ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 14
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения у детей с легкой степенью умственной отсталости 14
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с
легкой степенью умственной отсталости 26
1.3. Теоретическое обоснование использования педагогических арт-
технологий как средства развития воображения у младших школьников с легкой умственной отсталостью 30
Выводы по 1 главе 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЕЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ АРТ- ТЕХНОЛОГИЙ 49
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития воображения младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 49
2.2. Комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию
воображения детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью посредством арт-технологий 61
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня развития воображения младших школьников с легкой умственной отсталостью
на контрольном этапе опытно-поисковой работы 71
Выводы по 2 главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1. Друдлы 1 уровня 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1. Друдлы 2 уровня 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1. Друдлы 3 уровня 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Здоровьесберегающие технологии 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Структура занятий 116
Концепция современного образования требует системнодеятельностного подхода в обучении. Современный урок организуется на основе внедрения инновационных технологий. Во всем многообразии технологий каждый учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи обучения, воспитания и развития в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Вопросы, касающиеся социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, сегодня выходят за пределы задач специального образования и рассматриваются в числе приоритетов государственного значения.
Так, в Федеральном Законе «Об образовании», личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, где подчеркивается значимость развития творческих способностей детей. В Законе говорится, что обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов (Ст.34 п.22), а учебные заведения должны создавать условия для «творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и развития творчества в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (Ст.5 п.2)
В нашей работе исследуются вопросы образования детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Как показывают работы Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф и др., их развитие заметно отличается от нормы. Оно характеризуется замедленным темпом, слабой познавательной активностью, низкой работоспособностью, затрудненным становлением высших психических функций, что обусловлено органическим поражением центральной нервной системы.
Вне зависимости от уровня развития ребенка, одним из наиболее важных его компонентов является воображение. С точки зрения практической психологии и педагогики в современной практике наиболее актуален вопрос о формировании воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы, как первой ступени среднего образования. На сегодняшний день важна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с воображением младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными, в частности, мало изучены особенности воображения детей, с легкой степенью умственной отсталости с первого по четвертый класс в динамике.
Кроме того, не разработаны валидные программы диагностики творческого воображения у детей с легкой умственной отсталостью, соответственно, недостаточно обоснованы критерии для выделения уровня воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классу.
Развитие воображения и творческих способностей учащихся является важной задачей современного образования. Согласно психологопедагогическим исследованиям, все дети одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством педагогических арт-технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка. По мнению многих авторов, этот вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми.
Согласно определению А.Б. Афанасьевой «арт-технологии - это научнопедагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» [2].
Внедрение арт-технологии в России в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях находится только на стадии становления. Уникальность этого метода заключается в том, что в его основе лежат достижения и искусства, и науки. По мнению практикующих педагогов, арт- технология эффективна в работе с замкнутыми детьми, детьми, имеющими трудности в обучении и общении, а, следовательно, и с детьми с легкой степенью умственной отсталости.
Степень разработанности проблемы. Работы И.Л. Баскаковой, Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, М.М. Нудельмана, В.Г. Петровой, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Синева, Ж.И. Шиф и др., характеризующие познавательную деятельность школьников с нарушением интеллекта, дают лишь общее представление о воображении, как о познавательном процессе. Как и другие психические процессы при умственной отсталости, оно недостаточно активно, инертно, плохо поддается произвольной регуляции [3].
Эффективность использования арт-технологий в развивающей работе с умственно отсталыми детьми частично подтверждена многими педагогами, такими, как О.В. Боровик, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков. Например, российские учёные JI.A Акимова, М.Н. Гуслова, В.Н. Корчагина, Т.Г. Киселёва, Ю.С. Моздокова, A.A. Сукало, М.А. Дембо, Л.И. Плаксина, Р.А. Сафулин, Е.О. Самохина, И.А. Тушевская в своих исследованиях рассматривают примеры социальной компенсации и положительного влияния творческой деятельности на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья [7].
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии: так, в процессе занятий музыкой и пением у умственно отсталых детей активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С.М. Миловская, И.В. Евтушенко). Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик), обучающихся с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова); детей с ДЦП (Г.В. Кузнецова), аутичных детей (О.С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют их сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развитию мелких движений руки, а также, обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации [7].
Однако, фактически не исследуются возможности применения арт- терапевтических технологий для развития воображения у младших школьников с умственной отсталостью и, как следствие, отсутствуют методические разработки для использования арт-терапевтических технологий в работе с данной категорией детей в школе.
Таким образом, констатируются противоречия между:
• научно-доказанным высоким потенциалом арт-терапевтических технологий в развитии воображения и недостаточной исследованностью способов организации образовательного процесса с использованием арт- технологий для развития воображения младших школьников с легкой умственной отсталостью;
• необходимостью развития воображения у младших школьников с
легкой умственной отсталостью в процессе реализации адаптированных общеобразовательных программ в условиях общеобразовательной школы, и недостаточной разработанностью существующего методического
обеспечения занятий для данной деятельности.
Выявленные уровни актуальности, перечисленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в определении, какие арт-технологии могут быть использованы для развития воображения младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе специальных коррекционных занятий.
Цель исследования - теоретическое осмысление, разработка и проверка содержания и форм коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью по развитию их воображения с использованием арт-технологий.
В рамках указанной проблемы и цели исследования нами определена тема диссертационного исследования: «Развитие воображения у детей с лёгкой умственной отсталостью в условиях начальной школы».
Объект исследования - развитие воображения младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы.
Предмет исследования - применение арт-технологий для развития воображения младших школьников с легкой умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях в условиях общеобразовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы.
В основу исследования положена гипотеза, которая заключается в предположении, что использование арт-технологий в развитии воображения у младших школьников станет более эффективным в процессе коррекционноразвивающих занятиях в условиях общеобразовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы, если будет:
• проанализировано понятие «воображение» и способы его развития у младших школьников с легкой умственной отсталостью;
• использование арт-технологий комплексно в следующем составе: технология арт-изо, технология арт-сказка, технология sand-art (арт-песок).
• использование техники «Друдлов» в качестве творческого задания для развития и оценки уровня воображения в условиях общеобразовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы...
Проведен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития воображения у младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, реализующей адаптированные
общеобразовательные программы.
Исследования различных авторов свидетельствуют о том, что воссоздающее воображение учащихся с легкой умственной отсталостью находится на репродуктивном уровне элементарного и фрагментарного создания образов и ситуаций. Имеют место неполная и, часто неточная передача информативного материала, случаи ошибочных выделений взаимосвязи между объектами. Отсутствует разнообразие в содержании создаваемых образов воображения. Уровень развития воображения коррелирует со степенью тяжести нарушения. Тем не менее, имеются потенциальные возможности развития воображения детей с легкой степенью умственной отсталости.
Разработан, теоретически обоснован и апробирован комплекс занятий с применением арт-технологий: арт-изо, арт-лепка, арт-песок, арт-сказка со связующей техникой друдлы, применяемой на каждом занятии.
Проанализированы полученные данные в ходе опытно-поисковой работы и описаны результаты предложенного комплекса занятий для развития воображения у младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы.
В ходе опытно-поисковой работы были выявлены изменения в структуре выраженности уровня развития воображения у детей экспериментальной группы.
Нами проведен шаг к диагностическому инструментарию, мы сравнили насколько применение техники «Друдлов», привело к положительному результату, если сравнить их, с уже проведенной методикой Туник - определения уровня воображения. В том и в другом случае, результаты показывают рост показателей, определяющих уровень развития воображения у младших школьников с умственной отсталостью. То есть, мы провели сравнение с методикой Туник и увидели соответствие и совпадение результатов, поэтому в будущем, при многократных проверках, можно предложить, в перспективе, разработать методику диагностики с применением друдл. Нами была проведена первая проба.
Соответственно, данное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что разработанный комплекс занятий с использованием арт- технологий (технология арт-изо; технология sand-art (арт-песок); технология арт-сказка), является эффективным фактором развития воображения. В качестве творческого задания для развития воображения и оценки его уровня в условиях общеобразовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы, была использована техника применения «Друдлов» в начале каждого коррекционно-развивающего занятия. Данная техника способствовала настрою детей на занятие, оказывала развивающее воздействие на познавательную и личностную сферу каждого ребенка, и в процессе ее применения наблюдалась положительная динамика. Дети быстрее и точнее, чем на предыдущих занятиях, справлялись с поставленной задачей.
1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская; Москва: Академия, 2001. - 316 с. - Текст: непосредственный.
2. Афанасьева, А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием, ответственный редактор А. Ю. Нагорнова; 2016. С. 94-98. - Текст: непосредственный.
3. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И.
М. Бгажнокова; Москва: Просвещение, 1987. - 96 с. - Текст:
непосредственный.
4. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И.
Липкиной, Т. Д. Марцинковской; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт - М.: Институт
практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 574 с. - Текст: непосредственный.
5. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та. 1983. - 173 с. - Текст: непосредственный.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; 3-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: ПРАИМ- ЕВРОЗНАК, 2006, - 315 с. - Текст: непосредственный.
7. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 1999. - Текст: непосредственный.
8. Возрастная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. М. В. Гализо и др. - Москва: Просвещение, 1984. - 256 с. - Текст: непосредственный.
9. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы/ И. П. Волков; Москва: Просвещение, 1982 - 144с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.
С. Выготский; Санкт-Петербург, «Союз», 1997. - 96 с. - Текст:
непосредственный.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский; Книга для учителя. - 3-е издание. - Москва: Просвещение, 1991. - 56 с. - Текст: непосредственный.
12. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. - Москва: Педагогика, 1983. - Т.5. - 275с.; - Т.3. - 301 с. - Текст: непосредственный.
13. Вырезкова, А. В. Сравнение метода ассоциации и бионического
метода в проектировании // Строительство и архитектура. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции
http: //www. rusnauka. com/2_KAND_2016/Stroitel stvo/ 1_206298.doc.htm. (дата обращения 11.07.2019). - Текст: электронный.
14. Гагай, В. В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения / В. В. Гагай; Шадринский государственный педагогический институт. Кафедра возрастной и педагогической психологии. Шадринск: Исеть, 1996 - 89 с. - Текст: непосредственный.
15. Гафитулин, М. С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе ТРИЗ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1996 - 22 с. - Текст: непосредственный...