Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №93802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Основные понятия и нормативно правовая база обучения
пожаробезопасному поведению 6
1.2. Пожар, его характеристики, правила пожарной безопасности 12
1.3. Особенности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» . . 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ
ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ОБЖ 26
2.1. Формы и методы обучения пожаробезопасному поведению на уроках
ОБЖ 26
2.2. Планирование учебного процесса в рамках предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» по формированию пожаробезопасного поведения 34
2.3. Методические разработки урока для обучения пожаробезопасному
поведению 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Человек в процессе своей жизнедеятельности, постоянно стремится улучшать её условия, создавая искусственную среду обитания. Открыв по­лезные свойства огня люди смогли использовать его как средство для обог­рева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников. Огонь и по сей день активно используется человечеством в промышленности и жилище. Но к сожалению, часто из-за халатного обращения с огнём, а также невнима­тельности людей, возникают пожары, которые приводят к негативным по­следствиям, таким как гибель и травматизм людей, и очень часто детей, на­несение материального ущерба, уничтожение природной среды.
Актуальность исследования заключается в том, что ежегодно пожары уносят большое количество жизней взрослых и детей, травмируют людей, причиняют ущерб имуществу граждан, а также огромный ущерб экономике, уничтожают леса и животных, наносят непоправимый вред окружающей природной среде. Ситуация с пожарами на сегодняшний день в России явля­ется сложной и требует постоянного внимания, а также проведения специ­альных профилактических мероприятий.
Согласно статистике МЧС России, за 2017 год, количество пожаров со­ставило 133077, а количество погибших 7824 чел., из которых 261 дети, за 2018 год в Российской Федерации зарегистрировано 132 074 пожара в кото­рых погибло 7913 человек из которых почти 311 человек - дети. Как показы­вает количество погибших детей при пожарах возрастает.
Перечень причин, возникновения пожаров, показывает, что их большее количество происходит по вине человека. Например, из-за неправильного обращения с электрооборудованием (41763 пожара за 2018 год) или из-за не­правильной эксплуатации печей (21 934 пожара за 2018 год). Одной из при­чин возникновения пожаров является неосторожное обращение с огнем детей (1803 пожара за 2018 год) [30].
Проблема травмирования и гибели детей при пожарах сегодня является достаточно острой. Для решения данной проблемы необходимо систематиче­ское формирование у детей пожаробезопасного поведения. Важно формиро­вать знания, умения и навыки в области пожарной безопасности, умение безопасного обращения с огнём, умение предвидеть опасную ситуацию, при­нимать обоснованные решения в сложившейся ситуации, действовать в слу­чае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций, угрожающих жиз­ни и здоровью себя и своих близких. А также формировать у подрастающего поколения знания о том, как предотвратить и не допустить возникновение пожара.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12. 1994 №69- ФЗ гласит, что в образовательных организациях проводится обязательное обучение мерам пожарной безопасности [17].
Одним из требований Федеральных Г осударственных образовательных стандартов начального, общего и среднего образования (далее ФГОС НОО, ООО, СОО) к освоению образовательных программ является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни» [21][22][23].
Школьный курс «ОБЖ» является отличной площадкой для обучения пожаробезопасному поведению, в рамках которого ведется обучение мерам пожарной безопасности, но к сожалению, на обучение в данном направлении уделяется очень мало времени, а на практическую часть катастрофически ма­ло. Немаловажным является развитие как теоретических знаний, так и прак­тических умений, и навыков. Поэтому необходимо совершенствовать и раз­рабатывать методические рекомендации по формированию у школьников культуры пожаробезопасного поведения в рамках предмета «ОБЖ» поэтому необходимо совершенствовать методику обучения пожаробезопасному пове­дению, а также использовать активные формы и методы обучения на уроках ОБЖ.
Сегодня проблема обучения пожаробезопасному поведению, является одной из самых актуальных потому, что травматизм и смертность детей при пожарах не снижается, множество пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнем в том числе шалости детей, при этом знания у детей в об­ласти пожарной безопасности остаются на низком уровне, а на обучение по­жарной безопасности в предмете ОБЖ отводится очень мало времени. В следствие этого дети не всегда умеют безопасно обращаться с огнем и прак­тически не готовы к действиям в случае возникновения опасной или чрезвы­чайной ситуации.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в области предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет исследования - методика обучения пожаробезопасному пове­дению на уроках ОБЖ
Цель исследования - разработка методики обучения пожаробезопасно­му поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать нормативно-правовую и методиче­скую базу обучения пожаробезопасному поведению.
2. Изучить и проанализировать формы и методы обучения по предме­ту «ОБЖ»
3. Разработать методику обучения пожаробезопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Структура нашей выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, которые в свою очередь состоят из трех парагра­фов, заключением, списком литературы и приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каждый год в огне пожаров получают травмы и погибают большое ко­личество взрослых и детей, наносится огромный ущерб имуществу людей и государству. К сожалению, основной причиной пожаров часто является сам человек, из-за невнимательности, безответственности или попросту незнания правил пожарной безопасности. Гибель людей происходит из-за неумения или незнания правил поведения при пожаре. Поэтому необходимо обучать каждого с раннего детства пожаробезопасносму поведению. Тема нашей вы­пускной квалификационной работы «Методика обучения пожаробезопаснос­му поведению на уроках ОБЖ» является актуальной.
Цель работы заключалась в разработке методики обучения пожаробе­зопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Для достижения этой цели нами была изучена нормативно правовая база в области пожарной безопасности, природа пожара, его характеристики и пра­вила пожарной безопасности. Далее нами была изучены особенности пред­мета «Основы безопасности жизнедеятельности» и существующие пробле­мы, в части его преподавания, такие как: мотивационная проблема, проблема содержательного характера и методическая проблема, затем мы описали пути их решения.
В практическом разделе работы мы проанализировали документы пла­нирования и авторские рабочие программы А.Т. Смирнова, В. Н. Латчука и Н. Ф. Виноградовой, на основе анализа выявили, что существует необходи­мость доработки и корректировки методики в области обучения пожаробезо- пасносму поведению, мы разработали тематическое планирование уроков по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей обучающихся и применения активных методов обучения. Занятия направлены на формиро­вание как теоретических знаний, так и практических умений, и навыков.
Нами был разработан урок в 5 классе по теме «Пожарная безопас­ность», при разработке уроков были учтены возрастные особенности обу­чающихся применены активные методы обучения, на уроке применяется много заданий для активизации деятельности обучающихся. Обучающиеся изучают теорию и подкрепляют её практикой, создание проблемных ситуа­ций на уроке и их решение обучающимися способствует более полному за­креплению правил пожарной безопасности и алгоритмов действий для про­филактики пожаров и в случае их возникновения.
Таким образом, мы считаем, что поставленные задачи решены, а цель работы достигнута.


1. Гафнер В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийно­терминологический словарь/ В. В. Гафнер // Москва: ФЛИНТА: Наука, 2016. - 280с.
2. Законодательная база в области пожарной безопасности. Основные
положения // ПТМ для руководителей и ответственных за пожарную безо­пасность жилых домов // ВДПО. РФ. [сайт] URL:
Ййр://вдпо.рф/р1т/1ес1нге/615 (дата обращения 15.03.2020)
3. Каплан Я.Б. Формирование пожаробезопасного поведения младших школьников: монография / Я. Б. Каплан - кан. пед. наук. 2009. - 136 с.
4. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федера­ции, реализующих основные общеобразовательные программы [утв. решени­ем коллегии Министерства просвещения РФ от 24.12.2018] // Министерство просвещения РФ: офиц. сайт - 2020. - URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/df9e8baa129e02af6fc774b51703d16a/download/ 2747/ (дата обращения 7.04.2020)
5. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедея­тельности. 5-9 классы // В.Н. Латчук [и д.р.] - Москва: Дрофа, 2016. - 160 с.
6. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедея­тельности. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебно-методическое пособие. 2­е издание // В.Н. Латчук [и д.р.] - Москва: Дрофа, 2014. - 93 с.
7. Лесные пожары: виды и классификация // клуб пожарных и спаса­телей FIREMAN.CLUB. [сайт] URL: https://fireman.c1ub/statyi-
polzovateley/lesnyie-pozharyi-osnovnyie-vidyi-i-klassifikatsiya/ (Дата обращения 18.03.2020)
8. Марчук Н. Ю. Методические материалы по вопросам формирова­ния навыков безопасного поведения у детей и подростков. / Н. Ю. Марчук, И.В. Пестова, Т.Р. Дильмиева - Екатеринбург: ГБОУ СО 11,1111РиК «Ладо», 2014. - 52 с.
9. Махмутов М.И. Современный урок [Текст] / М.И. Махмутов. — Москва: Педагогика, 1981 - 184 с.
10. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жиз­недеятельности [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2011. - 140 с.
11. Общие понятия о горении и пожароопасных свойствах веществ и материалов / ПТМ для руководителей и ответственных за пожарную безо­пасность пожароопасных производств // ВДПО. РФ. [сайт] URL: ййр://вдпо.рф/р1т/1ес1иге/521 (Дата обращения 16.03.2020)
12. Определение пожара. Природные пожары (лесные, торфяные): оп­ределение / окружающая среда. // FB.ru [сайт] URL:
https://fb.ru/article/217279/opredelenie-pojara-prirodnyie-pojaryi-lesnyie- torfyanyie-opredelenie (Дата обращения 18.03.2020)
13. Основные понятия / Психология. Психология и педагогика. SciCentr.online [сайт] URL: https://scicenter.online/psihologiya-pedagogika- scicenter/osnovnyie-ponyatiya22382.html (Дата обращения 13.03.2020)
14. Пожарная безопасность. Нормативно-правовая база в области по­жарной безопасности. / Электронный информационно-образовательный ком­плекс. [сайт] URL: http://mchs.rutp.ru/mod/page/view.php?id=497 (дата обра­щения 15.03.2020)
15. Примерная учебная программа по Основам безопасности жизнедея­тельности для основной школы // обж.рф [сайт] URL: http://xn--90akw.xn-- p1ai/metodika-obzh/programmy-obzh/primernaya-uchebnaya-programma-po- osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-dlya-osnovnoy-shkoly/ (Дата обраще­ния 18.04.2020)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ