ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ВТОРОГО УРОВНЯ 8
1.1. Закономерности становления и развития предикативного словаря у
дошкольников с нормативным развитием 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи второго уровня 12
1.3. Характеристика предикативного словаря у дошкольников с общим
недоразвитием речи второго уровня 18
1.4. Использование игровой деятельности в логопедической работе с
дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ВТОРОГО УРОВНЯ 27
2.1. Цель, методология и организация констатирующего исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ВТОРОГО УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня 41
3.2. Содержание логопедической работы по формированию предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня с
использованием игровой
деятельности 44
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению детей с речевыми патологиями. При этом, у дошкольников нарушаются фонетические, лексические и грамматические компоненты речи. Многие из детей имеют нарушение всех компонентов, называющееся общим недоразвитием речи (далее ОНР). Лексика играет большую роль в развитии речи ребенка, по мнению Л. С. Выготского значение слова является «единицей речевого мышления» [13].
Проблемой изучения ОНР занимались такие ученые как Р. Е. Левина [30], Г. А. Каше, Т. Б. Филичева [60], Т. В. Тумнова [55], Л. Ф. Спирова [53] и др.
Предикативная лексика является одной из важнейших частей в построении любого высказывания. Так же Л. С. Выготский отмечает, что внутренняя речь человека предикативна. Глагол является основой фразы, он помогает в развитии внутренней речи, а ее формирование развивает мышление и экспрессивную речь. Внутренняя речь занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием [14].
У дошкольников с ОНР, имеется недоразвитие или нарушение всех компонентов речи, поэтому нарушается и использование лексического словаря, большие трудности вызывают именно проблемы в освоении глагольных конструкций [45].
Изучением предикативного словаря у дошкольников занимались такие авторы как: А. Н. Гвоздев [18], С. Н. Цейтлин [66], Т. В. Туманова [54], А. М. Бородич [12] и др.
В соответствии с концепцией В. В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи» [9].
Чтобы ребенок мог овладеть связной речью, ему необходимо накопить достаточно широкий предикативный словарь. Наиболее эффективно это происходит в дошкольном возрасте, через игровую деятельность. Именно данный период необходимо использовать для коррекционной работы. Так же на сегодняшний день нет единой методики работы по формированию предикативного словаря у дошкольников с ОНР II уровня, поэтому данная проблема является особо актуальной.
Объект исследования: предикативный словарь дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня; игровая деятельность.
Предмет исследования: содержание работы по формированию предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня с использованием игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать разработать и апробировать содержание логопедической работы направленной на формирование предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и научнометодическую литературу по данной проблеме, охарактеризовать специфику формирования предикативного словаря у дошкольников с нормативным и нарушенным развитием.
2. Исследовать уровень сформированности предикативного словаря и игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня.
3. Разработать содержание логопедической работы по формированию предикативного словаря с использованием игровой деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня и проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что у дошкольников с ОНР II уровня наблюдаются особенности формирования предикативного словаря:
-бедность и недостаточный его объем;
-большое количество аграмматизмов;
-недостаточный навык словообразования и словоизменения;
-ошибки при использовании синонимов и антонимов и др.
Данные особенности помогут разработать содержание логопедической работы по преодолению выявленных трудностей у дошкольников с ОНР II уровня и будут способствовать полноценному развитию речи.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами в работе использовались следующие методы исследования:
Методы исследования:
1. теоретический (изучение литературы по теме исследования);
2. эмперический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение, беседа);
3. количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическая основа исследования:
-единство мышления и речи (Л. С. Выготский [13], А. Н. Леонтьев [3]);
-представления о закономерностях речевого онтогенеза (А. Н. Гвоздев [18]);
-системность языка (А. Р. Лурия [36], Л. С. Выготский[15]);
-этапы формирования речи (Н. И. Жинкин [20], Е. Н. Винарская, Д. Б. Эльконин [71]);
-исследование механизмов формирования предикативной лексики (А. Р. Лурия [36], А. М. Шахнарович, Н. И. Жинкин [20]);
-концепция игровой деятельности, ролевая игра (В. Р. Краснощекова [25], Д. П. Менджерицкая [42]).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 511, г. Екатеринбург. Контингент испытуемых представлен дошкольниками с ОНР II уровня в количестве 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Проблемой изучения ОНР занимались такие ученые как Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Т. В. Тумнова, Л. Ф. Спирова и др.
Изучением предикативного словаря у дошкольников занимались: А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин, Т. В. Туманова, А. М. Бородич и др.
У детей с ОНР наблюдаются системные нарушения речи. Речь начинается более поздно (первые слова к 3-4г), аграмматична, фонетически не оформлена и малопонятна. Слабая речевая активность. Словарный запас скудный и отстает от возрастной нормы. У детей с ОНР нарушается различение звуков на слух, произношение, в недостаточном объеме происходит овладение системой морфем, недоразвита связная речь, с трудом усваивается навык словообразования и словоизменения. У детей с ОНР снижена память и возникают трудности в запоминании.
Учеными отмечается, что у данной категории детей имеется: расхождение объема активного и пассивного словаря, скудость словарного запаса; неточное употреблении слов (вербальные парафазии, трудность в объяснении значения), недостаточная сформированность семантических полей.
Таким образом, формирование предикативного словаря у дошкольников с ОНР II уровня является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование разработка и апробирование содержания логопедической работы направленной на формирование предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня.
Для выявления уровня сформированности предикативного словаря у дошкольников с ОНР II уровня были использованы методические разработки Е. Ф. Архиповой, Г. А. Волковой [11], Н. С. Жуковой, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой.
С помощью методик вышеуказанных авторов был составлен план исследования предикативного словаря у дошкольников с ОНР II уровня. (обследование пассивного предикативного словаря, обследование активного предикативного словаря, обследование семантической структуры слова и лексической системности), так же для изучения предикативного словаря дошкольникам с ОНР II уровня было предложено сыграть в сюжетноролевую игру «магазин», в которой был оценен уровень их предикативного словаря, а так же отмечено, как они используют и подбирают в своей речи глаголы и прилагательные.
Данное исследование проводилось с марта - июнь 2018г.
При исследовании предикативного словаря, было установлено, что пассивный словарь приближен к возрастным нормам, но развит недостаточно, активный словарь находится на среднем и ниже среднего уровне развития. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Речь детей не насыщена разнообразными глаголами; подбор и называние близких слов-действий у детей находится на низком уровне. Дети с трудом подбирают нужные слова-действия, большинство заменяет названия действий словами близкими по ситуации и внешним признакам.
Полученные нами данные наблюдений за речью дошкольников позволяют говорить о стойкости имеющихся нарушений и о трудности их самостоятельного преодоления дошкольниками с ОНР II уровня. Это помогает спланировать содержание логопедической работы по формированию предикативной словаря с использованием игровой деятельности.
Содержание шло по следующим направлениям:
1) Обогащение объема словаря (активного и пассивного)
2) Уточнение и формирование структуры значения слова
3) Активизация предикативного словаря
4) Развитие лексики и семантических полей
5) Развитие синонимии и антонимии
В результате формирующего эксперимента было разработано содержание логопедической работы по формированию предикативного словаря у дошкольников с ОНР II уровня. Оно включало в себя календарнотематический план на 6мес., в котором подробно были расписаны темы на каждую неделю занятий (предикативный словарь к каждой теме, задачи необходимые для выполнения, картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр к данной теме). Данное содержание было внедрено в образовательный процесс с 1.10.18 - 29.03.19. Каждый ребенок экспериментальной группы занимался по разработанному содержанию логопедической работы 2 раза в неделю на индивидуальном занятии по определенной лексической теме, а так же 2раза в неделю на групповом занятии. На протяжении 6 месяцев.
В заключении данного исследования был проведен контрольный эксперимент, где было выявлено значительное повышение уровня сформированности предикативного словаря у дошкольников
экспериментальной группы, которые занимались по предложеннойму содержанию.
Таким образом, проведенную логопедическую работу по формированию предикативного словаря у дошкольников с ОНР II уровня можно считать эффективной, подтверждением этому являются результаты контрольного эксперимента. Данная работа способствовала устранению недостатков в формировании предикативного словаря и значительно улучшила состояние речи в целом.
1. Асекеева, М. М. Методика обучения речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высш. пед.вузов и сред., пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина; - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алябьева, Е. А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями / Е. А. Алябьева. - Москва: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
3. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
4. Блонский П. П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. - Москва : [б. и.], 1964. - 310 с.
5. Бобина О. М. Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников (6-7 лет) с псевдобульбарной дизартрией / О. М. Бобина //; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШПГУ, 2013. - №3. - С. 23-27.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич; 2-е изд. - Москва : [б. и.], 1994. - 135 с.
7. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2004. - 96 с.
8. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: учебное пособие / В. В. Виноградов; 4-е изд. - Москва : Высшая школа, 2001.
• 720 с.
9. Виноградов, В. В. Вопросы современного русского
словообразования / В. В. Виноградов // Русский язык в школе. - 1951. - № 2.
• С. 1-10.
10. Володина, В. С. Альбом по развитию речи / В. С. Володина - Москва : РОСМЭН, 2015. - 96 с.
11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
12. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи / И. Т. Власенко. - Москва : Педагогика, 1990. - 184 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский - Москва : АСТ: Астрель, 2011. - 637 с
14. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л. С Выготский - Детская речь, 1996. - 51 с.
15. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский - Москва : Просвещение, 1995. - 82 с...