ВВЕДЕНИЕз
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
1.2. Модель управления проектной деятельностью в дошкольной образовательной организации^
1.3. Алгоритм реализации управления проектной деятельности в дошкольной образовательной организации25
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ35
2.1. Исследование текущего состояния организации проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 3»35
2.2. Разработка мероприятий по совершенствованию управления проектной деятельностью
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ6О0
ПРИЛОЖЕНИЕ 167
ПРИЛОЖЕНИЕ 268
ПРИЛОЖЕНИЕ 371
Существующие преобразования в обществе, связанные с изменяющимися потребностями граждан, обуславливают необходимость повышения эффективности образовательных процессов. Все чаще встает вопрос о том, что качество образовательной услуги определяется эффективностью управленческой деятельности образовательной
организации.
Актуальность темы определяется тем, что дошкольное образование в современных условиях выступает в качестве значимого ресурса, вложения в будущее страны. Это подтверждается исследованиями нобелевского лауреата Дж. Хекмана о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование, который утверждает, что вложения в образование детей возраста 0-6 лет являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. Это привело к кардинальным изменениям восприятия дошкольного образования, которое теперь рассматривается как инвестиция, а не бюджетные расходы [55]. Таким образом, актуальным является поиск эффективного способа повышения качества дошкольного образовательного процесса, одним из средств которого является проектная деятельность, представляющая собой инновационный режим функционирования, который опирается на методы разработки и внедрения проектов, направленных на обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива по обновлению дошкольной образовательной практики.
Общие теоретические аспекты проектной деятельности в образовательных учреждениях рассматривались А. Н. Дахиным, В. Г. Коротаевым, В. С. Лазаревым, О. Е. Лебедевым, П. И. Третьяковым и другими. Данные авторы пришли к выводам о том, что управление проектной деятельностью - это тип управления, при котором посредством планирования, организации, руководства, контроля процессов и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы. Практические аспекты проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях рассматривались М.А. Бодровой, Е.И. Горбуновой, Л.В. Жолтко и другими исследователями.
Таким образом, проблема повышения эффективности организации проектной деятельностью в ДОО имеет большое теоретическое и практическое значение.
Актуальность исследования обусловлена следующими
противоречиями:
• между требованиями, заявленными в нормативных документах в области управления дошкольной организацией, и реальным состоянием практики;
• между потенциальными возможностями управления проектной деятельностью и недостаточной проработанностью методического оснащения данного процесса.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования:
способствует ли совершенствование механизмов управления эффективности проектной деятельности в ДОО?
Проблема исследования связана с необходимостью повышения качества образовательных услуг, в том числе и в дошкольном образовании, возникает потребность поиска, подбора и внедрения новых, инновационных, отвечающих современным реалиям управленческих механизмом, одним из которых является проектная деятельность.
Вышеназванные противоречия и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы нашей работы: «Управление проектной деятельностью в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - проектная деятельность дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - процесс управления проектной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность мероприятий по совершенствованию управления проектной деятельностью в МАДОУ «Детский сад № 3».
Задачи исследования:
• раскрыть понятие проектной деятельности в дошкольной образовательной организации;
• дать характеристику составляющих модели управления проектной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
• описать алгоритм реализации управления проектной деятельности в дошкольной образовательной организации;
• исследовать текущее состояние организации проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 3»;
• разработать мероприятия по совершенствованию управления проектной деятельностью в МАДОУ «Детский сад № 3»;
• проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, посвященные:
• изучению общих аспектов организации проектной деятельности в ДОУ (Атемаскина Ю.В., Бакаева Т.П., Веракса Н.Е., Виноградова Н.А., Голуб Г.Б., Ерошко У.А., Жиенбаева С.Н., Сыздыкбаева А.Д., Цыплакова С.А. и другие);
• вопросам организации совместной проектной деятельности детей и взрослых (Бедерханова В.П., Журавлева В.Н., Караева А.В., Малахова Л.В., Симпатая Е.А. и другие);
• рассмотрению проектного управления развитием дошкольного образовательного учреждения как средства повышения эффективности деятельности (Бодрова М.А., Горбунова Е.И., Жолтоножко Л.В. и другие);
• особенностям проектного метода и его применению в ДОО (труды Боровлевой А.В., Евдокимовой Е.С., Киселевой Л.С., Козловой Л.К., Морозовой Л.Д.);
• управлению проектной деятельностью в ДОО (Волобуева Л.М., Левитан М.П., Поздяк Л.В. и другие);
• формированию готовности педагогов к организации проектной деятельности (Воронина Л.В., Иванова Т.А., Попова О.В., Чудиновских Е.А. и другие).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методыисследования, как:теоретические
(изучение, анализ и синтез учебно-методической, психолого-педагогической, нормативной и справочной литературы, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, беседа, качественный и количественный математический анализ) .
База исследования. Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3», расположенное по адресу: 624480, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Каржавина, 20А.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57 источников), 3 приложений.
В данной работе проведено исследование проблемы реализации проектной деятельности в ДОО и разработаны мероприятия по совершенствованию управления проектной деятельностью в МАДОУ «Детский сад № 3».
Проектный метод в качестве педагогической технологии является способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников, выборе способа взаимодействия с окружающей средой и осуществлении поэтапной практической деятельности, направленной на достижение поставленной цели.Основное предназначение проектной деятельности педагогов - создание среды, которая предоставит детям возможности самостоятельногоприобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Воспитатель при организации проектной деятельности детей должен решать задачи формирования уважительного чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; формирования основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира; овладения элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, развития эмоционально-ценностного восприятия произведений словесного, музыкального, изобразительного искусства.
Основным инструментом управления проектной деятельностью ДОО выступает программа развития, представляющая совокупность инновационных проектов, объединённых общей концепцией развития, направленных как на стабилизацию функционирования учреждения, так и на обновление практики образования в условиях ограниченности ресурсов образовательной среды.
Модельуправления проектной деятельностью ДОО состоит из следующих структурных составляющих: целеполагание, принципы проектирования, организационные формы и методы, компоненты и алгоритм реализации проектного управления, критерии и результат.
Алгоритм управления проектной деятельностью ДОО включает следующие шаги:
• анализ ситуации, проблемы;
• перевод ситуации в комплекс организационных задач;
• выработка идей, позволяющих ситуацию изменить;
• отбор идей, проверка на реализуемость в конкретных условиях;
• структуризация цели, оптимизация стоимости и времени, качества или других ключевых показателей проекта;
• разработка плана по воплощению и реализации идеи;
• создание проектной группы (команды), являющей ключевым механизмом развития деятельности детского сада;
• организация деятельности специалистов внутри проектной группы (контроль проекта, коррекция, завершение).
Практические аспекты организации проектной деятельности исследовались на примере МАДОУ «Детский сад № 3».Полное
наименование: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3».Адрес учреждения: 624480, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Каржавина, 20А.
Структура управления МАДОУ «Детский сад № 3» отвечает современным требованиям, так как включает административные и общественные органы. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета МАДОУ, заведующей, заместителей, педагогов, родителей детей, посещающих МАДОУ № 3.
Проектной деятельностью в МАДОУ «Детский сад № 3» занимаются только педагоги, за последние три года было реализовано более 30 проектов.
Отметим, что наблюдается четкая тенденция снижения числа проектов, то есть мотивация педагогов к проектной деятельности угасает (с 26 проектов в 2017 году до 8 проектов в 2019 году).
Доля педагогов, принимающих участие в проектной деятельности детского сада, неуклонно снижается (в 2018 году на 16%, в 2019 году на 26%).
Несмотря на достаточно большое количество проектов, реализуемых МАДОУ «Детский сад № 3», проектную деятельность учреждения нельзя назвать эффективной, в 2019 году степень эффективности составила 37,5%. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования управления проектной деятельностью МАДОУ «Детский сад № 3».
С целью совершенствованию управления проектной деятельностью в МАДОУ «Детский сад № 3» к реализации были разработаны и реализованы следующие мероприятия:
• разработка программы развития МАДОУ «Детский сад № 3»;
• разработка регламента проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 3»;
• разработка целей и задачи проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 3»;
• разработка проектов развития материально-технического и финансового обеспечения МАДОУ «Детский сад № 3», а также развития кадров;
• введение премирования за разработку и реализацию проекта;
• создание раздела контрольных инструментов, чтобы сотрудники МАДОУ могли воспользоваться данной информацией.
Реализация предложенных мероприятий позволила совершенствовать осуществляемую проектную деятельность МАДОУ «Детский сад № 3». Результатом мероприятий стало вовлечение практически всего коллектива в проектную деятельность, системность и упорядоченность проектной деятельности, создание и использование документации по осуществлению проектной деятельности в МАДОУ.
За счет реализации предложенных мероприятий качество проектной деятельности МАДОУ «Детский сад № 3» существенно повысилось, к началу 2020 года степень эффективности составила 87,5%. Таким образом, предложенные мероприятия эффективны для совершенствования управления проектной деятельностью МАДОУ «Детский сад № 3».
1. Атемаскина, Ю.В.Проектная деятельность в ДОУ. Проект-это игра всерьез / Ю.В. Атемаскина. - Москва : «Наша новая школа», 2016.-48 с.
2. Бакаева, Т.П. Проектный подход в организации образовательного
процесса в ДОУ / Т.П. Бакаева, С.А. Цыплакова // Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики. Материалы X
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. - С.202-206.
3. Бедерханова,В.П.Совместнаяпроектировочнаядеятельностькаксредст воразвитиядетейивзрослых/В.П. Бедерханова// Развитиеличности.- 2000.- № 1.-С.24-36.
4. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ / К.Ю. Белая - Москва : ТЦ Сфера, 2013 - 89 с.
5. Бодрова, М.А. Проектное управление развитием дошкольного
образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности / М.А. Бодрова. -URL: http://www.mdousun.caduk.ru/DswMedia/proektnoeupravlenierazvitiemd oshkol-nogoobrazovatel- nogouchrejdeniyakaksredstvopovyisheniyayeffektivnostideyatel- nostibodrovama.pdf. (дата обращения: 28.11.2019).
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская - Санкт-Петербург : Питер, 2013. -621 с.
7. Боровлева,А.В.Проектныйметодкаксредствоповышениякачестваобраз ования/А.В. Боровлева//УправлениеДОУ. -2006.- № 7. -С.76-83.
8. Веракса, Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса //Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 2. - С. 10-17.
9. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методич. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - Москва : Айрис-Пресс,2007. - 179 с.
10. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие длявоспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. -Москва : Айрис-Пресс,2008. - 208 с.
11. Волобуева, Л.М. Структура управления дошкольным
образовательным учреждением / Л.М. Волобуева // Управление дошкольным образованием. - 2014. - № 1. - С. 8-15.
12. Воронина, Л.В. Формирование готовности педагогов к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста / Л.В. Воронина, Е.А. Чудиновских // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2019. - № 3. - С. 4-18.
13. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. -т. 3.- Москва : Педагогика, 1983. -366 с.
14. Гогоберидзе, А.Г.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе - Санкт-Петербург : Питер, 2019. -464 с.
15. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно - ориентированного образования / Г.Б. Голуб - Самара: «Федоров: Учебная литература», 2016. - 167 с...