ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ 6
1.1. Нормативно - правовые акты, обеспечивающие безопасность на
транспорте 6
1.2. Классификация транспортных средств 10
1.3. Виды опасностей, встречающиеся на транспорте, общие правила безопасного поведения на транспорте и профилактика безопасного
поведения 16
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА
ТРАНСПОРТЕ 27
2.1. Анализ учебных программ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и методик обучения безопасному поведению на
транспорте 27
2.2. Разработка современной методики обучения безопасному поведению на
транспорте, с учетом возрастных особенностей обучающихся 37
2.3. Оценка, использования современной методики обучения безопасному
поведению на транспорте 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Современный человек треть своей жизни проводит в транспорте как общественном, так и в личном, поэтому люди стали воспринимать транспорт как обыденное явление. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате автомобильных, железнодорожных и авиационных катастроф, кораблекрушений .
Например, в Российской Федерации аварий с участием автобусов с января по декабрь 2018 года произошло 5,8 тысяч, что на 3,7 % больше чем в тот же период 2017 года. С участием трамваев с января по декабрь 2018 года произошло 179 аварий, что на 34,6 % больше чем в тот же период 2017 года. Аварий с троллейбусами произошло на 5,3% меньше (231 случай) чем за 2017 год и составил 243 случай [7,34].
В тот же период 2018 года в стране произошло 168 тысяч дорожнотранспортных происшествий с пострадавшими. Из них каждое девятое дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом [7].
Современные средства передвижения (морские корабли, речные пароходы, самолеты, железнодорожные поезда, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро и др.) постоянно совершенствуются, их скорости увеличиваются. Такая тенденция представляет повышенную опасность для пассажиров.
Учитывая то обстоятельство, что транспорт представляет техническое средство с реальными поражающими факторами, каждый из нас способен попасть в неприятные ситуации связанные с небезопасным поведением на транспорте. Но только немногие люди задумываются и представляют, какую реальную опасность может нести транспорт и с какими сложностями в эксплуатации может столкнуться пассажир в повседневной жизни.
Главная проблема в таких случаях заключается в том, что многие люди, в том числе и дети совершенно не подготовлены к безопасным действиям на транспорте. Это возникает вследствие низкого качества знаний у детей данной темы, так как на изучение безопасного поведения на транспорте отводится мало учебного времени в рамках предмета основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Особая роль в решении данной проблемы отводится именно на предмет ОБЖ и работу учителя, который сможет систематизировать и подготовить ребят к реально складывающимся проблемам безопасности на транспорте. Поэтому для того чтобы подготовить детей к безопасному поведению на транспорте необходимо уделять большее внимание обучению безопасному поведению на транспорте, что позволит избежать или сократить количество жертв.
Поэтому для того, чтобы пассажиры при передвижении на транспорте не получили травмы различной степени тяжести, и аварии не заканчивались летальным исходом, необходимо реализовывать и проводить обучение людей безопасному поведению на транспорте. Для этого реализованы и предусмотрены нормативно- правовые акты, различные программы обучения и федеральные государственные образовательные стандарты, в рамках которых необходимо проводить профилактические мероприятия, с целью предотвращения опасных ситуаций на транспорте.
Профилактические мероприятия должны проходить не только в образовательной организации в рамках образовательного процесса, а именно на уроках основ безопасности жизнедеятельности, но и на государственном уровне, ведь данная проблема с каждым годом обостряется, непрерывно растет, а так, же становится все более сложной и тяжело решаемой.
Поэтому перед государством и образовательными организациями остро стоит необходимость разрабатывать эффективные, современные методики, методы и формы обучения и воспитания безопасному поведению на транспорте обучающихся с самого раннего возраста. Необходимо постоянно обновлять и прорабатывать правила безопасного поведения на транспорте и разрабатывать современные познавательные учебные пособия для разных возрастных категорий граждан. Здесь особая роль принадлежит предмету основы безопасности жизнедеятельности, который направлен на формирование безопасного образа жизни, в том числе и формирование знаний, навыков и умений по правилам безопасного поведения на транспорте.
Объект исследования - процесс обучения безопасному поведению на транспорте в рамках предмета основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования - методика проведения занятия по безопасному поведению на транспорте.
Цель исследования - разработка современной методики обучения детей безопасному поведению на транспорте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы безопасного поведения на транспорте;
2. проанализировать программы и методики обучения «безопасного поведения на транспорте» по предмету основ безопасности жизнедеятельности;
3. разработать современную методику обучения безопасному поведению на транспорте.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время транспорт является неотъемлемой частью жизни современного человека, каждый из нас хоть раз пользовался услугами городского транспорта, потому изученная и рассмотренная информация в теоретической части важна для каждого человека.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы теоретическая часть посвящена основным нормативно-правовым актам, необходимым учителю основ безопасности жизнедеятельности для организации и введения образовательного процесса в образовательной организации при изучении правил безопасного поведения на транспорте.
Транспорт - это источник повышенной опасности. В наше время очень много людей пользуются различными видами транспорта, но не все осознают всю опасность какого-либо средства передвижения. Печальная статистика настораживает не только взрослых, но и детей. Следует помнить, что от соблюдения правил безопасности и внимательности к своему здоровью, зависит наша дальнейшая жизнь.
Поэтому были выделены основные виды транспортных средств, подразделяющаяся на городской и междугородний вид транспорта, также выделены опасности и поражающие факторы, встречающиеся на транспорте не только у взрослых людей, но и у школьников. Поэтому для изучения или закрепления были сформулированы общие правила поведения на транспорте, а для того чтобы люди травмировались в меньшей степени при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций на транспорте, была выделены опасные и безопасные места в общественном транспорте.
Самым важным пунктом в изучении вопроса правил безопасного поведения на транспорте, стоит профилактика безопасного поведения на транспорте, которую необходимо реализовывать на всех ступенях образования непрерывно и систематически.
Большую роль в формировании безопасного поведения на транспорте у школьников играет процесс обучения в школе, поэтому в практической части выпускной квалификационной работы были проанализированы все учебные программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», даны рекомендации по улучшению и систематизации программ учебного предмета.
Так же была разработана современная методика обучения безопасному поведению на транспорте, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Были прописаны формы внеклассной работы и методы обучения безопасному поведению на транспорте, на всех ступенях образования (5 -11 класы).
Во второй главе дан анализ современной выбранной и разработанной методики (кейс - стади) по обучению безопасному поведению на транспорте для 5 класса, так же был разработано тестирование по проверке знаний у обучающихся и по проверке эффективности выбранной методики.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, а цель нашей работы достигнута.