«Новеллистика П. Мериме: методика анализа и изучения в школе»
|
Введение 3
Глава 1. Жанр психологической новеллы в творчестве П. Мериме
9
1.1. История жанра новеллы в трудах зарубежных и отечественных исследователей 9
1.2. Становление психологической новеллы в прозе П. Мериме 17
1.3. Развитие психологического сюжета в новеллах «Этрусская ваза» и «Души
чистилища» 22
Глава 2. Образы жизни современников в новеллистике П. Мериме
35
1.1 Исследование психологии «экзотических» героев в новелле
«Коломба»
35
1.2 Приемы типизации в эллипсной новелле «Венера Илльская»
39
1.3 Конспект урока в 9 классе по новелле «Этрусская ваза» 47
Заключение 58
Список литературы 60
Глава 1. Жанр психологической новеллы в творчестве П. Мериме
9
1.1. История жанра новеллы в трудах зарубежных и отечественных исследователей 9
1.2. Становление психологической новеллы в прозе П. Мериме 17
1.3. Развитие психологического сюжета в новеллах «Этрусская ваза» и «Души
чистилища» 22
Глава 2. Образы жизни современников в новеллистике П. Мериме
35
1.1 Исследование психологии «экзотических» героев в новелле
«Коломба»
35
1.2 Приемы типизации в эллипсной новелле «Венера Илльская»
39
1.3 Конспект урока в 9 классе по новелле «Этрусская ваза» 47
Заключение 58
Список литературы 60
В условиях постоянно развивающегося общества и обновляемых стандартов образования регулярно меняются требования к учащимся школ. По современным требованиям ученики должны не только усвоить базовые знания и навыки, но и уметь самостоятельно получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью различных средств обучения. Школа ставит перед собой цель сформировать личность, которая в будущем сможет не только действовать по заученным алгоритмам, но и будет способна обновлять свою систему знаний на протяжении всего жизненного пути. Еще в средней школе должно формироваться качество, которое в будущем будет необходимо ученику как в роли студента высшего учебного заведения, так и в роли специалиста подбирать нужную информацию, искать способы решения проблем посредством своих собственных умственных сил.
Этими переменами обусловлена и необходимость изучения малой прозы на уроках литературы. Именно малые жанры могут помочь формированию умения понимать художественную концепцию человека и мира, развить навык сопоставления несколько произведений одного или нескольких писателей. В ходе изучения произведений малых жанров ученики могут успешно научиться выявлять авторскую позицию и формулировать собственное мнение о тенденциях отечественной и зарубежной литературы. Одним из жанров малой прозы с образовательным и воспитательным потенциалом как раз является новелла, удобная для изучения в школе и неоднократно привлекающая внимание составителей школьной программы. Мы предприняли обзор нескольких школьных учебников по литературе (V, VII, IX классы) и методических рекомендаций, которые предлагаются для анализа произведений малой прозы.
Начнем с учебника по литературе для 5 класса под редакцией Б.А. Ланина. В разделе «Из русской литературы XX века» для изучения ученикам предложена сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», раздел «Из русской литературы XIX - XX века» В. Г. Короленко «Слепой музыкант», С. П. Алексеев «История крепостного мальчика» и В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Методика анализа предоставлена следующим образом:
1. Чтение рассказа;
2. Пояснение новых или незнакомых слов;
3. Размышление о прочитанном, то есть ученики отвечают на вопросы после текста.
В учебнике для 7 класса под редакицей Б. А. Ланина в разделе «Литература XX века» малая проза представлена новеллой П. Мериме «Матео Фальконе» и рассказом И. С. Лескова «Человек на часах». В данном учебнике появляется раздел «Литература рубежа XIX - XX века», который состоит из рассказов А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», А. И. Куприн «Чудесный доктор», В. М. Шукшин «Чудик».
В методику анализа добавился один пункт.
1. Чтение текста;
2. Пояснение новых или незнакомых слов;
3. Размышление о прочитанном, то есть ученик отвечает на вопросы после текста;
4. Чтение исторической справки о создании произведения и его влиянии на культуру.
В учебнике 9 класса под редакцией Б. А. Ланина для изучения предложены всего два рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и «О любви». Меняется структура анализа произведения...
Этими переменами обусловлена и необходимость изучения малой прозы на уроках литературы. Именно малые жанры могут помочь формированию умения понимать художественную концепцию человека и мира, развить навык сопоставления несколько произведений одного или нескольких писателей. В ходе изучения произведений малых жанров ученики могут успешно научиться выявлять авторскую позицию и формулировать собственное мнение о тенденциях отечественной и зарубежной литературы. Одним из жанров малой прозы с образовательным и воспитательным потенциалом как раз является новелла, удобная для изучения в школе и неоднократно привлекающая внимание составителей школьной программы. Мы предприняли обзор нескольких школьных учебников по литературе (V, VII, IX классы) и методических рекомендаций, которые предлагаются для анализа произведений малой прозы.
Начнем с учебника по литературе для 5 класса под редакцией Б.А. Ланина. В разделе «Из русской литературы XX века» для изучения ученикам предложена сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», раздел «Из русской литературы XIX - XX века» В. Г. Короленко «Слепой музыкант», С. П. Алексеев «История крепостного мальчика» и В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Методика анализа предоставлена следующим образом:
1. Чтение рассказа;
2. Пояснение новых или незнакомых слов;
3. Размышление о прочитанном, то есть ученики отвечают на вопросы после текста.
В учебнике для 7 класса под редакицей Б. А. Ланина в разделе «Литература XX века» малая проза представлена новеллой П. Мериме «Матео Фальконе» и рассказом И. С. Лескова «Человек на часах». В данном учебнике появляется раздел «Литература рубежа XIX - XX века», который состоит из рассказов А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», А. И. Куприн «Чудесный доктор», В. М. Шукшин «Чудик».
В методику анализа добавился один пункт.
1. Чтение текста;
2. Пояснение новых или незнакомых слов;
3. Размышление о прочитанном, то есть ученик отвечает на вопросы после текста;
4. Чтение исторической справки о создании произведения и его влиянии на культуру.
В учебнике 9 класса под редакцией Б. А. Ланина для изучения предложены всего два рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и «О любви». Меняется структура анализа произведения...
На основании проведенного нами исследования мы можем прийти к выводу, что новелла как жанр малой прозы очень важна в историко-литературном процессе. Важную роль играет правильная подача изучения этого материала в школе, то есть подход с воспитательной и познавательной точек зрения, выделяя психологическую новеллу как отдельную категорию и отдельную тему для возможных внеклассных занятий, на пример, по изучению новеллистики Проспера Мериме.
Цель психологического анализа в новеллах Мериме заключается в раскрытии тех общественных причин, которыми порождены переживания героев. Мериме - новеллист осуществил примечательные, имевшие значительный историко-литературный отзвук открытия. В своих повествованиях он передает события не как сторонний наблюдатель, не точки зрения далекой перспективы, но изнутри, исследуя самую сущность «неслыханного происшествия», изучая банальную повседневность и ее влияние на характер героев.
В отличие от романтической новеллы, Мериме уходит от пространных описаний эмоций, редко прибегает к приему внутреннего монолога. Для писателя гораздо важнее сосредоточить внимание на жестах и поступках героев, на повторяемости их действий, реакций, на формировании типичности в поведении. Вместе с тем, проникновение в психологию героев сопряжено и с вниманием к развитию действия: автор стремится максимально лаконично и выразительно мотивировать это развитие характеров, показать это в стремительном развитии сюжета, сообщая ему внутреннюю напряженность.
Композиция новелл Мериме всегда тщательно продумана и взвешена. В своих новеллах писатель, как правило, не ограничивается изображениями кульминационного момента в движении конфликта. Он охотно воспроизводит его предысторию, набрасывает сжатые, но насыщенные жизненным материалом характеристики своих героев.
Очевидна польза в школьном изучении зарубежной прозы и конкретно — новеллы на примере творчества П. Мериме. Пытаясь исследовать психологическую прозу, ученики знакомятся с разными типажами героев, с многообразием жизненных ситуаций, приобретают возможность сравнить персонажей отечественной и зарубежной литературы и, таким образом, развивают навык чтения художественного произведения, углубляют опыт интерпретирования и анализа текста.
Индивидуальный подход к изучению новеллистики в школе определяется как необходимостью познания культуры родной страны, так и возможностью воспитать в учащемся умение ориентироваться в способах выражения авторской мысли, понимание процесса влияния истории на мировоззрение писателя, на его художественную концепцию человека и мира.
Цель психологического анализа в новеллах Мериме заключается в раскрытии тех общественных причин, которыми порождены переживания героев. Мериме - новеллист осуществил примечательные, имевшие значительный историко-литературный отзвук открытия. В своих повествованиях он передает события не как сторонний наблюдатель, не точки зрения далекой перспективы, но изнутри, исследуя самую сущность «неслыханного происшествия», изучая банальную повседневность и ее влияние на характер героев.
В отличие от романтической новеллы, Мериме уходит от пространных описаний эмоций, редко прибегает к приему внутреннего монолога. Для писателя гораздо важнее сосредоточить внимание на жестах и поступках героев, на повторяемости их действий, реакций, на формировании типичности в поведении. Вместе с тем, проникновение в психологию героев сопряжено и с вниманием к развитию действия: автор стремится максимально лаконично и выразительно мотивировать это развитие характеров, показать это в стремительном развитии сюжета, сообщая ему внутреннюю напряженность.
Композиция новелл Мериме всегда тщательно продумана и взвешена. В своих новеллах писатель, как правило, не ограничивается изображениями кульминационного момента в движении конфликта. Он охотно воспроизводит его предысторию, набрасывает сжатые, но насыщенные жизненным материалом характеристики своих героев.
Очевидна польза в школьном изучении зарубежной прозы и конкретно — новеллы на примере творчества П. Мериме. Пытаясь исследовать психологическую прозу, ученики знакомятся с разными типажами героев, с многообразием жизненных ситуаций, приобретают возможность сравнить персонажей отечественной и зарубежной литературы и, таким образом, развивают навык чтения художественного произведения, углубляют опыт интерпретирования и анализа текста.
Индивидуальный подход к изучению новеллистики в школе определяется как необходимостью познания культуры родной страны, так и возможностью воспитать в учащемся умение ориентироваться в способах выражения авторской мысли, понимание процесса влияния истории на мировоззрение писателя, на его художественную концепцию человека и мира.
Подобные работы
- «Изучение новеллистики Ги де Мопассана в школе»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





