ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7
КЛАССОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 12
1.1. Педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся 5-7
классов учреждений образования в исправительных колониях средствами арт-терапии как педагогическая проблема 12
1.2. Методологические подходы в организации процесса
педагогической коррекции девиантного поведения 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях 31
1.3. Возможности арт-терапии в педагогической коррекции
девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений
образования в исправительных колониях 40
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ... 55
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях на начальном этапе опытно-поисковой
работы 55
2.2. Содержание работы по педагогической коррекции девиантного
поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях средствами арт-терапии 61
2.3. Диагностика по выявлению итогового уровня девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях на заключительном этапе опытно-
поисковой работы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 121
Современность предъявляет всё более серьёзные требования к человеку, как личности. Это обусловлено возрастающим потоком информации, увеличением темпа жизни, развитием технологий. Формирование гармонической, нравственной, творчески активной личности, эффективно и нестандартно решающей новые жизненные задачи, способной сохранить свою целостность и уникальность, остаётся актуальным в свете этих нарастающих изменений. Эволюция отношения общества к людям, не вписывающимся в условный «стандарт», постепенная интеграция этой категории в социум ставит перед педагогикой новые задачи, в первую очередь - задачу овладения такими коррекционно-развивающими технологиями, которые обусловили бы компенсацию недостатка в социальном аспекте.
В то же время, в период фундаментальных и порой не всегда благоприятных изменений в экономике и политике нашей страны, затрагивающих нравственные вопросы, на первый план выходят события девиантного характера. Эти проблемы среди всех слоев населения больше всего затрагивают молодежь. Такие временные отрезки истории можно сравнить с периодами аномии, как говорил Э. Дюркгейм. По мнению ученого, в такое время общество более не может прибегать к ранее сложившимся нормам, но в то же время еще не сформировало новые, и в этот промежуток ощущает на себе сильнейшие перевороты. Из таких непростых ситуаций возрастает количество событий преступного характера. При этом вызывает недоумение тот факт, что увеличивается и количество рецидивов: считается, что работа специальных учреждений направлена на исправление, осознание законопослушного поведения.
«Уголовный кодекс Российской Федерации одной из целей назначения наказания за совершенное преступное деяние называет исправление осужденных (ч. 2 ст. 43)» [86]. Согласно уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, исправление осужденных - «это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9)» [86].
«Основными средствами исправления в УИК РФ определены: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9)» [86]. Опираясь на ст. 9, мы считаем, что ведущим направлением может стать образовательная деятельность. Она может сочетать в себе различные виды: формальное, неформальное, информальное.
Проблема поиска путей исправления и способности к скорейшей социализации, путем преодоления аддикции и девиации осужденных, касается и пересекается в следующих науках: социология, психология, криминология, педагогика. Все точки пересечения обнаруживаются в одном месте - социуме - и только там видно, на сколько успешно выбран тот или иной путь.
В случае рассматривания цели воспитательной работы - исправление, стоит выделить определенные педагогические условия, при которых все факторы и социальные, и педагогические, являющиеся объединяющим и направляющим звеном воспитательного процесса, способствуют поведенческой коррекции.
На основе вышеизложенного, первостепенная задача всех учреждений, направленных на исправление и образование, - создание социальнопедагогических условий, которые обуславливают коррекцию поведения в процессе адаптации. Такие условия будут являться располагающей средой для приобретения новых форм поведения.
Искусство является сильным средством воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы личности. Изобразительное искусство, изобразительная и художественно-творческая деятельность могут играть серьезную роль в формировании гармоничной личности осужденного в преодолении девиантного поведения для последующей социализации и интеграции на воле.
Арт-терапия - это такая форма терапии, которая в своей основе опирается, в первую очередь, на искусство и творческую деятельность. Арт- терапия может послужить эффективным методом педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях.
Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический и развивающий характер образования. Принцип гуманистической направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех её сущностных сил. Именно арт-терапия может быть гуманным средством анализа и диагностики проблем поведения учащихся образовательных учреждений в исправительных колониях, а также эффективным средством его коррекции.
Все вышеизложенное, подчеркивает актуальность проблемы использования арт-терапии в педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов образовательных учреждений в исправительных колониях. Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в социализированных, законопослушных гражданах с одной стороны и наличием учащихся 5-7 классов девиантного поведения попадающих в исправительные колонии нуждающихся в педагогической коррекции и неготовностью учреждений образования в исправительных колониях обеспечить этот процесс;
на научно-педагогическом уровне - между необходимостью
совершенствования системы педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях и недостаточной разработанностью теории данного вопроса с учетом использования потенциала арт-терапии;
на научно-методическом уровне - между необходимостью развития системы педагогической работы в направлении коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях и отсутствием учебно-методических материалов для педагогов в данном направлении.
Наличием данных противоречий и поиском путей их устранения обусловлен выбор темы исследования: «Арт-терапия как средство педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях»...
В ходе исследования были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
1. На основании изученной психолого-педагогической, научнометодической литературы таких авторов как М.Е. Бурно, А.И. Захаров, Л.С. Выготский, К.А. Абульханова, А.И. Ушатиков, В.В. Коваль, К.Д. Ушинский, А.Г. Асмолов, Т.А. Качмазов, Б.Д. Карвасарский, М.Л. Шульга, В.М. Дымов, И.М. Осмоловская, М.Г. Ярошевский и др. и нормативно-правовых актов по проблеме исследования, определено содержание и структура таких понятий как: «девиантное поведение» учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях; «педагогическая коррекция девиантного поведения» применительно к учащимся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях; «арт-терапия»; «возможности арт-терапии» в педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях.
Девиантное поведение учащихся 5-7 классов учреждения образования в исправительной колонии - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям (И.П. Подласый).
Педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях - это педагогический процесс, направленный на повышение уровня рефлексивности, развитее эмоционального интеллекта, способности контролировать собственные действия и поведение, формирование представлений о ясных и четких планах на будущую жизнь и временную перспективу (М.Л. Шульга).
Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. В узком 75
смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека (Б.Д. Карвасарский).
Возможности арт-терапии, это - опосредованное отношение между педагогом и обучающимся через творческую деятельность и продукт творчества; использование символов и образов в рисовании для интеграции внутреннего «Я» и реальности; творческий процесс и продукт творчества, позволяет сделать неосознаваемое видимым и с помощью дальнейшей вербализации помогает учащемуся осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт, повысить самооценку; творческое взаимодействие позволяет наладить доброжелательную коммуникацию между учащимися; творческая задача и стремление к результату способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.
2. Обоснован выбор методологических подходов к организации процесса педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях. Девиантное поведение имеет сложную многофакторную природу, что привело к необходимости выбора адекватных философско-методологических средств для изучения и поиска решения проблемы. Исходя из анализа проблемы, при проведении исследования мы опирались на комплекс научноисследовательских подходов (культурологического, системно
деятельностного, индивидуально-дифференцированного), что обусловлено сложностью и многогранностью девиантности.
Культурологический подход (Ушинский К.Д.) реализуется в данном исследовании через вовлечение учащихся 5-7 классов учреждения образования в исправительной колонии в художественно-творческую деятельность. Тем самым данный подход выполняет интегрирующую функцию, объединяя теории и концепции, имеющие отношение к проблемам профилактики девиантного поведения. В русле данного подхода учащимся представляется реальная возможность «почувствовать причастность к более широким культурным сообществам (художников), осознать себя гражданами мира».
«Системно-деятельностный подход - это такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе» (Б.С. Гершунский). Цель системно-деятельностного
подхода - воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности. В рамках данного подхода учащийся овладевает личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными и предметными знаниями, что дает ему возможность решить допустимые его личности задачи.
Индивидуально-дифференцированный подход объединяет два подхода: индивидуальный и дифференцированный (И.М. Осмоловская). «Индивидуальный подход означает учет индивидуального характера, способностей учащегося в организации своей деятельности, отсутствие принуждения, позитивный настрой, вера в его способности, подбор заданий в соответствии с его склонностями и способностями. Дифференцированный подход - принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности». Индивидуальные личностные особенности учащихся учреждений образования в исправительных колониях выступают в качестве основы реализации индивидуальнодифференцированного подхода, предполагающего группировку учащихся по уровню обученности, обучаемости, коммуникабельности, ценностным ориентирам.
Таким образом, методологические подходы в организации процесса педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях заключаются в том, что педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях - это педагогический процесс, направленный на повышение уровня рефлексивности, развитее эмоционального интеллекта, способности контролировать собственные действия и поведение, формирование представлений о ясных и четких планах на будущую жизнь и временную перспективу, по мнению М.Л. Шульга [95].
3. Выявлены воспитательные возможности арт-терапии в педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях, которые заключаются в использовании специфических приемов и методов, направленных на преодоление агрессии, коррекции самооценки, развитии самоконтроля через удовлетворение различных потребностей участников (потребность во внимании, безопасности, значимости, потребность в творчестве и др.).
4. Разработана и реализована программа «Развитие» педагогической коррекции девиантного поведения учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях на основе арт-терапии, направленная на формирование у учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях базовых навыков и практическое освоение эффективных техник арт-терапии с целью освоения нравственных норм поведения, развитие способности контролировать собственные действия и поведение, наличие ясных и четких планов на будущую жизнь и развитую временную перспективу.
5. Проведена опытно-поисковая работа, которая осуществлялась на базе ФКУ ИК-19 г. Тавда. В качестве испытуемых выступали 13 осужденных, в возрасте от 21 до 32 лет, обучающихся в 5-7 классе общеобразовательной школы в ИК-19. Исследование осуществлялось в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
На констатирующем этапе был выявлен исходный уровень и структура девиантных нарушений в поведении у испытуемых. В рамках нашего исследования были взяты три показателя девиантного проявления в поведении такие как: агрессивность, низкий волевой самоконтроль и неадекватная самооценка. Для выявления уровня девиантного поведения были использованы методики: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (ЛАК), авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев; Методика вербальной диагностики самооценки личности, автор Н.П. Фетискина; Методика ВСК - волевого самоконтроля разработана А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом. Анализ полученных результатов лег в основу разработанной нами программы по арт-терапии, направленной на педагогическую коррекцию девиантного поведения данных испытуемых.
На формирующем этапе была разработана и реализована программа по арт-терапии «Развитие», в основу которой легло формирование у учащихся 5-7 классов учреждений образования в исправительных колониях базовых навыков и практическое освоение эффективных техник арт-терапии с целью освоения нравственных норм поведения, развитие способности контролировать собственные действия и поведение, наличие ясных и четких планов на будущую жизнь и развитую временную перспективу.
На контрольном этапе мы проанализировали успешность проведенной коррекционной работы. По всем показателям: агрессивность, самоконтроль, самооценка наблюдается умеренная динамика. Большинство испытуемых показало наличие неадекватной самооценки, только у двух испытуемых самооценка оказалась в пределах нормы, против 1 на констатирующем этапе. Высокий самоконтроль показали 5 осужденных против 2 на констатирующем этапе. С низким самоконтролем остались 8 человек.
Таким образом, цель исследования достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи решены.
1. Абдулганиева, Ф. Р. Профилактика девиантного поведения студентов в учреждениях профессионального образования / Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог совершенствования системы образования Материалы межрегионального интернет - педсовета. Под редакцией И. Х. Тагирова, З. Р. Нургалиной, 2017. - 93 с. - Текст: непосредственный.
2. Авсиян, О. А. Натура и рисование по представлению. М., 1985. - 18 с. Айхорн, А. «Трудный подросток». - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 304 с. - Текст: непосредственный.
3. Алиева, М. Г. Славкина, Я. С. Алиева, О. В. Характеристика девиантного поведения подростков / Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2. № 4 (5). - С. 44-48. - Текст: непосредственный.
4. Алиева, М. Г. Славкина, Я. С. Тарасюк, Н. С. Профилактика девиантного поведения подростков / Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2. № 4 (5). - С. 35-39. - Текст: непосредственный.
5. Алпатова, О. Б. Лебеденко, И. М. Органы внутренних дел как субъект профилактики девиантного поведения: девиантное поведение: причины, тенденции, профилактика / развитие личности в подростковый период и девиантное поведение детей. Ростов-на-Дону, 2015. - С. 8-17. - Текст: непосредственный.
6. Алфимова, М. В. Трубников, В. И. Психогенетика агрессивности // Психология. - 2000. - С. 112-123. - Текст: непосредственный.
7. Аминова, Л. Я. Феномен девиантного поведения / News of Science and Education. 2019. Т. 5. № 3. - С. 75-77. - Текст: непосредственный.
8. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс. 1974. - 59 с. - Текст: непосредственный.
9. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших
учебных заведений. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 378 с. - Текст:
непосредственный.
10. Арутюнян, Н. С. Постановка проблемы девиантного поведения личности в организации / общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения. Сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян, А. А. Стерлитамак, 2019. - С. 7-9. - Текст: непосредственный.
11. Астапова, А. С. Влияние информационных технологий на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции, посвященной 55-летию ЮЗГУ. 2019. - С. 23-27. - Текст: непосредственный.
12. Балабанов, А. В. Сорокоумова, Г. В. Арт-терапия как
эффективное средство развития рефлексии и коррекции девиантного поведения зависимых / Молодежь выбирает жизнь. Лучшие практики и мероприятия антинаркотической направленности в студенческой среде Сборник материалов Международного молодежного форума
антинаркотической направленности. Под. ред. Г. А. Петровой, Ж. В. Никоновой, С. В. Немировой. 2018. - С. 12-16. - Текст: непосредственный.
13. Бандура, А. Уолтрес, Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Москва, 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах). - Текст: непосредственный.
14. Бахматова, Ю. А. Арт-терапия как средство профилактики
девиантного поведения у младших школьников / Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований . Сборник
материалов XXX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова, 2017. - С. 65-69. - Текст: непосредственный.
15. Бахматова, Ю. А. Возможности использования арт-терапии в профилактике девиантного поведения младших школьников / Социальнопедагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, материалы Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 44-49. - Текст: непосредственный...