ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ .... 10
1.1 Понятие и сущность педагогического мастерства 10
1.2 Особенности развития творческого мышления педагога 20
1.3 Условия овладения педагогическим мастерством 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА 40
2.1 Исследование уровней развития творческого мышления педагогов 40
2.2 Разработка и проверка программы развития творческого мышления 55
педагога как условия овладения педагогическим мастерством
2.3 Проверка эффективности проведенного исследования 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Актуальность исследования обусловлена социально- культурными, преобразованиями, происходящими в современном обществе, которые влекут за собой необходимость модернизации системы образования. Встает необходимость становления и развития творческой личности с ярко выраженной субъективной позицией, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.
Решить данную задачу способен только учитель, обладающий рядом профессиональных и личностных качеств, инициативностью, активностью, творческими способностями, креативным мышлением. Педагог должен быть профессионалом с высоким уровнем культуры, чувством личного и профессионального достоинства, готового и способного к творческому самосовершенствованию, что проявляется в его педагогическом мастерстве. Современный педагог должен быть способен не только передавать новому поколению сумму знаний, традиций, образцов культуры предшествующих поколений, но и учить его методам познания, творческому осмыслению и преобразованию действительности [12]. Пристальное внимание к личности педагога, его профессионально-личностному развитию и его деятельности всегда было характерно для отечественной науки и практики.
Например, В.А. Сухомлинский в произведении «Сердце отдаю детям», рассматривал личность педагога как наставника и друга. Автор указывал, что к тончайшим сферам духовной жизни формирующейся личности принадлежат ум, чувства, воля, убежденность, самосознание - эти качества должны воспитывать у детей и сам педагог должен ими обладать.
А.С. Макаренко в «Педагогической поэме» подчёркивал большое значение общей и специальной педагогической подготовки будущего учителя, особенно умений в области «педагогической техники». Для педагога важно умение держаться, скромность, строгость, аккуратность в одежде, которые обеспечивают, внутреннюю подтянутость и духовную мобилизованность. Л.Н. Толстой в своих трудах обращал внимание на, то что, учитель может считаться совершенным, если соединяет в себе любовь к делу и к ученику.
Ряд исследований посвящен специфике педагогического творчества развитию творческой индивидуальности, сущности творческого саморазвития, самообразования личности, педагогическим инновациям. В работах A. К. Марковой акцентируется внимание на профессионализме педагога, который рассматривается в связи с изучением профессиональной компетентности. Так Я.А. Пономарев говорит о необходимости использования инновационных педагогических технологий в подготовке педагога, В.И. Загвязинский - обращает внимание на формирование креативности, Р. И. Хмелюк рассматривает профессионализм педагога во взаимосвязи с творческим мышлением.
Еще Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно-эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества. А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.
В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).
О стабильном интересе к различным аспектам педагогике творчества свидетельствуют их включение в дискуссионное поле конференций разного уровня. Например «Актуальность проблемы образования в условиях его модернизации» (Москва, 2007), «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2005, 2006, 2007, 2008).
Таким образом, проведенный ретроспективный анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует о достаточно высокой степени разработанности проблемы профессионально-личностного становления и развития педагога с позиции творчества.
Однако на современном этапе реформирования образования, творческая индивидуализация и творческое мышление педагога с трудом вписываются в традиционный образовательный процесс учебного заведении. Как показывают результаты педагогической деятельности педагогов, наблюдается снижение их профессиональной компетентности, педагогического мастерства, наметился определенный перекос в сторону преобладания творческой активности педагогов над творчеством учащихся - их деятельность во многом остается репродуктивной. Эффективность образовательного процесса будет высокой, только в том случае, когда совместная деятельность, и учителя, и ученика будет носить творческий характер, что обуславливает необходимость развития творческого мышления, в первую очередь, самого педагога.
В результате анализа современной ситуации- были выявлены следующие противоречия:
• между постоянным ростом требованиям общества к уровню
профессиональной компетентности педагога и существующей системой подготовки и повышения квалификации работников образования не учитывающей влияния уровня развития творческого мышления педагога на процесс овладения педагогическим мастерством;
• между необходимостью учета влияния уровня развития творческого мышления педагога на процесс овладения педагогическим мастерством и недостаточной изученностью в педагогической теории взаимосвязи творческого мышления и овладением педагогическим мастерством;
• между необходимостью методического обеспечения процесса развития творческого мышления педагога как условия овладения педагогическим мастерством и существующим методическим обеспечением не поддерживающим выполнения данного условия.
Анализ выявленных противоречий позволил сформулировать проблему: Как организовать работу по развитию творческого мышления педагога с целью повышения уровня его педагогического мастерства?
Обозначенная проблема исследования обусловила выбор его темы: «Творческое мышление педагога как условие овладения педагогическим мастерством».
Объект исследования - организационное педагогическое обеспечение процесса овладения педагогическим мастерством учителями
образовательного учреждения.
Предмет исследования - программа развития творческого мышления как условие овладения учителями образовательного учреждения педагогическим мастерством.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить в экспериментальном исследовании программу развития творческого мышления педагога.
Гипотеза исследования - предполагается, что для успешного овладения педагогическим мастерством учителям необходимо включить в структуру организации педагогического обеспечения программу развития творческого мышления педагога, которая включает компоненты:
• лекции;
• семинары;
• конференции;
• круглые столы;
• проекты.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования определить сущность и взаимосвязь понятий «педагогическое мастерство» и «творческое мышление педагога»
2. Определить уровни, критерии и показатели сформированности педагогического мастерства и творческого мышления педагогов;
3. Выявить условия необходимые для совершенствования педагогического мастерства педагога
4. Доказать, что высокий уровень развития творческого мышления педагога, является основным условием для совершенствования его педагогического мастерства
5. Разработать, проверить в ходе опытно-экспериментальной деятельности результативность программу развития творческого мышления педагога.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение научных исследований по теме работы; эмпирические - беседа, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент; методы математической обработки данных исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• на основе анализа педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования определена сущность и взаимосвязь понятий «педагогическое мастерство» и «творческое мышление педагога»;
• обоснованы и раскрыты условия совершенствования педагогического мастерства;
• выявлены условия необходимые для совершенствования педагогического мастерства педагога, среди которых определяющим является развитие творческого мышления.
Теоретическая значимость
Теоретически обоснована и доказана в ходе опытно
экспериментальной работы обусловленность и взаимосвязь между уровнем развития теоретического мышления и уровнем педагогического мастерства педагога.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной педагогической технологии развития 8
творческого мышления, а также результатов исследования в практической деятельности педагогов курсов подготовки и переподготовки, как преподавателей, так и слушателей с целью овладения и совершенствования педагогического мастерства.
Положения, выносимые на защиту:
1 Совершенствование педагогического мастерства и повышение уровня развития творческого мышления педагога способствуют повышению эффективности образовательного процесса в целом.
2 В условиях реализации нового содержания образования, (работа по вариативным образовательным программам, применение разнообразных форм организации образовательного процесса, приоритет субъект- субъектных отношений участников образовательного процесса) процесс развития творческого мышления педагога становится возможным и эффективным;
3 Применение программы развития творческого мышления педагога обеспечивает высокий уровень его педагогического мастерства, что в целом положительно сказывается на образовательном процессе в целом.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических
оснований, целостным подходом к исследованию проблемы, использованием падежных и апробированных в отечественной педагогике методов исследования, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ п. Азанка.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, основой части, включающей две главы, выводов по ним, заключения, списка литературы из 70 источников, а также 2 приложений.
На основе анализа педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования нами была определена сущность и взаимосвязь понятий «педагогическое мастерство» и «творческое мышление педагога». Педагогическое мастерство представляет собой проявление высокого уровня педагогической деятельности, синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога, обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной работы. Творческое мышление педагога является личностной характеристикой и представляет собой способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Также были выявлены условия необходимые для совершенствования педагогического мастерства педагога, к которым относим развитие его следующих компонентов: гностический, конструктивно-проективный,
организационный, коммуникативный, перцептивно-рефлексивный. Данные компоненты включают следующие структурные элементы:
сформированность определенных профессиональных знаний, умений и навыков; организаторские способности; коммуникативные умения конструктивно-проективные умения, включающие развитое креативное мышление, характеризующееся гибкостью, оригинальностью, точностью, быстротой. Творческое мышление педагога - является основным условием успешного овладения педагогическим мастерством.
На основании теоретических исследований с целью проверки гипотезы, нами было осуществлено опытно-экспериментальное исследование процесса овладения педагогическим мастерством средствами развития творческого мышления педагога. На первом этапе были определены уровни, критерии и показатели сформированности педагогического мастерства и творческого мышления педагогов. Характеристика выявленных критериев и показателей оценки уровня сформированное™ творческого мышления определялась согласно задачам первого этапа опытно-экспериментальной работы. Были выделены следующие критерии: мотивационно-ценностный критерий, когнитивный, практический. На основе теоретического анализа литературы и изучения уровней творческого мышления педагогов нами были определены и охарактеризованы высокий, средний и низкий уровень развития творческого мышления.
Полученные результаты выявили, что значительная часть педагогов имеет критический и недопустимый уровни педагогического мастерства, что связано, в том числе, с наличием у данных педагогов низкого уровня развития творческого мышления.
Нами была разработана и проверена в ходе опытно-экспериментальной деятельности результативность программы развития творческого мышления педагога. Работа с педагогами проводилась в форме занятий, дискуссий, круглых столов, семинаров, мастер-классов.
На контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика в уровнях сформированности творческого мышления педагогов, что указало на эффективность разработанной и проверенной программы развития творческого мышления педагогов и доказало, что высокий уровень развития творческого мышления педагога, является основным условием для совершенствования его педагогического мастерства.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
1. Ажиев, М. В. Педагогическое мастерство преподавателя и адаптация
студентов к обучению в вузе / М. В. Ажиев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo- prepodavatelya-i-adaptatsiya-studentov-k-obucheniyu-v-vuze (дата
обращения: 19.06.2019). - Текст: электронный
2. Атаханов, Р. Психологические вопросы содержания и структуры профессиональной педагогической деятельности / Р. Атаханов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.- Текст: непосредственный
3. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. М.: ПРО, 2009. - 256 с. - Текст: непосредственный.
4. Барышева, Т.А., Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов; СПб.: Речь, 2009. - 268с. - Текст: непосредственный.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2013. - 274 с. - Текст: непосредственный.
6. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. - М.: Ин-т психологии РАН, 2006. - 623с. - Текст: непосредственный.
7. Величко, Ю. В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов /Ю. В. Величко // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-kreativnost-
tvorcheskie-sposobnosti-tvorcheskoe-voobrazhenie-tvorcheskoe-myshlenie- v-issledovaniyah (дата обращения: 17.06.2019). - Текст: электронный.
8. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания / Б.М. Величковский: в 2 т. - Т. 2. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 432с. - Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии /Л.С. Выготский; - СПб.: Союз, - 2006. - 144 с. - под ред..
10. Гребенкина, Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические
технологии: учебное пособие для высших учебных педагогических
заведений / Л. К. Гребенкина, под ред Л. А. Байкова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Педагогическое общество России, 2011. - 249 с. - Текст: непосредственный
11. Давыдов, В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. 2003. - № 2. - С. 42 - 49. - Текст: непосредственный.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с. - Текст: непосредственный
13. Еремина, Л. И. Развитие креативности личности: психологический
аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология,
педагогика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения:
17.06.2019). - Текст: электронный.
14. Ермакова, Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого
мышления в отечественной и зарубежной науке / Ж.Е. Ермакова // Вестник ЧГПУ, 2009. № 6 https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i- razvitie-problemy-tvorcheskogo-myshleniya. (дата обращения:
17.05.2019). - Текст: электронный.
15. Жабаков, В.Е. Педагогическое мастерство учителя физической
культуры: учебное пособие / В.Е. Жабаков, Т.В. Жабакова. -
Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета, 2016. - 195 с. - Текст: непосредственный.