ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЖ 5
1.1. Понятия: «Духовность», «Нравственность», «Духовно - нравственное воспитание» 5
1.2. Содержание духовно-нравственных ценностей 9
1.3. Духовно-нравственное воспитание школьников - приоритетное
направление деятельности образовательной организации 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ 24
2.1. Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников на
уроках ОБЖ 24
2.2. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся 40
2.3. Диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей
обучающихся 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 1 69
Актуальность исследования. На сегодняшний день современные дети большую часть своего времени проводят в стенах учебных заведений (школы, спортивные секции, дополнительное образование и т.п.). Педагоги школ обучают и воспитывают учащихся, закладывают основы духовнонравственного воспитания школьников путем непрерывной и систематической работы по разным направлениям.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс, который педагогически организован и, в котором обучающимся закладываются духовно-нравственные нормы жизни. Также при духовно-нравственном воспитании создаются такие условия, которые позволяют детям усвоить и принять культурные и духовные нравственные ценности нашей страны и ее народов, освоить базовые национальные ценности и т.д. [Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Воспитательные задачи, которые педагог ставит перед собой в процессе обучения, неотделимы от процесса духовно-нравственного развития личности. Они осуществляются с течением времени в процессе социализации, расширения ценностно-смысловой сферы личности (которая включает в себя способность человека оценивать себя и других, основываясь на традициях, моральных нормах, нравственных идеалах) [Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Именно поэтому воспитательным задачам и духовно-нравственному воспитанию в целом необходимо уделять особое внимание в учебной программе и плане внеурочной деятельности педагогов. Это и составляет актуальность педагогического исследования, которое заключается в необходимости сделать акцент на личности и её духовно-нравственном воспитании.
Проблемами духовно-нравственного воспитания занимались такие ученые как В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, В.С. Соловьёв, И.Л. Ильин, Л.Н. Толстой, и др. Также не прекращалась работа в таком направлении духовно-нравственно развития, как раскрытие сущности духовно-нравственного воспитания молодежи на основе религиозных культур народов нашей страны. В этом направлении трудились и продолжают трудиться: В.Д. Ширшов, А.И. Абед Халнл Ибрагим, Э.А. Абдулатипова, С.Ю. Дивногорцева и др. Изучение теоретических источников в области духовно-нравственного развития человека показывает, что в настоящее время накоплены и систематизированы теоретические положения, а также их апробация в современных условиях.
Таким образом, выбранная нами тема актуальна, современна, над вопросами духовно-нравственного воспитания продолжают работать ученые педагогики, психологии, философии и других наук. Это позволяет нам обозначить проблему нашего исследования.
Проблема исследования - какие формы и методы духовнонравственного воспитания необходимо использовать на уроках ОБЖ?
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Предмет исследования: методика духовно-нравственного воспитания на уроках ОБЖ.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка методики духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме.
2. Разработать методику использования методов и форм духовно - нравственного воспитания на уроках ОБЖ.
3. Разработать рекомендации для учителя ОБЖ по духовно
нравственному воспитанию на уроках ОБЖ
Методы исследования. В работе использовались:
• теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические методы исследования: технология -квест, наблюдение, диагностика, описание.
В заключении хотелось бы отметить, что работа по воспитанию и развитию духовно-нравственных ценностей очень сложная и требует очень больших усилий со стороны семьи, школы, общества и государства.
Данная работа ведется по нескольким направлениям:
• патриотическое и военно-патриотическое воспитание;
• формирование нравственных ценностей на основе базовых национальных ценностей, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития;
• изучение культуры народов Российской Федерации, их традиций и религий;
• воспитание гражданственности и др.
Над вопросами духовно-нравственного воспитания ученые педагогики, психологии, философии и других наук. На основе этого мы сформулировали проблему исследования, которая заключалась в вопросе выбора форм и методов духовно-нравственного воспитания, которые можно использовать на уроках ОБЖ. Мы пришли к выводу, что необходимо использовать как традиционные формы и методы обучения и воспитания (урок, лекция), так и нетрадиционные (игровые технологии и другие методы активного обучения), так как это позволит разнообразить духовно-нравственное обучение и развитие, сделает этот процесс увлекательным и интересным.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование методики духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОБЖ, через решение таких задач, как изучение научной и методической литературы (ее анализ показал теоретические основы проблемы исследования), рассмотрение методики использования методов и форм духовно-нравственного воспитания на уроках ОБЖ, разработка рекомендаций для учителя ОБЖ по духовно-нравственному воспитанию на уроках ОБЖ.
Итак, методами и формами для духовно-нравственного воспитания являются: словесные методы, такие как рассказ, объяснение, лекция, наглядные методы, такие как иллюстрационный и демонстрационный, практические методы, технология модульного обучения. Кроме того, нами была разработана программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для обучающихся 5-9 классов.
Нами была предложена диагностика духовно-нравственных ценностей М. Рокича, а также предложено внеурочное мероприятие по ОБЖ.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута путем решения поставленных задач, а разработанный материал может быть использован учителями ОБЖ в своей деятельности.
1. Айтуганова, С.Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. №1 (1). URL : https : //cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-samostoyatelnoy-rabotoy- obuchaemyh-s-tselyu-aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 17.04.2020).
2. Афанасьев, С.П. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто отрядных дел [Текст] : метод. пособие / С. Афанасьев, С. Коморин; Метод. центр "Вариант". - Кострома : РЦНИТ "Эврика-М", 1998. - 109 с.
3. Вальцев Сергей Витальевич Духовность как один из факторов развития
системы образования // Проблемы Науки. 2012. №8 (8). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-kak-odin-iz-faktorov-razvitiy-sistemy- obrazovaniya (дата обращения: 05.05.2020).
4. Вальцев, С. В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы Науки. - 2012. - №6 (6). - С.43-45
5. Гафнер В.В. Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» / В.В. Гафнер, В.Д. Ширшов // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 3. - С. 39-44.
6. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.
7. Дубровина, Д. А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование.- 2014. - №5 (5).
8. Иванова, И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. - 2013.- № 1 (15). - С. 105-107.
9. Кларин, М. В. Технология обучения идеал и реальность. - НПЦ «Эксперимент», Рига, 1999. -180 с.
10. Коваленко, И. Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы Науки. - 2013. - №4 (18). - С. 83-84.
11. Кукушкин, В. С. Современные педагогические технологии : нач. шк. : пособие для учителя / В. С. Кукушкин. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2004 (ЗАО Книга). - 379 с.
12. Лимонов, С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. - 2014. - №1 (1). - С. 106-110.
13. Лобанов, П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 7 (25). - С. 120-121.
14. Ломакин, А.Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. - 2014 . - № 3 (21). - С. 105-110.
15. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов / В.С. Матошина, С. А. Грудинина [и др.] // Наука техника и образование. - 2014. - № 5 (5). - С. 141-143...