Развитие дог-френдли туризма в Московском регионе (Московский городской педагогический университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДОГ-ФРЕНДЛИ ТУРИЗМА 5
1.1. Туризм: основные понятия и определения 5
1.2. Классификация видов туризма 11
1.3. Дог-френдли туризм как важная разновидность туризма 13
1.4. Историко-психологическая роль собак в жизни горожан 20
ГЛАВА 2. СОВЕРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОГ-ФРЕНДЛИ ТУРИЗМА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ 22
2.1. Общая характеристика дог-френдли туризма в России и опыт зарубежных стран 22
2.2. Пет-френдли инфраструктура как основа развития дог-френдли туризма в Московском регионе 28
2.3. Оценка состояния дог-френдли туризма в Московском регионе 33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ДОГ-ФРЕНДЛИ МАРШРУТА 43
3.1. План-конспект экскурсии «Сердце Москвы» 43
3.2. Методическое применение экскурсии в преподавании географии 57
3.3. Роль собаки в образовательном процессе 59
3.4. Выработка рекомендаций по совершенствованию дог-френдли туризма в Москве 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДОГ-ФРЕНДЛИ ТУРИЗМА 5
1.1. Туризм: основные понятия и определения 5
1.2. Классификация видов туризма 11
1.3. Дог-френдли туризм как важная разновидность туризма 13
1.4. Историко-психологическая роль собак в жизни горожан 20
ГЛАВА 2. СОВЕРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОГ-ФРЕНДЛИ ТУРИЗМА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ 22
2.1. Общая характеристика дог-френдли туризма в России и опыт зарубежных стран 22
2.2. Пет-френдли инфраструктура как основа развития дог-френдли туризма в Московском регионе 28
2.3. Оценка состояния дог-френдли туризма в Московском регионе 33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ДОГ-ФРЕНДЛИ МАРШРУТА 43
3.1. План-конспект экскурсии «Сердце Москвы» 43
3.2. Методическое применение экскурсии в преподавании географии 57
3.3. Роль собаки в образовательном процессе 59
3.4. Выработка рекомендаций по совершенствованию дог-френдли туризма в Москве 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Отдых с питомцем в наше время не кажется уже чем-то недоступным. Концепция пэтс- и дог-френдли туризма набирает популярность в мире и очень активно развивается, так как не все на время отпусков готовы оставить своих питомцев дома, у родственников, у друзей или в зоогостинице. Во многих странах появляется всё больше доступных для владельцев собак отелей и апартаментов, кафе и ресторанов, музеев и галерей, а также парков. Не обошла эта тенденция и Россию. По количеству дог-френдли заведений среди городов России можно выделить Москву, Санкт-Петербург, Ярославль, Сочи и Калининград.
Актуальность работы. В наше время собак заводят в первую очередь не для работы, а для дружбы. Высказывание «Собака – друг человека» стало как нельзя актуально. Ежегодно в мире заводят всё больше домашних питомцев, следовательно появляется большое количество туристов, которые заинтересованы в том, чтобы проводить даже отпускной период со своим «маленьким другом». Владение информацией о доступности городской среды Москвы и Московской области для собак может обеспечить комфортное пребывание туристов с их питомцами в этих районах. Все это и обуславливает актуальность данного исследования.
Цель работы: рассмотреть доступность и перспективы развития дог-френдли туризма в Московском регионе.
Задачи:
• изучить уровень развития дог-френдли туризма в мире;
• рассмотреть особенности организации дог-френдли заведений;
• проанализировать достоинства и недостатки развития дог-френдли туризма в Москве и Московской области;
• создать карту дог-френдли заведений Москвы и построить вариант туристического маршрута с собакой;
• предложить методологические варианты использования дог-френдли туризма.
Объект исследования: дог-френдли туризм как новое направление путешествий.
Предмет исследования: городская среда для людей, путешествующих с собаками.
Актуальность работы. В наше время собак заводят в первую очередь не для работы, а для дружбы. Высказывание «Собака – друг человека» стало как нельзя актуально. Ежегодно в мире заводят всё больше домашних питомцев, следовательно появляется большое количество туристов, которые заинтересованы в том, чтобы проводить даже отпускной период со своим «маленьким другом». Владение информацией о доступности городской среды Москвы и Московской области для собак может обеспечить комфортное пребывание туристов с их питомцами в этих районах. Все это и обуславливает актуальность данного исследования.
Цель работы: рассмотреть доступность и перспективы развития дог-френдли туризма в Московском регионе.
Задачи:
• изучить уровень развития дог-френдли туризма в мире;
• рассмотреть особенности организации дог-френдли заведений;
• проанализировать достоинства и недостатки развития дог-френдли туризма в Москве и Московской области;
• создать карту дог-френдли заведений Москвы и построить вариант туристического маршрута с собакой;
• предложить методологические варианты использования дог-френдли туризма.
Объект исследования: дог-френдли туризм как новое направление путешествий.
Предмет исследования: городская среда для людей, путешествующих с собаками.
Если рассматривать основную терминологию, такую как «туризм» и «рекреация», а также разновидности туризма, можно сделать следующее умозаключение: дог-френдли туризм, как и в целом туризм с питомцами ещё не имеет чёткого законодательного определения как отечественного, так и международного. Из этого следует, что основной проблемой медленного развития данного направления туризма становится отсутствие законодательных актов, благодаря которым можно было бы выстраивать план работы с этой категорией туристов.
Таким образом, путешествие с домашними животными упираются в те же факторы доступности, что и остальные виды туризма, но для их решения необходимо определить пет-френдли и дог-френдли туризм в отдельную категорию, либо провести работу с ними через безбарьерный туризм.
Важность выделения дог-френдли туризма подтверждается историческим изменением восприятия человеком собаки от охранника и охотника до друга и члена семьи. Ведь именно коэволюция позволила собаке научиться эмпатии, что дало ей право назваться «другом человека» и стать неотъемлемой частью его жизни.
Учитывая значительную популярность собак среди жителей Московского региона и России в целом, а также повышения значимости собак для хозяев не только как животных, но и как друзей, членов семьи и «детей», можно говорить о необходимости включения дог-френдли туризма в официальный перечень направлений туризма в новый, находящийся на рассмотрении Думы, ФЗ «О туризме и туристической деятельности в РФ».
Инфраструктура Московского региона на данный момент уже достаточно развита для того, чтобы начать уточнение положений для организации данной туристской отрасли.
Кроме того, на данный момент уже существуют интернет ресурсы, позволяющие планировать маршруты для посещения с собакой. Многие рестораны являются дог-френдли заведениями, также немало галерей, исторических усадеб, а также кинотеатры и городские мероприятия.
При создании и апробации экскурсионного дог-френдли маршрута «Сердце Москвы» были сделаны следующие выводы к подобному подходу.
Плюсы:
1) Восприятие учениками маршрута было проще, так как они кратковременно переключали внимание на собаку, но быстро возвращались к программе.
2) Учеников не беспокоило ощущение усталости, так как они эмоционально и физически придерживались ритма пса, который обучен в нужные моменты идти и вилять хвостом или спокойно сидеть и слушать.
3) Участники будут иметь возможность провести день со своим питомцем, помогая ему социализироваться вместе.
4) Экскурсия бесплатная, то есть доступна для всех.
Минусы:
1) В случае наличия аллергии на собак или кинофобии проведение данной экскурсии невозможно.
2) Если участник маршрута с собакой отнесётся недобросовестно к условиям, при которых собака может принять участи в экскурсии, маршрут может быть сорван.
3) Прохожие часто игнорируют то, что проводится экскурсия, подходя с просьбами «погладить», нарушая целостность речи, сбивая с мысли.
4) Инфраструктура ещё недостаточно развита для собак – особенно ощущается нехватка поилок, в связи с чем требуется нести с собой воду не только для себя, но и для питомца.
Маршрут имеет место в школьной программе при должной подготовке как учителя, так и учеников. То же касается и собак. Собаки могут стать «работниками школы», помогая ученикам более гармонично воспринимать процесс обучения при должной дрессировке «штатных» собак.
Что же касается дог-френдли туризма в Московском регионе в целом, в первую очередь необходимо подготовить нормативно-правовую базу, регулирующую не только то, где и как можно собакам, но более строго подойти к ответственности владельцев собак и питомцев в целом за тех «кого они приручили». Также следует проработать планировку «города для собак» с точки зрения инфраструктуры, учитывая их базовые потребности.
На данном этапе развития Московского региона вопрос «Делать ли заведение дог-френдли или нет?» остаётся исключительно за владельцем, который должен взвесить все плюсы и минусы присвоения подобного статуса и, что в случае присвоения данного статуса, что в случае отказа, прописать это во внутреннем уставе заведения для исключения недопонимания и конфликтов.
Таким образом, путешествие с домашними животными упираются в те же факторы доступности, что и остальные виды туризма, но для их решения необходимо определить пет-френдли и дог-френдли туризм в отдельную категорию, либо провести работу с ними через безбарьерный туризм.
Важность выделения дог-френдли туризма подтверждается историческим изменением восприятия человеком собаки от охранника и охотника до друга и члена семьи. Ведь именно коэволюция позволила собаке научиться эмпатии, что дало ей право назваться «другом человека» и стать неотъемлемой частью его жизни.
Учитывая значительную популярность собак среди жителей Московского региона и России в целом, а также повышения значимости собак для хозяев не только как животных, но и как друзей, членов семьи и «детей», можно говорить о необходимости включения дог-френдли туризма в официальный перечень направлений туризма в новый, находящийся на рассмотрении Думы, ФЗ «О туризме и туристической деятельности в РФ».
Инфраструктура Московского региона на данный момент уже достаточно развита для того, чтобы начать уточнение положений для организации данной туристской отрасли.
Кроме того, на данный момент уже существуют интернет ресурсы, позволяющие планировать маршруты для посещения с собакой. Многие рестораны являются дог-френдли заведениями, также немало галерей, исторических усадеб, а также кинотеатры и городские мероприятия.
При создании и апробации экскурсионного дог-френдли маршрута «Сердце Москвы» были сделаны следующие выводы к подобному подходу.
Плюсы:
1) Восприятие учениками маршрута было проще, так как они кратковременно переключали внимание на собаку, но быстро возвращались к программе.
2) Учеников не беспокоило ощущение усталости, так как они эмоционально и физически придерживались ритма пса, который обучен в нужные моменты идти и вилять хвостом или спокойно сидеть и слушать.
3) Участники будут иметь возможность провести день со своим питомцем, помогая ему социализироваться вместе.
4) Экскурсия бесплатная, то есть доступна для всех.
Минусы:
1) В случае наличия аллергии на собак или кинофобии проведение данной экскурсии невозможно.
2) Если участник маршрута с собакой отнесётся недобросовестно к условиям, при которых собака может принять участи в экскурсии, маршрут может быть сорван.
3) Прохожие часто игнорируют то, что проводится экскурсия, подходя с просьбами «погладить», нарушая целостность речи, сбивая с мысли.
4) Инфраструктура ещё недостаточно развита для собак – особенно ощущается нехватка поилок, в связи с чем требуется нести с собой воду не только для себя, но и для питомца.
Маршрут имеет место в школьной программе при должной подготовке как учителя, так и учеников. То же касается и собак. Собаки могут стать «работниками школы», помогая ученикам более гармонично воспринимать процесс обучения при должной дрессировке «штатных» собак.
Что же касается дог-френдли туризма в Московском регионе в целом, в первую очередь необходимо подготовить нормативно-правовую базу, регулирующую не только то, где и как можно собакам, но более строго подойти к ответственности владельцев собак и питомцев в целом за тех «кого они приручили». Также следует проработать планировку «города для собак» с точки зрения инфраструктуры, учитывая их базовые потребности.
На данном этапе развития Московского региона вопрос «Делать ли заведение дог-френдли или нет?» остаётся исключительно за владельцем, который должен взвесить все плюсы и минусы присвоения подобного статуса и, что в случае присвоения данного статуса, что в случае отказа, прописать это во внутреннем уставе заведения для исключения недопонимания и конфликтов.



