Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя дошкольного образовательного учреждения по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №93815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы155
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 12
1.3 Характеристика состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Принципы, организация и методика исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 31
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы логопеда и воспитателя
в ДОУ по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 31
3.2. Содержание работы логопеда по коррекции фонетико-фонематического
недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 47
3.3. Работа воспитателя по коррекции фонетико-фонематического
недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 58
3.4. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 137

Дизартрия является нарушением произношения стороны речи из-за отсутствия иннервации речевого аппарата. Основным дефектом дизартрии является нарушение звуковоспроизводящей и просодической стороны речи, связанное с повреждением центральной нервной системы. [3]
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема псевдобульбарной дизартрии интенсивно развивается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.
В детских поликлиниках лечат школьников с дисграфией, посещавших группы с ФФНР. Поэтому вопрос повышения эффективности логопеда остается актуальным, и нам кажется, что одним из резервов является более тесная связь между логопедом, учителем и родителями.
Важность этой связи указана авторами М. Ф. Фомичева, Н. Л. Крылова, Ю. Ф. Гаркуша, Н. Я. Ларионова, Т. А. Ткаченко. Но можно частично использовать рекомендации для группы с ФФНР, потому что их работа направлена на преодоление общего недоразвития речи. [45]
Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей. Соответственно, проблема предотвращения и преодоления школьной дезадаптации возникает у этой категории детей, что проявляется в низкой успеваемости и трудностях в отношениях с окружающими.
Характерной чертой псевдобульбарной дизартрии является нарушение устной речи, что проявляется нарушениями фонетической стороны речи (нечеткое произношение звука, расплывчатая речь, в некоторых случаях сопровождающаяся назализацией, различными фононными и просодическими нарушениями), структурой слога слова, анализ звукового слова, грамматическая структура.
Большое значение при решении проблемы псевдобульбарной дизартрии имеет сложность коррекции, которая предполагает сложный характер и длительное время воздействия.
Объект исследования - взаимодействие в работе логопеда и воспитателя ДОУ по коррекции ФФНР у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - определение направлений и содержания совместной работы логопеда и воспитателя ДОУ по коррекции ФФНР у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать работу взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в ДОУ по коррекции ФФНР у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, проверить ее эффективность в системе коррекции ФФНР у этих детей.
Задачи исследования:
• рассмотреть развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме;
• дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией;
• провести констатирующий эксперимент;
• представить теоретическое обоснование и принципы работы логопеда и воспитателя в ДОУ по коррекции ФФНР у дошкольников с псевдобульбарной дизартрии;
• определить содержание работы логопеда и воспитателя по коррекции ФФНР у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической, методической литературы;
• обобщенный анализ изученной литературы;
• изучение документации учреждения;
• педагогический эксперимент.
База исследования: МАДОУ Детский сад № 21 «Сказка»
Структура ВКР: Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ребёнок растёт, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается и так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Речь - одна из центральных, важнейших психических функций: «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Речь имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и его общее развитие. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Исследование показало, что в детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.
Одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. У детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково. Нарушение фонетико­фонематической стороны речи причина нарушения всех речевых систем. Так основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей с дизартрией является нарушение дифференциации всех фонем. У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому им необходима помощь специалиста - логопеда.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.
Важно тщательно и всесторонне обследовать каждого ребёнка, поступающего в логопедическую группу, что способствует наиболее точному определению уровня развития речевых и неречевых функций ребенка. Результаты обследования позволяют получить точные представления о вербальном и невербальном развитии детей, уточнить заключение об их речевом статусе, а также обосновать и разработать индивидуальную коррекционную программу для каждого ребёнка.
При обследовании детей получились разные результаты, но логопедическое заключение данных детей - ФФНР, псевдобульбарная дизартрия. Нарушения в развитии у детей с ФФНР, стёртая форма дизартрии вызывают затруднения в овладении программным материалом.
Таким образом, что речевые и неречевые функции у всех детей сформированы по - разному. После чего составляется логопедическая работа с каждым ребёнком. Всем обследуемым детям действительно необходима помощь Хлогопеда, воспитателя и других специалистов. Из этого следует, что цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Коррекционная работа показала эффективность методов, о чем свидетельствуют данные контрольного эксперимента.
Для детей с данным логопедическим заключением была апробирована методика Т. Д.Филичевой и Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Результаты контрольной и экспериментальной группы различны. Динамика развития присутствовала у обоих групп но результаты разные. Экспериментальная группа набрала более высокий средний балл после проведенной логопедической работы, чем контрольная.
При данном дефекте встречаются большие трудности в период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие логопедическое заключение: ФФНР, псевдобульбарная дизартрия, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Данная проблема исследована. Доказано, что динамика после коррекционной работы заметна. Надеемся, что данные методы будут использованы в работе с детьми и далее. Знания, приобретённые на занятиях, должны активно использоваться в повседневном общении.
Таким образом, логопедическая работа с детьми с данным логопедическим заключением важна, нужна и необходима.


1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 143 с.
2. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. - Москва : Просвещение, 1981. - 332 с.
3. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - Москва : Просвещение, 1947. - 87 с.
4. Богомолова , А. И. Нарушение звукопроизношения у детей / А. И. Богомолова. - Москва : Просвещение, 1999. - 187 с.
5. Борякова, Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева. - Москва : Просвещение, 1994. - 212 с.
6. Битова, А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы / А. Л. Битова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: науч.-практ. сб. - Москва : Центр лечебной педагогики, 1999. - 123 с.
7. Гвоздев, А. Н. Изучение детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : АПН РСФСР, 1961. - 389 с.
8. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг. - Чебоксары : [б. и.], 1980. - 215 с.
9. Дедюхина, Г. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком / Г. В. Дедюхина, Е. В. Кириллова. - Москва : Техинформ - МАИ, 1997. - 88 с.
10. Диагностика и коррекция речевых нарушений / под ред. М. Г. Храковской. - Санкт-Петербург : ЮПУНД, 1997. - 297 с.
11. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1986. - 352 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1985. -185 с.
13. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Просвещение, 1958. - 193 с.
14. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребёнка / А. В. Запорожец. - Москва : Просвещение, 1986. -179 с.
15. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений /
A. В. Запорожец. - Москва : Просвещение, 1960. - 132 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ