Арт-терапевтические методы в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Анализ понятия «гиперактивность» и причин ее проявления у детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста с гиперактивностью 16
1.2. Арт-терапевтические методы в воспитании детей старшего
дошкольного возраста с гиперактивностью 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.... 37
2.1. Диагностическое обследование детей старшего дошкольного
возраста с гиперактивностью 37
2.2. Комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов,
направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Анализ понятия «гиперактивность» и причин ее проявления у детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста с гиперактивностью 16
1.2. Арт-терапевтические методы в воспитании детей старшего
дошкольного возраста с гиперактивностью 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.... 37
2.1. Диагностическое обследование детей старшего дошкольного
возраста с гиперактивностью 37
2.2. Комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов,
направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
В настоящее время проблема гиперактивности приобретает особую актуальность, так как является достаточно распространенной среди детей как дошкольного, так и школьного возрастов. Гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые,
воспитательные, социальные, психологические и другие особенности состояния здоровья детского организма. Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после трех-четырех лет и продолжается до подросткового возраста [7].
Началом изучения проблемы гиперактивности считаются описанные в 1985 году особенности чрезмерно-подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецким врачом-психоневрологом Г. Хоффманом [2]. Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности и особенностей детей дошкольного возраста с гиперактивностью значительно позднее. Так, говоря о гиперактивных детях, ряд исследователей (Л.О. Бадалян [7], Н.Н. Заваденко [19], О.И. Романчук [50], Ю.С. Шевченко [66], Л.А. Ясюкова [67] и др.) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (синдром дефицита внимания). В синдроме гиперактивности выделяют три основных признака: повышенная двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость внимания [2].
Дети с гиперактивностью имеют определенные психологические и поведенческие особенности: невнимательность, импульсивность,
агрессивность, раздражительность, неусидчивость, нарушения навыков самоорганизации требуют к себе пристального внимания в организации воспитательного и образовательного процесса как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Воспитание детей с гиперактивностью требует учета индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Родителям становиться сложно взаимодействовать с гиперактивными детьми, они теряются при выборе линии поведения и в общении с ребенком, в выборе способов его воспитания. Педагогам требуется множество усилий, чтобы вовлечь подобного ребенка в воспитательно-образовательный процесс. Взаимодействуя с таким ребенком, педагоги испытывают эмоциональную и физическую опустошенность.
В связи с этим остро встает вопрос о методах, используемых для воспитания гиперактивных детей в дошкольной образовательной организации - детском саду. На сегодняшний день существует достаточное разнообразие направлений, форм, методов психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми. Однако следует отметить, что для получения эффективного результата, требуется не только их сочетания, но и учет индивидуальной и возрастной линии развития ребенка.
Среди методов воспитания гиперактивных детей в дошкольной образовательной организации можно выделить методы арт-терапии. Приоритетными задачами арт-терапии являются задачи развития, воспитания и социализации. Термин «арт-терапия» в научно-педагогическом смысле понимается как забота об эмоциональном самочувствии и социальном здоровье личности, детского коллектива средствами творческой деятельности [34].
Применение арт-терапевтических методов в воспитании гиперактивных детей и детей педагогами в дошкольной образовательной организации позволяет решить проблемы, связанные с нарушением поведения, напряженностью, тревогой, страхом детей; позволяют корректировать двигательную расторможенность и нарушения внимания, что влечет за собой более благоприятную адаптацию к детскому саду, установленным в нем правилам и требованиям, а также к установлению положительных отношений в среде сверстников и с взрослыми. При этом арт-терапевтические методы являются доступными как для взрослых, которые могут их применять в разнообразном сочетании и форме, так и для детей, которые интересуются предлагаемыми взрослыми методами выполнения действий и взаимодействия с окружающим миром.
Все выше сказанное объясняет актуальность проблемы исследования, заключающейся в поиске путей воспитания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста с использованием на занятиях арт-терапевтических методов в дошкольной образовательной организации.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблематики определили выбор темы исследования: «Арт-терапевтические методы в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования выступает процесс воспитания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
реализовать комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературы по проблеме особенностей и причин появления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику особенностям развития детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
3. Рассмотреть методы воспитания в ДОО и определить возможности арт-терапевтических методов в воспитании детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
4. Подобрать диагностические методики и провести исследование показателей гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
5. Разработать комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы в
области проблем гиперактивных детей (М.И. Буянов, Ю.Ф. Домбровская, В.П. Кащенко и др); диагностика гиперактивных детей (М. Алворд, П. Бейкер, А.Л. Сиротюк); методы и коррекция гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей (Р. Баркли, Н.Н. Заваденко, Г.Б. Монина, А.Л. Сиротюк, Е.С. Чутко, Ю.С. Шевченко и др.), особенности применения арт-терапии с детьми, имеющими синдром гиперактивности (Р. Гарднер, Е.К. Лютова-Робертс, В. Оклендер и др.)
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по обозначенной проблеме, сравнительноаналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
Эмпирические методы исследования: диагностические тестовые методики (Тест «Тулуз-Пьерона», «Тест самоконтроля и произвольности» (А.Л. Сиротюк), анкетирование (анкета для педагогов «Выявление синдрома дефицита внимания (Е.В. Шарапановская), наблюдение, количественный и качественный, сравнительно-сопоставительный анализ результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по воспитанию гиперактивных детей, а также для родителей.
Также следует отметить практическую значимость продукта исследовательской деятельности, который также может использоваться на практике в ДОУ в непосредственно образовательной или досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 40» Асбестовского городского округа («МБДОУ - детский сад № 40»). В исследовании приняли участие 23 воспитанника старшей группы в возрасте 5,5-6,5 лет.
Практическое исследование состояло из трех этапов. На первом этапе, в котором приняли участие двадцать три старших дошкольника в возрасте от 5,5-6,5 лет, с помощью проведенных тестовых методик, наблюдения и анкетирования педагога, были выявлены две группа детей: с показателями проявлений синдрома гиперактивности (11 человек, 48%) и с полным отсутствием или наличием не яркой выраженности показателей синдрома гиперактивности (12 человек, 52%).
На втором этапе исследования, на основании полученных данных был разработан и реализован комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведена повторная (контрольная) диагностика детей и опрос педагога, работающего с данными группами детей. Получены результаты об эффективности реализации комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. Сформулированы основные выводы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
воспитательные, социальные, психологические и другие особенности состояния здоровья детского организма. Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после трех-четырех лет и продолжается до подросткового возраста [7].
Началом изучения проблемы гиперактивности считаются описанные в 1985 году особенности чрезмерно-подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецким врачом-психоневрологом Г. Хоффманом [2]. Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности и особенностей детей дошкольного возраста с гиперактивностью значительно позднее. Так, говоря о гиперактивных детях, ряд исследователей (Л.О. Бадалян [7], Н.Н. Заваденко [19], О.И. Романчук [50], Ю.С. Шевченко [66], Л.А. Ясюкова [67] и др.) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (синдром дефицита внимания). В синдроме гиперактивности выделяют три основных признака: повышенная двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость внимания [2].
Дети с гиперактивностью имеют определенные психологические и поведенческие особенности: невнимательность, импульсивность,
агрессивность, раздражительность, неусидчивость, нарушения навыков самоорганизации требуют к себе пристального внимания в организации воспитательного и образовательного процесса как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Воспитание детей с гиперактивностью требует учета индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Родителям становиться сложно взаимодействовать с гиперактивными детьми, они теряются при выборе линии поведения и в общении с ребенком, в выборе способов его воспитания. Педагогам требуется множество усилий, чтобы вовлечь подобного ребенка в воспитательно-образовательный процесс. Взаимодействуя с таким ребенком, педагоги испытывают эмоциональную и физическую опустошенность.
В связи с этим остро встает вопрос о методах, используемых для воспитания гиперактивных детей в дошкольной образовательной организации - детском саду. На сегодняшний день существует достаточное разнообразие направлений, форм, методов психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми. Однако следует отметить, что для получения эффективного результата, требуется не только их сочетания, но и учет индивидуальной и возрастной линии развития ребенка.
Среди методов воспитания гиперактивных детей в дошкольной образовательной организации можно выделить методы арт-терапии. Приоритетными задачами арт-терапии являются задачи развития, воспитания и социализации. Термин «арт-терапия» в научно-педагогическом смысле понимается как забота об эмоциональном самочувствии и социальном здоровье личности, детского коллектива средствами творческой деятельности [34].
Применение арт-терапевтических методов в воспитании гиперактивных детей и детей педагогами в дошкольной образовательной организации позволяет решить проблемы, связанные с нарушением поведения, напряженностью, тревогой, страхом детей; позволяют корректировать двигательную расторможенность и нарушения внимания, что влечет за собой более благоприятную адаптацию к детскому саду, установленным в нем правилам и требованиям, а также к установлению положительных отношений в среде сверстников и с взрослыми. При этом арт-терапевтические методы являются доступными как для взрослых, которые могут их применять в разнообразном сочетании и форме, так и для детей, которые интересуются предлагаемыми взрослыми методами выполнения действий и взаимодействия с окружающим миром.
Все выше сказанное объясняет актуальность проблемы исследования, заключающейся в поиске путей воспитания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста с использованием на занятиях арт-терапевтических методов в дошкольной образовательной организации.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблематики определили выбор темы исследования: «Арт-терапевтические методы в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования выступает процесс воспитания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
реализовать комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературы по проблеме особенностей и причин появления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику особенностям развития детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
3. Рассмотреть методы воспитания в ДОО и определить возможности арт-терапевтических методов в воспитании детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
4. Подобрать диагностические методики и провести исследование показателей гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
5. Разработать комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы в
области проблем гиперактивных детей (М.И. Буянов, Ю.Ф. Домбровская, В.П. Кащенко и др); диагностика гиперактивных детей (М. Алворд, П. Бейкер, А.Л. Сиротюк); методы и коррекция гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей (Р. Баркли, Н.Н. Заваденко, Г.Б. Монина, А.Л. Сиротюк, Е.С. Чутко, Ю.С. Шевченко и др.), особенности применения арт-терапии с детьми, имеющими синдром гиперактивности (Р. Гарднер, Е.К. Лютова-Робертс, В. Оклендер и др.)
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по обозначенной проблеме, сравнительноаналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
Эмпирические методы исследования: диагностические тестовые методики (Тест «Тулуз-Пьерона», «Тест самоконтроля и произвольности» (А.Л. Сиротюк), анкетирование (анкета для педагогов «Выявление синдрома дефицита внимания (Е.В. Шарапановская), наблюдение, количественный и качественный, сравнительно-сопоставительный анализ результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по воспитанию гиперактивных детей, а также для родителей.
Также следует отметить практическую значимость продукта исследовательской деятельности, который также может использоваться на практике в ДОУ в непосредственно образовательной или досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 40» Асбестовского городского округа («МБДОУ - детский сад № 40»). В исследовании приняли участие 23 воспитанника старшей группы в возрасте 5,5-6,5 лет.
Практическое исследование состояло из трех этапов. На первом этапе, в котором приняли участие двадцать три старших дошкольника в возрасте от 5,5-6,5 лет, с помощью проведенных тестовых методик, наблюдения и анкетирования педагога, были выявлены две группа детей: с показателями проявлений синдрома гиперактивности (11 человек, 48%) и с полным отсутствием или наличием не яркой выраженности показателей синдрома гиперактивности (12 человек, 52%).
На втором этапе исследования, на основании полученных данных был разработан и реализован комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведена повторная (контрольная) диагностика детей и опрос педагога, работающего с данными группами детей. Получены результаты об эффективности реализации комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. Сформулированы основные выводы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе проведения теоретического анализа литературы по проблеме особенностей и причин появления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста было определено, что гиперактивность выступает нарушением психического развития в результате действия комплекса биологических и социальных факторов и проявляется в повышении двигательной активности, при снижении внимания, не способности к саморегуляции поведения и деятельности. Среди причин возникновения синдрома гиперактивности и дефицита внимания доминирующими выступают три группы факторов:
• генетические факторы;
• повреждение центральной нервной системы во время
беременности и родов;
• негативное действие внутрисемейных факторов (воспитания).
Анализ особенностей развития и проявления синдрома гиперактивности, показал, что его признаки наиболее выражены в дошкольном возрасте. Таким образом, можно считать, что первый пик проявления синдрома приходится на старший дошкольный возраст.
Особенности детей с гиперактивностью можно сгруппировать в три основных блока, характеризующиеся:
• дефицитом активного внимания,
• двигательной расторможенностью,
• импульсивностью;
• слабой усидчивостью и сдержанностью.
В соответствии с данными особенностями детей с гиперактивностью в ходе образовательно-воспитательной работы в дошкольной образовательной организации достаточно сложно выстраивать педагогический процесс взаимодействия - педагогам требуется найти особый, индивидуальный подход к детям с гиперактивностью.
В педагогической практике существует достаточно большое разнообразие методов воспитания детей, однако, нами были рассмотрены возможности арт-терапевтических методов в воспитании детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
Использование арт-терапевтических методов в воспитательном процессе со старшими дошкольниками с гиперактивностью нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию, пространственно-двигательную координацию, формирует сдержанность и усидчивость, что существенно облегчает интеграцию детей с гиперактивностью в общество.
В ходе практического исследования были подобраны диагностические методики и проведено исследование показателей гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью. Полученные показатели на констатирующем этапе исследования показали необходимость в разработке комплекса занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный нами комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста, включил в себя 10 занятий с использованием различных методов арт-терапии: сказкотерапия, песочная терапия, терапия водой, куклотерапия, изотерапия.
После реализации занятий было проведено повторное обследование детей, анкетирование педагога группы, позволяющее констатировать положительную динамику в области развития внимания, самоконтроля и двигательной произвольности у детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью, что позволяет сделать вывод об эффективности применения в ходе воспитания в ДОО занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
• генетические факторы;
• повреждение центральной нервной системы во время
беременности и родов;
• негативное действие внутрисемейных факторов (воспитания).
Анализ особенностей развития и проявления синдрома гиперактивности, показал, что его признаки наиболее выражены в дошкольном возрасте. Таким образом, можно считать, что первый пик проявления синдрома приходится на старший дошкольный возраст.
Особенности детей с гиперактивностью можно сгруппировать в три основных блока, характеризующиеся:
• дефицитом активного внимания,
• двигательной расторможенностью,
• импульсивностью;
• слабой усидчивостью и сдержанностью.
В соответствии с данными особенностями детей с гиперактивностью в ходе образовательно-воспитательной работы в дошкольной образовательной организации достаточно сложно выстраивать педагогический процесс взаимодействия - педагогам требуется найти особый, индивидуальный подход к детям с гиперактивностью.
В педагогической практике существует достаточно большое разнообразие методов воспитания детей, однако, нами были рассмотрены возможности арт-терапевтических методов в воспитании детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
Использование арт-терапевтических методов в воспитательном процессе со старшими дошкольниками с гиперактивностью нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию, пространственно-двигательную координацию, формирует сдержанность и усидчивость, что существенно облегчает интеграцию детей с гиперактивностью в общество.
В ходе практического исследования были подобраны диагностические методики и проведено исследование показателей гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью. Полученные показатели на констатирующем этапе исследования показали необходимость в разработке комплекса занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный нами комплекс занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста, включил в себя 10 занятий с использованием различных методов арт-терапии: сказкотерапия, песочная терапия, терапия водой, куклотерапия, изотерапия.
После реализации занятий было проведено повторное обследование детей, анкетирование педагога группы, позволяющее констатировать положительную динамику в области развития внимания, самоконтроля и двигательной произвольности у детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью, что позволяет сделать вывод об эффективности применения в ходе воспитания в ДОО занятий с использованием арт- терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция уровня агрессивности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Психология: личностное и организационное
консультирование
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2023 - Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Групповые формы работы с подростками как условие снижения агрессивных проявлений в их поведении
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022





