическая модель процессов восприятия и
программирования речевого высказывания 10
1.2. Онтогенез формирования навыков программирования речевого
высказывания 16
1.3. Характеристика навыков программирования речевого высказывания у
детей с псевдобульбарной дизартрией 21
Вывод по первой главе 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация и методики изучения навыков программирования речевого
высказывания у старших дошкольников 27
2.2. Характеристика навыков программирования речевого высказывания у старших дошкольников с дизартрией на основании результатов
констатирующего эксперимента 29
Вывод по второй главе 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ 36
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 36
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыков
программирования речевого высказывания на занятиях по развитию речи в детском саду у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 38
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 47
Вывод по третьей главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
В данном исследовании рассматривались психолингвистические модели процессов восприятия и программирования речевого высказывания таких психолингвистов как: А. А. Леонтьева, И. А. Зимней, Т. В. Ахутиной, Т. В. Черниговской и В. Л. Деглина, Ч. Осгуда, Л. С. Цветковой.
Речевое высказывание - один из самых сложных по строению речевых процессов. Формирование навыков программирования речевого высказывания требует тесного взаимодействия фонологических, грамматических, лексических умений и навыков, при этом ведущим является развитие грамматических умений, так как развитие грамматических форм позволяет ребенку понять высказанную мысль в предложении, а грамматическое значение слова помогает программировать само высказывание, смысл. Как правило, обычно навыки программирования речевого высказывания к 5 годам развиты недостаточно, так как трудности программирования речевого высказывания вызваны самыми разными причинами. Несформированные навыки программирования речевого высказывания не позволяет программировать речевую перекодировку замысла. Грамматическая, лексическая и моторная недостаточность препятствует реализации речевого высказывания.
«Сформировать речевой навык, - указывает А.А. Леонтьев, - это значит обеспечить, чтобы обучающийся правильно построил и реализовал высказывание. Но для полноценного общения нужно, чтобы мы умели использовать речевые навыки, чтобы самостоятельно выражать свои мысли, намерения, переживания; в противном случае речевая деятельность оказывается сформированной частично, в звене ее реализации». [42, 147].
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения навыками речевого высказывания. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития навыков программирования речевого высказывания.
С каждым годом увеличивается число детей с дизартрией (Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина, Е. Н. Правдина, Е. М. Мастюкова), которое рассматривается как сложное речевое нарушение центральноорганического генеза, проявляющееся в неврологических, психологических, речевых расстройствах.
При дизартрии затруднения у детей возникают в передаче информации, и ее приеме. Программирование речевого высказывания - необходимое условие коммуникации. Обеспечение полноценной коммуникации возможно лишь при условии правильного понимания намерений говорящего, правильной оценки его сообщения. Одно из самых простых и рано формирующихся в этом плане - умение понять вопрос собеседника.
Изучение и формирование навыков программирования речевого высказывания привлекают внимание специалистов разных областей знания: психологов, лингвистов, методистов, дефектологов, логопедов.
Психологический анализ механизма программирования речевого высказывания относится непосредственно к теории и методике логопедической работы.
Нарушения навыков программирования речевого высказывания многоаспектно изучены и описаны у различных категорий детей с нарушением в развитии, в том числе и с дизартрией (В. К. Воробьева, Л. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина и др.).
Проблема исследования заключается в изучении навыков программирования речевого высказывания, в теоретическом обосновании, разработке содержания логопедической работы по их формированию у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях ДОУ.
Недостаточно разработаны теоретические и практические аспекты работы с детьми с дизартрией, раскрывающие особенности формирования навыков программирования речевого высказывания. Не раскрыты вопросы содержания и процедуры обследования навыков программирования речевого высказывания, организованной в виде обучающего эксперимента, позволяющего охарактеризовать актуальные и потенциальные возможности каждого ребенка, выявить специфические трудности программирования речевого высказывания и его реализации средствами языка. Этим и определяется актуальность проводимого исследования.
Актуальность, существующая проблема позволили обозначить тему исследования: «Формирование навыков программирования речевого
высказывания на занятиях по развитию речи в детском саду у старших дошкольников с дизартрией».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.
Объект исследования - состояние навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и пути их формирования.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что:
- если при организации логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией учитывать формирование следующих навыков: навык грамматического значения слова (научить понимать слово); навык практического вычленения синтаксических морфем и сравнения слов (словоизменение); навык определения синтаксической роли слова в предложении; навык морфологического анализа (словообразование) в их единстве, то дети будут овладевать полноценно дошкольным образовательным программным материалом, лексикограмматическими средствами языка, связной речью.
Для достижения указанных целей, в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести аналитический обзор специальной литературы по проблеме исследования и теоретически обосновать проведение логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.
2. Провести констатирующий эксперимент по методикам определения исследования навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Разработать содержание логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по развитию речи.
5. Апробировать логопедическую работу по формированию навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.
6. Определить эффективность логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания.
Теоретико-методологической основой исследования явились: фундаментальные положения ведущих психолингвистов мира о формировании навыков программирования речевого высказывания в психолингвистике (А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова, В. К. Воробьева, Л. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина). Важнейшее значение в формировании навыков программирования речевого высказывания имеет концепция А. А. Леонтьева о структуре акта речевой деятельности, концепция внутренней речи Л. С. Выготского, теория общего недоразвития речи, теоретические основы в методах коррекции речевых дефектов (О. Е. Грибова, Р. И. Лалаева, О. Г. Левченко, В. И. Лубовский, Л. Ф. Спирова, Г.В. Чиркина), психолингвистические теории о механизмах речевой деятельности, о ее порождении и восприятии, взаимодействии речевых процессов (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической,
психолингвистической, логопедической литературы по формированию навыков программирования речевого высказывания.
2. Эмпирические: анализ психолого-педагогической документации, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, качественноколичественная обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. В ходе исследования были получены результаты, уточняющие представления об несформированности навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста. Также определены возможности совершенствования логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией посредством сюжетных картинок описательного характера.
Практическая значимость исследования заключается в разработке логопедической работы по формированию навыков программирования речевого высказывания путем формирования фонологических, грамматических и лексических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях ДОУ. Апробация предложенных в исследовании методов и приемов изучения и организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией показала достаточно высокую эффективность этой работы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим обоснованием исследования,
опирающимся на достижения современной психологии, нейропсихологии, лингвистики; применением совокупности методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; сочетанием количественных и качественных методов при обработке экспериментальных данных.
Ограничение исследования:
для констатирующего эксперимента были взяты дети старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
работа проводится в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
Экспериментальной базой исследования послужило дошкольное автономное общеобразовательное учреждение № 41 г. В. Пышма Свердловской области.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Исследование проходило с октября по апрель 2017-2018 учебного года. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, 5 из них с фонетико-фонематическим нарушением речи и 5 с общим недоразвитием речи по логопедическому заключению.
Настоящее исследование посвящено проблеме формирования навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью психологических особенностей детей с дизартрией, направленностью и обоснованностью логопедического обучения в следствии недостаточного учета нейропсихологической природы нарушения процесса понимания речевого высказывания детьми данной категории.
Речевая функция играет важную роль в умственном развитии ребенка, в процессе которого происходит формирование познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Полноценное речевое общение является предпосылкой для установления нормальных социальных контактов с людьми, и это, в свою очередь, расширяет восприятие ребенка окружающей жизни. Освоение речи ребенком в определенной степени регулирует его поведение, помогает планировать адекватное участие в различных формах коллективной деятельности.
Дизартрия является нарушением стороны произношения речи, из-за отсутствия иннервации вокального аппарата, вызванного органическим поражением центральной нервной системы.
Наиболее распространенной степенью дизартрии в практике речевой терапии является псевдобульбарная. Аналогичная степень дизартрии диагностирована у многих детей с нарушениями развития, такие дети проходят обучение во вспомогательных школах. Хотя в то же время уровень интеллектуального развития таких детей может быть нормальным, но расстройства речи иногда являются основной и единственной причиной, по которой ребенок отправляется на учебу в специализированные учебные заведения.
Для достижения цели исследования был проведен аналитический обзор
специальной литературы ведущих психолингвистов мира -
Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова, В. К. Воробьева, Л. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина. На основании концепции А. А. Леонтьева о структуре акта речевой деятельности и концепции внутренней речи Л. С. Выготского была построена логопедическая работа по формированию навыков программирования речевого высказывания с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с псевдобульбарной дизартрией.
По методическим рекомендациям Н. М. Трубниковой и З. А. Репиной был проведен констатирующий эксперимент по определению сформированности навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, где у детей с псевдобульбарной дизартрией выявилось несформированность навыков программирования высказывания, за счет трудности формализовать мысль с помощью языковых средств, т. е. трудности при разработке предложения. Все трудности заключались в том, что дети не могли перевести мысли в предложение (в грамматику слов). Что и определило дальнейшую логопедическую деятельность с данными детьми.
На основании проведенного исследования и психолингвистических теорий о механизмах речевой деятельности, о ее порождении и восприятии, взаимодействии речевых процессов (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А Леонтьев и др.) разрабатывалось содержание логопедической работы по развитию навыков программирования речевого высказывания и подбирался картинный материал по методикам В. К. Воробьевой, Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименковой. Логопедическая работа с детьми с дизартрией базировалась на определении структуры речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
После чего логопедическая работа по программированию речевого заявления была аппробирована на детях старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с псевдобульбарной дизартрией.
Итогом данной работы послужило проведение контрольного эксперимента по определению эффективности проведенной логопедической работы, направленной на формирование навыков программирования речевого высказывания.
Всего было обследовано 10 детей.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Положительные результаты логопедической работы ожидались при условии соблюдения следующих принципов: поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.
При проверке понимания значения слов, обозначающих предметы, действия, признаки предмета большинство детей показали достаточный словарный запас, соответствующий возрастной норме. У детей улучшились навыки речевого общения, улучшились навыки построения речевого высказывания, была отмечена последовательность в передаче событий, логическая связь между словами в предложении, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения. Дети на занятиях стали отвечать, составлять небольшие рассказы о себе, нежели ранее они сидели и отмалчивались.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показали, что процесс программирования речевого высказывания представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, направленную на активное преобразование субъектом вербальной информации путем перекодирования ее содержания на уровне внутренней речи, с целью осознания связи между структурными элементами речевого высказывания и стоящими за ними предметами и явлениями реального мира.
1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 77 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котянина [и др.] ; под ред. Л. С. Цветковой ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЕК, 2001. - 281 с.
3. Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопро- изношения у детей : для логопедов и родителей / Е. С. Анищенкова. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 158 с.
4. Антропова, К. С. Коррекция двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией / К. С. Антропова, Т. Ю. Поспелова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 1 (17). - С. 182-184. - URL: https://elibrary.ru/- item.asp?id=18927287 (дата обращения: 21.02.2019).
5. Аривошкина, Л. Н. Индивидуальный подход при коррекции звукопроизношения / Л. Н. Аривошкина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 2. - С. 39-48.
6. Артемова, Е. А. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией / Е. А. Артемова // Логопедия. - 2008. - № 1. - С. 50-53.
7. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей : учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 254 с.
8. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 123 с.
9. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2012. - 215 с.
10. Бабушкина, Л. М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников / Л. М. Бабушкина, О. А. Никифорова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 36-39.
11. Бадалян, Л. О. Детская неврология. : учеб. для студентов мед. ин-тов / Л. О. Бадалян. - Москва : Медицина, 1984. - 371 с.
12. Бадалян, Л. О. Невропатология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - Москва : Академия, 2000. - 218 с.
13. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 281 с.
14. Быкова, И. В. Формы работы с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами / И. В. Быкова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 77-83.
15. Валявко, С. М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи / С. М. Валявко // Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 54-63...