ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Самостоятельная работа обучающихся в историческом аспекте 6
1.2. Классификация самостоятельной работы обучающихся 11
1.3. Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательном
процессе 19
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26
2.1. Самостоятельная работа обучающихся на уроках «Основ безопасности
жизнедеятельности» 26
2.2. Самостоятельная работа обучающихся 5 - 9 классов на уроках «Основ
безопасности жизнедеятельности» 32
2.3. Самостоятельная работа обучающихся 10 - 11 классов на уроках «Основ
безопасности жизнедеятельности» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объема научной информации. В этих условиях обществу необходим человек, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий [13, с. 105].
На сегодняшний день современное образование должно дать человеку не только базовый набор знаний и первичных навыков, но и сформировать у ученика такие умения, как:
• Самостоятельность,
• Рационально принимать решения,
• Самостоятельно изучать новое,
• Прогнозировать ситуацию,
• Организовывать свою деятельность,
• Осваивать новые формы трудовой деятельности.
Поэтому в задачи современного педагога входит умение организовать учебный процесс, предполагающий вовлечение учеников в самостоятельную познавательную деятельность под непосредственным контролем учителя, который ставит цель и задачи урока, следит за всем учебным процессом и подводит к запланированным результатам.
Самостоятельная работа представляет собой целостную взаимосвязанную систему деятельности учителя и обучающегося как субъектов образовательного процесса, целью которой является мотивирование и вовлечение обучающегося в самостоятельную познавательную деятельность, и создание условий для развития и формирования у обучающегося таких качеств и умений как способность к саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности. Педагоги должны стремиться развивать у своих учеников познавательные интересы, мышление, умения самостоятельно находить, обрабатывать и использовать информацию, самостоятельно решать учебные и жизненные проблемы [14, с. 173].
В процессе изучения предмета Основы безопасности жизнедеятельности учитель зачастую наблюдает низкую заинтересованность обучающихся в предмете и недостаток имеющихся знаний в данной области. Именно организация самостоятельных работ позволяет учителю вовлечь учеников в познавательный процесс и активизировать их деятельность, что способствует развитию самостоятельности, внимания, мышления, расширению кругозора и продуктивному усвоению знаний и умений.
Однако более эффективно будет не просто организовать самостоятельную работу на уроке Основ безопасности жизнедеятельности с применением традиционных форм, методов и видов работы, а используя активные методы обучения (проблемный, частично - поисковый, практический, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, исследовательский) и разнообразные виды работы (работа с книгой, решение задач, фронтальный эксперимент, алгоритмические упражнения, опыты, наблюдения, лабораторные работы, графические работы, написание доклада, реферата).
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью проведения самостоятельных работ при изучении определенных тем предмета Основы безопасности жизнедеятельности, а также внесением новизны в организацию данных работ и совершенствованием выполняемых заданий обучающимися для целенаправленного и эффективного образовательного процесса.
Изучаемая нами проблема актуальна на сегодняшний день и является достаточно разработанной и применяемой в современных исследованиях таких авторов: Н. Г. Дайри; А. В. Синяева; Л. А. Кодочигов; Н. В Кузнецова; В. Ю. Абрамова.
Однако мы считаем, что проблема перехода традиционного образования к современному и умения эффективно организовывать самостоятельную работу обучающихся на уроке, недостаточно раскрыта и не имеет единой рекомендательной основы.
Объект исследования: образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования: организация самостоятельной работы обучающихся на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Цель: разработка методических рекомендаций по применению самостоятельной работы обучающихся на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»
Задачи:
1. Изучить литературу по теме использования самостоятельной работы обучающимися;
2. Проанализировать рабочие программы;
3. Разработать методические рекомендации по применению самостоятельной работы обучающихся на уроках ОБЖ.
Методика исследования
Ориентиром для выбора методов исследования служат задачи, так как они определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. Поэтому в своем исследовании мы применяем следующие методы:
• Аналитический (теоретический анализ литературы по проблеме исследования);
• Эмпирический (наблюдение, сравнение);
• Экспериментальный (организация деятельности по разработанному плану, анализ и обобщение полученных знаний).
Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает в себя: титульный лист; содержание; введение; главу 1, состоящую из трех параграфов; главу 2, состоящую из трех параграфов; заключение; список литературы, приложения.
Задачей современного образования является не только дать обучающимся базовый набор знаний, но и сформировать у учеников самостоятельность; дисциплинированность; умение прогнозировать ситуацию и принимать решения; умение самостоятельно добывать новые знания; умение рационально организовывать свою деятельность; умение самостоятельно осваивать новые формы трудовой деятельности и т.д.
Успешное выполнение данных задач зависит от умения педагога правильно организовывать педагогический процесс, самостоятельную работу обучающихся и активную деятельность учеников.
Для раскрытия сущности и сути проведения самостоятельной работы в учебном процессе мы изучили и рассмотрели большой объем источников информации, что позволило нам выявить преимущества данных работ в образовательном процессе.
Проведение самостоятельных работ на уроках нацелено на получение новых знаний; на актуализацию имеющихся знаний; на практическое использование знаний; на закрепление материала; на повторение материала; на формирование умений и навыков практического характера; на формирование умений и навыков творческого характера; на проверку знаний и т.д.
В ходе работы нами были выявлены теоретические предпосылки и необходимость формирования самостоятельной работы в учебном процессе, рассмотрены различные классификации самостоятельных работ, применяемых на уроке, распределение самостоятельных работ по категориям позволяет разграничить материал и легко выбрать вариант проведения самостоятельной работы для обучающихся в зависимости от вида, метода, формы, желаемого результата, места проведения.
Далее описана организация самостоятельной работы в образовательном процессе, ее цели, требования, которые предъявляются к планированию и заданиям самостоятельной работы, а также рассмотрен контроль за выполнением работы.
В начале второй главы была описана общая подготовка и организация самостоятельной работы на уроках Основ безопасности жизнедеятельности. Затем рассмотрена организация самостоятельной работы на уроках Основ безопасности жизнедеятельности в 5 - 9 и 10 - 11 классах, проанализированы рабочие программы и выявлены темы, при изучении которых необходимо проводить самостоятельные работы. Для эффективного и рационального проведения урока с организацией самостоятельной работы было разработано тематическое планирование.
Проанализировав рабочую программу, мы убедились в том, что при изучении большинства тем необходимо проводить самостоятельные работы. Исходя из значимости самостоятельной работы на уроке Основ безопасности жизнедеятельности, мы разработали методические рекомендации.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, а цель достигнута.
1. Васильева, Р. А. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова. - Москва: Педагогика, 2005. - 133 с.
2. Визер, Н. В. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках
ОБЖ / Н. В. Визер //Продленка: [сайт]. - 2018. - 15 янв.- URL:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293111-samostojatelnaja- dejatelnost-uchaschihsja-na-(дата обращения: 2.04.2020).
3. Голант, Е. Я. Значение самостоятельной работы школьников / Е. Я. Голант//Советская педагогика. - 1962. - №8 - 9. - с. 15-17.
4. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов //Педагогика. - 2008. - № 8. - 15 с.
5. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б. П. Есипов. - Москва: Просвещение, 2000. - 186 с.
6. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. / Л. В. Жарова. - Москва: Просвещение, 2003. - 204 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. /И. А. Зимняя. - Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
8. Змиевская, Е. В. Обзор классификаций самостоятельных работ / Е. В.
Змиевская // SuperInf.ru: [сайт]. - 2011. -28 авг. -
URL:https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1075 (дата обращения:
17.04.2020).
9. Исакова, Т. Б. Ретроспективный анализ проблемы организации самостоятельной работы / Т. Б. Исакова // Вестник ВУиТ. - 2009. - №1. - с. 186 - 202.
10. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Кап- терев; сост. П. А. Лебедев. - Москва: Педагогика, 1982. - 704 с.
11. Классификация видов самостоятельной работы // Студенческая
библиотека онлайн: [сайт]- URL: https: //studbooks .net/1979246/pedagogika/klassifikatsiya_vidov_samo stoyat elnoy_raboty (дата обращения: 17.04.2020).
12. Кондракова, С. О. Успех как стимул учения в дидактике К. Д. Ушинского / С. О. Кондракова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №5. - с. 167 - 176.
13. Коноводова, Ю. А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе / Ю. А. Коноводова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - с. 105-106.
14. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю. А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2011. - т. 2. -с. 173-176.
15. Коноводова, Ю. А. Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся в теории и методике / Ю. А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2012. - с. 84-88...