МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Основные понятия и нормативно правовая база обучения
пожаробезопасному поведению 6
1.2. Пожар, его характеристики, правила пожарной безопасности 12
1.3. Особенности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» . . 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ
ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ОБЖ 26
2.1. Формы и методы обучения пожаробезопасному поведению на уроках
ОБЖ 26
2.2. Планирование учебного процесса в рамках предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» по формированию пожаробезопасного поведения 34
2.3. Методические разработки урока для обучения пожаробезопасному
поведению 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Основные понятия и нормативно правовая база обучения
пожаробезопасному поведению 6
1.2. Пожар, его характеристики, правила пожарной безопасности 12
1.3. Особенности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» . . 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ
ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ОБЖ 26
2.1. Формы и методы обучения пожаробезопасному поведению на уроках
ОБЖ 26
2.2. Планирование учебного процесса в рамках предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» по формированию пожаробезопасного поведения 34
2.3. Методические разработки урока для обучения пожаробезопасному
поведению 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Человек в процессе своей жизнедеятельности, постоянно стремится улучшать её условия, создавая искусственную среду обитания. Открыв полезные свойства огня люди смогли использовать его как средство для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников. Огонь и по сей день активно используется человечеством в промышленности и жилище. Но к сожалению, часто из-за халатного обращения с огнём, а также невнимательности людей, возникают пожары, которые приводят к негативным последствиям, таким как гибель и травматизм людей, и очень часто детей, нанесение материального ущерба, уничтожение природной среды.
Актуальность исследования заключается в том, что ежегодно пожары уносят большое количество жизней взрослых и детей, травмируют людей, причиняют ущерб имуществу граждан, а также огромный ущерб экономике, уничтожают леса и животных, наносят непоправимый вред окружающей природной среде. Ситуация с пожарами на сегодняшний день в России является сложной и требует постоянного внимания, а также проведения специальных профилактических мероприятий.
Согласно статистике МЧС России, за 2017 год, количество пожаров составило 133077, а количество погибших 7824 чел., из которых 261 дети, за 2018 год в Российской Федерации зарегистрировано 132 074 пожара в которых погибло 7913 человек из которых почти 311 человек - дети. Как показывает количество погибших детей при пожарах возрастает.
Перечень причин, возникновения пожаров, показывает, что их большее количество происходит по вине человека. Например, из-за неправильного обращения с электрооборудованием (41763 пожара за 2018 год) или из-за неправильной эксплуатации печей (21 934 пожара за 2018 год). Одной из причин возникновения пожаров является неосторожное обращение с огнем детей (1803 пожара за 2018 год) [30].
Проблема травмирования и гибели детей при пожарах сегодня является достаточно острой. Для решения данной проблемы необходимо систематическое формирование у детей пожаробезопасного поведения. Важно формировать знания, умения и навыки в области пожарной безопасности, умение безопасного обращения с огнём, умение предвидеть опасную ситуацию, принимать обоснованные решения в сложившейся ситуации, действовать в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью себя и своих близких. А также формировать у подрастающего поколения знания о том, как предотвратить и не допустить возникновение пожара.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12. 1994 №69- ФЗ гласит, что в образовательных организациях проводится обязательное обучение мерам пожарной безопасности [17].
Одним из требований Федеральных Г осударственных образовательных стандартов начального, общего и среднего образования (далее ФГОС НОО, ООО, СОО) к освоению образовательных программ является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни» [21][22][23].
Школьный курс «ОБЖ» является отличной площадкой для обучения пожаробезопасному поведению, в рамках которого ведется обучение мерам пожарной безопасности, но к сожалению, на обучение в данном направлении уделяется очень мало времени, а на практическую часть катастрофически мало. Немаловажным является развитие как теоретических знаний, так и практических умений, и навыков. Поэтому необходимо совершенствовать и разрабатывать методические рекомендации по формированию у школьников культуры пожаробезопасного поведения в рамках предмета «ОБЖ» поэтому необходимо совершенствовать методику обучения пожаробезопасному поведению, а также использовать активные формы и методы обучения на уроках ОБЖ.
Сегодня проблема обучения пожаробезопасному поведению, является одной из самых актуальных потому, что травматизм и смертность детей при пожарах не снижается, множество пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнем в том числе шалости детей, при этом знания у детей в области пожарной безопасности остаются на низком уровне, а на обучение пожарной безопасности в предмете ОБЖ отводится очень мало времени. В следствие этого дети не всегда умеют безопасно обращаться с огнем и практически не готовы к действиям в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в области предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет исследования - методика обучения пожаробезопасному поведению на уроках ОБЖ
Цель исследования - разработка методики обучения пожаробезопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать нормативно-правовую и методическую базу обучения пожаробезопасному поведению.
2. Изучить и проанализировать формы и методы обучения по предмету «ОБЖ»
3. Разработать методику обучения пожаробезопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Структура нашей выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, которые в свою очередь состоят из трех параграфов, заключением, списком литературы и приложением.
Актуальность исследования заключается в том, что ежегодно пожары уносят большое количество жизней взрослых и детей, травмируют людей, причиняют ущерб имуществу граждан, а также огромный ущерб экономике, уничтожают леса и животных, наносят непоправимый вред окружающей природной среде. Ситуация с пожарами на сегодняшний день в России является сложной и требует постоянного внимания, а также проведения специальных профилактических мероприятий.
Согласно статистике МЧС России, за 2017 год, количество пожаров составило 133077, а количество погибших 7824 чел., из которых 261 дети, за 2018 год в Российской Федерации зарегистрировано 132 074 пожара в которых погибло 7913 человек из которых почти 311 человек - дети. Как показывает количество погибших детей при пожарах возрастает.
Перечень причин, возникновения пожаров, показывает, что их большее количество происходит по вине человека. Например, из-за неправильного обращения с электрооборудованием (41763 пожара за 2018 год) или из-за неправильной эксплуатации печей (21 934 пожара за 2018 год). Одной из причин возникновения пожаров является неосторожное обращение с огнем детей (1803 пожара за 2018 год) [30].
Проблема травмирования и гибели детей при пожарах сегодня является достаточно острой. Для решения данной проблемы необходимо систематическое формирование у детей пожаробезопасного поведения. Важно формировать знания, умения и навыки в области пожарной безопасности, умение безопасного обращения с огнём, умение предвидеть опасную ситуацию, принимать обоснованные решения в сложившейся ситуации, действовать в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью себя и своих близких. А также формировать у подрастающего поколения знания о том, как предотвратить и не допустить возникновение пожара.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12. 1994 №69- ФЗ гласит, что в образовательных организациях проводится обязательное обучение мерам пожарной безопасности [17].
Одним из требований Федеральных Г осударственных образовательных стандартов начального, общего и среднего образования (далее ФГОС НОО, ООО, СОО) к освоению образовательных программ является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни» [21][22][23].
Школьный курс «ОБЖ» является отличной площадкой для обучения пожаробезопасному поведению, в рамках которого ведется обучение мерам пожарной безопасности, но к сожалению, на обучение в данном направлении уделяется очень мало времени, а на практическую часть катастрофически мало. Немаловажным является развитие как теоретических знаний, так и практических умений, и навыков. Поэтому необходимо совершенствовать и разрабатывать методические рекомендации по формированию у школьников культуры пожаробезопасного поведения в рамках предмета «ОБЖ» поэтому необходимо совершенствовать методику обучения пожаробезопасному поведению, а также использовать активные формы и методы обучения на уроках ОБЖ.
Сегодня проблема обучения пожаробезопасному поведению, является одной из самых актуальных потому, что травматизм и смертность детей при пожарах не снижается, множество пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнем в том числе шалости детей, при этом знания у детей в области пожарной безопасности остаются на низком уровне, а на обучение пожарной безопасности в предмете ОБЖ отводится очень мало времени. В следствие этого дети не всегда умеют безопасно обращаться с огнем и практически не готовы к действиям в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в области предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет исследования - методика обучения пожаробезопасному поведению на уроках ОБЖ
Цель исследования - разработка методики обучения пожаробезопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать нормативно-правовую и методическую базу обучения пожаробезопасному поведению.
2. Изучить и проанализировать формы и методы обучения по предмету «ОБЖ»
3. Разработать методику обучения пожаробезопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Структура нашей выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, которые в свою очередь состоят из трех параграфов, заключением, списком литературы и приложением.
Каждый год в огне пожаров получают травмы и погибают большое количество взрослых и детей, наносится огромный ущерб имуществу людей и государству. К сожалению, основной причиной пожаров часто является сам человек, из-за невнимательности, безответственности или попросту незнания правил пожарной безопасности. Гибель людей происходит из-за неумения или незнания правил поведения при пожаре. Поэтому необходимо обучать каждого с раннего детства пожаробезопасносму поведению. Тема нашей выпускной квалификационной работы «Методика обучения пожаробезопасносму поведению на уроках ОБЖ» является актуальной.
Цель работы заключалась в разработке методики обучения пожаробезопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Для достижения этой цели нами была изучена нормативно правовая база в области пожарной безопасности, природа пожара, его характеристики и правила пожарной безопасности. Далее нами была изучены особенности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и существующие проблемы, в части его преподавания, такие как: мотивационная проблема, проблема содержательного характера и методическая проблема, затем мы описали пути их решения.
В практическом разделе работы мы проанализировали документы планирования и авторские рабочие программы А.Т. Смирнова, В. Н. Латчука и Н. Ф. Виноградовой, на основе анализа выявили, что существует необходимость доработки и корректировки методики в области обучения пожаробезо- пасносму поведению, мы разработали тематическое планирование уроков по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей обучающихся и применения активных методов обучения. Занятия направлены на формирование как теоретических знаний, так и практических умений, и навыков.
Нами был разработан урок в 5 классе по теме «Пожарная безопасность», при разработке уроков были учтены возрастные особенности обучающихся применены активные методы обучения, на уроке применяется много заданий для активизации деятельности обучающихся. Обучающиеся изучают теорию и подкрепляют её практикой, создание проблемных ситуаций на уроке и их решение обучающимися способствует более полному закреплению правил пожарной безопасности и алгоритмов действий для профилактики пожаров и в случае их возникновения.
Таким образом, мы считаем, что поставленные задачи решены, а цель работы достигнута.
Цель работы заключалась в разработке методики обучения пожаробезопасному поведению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Для достижения этой цели нами была изучена нормативно правовая база в области пожарной безопасности, природа пожара, его характеристики и правила пожарной безопасности. Далее нами была изучены особенности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и существующие проблемы, в части его преподавания, такие как: мотивационная проблема, проблема содержательного характера и методическая проблема, затем мы описали пути их решения.
В практическом разделе работы мы проанализировали документы планирования и авторские рабочие программы А.Т. Смирнова, В. Н. Латчука и Н. Ф. Виноградовой, на основе анализа выявили, что существует необходимость доработки и корректировки методики в области обучения пожаробезо- пасносму поведению, мы разработали тематическое планирование уроков по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей обучающихся и применения активных методов обучения. Занятия направлены на формирование как теоретических знаний, так и практических умений, и навыков.
Нами был разработан урок в 5 классе по теме «Пожарная безопасность», при разработке уроков были учтены возрастные особенности обучающихся применены активные методы обучения, на уроке применяется много заданий для активизации деятельности обучающихся. Обучающиеся изучают теорию и подкрепляют её практикой, создание проблемных ситуаций на уроке и их решение обучающимися способствует более полному закреплению правил пожарной безопасности и алгоритмов действий для профилактики пожаров и в случае их возникновения.
Таким образом, мы считаем, что поставленные задачи решены, а цель работы достигнута.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Игра как средство формирования у обучающихся 7 классов
правильного поведения при пожаре.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Формирование безопасного поведения у обучающихся 14-15 лет при пожаре
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





