ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Формирование ценностного отношения к здоровью как психологопедагогическая проблема 7
1.2. Организационно- педагогические условия формирования
ценностного отношения к здоровью у младших школьников 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика ценностного отношения младших школьников к
здоровью 28
2.2. Содержание работы по формированию ценностного отношения к
здоровью у детей младшего школьного возраста 42
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Формирование ценностного отношения к здоровью как психологопедагогическая проблема 7
1.2. Организационно- педагогические условия формирования
ценностного отношения к здоровью у младших школьников 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика ценностного отношения младших школьников к
здоровью 28
2.2. Содержание работы по формированию ценностного отношения к
здоровью у детей младшего школьного возраста 42
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
Актуальность темы исследования. Одной из актуальных задач развития современного российского общества является забота о здоровье подрастающего поколения. Данная задача реализуется комплексно, через взаимодействие социальных и государственных институтов: семьи, системы здравоохранения и социальной защиты населения, системы образования и др. Соответственно, одной из главных целей образования выступает создание такой образовательной среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению обучающихся, формирует у них ценностное отношение к здоровому образу жизни,воспитываеткультуру здоровья.
Согласно исследованиям современных педагогов (И.В. Чупаха, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой [49] и др.), наиболее неблагоприятно на здоровье школьников влияют: гиподинамия, увеличенная учебная нагрузка, неправильное питание, несоответствие стандартам гигиенических требований мебели, освещённости и др., а также недостаточное информирование о здоровье и здоровом образе жизни у детей, педагогов и родителей, неудовлетворительная деятельность школы по формированию культуры здоровья.
Важной миссией современного начального общего образования становится воспитание у детей ценностного отношения к здоровью.Формирование ценностного отношения к здоровью - это длительный, последовательный процесс, включающий в себя систему воспитательных мероприятий, ориентированных на формирование у обучающихся активной позиции здоровьесбережения и здоровьеукрепления в системе деятельностного подхода. Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников предполагает соблюдение в образовательно-воспитательном процессе специальных педагогических условий.
Обязанность проектирования и осуществления образовательновоспитательного процесса с учетом специальных педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников принадлежит педагогу начального образования. Знание данных условий и умение их создать необходимы учителю начальных классов. Таким образом, исследование педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста выступает актуальной проблемой теории и практики педагогики начального образования.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты проектирования педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся младших классов рассмотрены в трудах таких педагогов, как: С.О. Филиппова[48], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], М.В. Славянская [39], О.В. Никифоров [28], Ю.П. Лисицын [24, 24], Л.П. Кудаланова[21] и др.
Так, С.О. Филиппова [48], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], исследовали возможности формирования здорового образа жизни с помощью средств физической культуры. Педагоги М.В. Славянская [39], О.В. Никифоров [28], Ю.П. Лисицын [24], Л.П. Кудаланова[21] изучали валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования, вопросы валеологического образования в общеобразовательных учреждениях, валеологическое воспитание в начальной школе. А.М. Князев [20] и О.И. Даниленко [11] исследовали проблемы воспитательной работы в школе по формированию здорового образа жизни и создание благоприятных психолого-педагогических условий для реализации личностноориентированного воспитания детей и учащейся молодежи. Педагоги С.А. Лядова [25] и А.М. Митина[26] обращались к проблеме формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы.
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы по теме исследования подтверждает необходимость преодоления 4
противоречия между необходимостью приобщения младших школьников к ценностям здоровья и недостаточным вниманием к решению этого вопроса в существующей образовательной практике начальной школы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать в деятельности образовательного учреждения педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Объект исследования:формирование ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, влияющие наформирование ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выделить педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
3. Провести диагностику отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
4. Описать содержание работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
5. Осуществить диагностику ценностного отношения младших школьников к здоровью по результатам проведенной работы и сделать выводы об ее эффективности.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по вопросам развития ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста: С.О. Филиппова [48], И.В. Чупаха, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой [50], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], М.В. Славянская [39], О.В. Никифорова [28], Ю.П. Лисицына [23, 24], Л.П. Кудалановой [21] и др.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
2) эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гаевская основная общеобразовательная школа, город Ирбит Свердловской области.
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 62 источника.
Согласно исследованиям современных педагогов (И.В. Чупаха, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой [49] и др.), наиболее неблагоприятно на здоровье школьников влияют: гиподинамия, увеличенная учебная нагрузка, неправильное питание, несоответствие стандартам гигиенических требований мебели, освещённости и др., а также недостаточное информирование о здоровье и здоровом образе жизни у детей, педагогов и родителей, неудовлетворительная деятельность школы по формированию культуры здоровья.
Важной миссией современного начального общего образования становится воспитание у детей ценностного отношения к здоровью.Формирование ценностного отношения к здоровью - это длительный, последовательный процесс, включающий в себя систему воспитательных мероприятий, ориентированных на формирование у обучающихся активной позиции здоровьесбережения и здоровьеукрепления в системе деятельностного подхода. Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников предполагает соблюдение в образовательно-воспитательном процессе специальных педагогических условий.
Обязанность проектирования и осуществления образовательновоспитательного процесса с учетом специальных педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников принадлежит педагогу начального образования. Знание данных условий и умение их создать необходимы учителю начальных классов. Таким образом, исследование педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста выступает актуальной проблемой теории и практики педагогики начального образования.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты проектирования педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся младших классов рассмотрены в трудах таких педагогов, как: С.О. Филиппова[48], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], М.В. Славянская [39], О.В. Никифоров [28], Ю.П. Лисицын [24, 24], Л.П. Кудаланова[21] и др.
Так, С.О. Филиппова [48], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], исследовали возможности формирования здорового образа жизни с помощью средств физической культуры. Педагоги М.В. Славянская [39], О.В. Никифоров [28], Ю.П. Лисицын [24], Л.П. Кудаланова[21] изучали валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования, вопросы валеологического образования в общеобразовательных учреждениях, валеологическое воспитание в начальной школе. А.М. Князев [20] и О.И. Даниленко [11] исследовали проблемы воспитательной работы в школе по формированию здорового образа жизни и создание благоприятных психолого-педагогических условий для реализации личностноориентированного воспитания детей и учащейся молодежи. Педагоги С.А. Лядова [25] и А.М. Митина[26] обращались к проблеме формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы.
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы по теме исследования подтверждает необходимость преодоления 4
противоречия между необходимостью приобщения младших школьников к ценностям здоровья и недостаточным вниманием к решению этого вопроса в существующей образовательной практике начальной школы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать в деятельности образовательного учреждения педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Объект исследования:формирование ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, влияющие наформирование ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выделить педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
3. Провести диагностику отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
4. Описать содержание работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
5. Осуществить диагностику ценностного отношения младших школьников к здоровью по результатам проведенной работы и сделать выводы об ее эффективности.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по вопросам развития ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста: С.О. Филиппова [48], И.В. Чупаха, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой [50], В.Н. Шебеко [51], Т.М. Резер [36], М.В. Славянская [39], О.В. Никифорова [28], Ю.П. Лисицына [23, 24], Л.П. Кудалановой [21] и др.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
2) эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гаевская основная общеобразовательная школа, город Ирбит Свердловской области.
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 62 источника.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты обеспечения организационнопедагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Приведем обобщающие выводы по результатам проведенной работы.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Ценностное отношение к здоровью - это системное и динамическое психическое образование личности на основе ценностно-мотивационной сферы, совокупности знаний о здоровье, которое отражается и реализуется в сознательно выбранном образе жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью - общественно значимый процесс, его главной движущей силой является взаимодействие ребенка со средой, социальным окружением на основе усвоения валеологических знаний и применения их в деятельности.
Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников - это особенности организации учебновоспитательного процесса в начальной школе, которые детерминируют результаты формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся и объективно обеспечивают возможность их достижения.
Создание педагогических условий способствуют формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Исследование позволило нам выделить следующие основные организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
2) взаимодействие с семьями обучающихся;
3) организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью у обучающихся на уроках и внеклассных занятиях;
4) использование на уроках и внеклассных занятиях современных педагогических технологий.
Создание педагогических условий, формирующих ценностное отношение к здоровью - важная задача учителя.
Нами была проведена опытно-поисковая работа на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Гаевская основная общеобразовательная школа, г. Ирбит. В исследовании приняли участие 20 обучающихся 1 класса.
Исследование состояло из трех этапов:
1) констатирующий этап: констатирующая диагностика
сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
2) формирующий этап: создание педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников и апробация разработанной Программы.
3) контрольный этап: контрольная диагностика сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников; выводы об эффективности проведенной педагогической работы.
По результатам констатирующей диагностики было установлено, что большинство обучающихся имели средний уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. В классе присутствовали обучающиеся, у которых уровень сформированности отношения к здоровью оценивался как низкий.
С целью формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников нами была составлена и апробирована специальная программа «Формирование ценностного отношения к здоровью у первоклассников».
Цель программы - формирование ценностного отношения к здоровью у первоклассников.
Педагогические задачи реализации программы:
1) Углубить и расширить знания детей о здоровье, факторах сохранения здоровья, правилах ЗОЖ.
2) Познакомить первоклассников с приемами и методами сохранения и укрепления своего здоровья.
3) Познакомить первоклассников с методами профилактики некоторых заболеваний.
4) Углубить знания детей о способах организации активного семейного досуга.
5) Углубить и расширить знания детей о вредных привычках и формировать отрицательное отношение к ним.
6) Воспитывать у обучающихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
7) Воспитывать у обучающихся потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
Создание организационно-педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников привело к положительным результатам.
Результаты контрольной диагностики подтвердили эффективность проведенной педагогической работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Большинство обучающихся на контрольном этапе опытно-поисковой работы имеют высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. В классе нет обучающиеся, у которых уровень сформированности отношения к здоровью оценивается как низкий.
Приведем обобщающие выводы по результатам проведенной работы.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Ценностное отношение к здоровью - это системное и динамическое психическое образование личности на основе ценностно-мотивационной сферы, совокупности знаний о здоровье, которое отражается и реализуется в сознательно выбранном образе жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью - общественно значимый процесс, его главной движущей силой является взаимодействие ребенка со средой, социальным окружением на основе усвоения валеологических знаний и применения их в деятельности.
Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников - это особенности организации учебновоспитательного процесса в начальной школе, которые детерминируют результаты формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся и объективно обеспечивают возможность их достижения.
Создание педагогических условий способствуют формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Исследование позволило нам выделить следующие основные организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
2) взаимодействие с семьями обучающихся;
3) организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью у обучающихся на уроках и внеклассных занятиях;
4) использование на уроках и внеклассных занятиях современных педагогических технологий.
Создание педагогических условий, формирующих ценностное отношение к здоровью - важная задача учителя.
Нами была проведена опытно-поисковая работа на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Гаевская основная общеобразовательная школа, г. Ирбит. В исследовании приняли участие 20 обучающихся 1 класса.
Исследование состояло из трех этапов:
1) констатирующий этап: констатирующая диагностика
сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
2) формирующий этап: создание педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников и апробация разработанной Программы.
3) контрольный этап: контрольная диагностика сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников; выводы об эффективности проведенной педагогической работы.
По результатам констатирующей диагностики было установлено, что большинство обучающихся имели средний уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. В классе присутствовали обучающиеся, у которых уровень сформированности отношения к здоровью оценивался как низкий.
С целью формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников нами была составлена и апробирована специальная программа «Формирование ценностного отношения к здоровью у первоклассников».
Цель программы - формирование ценностного отношения к здоровью у первоклассников.
Педагогические задачи реализации программы:
1) Углубить и расширить знания детей о здоровье, факторах сохранения здоровья, правилах ЗОЖ.
2) Познакомить первоклассников с приемами и методами сохранения и укрепления своего здоровья.
3) Познакомить первоклассников с методами профилактики некоторых заболеваний.
4) Углубить знания детей о способах организации активного семейного досуга.
5) Углубить и расширить знания детей о вредных привычках и формировать отрицательное отношение к ним.
6) Воспитывать у обучающихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
7) Воспитывать у обучающихся потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
Создание организационно-педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников привело к положительным результатам.
Результаты контрольной диагностики подтвердили эффективность проведенной педагогической работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Большинство обучающихся на контрольном этапе опытно-поисковой работы имеют высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. В классе нет обучающиеся, у которых уровень сформированности отношения к здоровью оценивается как низкий.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мотивации к занятиям физической культурой в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мотивации к занятиям физической культурой в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у младшего школьника ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2006





