ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЖ 5
1.1. Понятия: «Духовность», «Нравственность», «Духовно - нравственное воспитание» 5
1.2. Содержание духовно-нравственных ценностей 9
1.3. Духовно-нравственное воспитание школьников - приоритетное
направление деятельности образовательной организации 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ 24
2.1. Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников на
уроках ОБЖ 24
2.2. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся 40
2.3. Диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей
обучающихся 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 1 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЖ 5
1.1. Понятия: «Духовность», «Нравственность», «Духовно - нравственное воспитание» 5
1.2. Содержание духовно-нравственных ценностей 9
1.3. Духовно-нравственное воспитание школьников - приоритетное
направление деятельности образовательной организации 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ 24
2.1. Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников на
уроках ОБЖ 24
2.2. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся 40
2.3. Диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей
обучающихся 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 1 69
Актуальность исследования. На сегодняшний день современные дети большую часть своего времени проводят в стенах учебных заведений (школы, спортивные секции, дополнительное образование и т.п.). Педагоги школ обучают и воспитывают учащихся, закладывают основы духовнонравственного воспитания школьников путем непрерывной и систематической работы по разным направлениям.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс, который педагогически организован и, в котором обучающимся закладываются духовно-нравственные нормы жизни. Также при духовно-нравственном воспитании создаются такие условия, которые позволяют детям усвоить и принять культурные и духовные нравственные ценности нашей страны и ее народов, освоить базовые национальные ценности и т.д. [Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Воспитательные задачи, которые педагог ставит перед собой в процессе обучения, неотделимы от процесса духовно-нравственного развития личности. Они осуществляются с течением времени в процессе социализации, расширения ценностно-смысловой сферы личности (которая включает в себя способность человека оценивать себя и других, основываясь на традициях, моральных нормах, нравственных идеалах) [Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Именно поэтому воспитательным задачам и духовно-нравственному воспитанию в целом необходимо уделять особое внимание в учебной программе и плане внеурочной деятельности педагогов. Это и составляет актуальность педагогического исследования, которое заключается в необходимости сделать акцент на личности и её духовно-нравственном воспитании.
Проблемами духовно-нравственного воспитания занимались такие ученые как В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, В.С. Соловьёв, И.Л. Ильин, Л.Н. Толстой, и др. Также не прекращалась работа в таком направлении духовно-нравственно развития, как раскрытие сущности духовно-нравственного воспитания молодежи на основе религиозных культур народов нашей страны. В этом направлении трудились и продолжают трудиться: В.Д. Ширшов, А.И. Абед Халнл Ибрагим, Э.А. Абдулатипова, С.Ю. Дивногорцева и др. Изучение теоретических источников в области духовно-нравственного развития человека показывает, что в настоящее время накоплены и систематизированы теоретические положения, а также их апробация в современных условиях.
Таким образом, выбранная нами тема актуальна, современна, над вопросами духовно-нравственного воспитания продолжают работать ученые педагогики, психологии, философии и других наук. Это позволяет нам обозначить проблему нашего исследования.
Проблема исследования - какие формы и методы духовнонравственного воспитания необходимо использовать на уроках ОБЖ?
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Предмет исследования: методика духовно-нравственного воспитания на уроках ОБЖ.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка методики духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме.
2. Разработать методику использования методов и форм духовно - нравственного воспитания на уроках ОБЖ.
3. Разработать рекомендации для учителя ОБЖ по духовно
нравственному воспитанию на уроках ОБЖ
Методы исследования. В работе использовались:
• теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические методы исследования: технология -квест, наблюдение, диагностика, описание.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс, который педагогически организован и, в котором обучающимся закладываются духовно-нравственные нормы жизни. Также при духовно-нравственном воспитании создаются такие условия, которые позволяют детям усвоить и принять культурные и духовные нравственные ценности нашей страны и ее народов, освоить базовые национальные ценности и т.д. [Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Воспитательные задачи, которые педагог ставит перед собой в процессе обучения, неотделимы от процесса духовно-нравственного развития личности. Они осуществляются с течением времени в процессе социализации, расширения ценностно-смысловой сферы личности (которая включает в себя способность человека оценивать себя и других, основываясь на традициях, моральных нормах, нравственных идеалах) [Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Именно поэтому воспитательным задачам и духовно-нравственному воспитанию в целом необходимо уделять особое внимание в учебной программе и плане внеурочной деятельности педагогов. Это и составляет актуальность педагогического исследования, которое заключается в необходимости сделать акцент на личности и её духовно-нравственном воспитании.
Проблемами духовно-нравственного воспитания занимались такие ученые как В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, В.С. Соловьёв, И.Л. Ильин, Л.Н. Толстой, и др. Также не прекращалась работа в таком направлении духовно-нравственно развития, как раскрытие сущности духовно-нравственного воспитания молодежи на основе религиозных культур народов нашей страны. В этом направлении трудились и продолжают трудиться: В.Д. Ширшов, А.И. Абед Халнл Ибрагим, Э.А. Абдулатипова, С.Ю. Дивногорцева и др. Изучение теоретических источников в области духовно-нравственного развития человека показывает, что в настоящее время накоплены и систематизированы теоретические положения, а также их апробация в современных условиях.
Таким образом, выбранная нами тема актуальна, современна, над вопросами духовно-нравственного воспитания продолжают работать ученые педагогики, психологии, философии и других наук. Это позволяет нам обозначить проблему нашего исследования.
Проблема исследования - какие формы и методы духовнонравственного воспитания необходимо использовать на уроках ОБЖ?
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Предмет исследования: методика духовно-нравственного воспитания на уроках ОБЖ.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка методики духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме.
2. Разработать методику использования методов и форм духовно - нравственного воспитания на уроках ОБЖ.
3. Разработать рекомендации для учителя ОБЖ по духовно
нравственному воспитанию на уроках ОБЖ
Методы исследования. В работе использовались:
• теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические методы исследования: технология -квест, наблюдение, диагностика, описание.
В заключении хотелось бы отметить, что работа по воспитанию и развитию духовно-нравственных ценностей очень сложная и требует очень больших усилий со стороны семьи, школы, общества и государства.
Данная работа ведется по нескольким направлениям:
• патриотическое и военно-патриотическое воспитание;
• формирование нравственных ценностей на основе базовых национальных ценностей, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития;
• изучение культуры народов Российской Федерации, их традиций и религий;
• воспитание гражданственности и др.
Над вопросами духовно-нравственного воспитания ученые педагогики, психологии, философии и других наук. На основе этого мы сформулировали проблему исследования, которая заключалась в вопросе выбора форм и методов духовно-нравственного воспитания, которые можно использовать на уроках ОБЖ. Мы пришли к выводу, что необходимо использовать как традиционные формы и методы обучения и воспитания (урок, лекция), так и нетрадиционные (игровые технологии и другие методы активного обучения), так как это позволит разнообразить духовно-нравственное обучение и развитие, сделает этот процесс увлекательным и интересным.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование методики духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОБЖ, через решение таких задач, как изучение научной и методической литературы (ее анализ показал теоретические основы проблемы исследования), рассмотрение методики использования методов и форм духовно-нравственного воспитания на уроках ОБЖ, разработка рекомендаций для учителя ОБЖ по духовно-нравственному воспитанию на уроках ОБЖ.
Итак, методами и формами для духовно-нравственного воспитания являются: словесные методы, такие как рассказ, объяснение, лекция, наглядные методы, такие как иллюстрационный и демонстрационный, практические методы, технология модульного обучения. Кроме того, нами была разработана программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для обучающихся 5-9 классов.
Нами была предложена диагностика духовно-нравственных ценностей М. Рокича, а также предложено внеурочное мероприятие по ОБЖ.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута путем решения поставленных задач, а разработанный материал может быть использован учителями ОБЖ в своей деятельности.
Данная работа ведется по нескольким направлениям:
• патриотическое и военно-патриотическое воспитание;
• формирование нравственных ценностей на основе базовых национальных ценностей, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития;
• изучение культуры народов Российской Федерации, их традиций и религий;
• воспитание гражданственности и др.
Над вопросами духовно-нравственного воспитания ученые педагогики, психологии, философии и других наук. На основе этого мы сформулировали проблему исследования, которая заключалась в вопросе выбора форм и методов духовно-нравственного воспитания, которые можно использовать на уроках ОБЖ. Мы пришли к выводу, что необходимо использовать как традиционные формы и методы обучения и воспитания (урок, лекция), так и нетрадиционные (игровые технологии и другие методы активного обучения), так как это позволит разнообразить духовно-нравственное обучение и развитие, сделает этот процесс увлекательным и интересным.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование методики духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОБЖ, через решение таких задач, как изучение научной и методической литературы (ее анализ показал теоретические основы проблемы исследования), рассмотрение методики использования методов и форм духовно-нравственного воспитания на уроках ОБЖ, разработка рекомендаций для учителя ОБЖ по духовно-нравственному воспитанию на уроках ОБЖ.
Итак, методами и формами для духовно-нравственного воспитания являются: словесные методы, такие как рассказ, объяснение, лекция, наглядные методы, такие как иллюстрационный и демонстрационный, практические методы, технология модульного обучения. Кроме того, нами была разработана программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для обучающихся 5-9 классов.
Нами была предложена диагностика духовно-нравственных ценностей М. Рокича, а также предложено внеурочное мероприятие по ОБЖ.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута путем решения поставленных задач, а разработанный материал может быть использован учителями ОБЖ в своей деятельности.
Подобные работы
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Формирование установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание ценностного отношения обучающихся здоровому образу жизни на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни на уроках ОБЖ (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Сторителлинг на уроках обществознания в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Военно-спортивные игры в патриотическом воспитании
школьников
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





