Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №93781

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого­педагогическая проблема 7
1.2. Организационно- педагогические условия формирования
ценностного отношения к здоровью у младших школьников 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика ценностного отношения младших школьников к
здоровью 28
2.2. Содержание работы по формированию ценностного отношения к
здоровью у детей младшего школьного возраста 42
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69

Актуальность темы исследования. Одной из актуальных задач развития современного российского общества является забота о здоровье подрастающего поколения. Данная задача реализуется комплексно, через взаимодействие социальных и государственных институтов: семьи, системы здравоохранения и социальной защиты населения, системы образования и др. Соответственно, одной из главных целей образования выступает создание такой образовательной среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению обучающихся, формирует у них ценностное отношение к здоровому образу жизни,воспитываеткультуру здоровья.
Согласно исследованиям современных педагогов (И.В. Чупаха, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой [49] и др.), наиболее неблагоприятно на здоровье школьников влияют: гиподинамия, увеличенная учебная нагрузка, неправильное питание, несоответствие стандартам гигиенических требований мебели, освещённости и др., а также недостаточное информирование о здоровье и здоровом образе жизни у детей, педагогов и родителей, неудовлетворительная деятельность школы по формированию культуры здоровья.
Важной миссией современного начального общего образования становится воспитание у детей ценностного отношения к здоровью.Формирование ценностного отношения к здоровью - это длительный, последовательный процесс, включающий в себя систему воспитательных мероприятий, ориентированных на формирование у обучающихся активной позиции здоровьесбережения и здоровьеукрепления в системе деятельностного подхода. Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников предполагает соблюдение в образовательно-воспитательном процессе специальных педагогических условий.
Обязанность проектирования и осуществления образовательно­воспитательного процесса с учетом специальных педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников принадлежит педагогу начального образования. Знание данных условий и умение их создать необходимы учителю начальных классов. Таким образом, исследование педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста выступает актуальной проблемой теории и практики педагогики начального образования.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты проектирования педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся младших классов рассмотрены в трудах таких педагогов, как: С.О. Филиппова[48], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], М.В. Славянская [39], О.В. Никифоров [28], Ю.П. Лисицын [24, 24], Л.П. Кудаланова[21] и др.
Так, С.О. Филиппова [48], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], исследовали возможности формирования здорового образа жизни с помощью средств физической культуры. Педагоги М.В. Славянская [39], О.В. Никифоров [28], Ю.П. Лисицын [24], Л.П. Кудаланова[21] изучали валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования, вопросы валеологического образования в общеобразовательных учреждениях, валеологическое воспитание в начальной школе. А.М. Князев [20] и О.И. Даниленко [11] исследовали проблемы воспитательной работы в школе по формированию здорового образа жизни и создание благоприятных психолого-педагогических условий для реализации личностно­ориентированного воспитания детей и учащейся молодежи. Педагоги С.А. Лядова [25] и А.М. Митина[26] обращались к проблеме формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы.
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы по теме исследования подтверждает необходимость преодоления 4
противоречия между необходимостью приобщения младших школьников к ценностям здоровья и недостаточным вниманием к решению этого вопроса в существующей образовательной практике начальной школы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать в деятельности образовательного учреждения педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Объект исследования:формирование ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, влияющие наформирование ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выделить педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
3. Провести диагностику отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
4. Описать содержание работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
5. Осуществить диагностику ценностного отношения младших школьников к здоровью по результатам проведенной работы и сделать выводы об ее эффективности.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по вопросам развития ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста: С.О. Филиппова [48], И.В. Чупаха, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой [50], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], М.В. Славянская [39], О.В. Никифорова [28], Ю.П. Лисицына [23, 24], Л.П. Кудалановой [21] и др.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
2) эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гаевская основная общеобразовательная школа, город Ирбит Свердловской области.
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 62 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты обеспечения организационно­педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Приведем обобщающие выводы по результатам проведенной работы.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Ценностное отношение к здоровью - это системное и динамическое психическое образование личности на основе ценностно-мотивационной сферы, совокупности знаний о здоровье, которое отражается и реализуется в сознательно выбранном образе жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью - общественно значимый процесс, его главной движущей силой является взаимодействие ребенка со средой, социальным окружением на основе усвоения валеологических знаний и применения их в деятельности.
Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников - это особенности организации учебно­воспитательного процесса в начальной школе, которые детерминируют результаты формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся и объективно обеспечивают возможность их достижения.
Создание педагогических условий способствуют формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Исследование позволило нам выделить следующие основные организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
2) взаимодействие с семьями обучающихся;
3) организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью у обучающихся на уроках и внеклассных занятиях;
4) использование на уроках и внеклассных занятиях современных педагогических технологий.
Создание педагогических условий, формирующих ценностное отношение к здоровью - важная задача учителя.
Нами была проведена опытно-поисковая работа на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Гаевская основная общеобразовательная школа, г. Ирбит. В исследовании приняли участие 20 обучающихся 1 класса.
Исследование состояло из трех этапов:
1) констатирующий этап: констатирующая диагностика
сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
2) формирующий этап: создание педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников и апробация разработанной Программы.
3) контрольный этап: контрольная диагностика сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников; выводы об эффективности проведенной педагогической работы.
По результатам констатирующей диагностики было установлено, что большинство обучающихся имели средний уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. В классе присутствовали обучающиеся, у которых уровень сформированности отношения к здоровью оценивался как низкий.
С целью формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников нами была составлена и апробирована специальная программа «Формирование ценностного отношения к здоровью у первоклассников».
Цель программы - формирование ценностного отношения к здоровью у первоклассников.
Педагогические задачи реализации программы:
1) Углубить и расширить знания детей о здоровье, факторах сохранения здоровья, правилах ЗОЖ.
2) Познакомить первоклассников с приемами и методами сохранения и укрепления своего здоровья.
3) Познакомить первоклассников с методами профилактики некоторых заболеваний.
4) Углубить знания детей о способах организации активного семейного досуга.
5) Углубить и расширить знания детей о вредных привычках и формировать отрицательное отношение к ним.
6) Воспитывать у обучающихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
7) Воспитывать у обучающихся потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
Создание организационно-педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников привело к положительным результатам.
Результаты контрольной диагностики подтвердили эффективность проведенной педагогической работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Большинство обучающихся на контрольном этапе опытно-поисковой работы имеют высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. В классе нет обучающиеся, у которых уровень сформированности отношения к здоровью оценивается как низкий.


1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 288 с.
2. Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. 5-е изд.
• Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 496 с.
3. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Эйдос: интернет-журнал. 2005.
http://www.Eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm. (дата обращения 10.09.2019).
4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. - Москва: Наука, 1990. - 494 с.
5. Боярский, Е. А. Компетенции : от дифференциации к интеграции/ Е. А. Боярский, С. М. Коломиец.- Высшее образование сегодня. -2017. - № 1. - С. 8-11.
6. Буганов, А. А. Экологические риски отношения здоровья в Ямальском регионе /А.А. Буганов. - Москва : Спутник, 2014. - С. 3-8.
7. Венгер, A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. 2001. - № 3. - С. 17-26.
8. Вербицкий, А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования/ А.А. Вербицкий // Высшее образование в России.
• 2010. - № 5. - С. 32-37.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2017. - 96 с.
10. Годовых, Т. В. Здоровье детей в условиях крайнего Севера / Т.В. Годовых. - Научный вестник Ямала. - 2012. - № 2. - С. 9-15.
11. Даниленко, О. И. Душевное здоровье и культура. Психология здоровья: учебник для вузов / О. И. Даниленко; под ред. Г. С. Никифорова. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2016. - 607 с.
12. Делор, Ж. Здоровье: скрытое сокровище / Ж. Делор. -Белград: Изд-во ЮНЕСКО, 2016. - 31 с.
13. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. - Москва : Педагогическое общество России, 2006. - 98 с.
14. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность: психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. -Москва : URSS, 2010. - 202 с.
15. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Г.А. Строкова. - Москва : Академия, 2008. - 352 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ