ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-
ФОНКЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Понятие «фонематический слух» и фонематическое 8
1.2. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, специфика
проявления нарушения 17
1.3. Коррекционно-развивающая работа в группе для детей с
ФФНР 22
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТ И РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Результаты и анализ исследования фонетико-фонематического
недоразвития речи у старших дошкольников 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 41
3.1. Организация и принципы логопедической работы по формированию
фонетико-фонематических процессов 41
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематического
восприятия у старших дошкольников с ФФНР 47
3.3. Контрольный эксперимент: сравнительный анализ исследования
сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с
ФФНР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
Актуальность исследования. В современном обществе
исследователями выявлен факт наличия у детей 5-6 летнего возраста отклонений в речевом развитии. Наблюдается возрастание количества таких детей в наше время. Эти дети, не владеющие звуковой стороной языка, в необходимые сроки. При наличии сохранного слуха и интеллекта дети, имеющие отклонения в речевом развитии, они не способны усвоить школьную программу. Это является следствием слабо развитого фонематического восприятия. Такие дети находятся в числе отстающих по успеваемости. У них выявляются признаки дислексии и дисграфии. Слабо развитый звукобуквенный анализ и синтез становится основной причиной. Известно, что благодаря устойчивым, четким и дифференцированным представлениям о звуковом составе слова, мы можем иметь представления об основах звукобуквенного анализа.
Условия для успешного обучения грамоте возникают еще в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятным является пятый год жизни для формирования высшей формы фонематического слуха и для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.
Авторы Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова исследовали речевую деятельность детей с отклонениями. Практический опыт логопедической работы, подтвердил, что правильно построенный коррекционный процесс позволяет не только устранить недостатки формирования фонематических процессов у детей с ФФНР, но также создать дошкольникам устно-речевую базу для овладения элементами грамоты [17,23,34].
Успешное распространение получили программы практических авторов Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, Г. А. Каше, Т. В.Тумановой. Методики обучения и воспитания детей с ФФНР доказали результативность научных и методологических позиций, которые применяются в содержании коррекционно-развивающегося процесса. Эффективность предлагаемой 4
системы и необходимость наличия преемственности между дошкольной, школьной ступенью образования подтвердили данные за последние десятилетия.
Такие авторы, как Р.Е. Левина, Н. А. Никишина, Р.М. Боскис, Г. А. Каше обращают внимание на то, что дети старшего дошкольного возраста с ФФНР встречаются все чаще в настоящее время.
При своевременном выявлении детей с ФФНР и при проведении специально подобранного и организованного обучения можно не только исправить первичный дефект, но и предупредить вторичный дефект, а также обеспечить их подготовку к обучению в школе. Это и стало актуальностью нашего исследования.
Цель исследования: обнаружить специфику формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематических представлений, подобрать и применить методику коррекционной работы.
Объект исследования: особенности фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Предмет исследования: система логопедической работы по развитию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Гипотеза исследования: развитие фонематических представлений у детей с ФФНР будет успешным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей формирование фонематической и фонетической стороны речи.
На основе гипотезы исследования и целей, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить специальную и общую литературу по проблеме исследования.
2) Провести обследование речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и выяснить уровень развития фонематического представления.
3) Разработать методику и провести экспериментальное обучение.
4) Исследовать на практике эффективность применения методов обучения.
Учения А. Н. Гвоздьева, А.Н. Леонтьева об этапах речевого развития и положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина об основном виде деятельности детей явились методологической основой исследования.
Методы исследования:
1) Знакомство с логопедической и психолого-педагогической литературы по теме;
2) Ознакомление с медицинской и психолого-педагогической документацией
3) Мониторинг за коррекционной группой и изучение ее особенностей;
4) Эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
5) Обработка полученных результатов.
Теоретическая и практическая значимость. В работе описаны исследования психолого-педагогической, логопедической, методической литературы и современных образовательных программ по проблеме; у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР изучены теоретикометодологические основы формирования фонематических представлений. Данные, которые были получены, могут быть использованы для работы учителями - логопедами, педагогами, работающими с детьми, а также родителями имеющих детей с ФФНР.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В. И. Чуйкова», дошкольные группы. Экспериментальное исследование было проведено с детьми в возрасте 5-6 лет (старшая группа), имеющими заключение ЦПМПК и логопедическое заключение ФФНР, в количестве 20 человек.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение. Общий объем 104 страницы.
Проведя анализ, мы выяснили, что в современном обществе исследователями выявлен факт наличия у детей 5-6 летнего возраста отклонений в речевом развитии. Наблюдается возрастание количества таких детей в наше время. Эти дети, не владеющие звуковой стороной языка, в необходимые сроки. При наличии сохранного слуха и интеллекта дети, имеющие отклонения в речевом развитии, они не способны усвоить школьную программу. Это является следствием слабо развитого фонематического восприятия. Такие дети находятся в числе отстающих по успеваемости. У них выявляются признаки дислексии и дисграфии. Слабо развитый звукобуквенный анализ и синтез становится основной причиной. Известно, что благодаря устойчивым, четким и дифференцированным представлениям о звуковом составе слова, мы можем иметь представления об основах звукобуквенного анализа.
Создание специальной методики, после обследования
сформированности у дошкольников с ФФНР фонематических представлений, проверка методики коррекционной работы, была целью нашего исследования.
Коррекционная работа, которая была направлена на развитие фонематической и фонетической сторон речи будет успешной у детей с ФФНР, что развивает фонематическое представление.
С раннего возраста у детей происходит формирование восприятия фонетической(звуковой) структуры речи.
Нами была изучена психолого-педагогическая и логопедическая литература. Изучив ее, мы сделали вывод о том, что первые условные рефлексы на звуковые раздражители формируются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. Далее развитие функции слухового анализатора возникает на втором и третьем году жизни ребенка, что имеет взаимодействие с развитием у него второй сигнальной системы. Это характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи все более дифференцированному восприятию.
• Даже у взрослых людей наблюдается улучшение фонематического слуха и его формирование. Улучшение фонематического слуха происходит из-за совершенствования речи, которое происходит в общение с окружающими людьми.
• Дошкольникам с ФФНР свойственно нечеткость речи, плохая дикция, недостаточно развитый словарь и недостаточно развитый грамматический строй речи.
Констатирующий этап содержал в себе цель - дети с фонетикофонематическим нарушением речи могут реализовать в уме.
Базой исследования была ГБОУ школа на Юго-Востоке имени Маршала В. И. Чуйкова, дошкольные группы.
Экспериментальное исследование было проведено с детьми, имеющими заключение ЦПМПК и логопедическое заключение ФФНР, в количестве 20 человек.
Были применены тесты, которые разработались Т. Б. Филичевой и Г. В. Чирковой. Эти методики помогли нам исследовать уровень сформированности фонематических процессов у детей с ФФНР.
Несколько этапов было выделено на констатирующем этапе исследования.
I. Обследование произносительной стороны речи:
II. Обследование языкового анализа синтеза:
Исходя из результатов исследования, мы можем сказать о том, что:
• Часто у дошкольников с ФФНР наблюдается не правильное произношение, которое выражается в виде сигматизма, затем часто встречается ламбдацизм и ротоцизм, и меньше всего бывает искажения звуков;
• Дети второй группы, их количество составило 10 человек, показали несформированность фонематического восприятия которые проявляются в виде замен и не трудности дифференциации на слух названных слогов;
• У большого количества детей плохо сформирован языковой анализ и синетз. Так 70% детей показали средний уровень развития анализа и синтеза, а 30% - проявили низкий уровень сформированности языкового анализа и синтеза. Никто из дошкольников не показал высокий результат.
• дети не выделяют завершенные в смысловом отношении единицы речи, поэтому они с трудом улавливают речевой поток;
• трудно назвать правильное количество слогов в слове.
Проведя исследования, выяснилось, что у детей много отличительных ошибок. К огромному количеству таких ошибок относится ошибки языкового анализа и синтеза. Следующие, часто встречающиеся ошибки, это ошибки фонематического характера. Несформированность языкового анализа и синтеза определяется замещением букв, звуки которых похожи артикулярно или акустически.
На формирующем этапе мы поставили себе цель улучшить и развить фонематические представления с помощью игр, занятий и упражнений.
Проведя исследования и анализируя их, мной была представлена программа по развитию фонематических представлений. Система занятий была базирована на программе обучения и воспитания детей с ФФНР, представленная Филичевой Т. Е., Чиркиной Г. В. (1993).
В логопедической работе, то есть в эксперименте, были использованы несколько форм работ - индивидуальная и фронтальная.
Контрольный этап осуществлялся для анализа результатов после логопедической работы. Было проведено изучение результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФНР. Контрольный эксперимент проводился с применением тех же заданий, что и в констатирующей этап. Исследование полученных данных выявило, что:
• Большое количество звуков было исправлено, но необходима работа по их различению;
• Большинство звуков верно воспринимаются детьми, при этом наблюдается озвончение и приглушение отдельных звуков;
• Дошкольники с ФФНР правильно называют количество слогов, букв и звуков в слове, так же понимают где границы предложения.
Исходя из этого можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: формирование фонематических
представлений у детей с ФФНР оказалась успешным при целенаправленной коррекционной работе, состоящая из формирования фонематической и фонетической стороны речи.
1. Агранович, З. И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. И. Агранович. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 48 с.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александро-ва. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 48 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва: Академия,
2000. - 400 с.
4. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. - Москва: Сфера, 2000. - 361 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 90 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 400 с.
7. Бондарев, И. П. Новая методика оценки свойств внимания / И. П. Бондарев // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 127-131.
8. Буковцева, Н. И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития / Н. И. Буковцева // Практическая психология и логопедия. - 2004. - № 2 (9). - С. 47-48.
9. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика ран. развития: эмоц. предпосылки освоения яз. / Е. Н. Винарская. - Москва: Просвещение, 2007. - 210 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1996. - 416 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -
Москва: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с. .
13. Глухов, В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва: Сфера,
2001. - 298 с.
14. Добрынин, Н. Ф. О новых исследованиях внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С. 121-128.
15. Дошкольная логопедическая служба / под ред. О. А. Степановой. - Москва: Сфера, 2006. - 128 с...