ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... 12
1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма у старших подростков
как педагогическая проблема 12
1.2. Методологические подходы в воспитании гражданственности и
патриотизма у старших подростков 23
1.3. Педагогические условия воспитания гражданственности и патриотизма
у старших подростков в учреждении дополнительного образования 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . .. 44
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня гражданственности и
патриотизма у старших подростков 44
2.2. Содержание работы по воспитанию гражданственности и патриотизма
у старших подростков в условиях дополнительного образования 65
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня гражданственности и патриотизма у старших подростков на итоговом этапе
опытно-поисковой работы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 152
Актуальность исследования обусловлена задачами гражданско- патриотического становления подростков и молодежи. От того, какие ценности и идеалы сформированы у подрастающего поколения сегодня, насколько молодые люди готовы к новому типу социальных отношений, зависит вектор развития российского общества в настоящее время и в будущем. Политические, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в обществе, влекут за собой значительные перемены в деятельности образовательных организаций.
Гражданственность и патриотизм как базовые национальные ценности являются важнейшими условиями для всестороннего развития личности, поэтому воспитание гражданственности и патриотизма у подростков является одной из актуальных проблем современной России. В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определено, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности.» [87]. В ч. 5 Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [74] указано, что стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества.
Потребностью современного общества является воспитание гражданина, способного к самостоятельному ответственному действию в политической, правовой и социальной жизни, для которого гражданская активность - это условие личного и общественного благополучия, норма поведения. В связи с этим возрастает значимость деятельности образовательных организаций. Среди них важную роль играют учреждения дополнительного образования, деятельность которых предполагает развитие инициативы, общественной активности, помощь в становлении гражданской позиции личности.
Сегодня становится актуальным анализ и осмысление истоков и современного состояния воспитания гражданственности и патриотизма, возрождения гражданско-патриотических ценностей в обществе, выработка научно-обоснованных рекомендаций. Это позволит решить многие назревшие проблемы в части воспитания гражданско-патриотического сознания.
Дополнительное образование - это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства» [24, с. 38]. Объединение в условиях дополнительного образования является отличной доверительной площадкой основанной на личных симпатиях детей к педагогу и обладает большими воспитательными возможностями в формировании нравственных ценностей гражданственности и патриотизма. Однако на практике проблема гражданско-патриотического воспитания старших подростков в ходе различных причин не находит своей
востребованности у педагогов дополнительного образования. Чаще всего в качестве приоритетных задач, выступает организация досуга детей,
исследовательской и проектной деятельности, подготовка и проведение различных мероприятий, участие в конкурсах.
Таким образом, к настоящему времени в педагогической науке накоплено значительное количество работ, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Вместе с тем анализ психологопедагогической литературы и деятельности образовательных учреждений дополнительного образования свидетельствует, что на современном этапе существует ряд значительно снижающих эффективность процесса воспитания гражданственности и патриотизма противоречий:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в гражданах-патриотах и неготовностью системы дополнительного образования обеспечить достаточные условия гражданско-патриотического воспитания в период старшего подросткового возраста;
• на научно-педагогическом уровне - между необходимостью развития системы воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков и недостаточной разработанностью теории воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования;
• на научно-методическом уровне - между потребностью организаций дополнительного образования в учебно-методической литературе в направлении воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков и недостаточностью методических материалов для педагогов в данном направлении.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих воспитание гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Воспитание гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования»...
В проведенном исследовании теоретически обоснован и реализован процесс воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования.
Основные результаты и выводы исследования.
1. На основании изученной литературы: труды М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, В.И. Даля, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.И. Герцена, Н.А. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, И.А. Полищук, Т.Ф. Пушкиной, М.В. Шакуровой (теоретические положения о воспитании гражданственности и патриотизма); В.А. Сухомлинского, С.Ф. Анисимова, В.П. Голованова, П.П. Блонского, И.Н. Цимбалюк и др. (методологические подходы к организации процесса воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков); К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Ю.К. Бабанского, Ю.П. Соколикова и др. (педагогические условия воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков) и др. изучена педагогическая проблема воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования, уточнено основное понятие «воспитание гражданственности и патриотизма», применительно к старшему подростковому возрасту представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов на основе положительных идеалов выдающихся исторических личностей и базовых национальных ценностей.
Говоря о результатах процесса воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков, целесообразно выделить триединство критериев и показателей гражданско-патриотической воспитанности старших подростков. В данном исследовании мы опирались на классификацию предложенную И.А. Полищук:
• когнитивный критерий и его показатели - знание понятия и признаков государства, основ конституционного строя Российской Федерации, понятий конституционных прав и обязанностей гражданина, базовых национальных ценностей, понятия и видов культуры, выдающихся личностей в отечественной истории, понятий гражданственности и патриотизма, качеств гражданина и патриота; уровень проявления интереса к усвоению гражданско-патриотических знаний;
• эмоциональный критерий и его показатели: проявление чувства гордости за свою Родину, ее свершения; эмоциональный отклик на значимость базовых национальных ценностей и их принятие;
• деятельностный критерий и его показатели: сформированность гражданско-патриотической позиции, основанной на любви к Отечеству, ценностном отношении к культурным и базовым национальным ценностям, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, содействие сохранности исторической памяти и развитию Отечества.
2. Проведен анализ методологических подходов к организации процесса воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков, так:
• культурологический подход: предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой развивается подросток, и позволяет рассматривать процесс воспитания гражданственности и патриотизма с учетом культурноисторического опыта народа;
• аксиологический подход: отражает ценностно-осознанное понимание и принятие всеми участниками процесса значимости гражданственности и патриотизма в современном обществе. Отношение к гражданственности и патриотизму как к базовым национальным ценностям через призму личностно-значимых смыслов и мотивов, основанное на эмоционально-чувственном переживании причастности личного и социального опыта к прошлому, настоящему и будущему Отечества; что в дальнейшем выступает как нравственный ценностный ориентир, определяющий выбор в процессе жизни, ориентирующий на гражданско- патриотическую деятельность;
• деятельностный подход: предполагает единство сознания,
деятельности и поведения; включенность в социально-значимую и гражданско-патриотическую деятельности в образовательной организации дополнительного образования и за ее пределами при условии активизации гражданско-патриотических мотивов, способствующих формированию гражданской позиции и патриотического сознания у старших подростков.
3. Педагогическими условиями воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков являются:
• организационные (система дополнительного образования, учреждение дополнительного образования, нормативно-правовая база воспитательного процесса, межинституциальное взаимодействие и др.);
• личностные (осознание педагогической и родительской общественностью значимости гражданственности и патриотизма как личностных качеств личности, личный пример значимых взрослых - педагог, родитель (законный представитель), иной субъект, например ветеран и др., культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике, мотивация и самосознание старших подростков в отношении гражданственности и патриотизма, стремление к самовоспитанию и др.);
• дидактические (программа «Растим гражданина и патриота» включающая в себя когнитивный компонент, содержание которого базируется на положительных примерах выдающихся личностей нашего государства, базовых национальных ценностях и обществознании;
интерактивные методы взаимодействия, такие как, встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии (исторические и памятные места, музеи); коллективные творческие дела; проекты; викторины; интеллектуально-познавательные игры; дискуссии; тренинги; мастер-классы; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; акции благотворительности, милосердия и др.).
4. Была теоретически обоснована, разработана и реализована программа воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования «Растим гражданина и патриота» на материале учебных предметов обществознания, истории и художественной отечественной культуры, включающая в себя различные виды деятельности и формы организации, носящий интегративный характер.
5. Сравнительные данные диагностического исследования опытнопоисковой работы показали положительную динамику и позволяют утверждать о результативности организованного процесса воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что на практике были подтверждены выдвинутые положения гипотезы, что можно считать главными условиями результативности. Подтвердив гипотезу в действительности, нами была достигнута поставленная цель исследования, а именно теоретическое обоснование, разработка и реализация программы по воспитанию гражданственности и патриотизма у старших подростков «Растим гражданина и патриота» в условиях дополнительного образования. Получены успешные результаты по воспитанию гражданственности и патриотизма у старших подростков в условиях дополнительного образования, чему свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе исследования.
В перспективе планируем продолжать педагогическую деятельность в направлении гражданско-патриотического воспитания старших подростков.
Расширять межсубъектное взаимодействие в данном направлении. Поставлены задачи на усовершенствование методики и углубление содержания программы. Рассматриваем возможность трансляции результатов исследования на научных конференциях по данному научному направлению и в социальных сетях.
1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
2. Анисимов, С. Ф. Введение в аксиологию. - М. : Соврем. тетради, 2001. -128 с.
3. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования . - 2008. - № 1. - С. 65-85.
4. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
5. Беляев, А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / А. В. Беляев. - Ставрополь, 1997. - 311 с.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
7. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности : основные положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях / Е. В. Бондаревская ; Рост. н/Д гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д : РГПУ, 1995. - 32 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
9. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - С. 48-50.
10. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42.
11. Водолажская, Т. В. Идентичность гражданская / Т. В. Водолажская // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
12. Вырщиков, А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика / А. Н. Вырщиков. - М. : Педагогика, 1990. - 148 с.
13. Вырщиков, А. Н. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов ; Волгоградский гос. ун-т, Волгоградский ин-т бизнеса. - Волгоград : ПринТерра, 2007. - 37 с.
14. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 44-50.
15. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания / З. Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 59-63...