ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ «ДНЯ
ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Организационно-нормативные основы проведения «Дня защиты детей» в
образовательной организации 6
1.2. Методические особенности планирования, подготовки и проведения
«Дня защиты детей» в образовательной организации 9
1.3. Роль учителя ОБЖ в подготовке «Дня защиты детей» 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 20
2.1. Характеристика образовательного учреждения 20
2.2. Проектирование методики проведения «Дня защиты детей» в
образовательной организации 26
2.3. Оценка эффективности предлагаемой методики 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность темы исследования. Обеспечение безопасности детства - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами, такими как: Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» [6], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» и др.В чрезвычайных ситуациях дети представляют наиболее уязвимый и наиболее ранимый контингент населения, поэтому так необходима организация специальной системы спасения жизни и защиты их здоровья от экстремальных воздействий. В данной системе огромную роль играют образовательные организации, одной из ключевых задач которых является обеспечение безопасности обучающихся. Несмотря на все предпринимаемые в России меры по предотвращению детской смертности и травматизма за 2019 год в нашей стране умерло 8244 ребенка в возрасте до 16 лет[44]. Из них 963 ребенка погибло в следствии возникновения чрезвычайных ситуаций. Тяжелые травмы в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера получили 6932 ребенка. Данные статистики свидетельствуют о недостаточном уровне защищенности детства в нашей стране. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» говорится: «Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно» [9]. Такие тренировки, которые называются «День защиты детей», желательно проводить как заключительный этап занятий с учащимися по курсу ОБЖ. Важной миссией современного общего образования становится формирование у обучающихся навыков безопасного поведения, системы знаний в области гражданской обороны и поведения в чрезвы- 3
чайных и экстремальных ситуациях. Актуальность организации и проведения «Дня защиты детей» (далее - ДЗД) в образовательной организации (далее - ОО) обусловлена необходимостью обеспечить безопасность обучающихся, вооружить их необходимыми для жизни знаниями и навыками безопасного поведения и оказания первой доврачебной медицинской помощи себе и другим. Не имея навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности в реальной окружающей среде (социальной, техногенной и природной) обучающийся осваивает их в школе, чему и способствует проведение ДЗД.
Проектирование методики проведения ДЗД в ОО выступает актуальным методическим направлением работы учителя ОБЖ. При этом необходимо использовать как можно более широкий диапазон форм и методов работы с учащимися. Игровые моменты создают интерес, вызывают азарт и в конечном итоге позволяют лучше усвоить и закрепить материал, приобрести практические навыки. Таким образом, проектирование методики проведения ДЗД в ОО выступает актуальной темой исследования.
Объект исследования: процесс организации и проведения Дня защиты детей в образовательной организации.
Предмет исследования: методика подготовки и проведения ДЗД в образовательной организации.
Цель исследования: изучение теоретико-методических и правовых основ и разработка методических рекомендации для подготовки и проведения Дня защиты детей в образовательной организации, с целью дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность учителей ОБЖ.
Задачи исследования:
1. Изучить правовые и методические основы проведения «Дня защиты детей» в образовательной организации.
2. Охарактеризовать роль учителя ОБЖ в подготовке «Дня защиты детей» в образовательной организации.
3. Представить характеристику образовательного учреждения - базы исследования и разработать методику проведения «Дня защиты детей».
4. Разработать рекомендации по оценке эффективности предлагаемой методики.
Методы исследования: библиографический поиск, анализ, сравнение, обобщение.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 142, с. Горный Щит, ул. Ленина, 15 а.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной программы проведения ДЗД и методических рекомендаций на практике при подготовке и проведении ДЗД в ОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены нормативно-правовые, теоретико-методические аспекты организации Дня защиты детей в образовательной организации. Также представлена спроектированная методика его подготовки и проведения. Приведем основные выводы по исследованию.
ДЗД в ОО - упрощенная тренировка по гражданской обороне в ходе которой отрабатываются соответствующие разделы «Плана ГО и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время». Проведение ДЗД в образовательных организациях является обязательным.
Учитель ОБЖ при подготовке ДЗД в ОО выполняет решает следующие задачи:
1) Назначение состава участников, привлекаемых для подготовки и организации проведения ДЗД;
2) Инструктивно-методическое занятие с руководящим коллективом, формированиями ГО по изучению положения, плана мероприятий судейской документации и плана проведения ДЗД;
3) Отработка сценария ДЗД с членами общешкольной комиссии и его организаторами;
4) Осуществление и организация контроля над качеством тренировок и занятий по программе ОБЖ во всех классах в период подготовки к ДЗД;
5) Подготовка материала для проведения практических занятий, изготовление простейших средств защиты органов дыхания;
6) Проверка средств противопожарной защиты;
7) Создание судейских документов для членов жюри и классных руководителей по проведению соревнований;
8) Привлечение представителей штаба ГО района города, экологического центра, службы МЧС, воинской части к проведению мероприятий в ходе ДЗД;
9) Инструктаж по технике безопасности на период подготовки и проведения мероприятия.
Проектирование ДЗД в ОО предусматривает три этапа: подготовительный, этап реализации мероприятия, анализ результатов. Каждый этап должен быть проработан и спланирован. Только в этом случае можно считать, что ОО готово к проведению ДЗД.
При проектировании ДЗД в ОО необходимо изучать и анализировать теоретико-методологическую базу проведения ДЗД в соответствии с современными требованиями и актуальностью текущего дня; выявлять структурно-содержательные направления в подготовке и проведении ДЗД; заранее пригласить специалистов из управления ГО и ЧС, УВД, пожарной части, медицинских работников и других специалистов. Обязательным этапом в подготовке и проведении ДЗД в ОО является проведение КШУ, которые выступают залогом успешной реализации сценария ДЗД. Кроме того, на протяжении всего учебного года необходимо непрерывно внедрять в учебный процесс мероприятия, способствующие сохранению жизни и здоровья учащихся, а также подготавливать материально-техническую базу школы в сфере ГО.
Разработанная нами методика проведения ДЗД в ОО может быть реализована на практике, а методические рекомендации по оцениванию эффективности проведенного ДЗД, представленные в работе могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы организации ДЗД в ОО.
1. Верзилин, М.М. Пожарная тактика / М.М. Верзилин, Я.С. Повзик. - М. : ЗАО «Спецтехника НПО», 2007. - 423 с.
2. Верткин, А.Л. Скорая медицинская помощь: руководство / А.Л. Верткин. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 400 с.
3. Гафнер, В. В. Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях / В.В. Гафнер, А.Н. Павлова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015.- № 27. - С. 10-14.
4. Делор, Ж. Здоровье: скрытое сокровище / Ж. Делор. - Белград: Изд-во ЮНЕСКО, 2016. - 31 с.
5. Демичев, С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях : учеб. пособие / С.В. Демичев. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 160 с.
6. День защиты детей (методические рекомендации). -2017. - иВЕ:ййрз://диш1518.шзкоЬг.ги/111ез/о2.р41(дата обращения: 12.05.2020).
7. День защиты детей. Методические рекомендации Главного
Управления МЧС России: офиц. сайт. - 2016. -
URL:https://uobaikonur.ru/DswMedia/-dnyazashaitvidetev-- metodicheskierekomendaciiglavnogoupravleniyamchsrossii-.pdf(дата обращения: 11.05.2020).
8. Дети в чрезвычайных ситуациях // Научная сеть. - 2010. - URL: http://natuгe.weЬ.гu:8002/dЬ/шsg.htш1?шid=1166666&s(дата обращения: 10.05.2020).
9. Жеребцова, Л. Праздник спасительных знаний / Л. Жеребцова // Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - №4. - С.37-39.
10. Загуменных, К. Э. Педагогические условия формирования основ профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / К.Э. Загуменных. - Курск, 2007. - 26 с.
11. Зеленкова, В. Методическая разработка «Неделя ОБЖ» / В. Зе- ленкова // Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - 1997.- №2. - С.60-62.
12. Зинченко, В. П. Психологические основы здоровья / В. П. Зинченко. - Москва: Гардарики, 2012. - 432 с.
13. Иванов, Д. А. Здоровьесберегающие технологии образования. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - Москва: АПКиПРО, 2013. - 101 с.
14. Каджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Каджаспирова. - Москва: Гардарики, 2008. - 256 с.
15. Князев, А. М Культура здоровья как объект оценивания / А. М. Князев, Е. В. Земцова, С. Н. Палецкая // Материалы 15-й Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования»: в 2 книгах. - Москва: Инфра-М, 2017. - 631 с. - С. 63-69...