ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТИ ТРЕЗВЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 3
1.1. Характеристика понятия «представлений о ценности
трезвения» 13
1.2. Особенности формирования представлений о ценности трезвения у
подростков-воспитанников организаций закрытого типа в процессе приобщения к православной культуре 25
1.3. Педагогические условия формирования представлений о ценности
трезвения у подростков-воспитанников организаций закрытого типа в процессе приобщения к православной культуре 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТИ ТРЕЗВЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 59
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о ценности
трезвения у подростков на начальном этапе опытно-поисковой работы 59
2.2. Организация и содержание опытно-поисковой работы по
формированию представлений о ценности трезвения у подростков в процессе приобщения к православной культуре в условиях организации закрытого типа 69
2.3. Результаты диагностики уровня сформированности представлений о
ценности трезвения у подростков на итоговом этапе опытно-поисковой работы 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 112
Актуальность исследования обосновывается тем, что негативные, зависимые и разрушительные для личностного развития способы взаимодействия несовершеннолетних с действительностью приобретают в нашем обществе значительные масштабы. Сложившаяся педагогическая традиция, направленная на преодоление последствий зависимого поведения, не решает проблемы позитивной социализации подрастающего поколения, поскольку число видов негативных зависимостей постоянно возрастает. При этом стратегия «преодоления последствий» требует существенных затрат: физических, моральных, финансовых.
В наибольшей степени негативное, зависимое поведение распространено среди подростков.
Данный возраст считается одним из наиболее сложных периодов в развитии личности. Подростки активно стремятся примерить на себя представления о «взрослой жизни» и одновременно познают сами себя, свой внутренний мир. Зачастую подобные попытки сопровождаются рискованным поведением, употреблением психоактивных веществ, что ведет к нарушающему нравственные и правовые нормы поведению. Отрицательные последствия подобных опытов сказываются не только на нравственной атмосфере в обществе, но и на самом подростке, на членах его семьи ведут
к изоляции подростка в организациях закрытого типа.
Зависимое поведение подростков, таким образом, складывается по определенной логике, которая начинается с нарушений нравственных норм. Как показывают наблюдения, эти нарушения возникают вследствие несформированности у подростков личностных ценностно-смысловых представлений, определяющих их социальные ориентации.
Далее в среде стихийного общения, подростками усваиваются негативные привычки, которые нередко связаны с употреблением психоактивных веществ - алкоголя, никотина, и других наркотиков. Сформировавшаяся негативная социальная зависимость закономерно ведет подростка к различным видам правонарушений. При этом подросток может иметь знания о нравственных нормах, но отсутствие способности и готовности к самоограничению, к волевому регулированию своего поведения, отсутствие ценностного переживания этих норм препятствует формированию мотивов осознанного, трезвого выбора при совершении конкретных поступков. Таким образом, недостаточная трезвость сознания, чувств, ценностных выборов служит источником зависимого и противоправного поведения подростков.
Предупреждение, профилактика негативного зависимого поведения, формирование устойчивости к различным негативных зависимостям у подростков педагогическими средствами представляется наиболее целесообразной воспитательной стратегией. Формирование ценностного сознания, основанного на традиционных для нашего народа духовно - нравственных нормах и ценностях, самоопределение в практике трезвения как самоконтроля своего внутреннего мира, своих желаний и устремлений, выступает ориентиром педагогической деятельности в этих условиях и его содержанием. Трезвение при этом выступает как базовая национальная духовно-нравственная ценность, как интегративное личностное качество и как единство практики воспитания и самовоспитания.
Школа и семья сегодня не всегда могут сформировать у подростка представления о значимости трезвения как базовой духовно-нравственной ценности, раскрывающейся в умении оценивать с духовно-нравственных позиций свои влечения, желания, помыслы, ограничивать их, откладывать исполнение, избегать конфликтных отношений с окружающими. Подростки, которые часто сталкиваются с агрессивностью социальной среды, с несправедливостью, в силу особой чувствительности, свойственной данному возрасту, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Поэтому они усваивают доступные им агрессивные формы защиты еще до поступления в организации закрытого типа. Оказавшись в условиях ограничения свободы, подростки внешне подчиняются требованиям режима, но внутренние ценностно-смысловые установки у них сохраняются прежними. Им необходимо такое педагогическое сопровождение, которое послужит стимулом к формированию ценностных мотивов поведения, будет способствовать формированию представлений о ценности трезвения. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Проблема исследования заключается в поиске педагогических средств и методов формирования ценностного отношения к трезвению, представлений о ценности трезвения у воспитанников образовательных организаций закрытого типа.
Анализ психолого-педагогической, философской и научно
методической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие противоречия:
• На социально-педагогическом уровне: между потребностью для общества целостного и гармоничного развития личности, способной к свободному самоопределению, идентификации в Отечественной культуре и острой социальной проблемой роста негативных проявлений девиантного и зависимого поведения в подростковой среде.
• На научно-теоретическом уровне: между наличием современных исследований, объясняющих сущность и причины негативных социальных зависимостей, отклоняющегося от нравственных норм (девиантного) поведения подростков в стремительно изменяющемся социуме, и недостаточной адаптированностью данных исследований к решению проблемы воспитания у старших подростков стремления к трезвенности сознания, чувств и поведения.
• На научно-методическом уровне: между сложившимися
и утратившими эффективность стереотипами воспитательной практики предупреждения роста случаев отклоняющегося и зависимого поведения в подростковой среде и недостаточной разработанностью современных методических средств его преодоления, предупреждения и профилактики педагогическими средствами, а также неготовностью педагогических кадров к практическому использованию богатого педагогического наследия православной культуры в предупреждении негативных социальных зависимостей подростков, находящихся в условиях организации закрытого типа, на основе усвоения и принятия ими ценности трезвения.
Исходя из проблемы исследования, анализа практики работы образовательных организаций закрытого типа, выявленных противоречий была сформулирована тема исследования: «Формирование представлений о ценности трезвения у подростков в процессе приобщения к православной культуре в условиях образовательной организации закрытого типа».
Цель исследования: обосновать, разработать и проверить в опытнопоисковой работе программу цикла бесед по православной культуре, направленных на формирование представлений о ценности трезвения у подростков-воспитанников организаций закрытого типа.
Объект исследования: процесс формирования представлений
о ценности трезвения у подростков.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о ценности трезвения у подростков-воспитанников образовательных организаций закрытого типа на основе приобщения их к православной культуре.
Задачи исследования:
1. На основе изучения научно-педагогических источников по проблеме исследования раскрыть содержание понятий «трезвение», «представления о ценности трезвения в православной культуре» «формирование представлений о ценности трезвения у подростков».
2. Определить особенности процесса формирования представлений о ценности трезвения у подростков-воспитанников образовательных организаций закрытого типа.
3. Выявить педагогические условия формирования представлений о ценности трезвения у подростков-воспитанников образовательных организаций закрытого типа в процессе приобщения к православной культуре.
4. Разработать организационно-педагогическую модель и программу приобщения подростков, находящихся в условиях образовательной организации закрытого типа, к православной культуре.
5. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности выявленных педагогических условий формирования представлений о ценности трезвения у подростков-воспитанников образовательной организации закрытого типа в процессе приобщения к православной культуре...
В ходе анализа психолого-педагогической литературы и практики работы образовательных организаций закрытого типа была выявлена актуальность проблемы формирования представлений о ценности трезвения у современных подростков средствами приобщения к православной культе в различных видах деятельности. Образы духовно-нравственного совершенства человека, формируемые у подростков в процессе приобщения к православной культуре, служат внутренней основой, мотивом, идеальным «Я» подростка, которые становятся для него стимулом преодоления зависимого и отклоняющегося от нравственных норм поведения.
Актуальность исследования обусловливается тем, что разрушительные для личностного развития способы взаимодействия несовершеннолетних с действительностью приобретают в нашем обществе значительные масштабы, а сложившаяся педагогическая практика, направленная на преодоление последствий зависимого поведения, не решает проблемы позитивной социализации подрастающего поколения.
Проанализированные философские, психолого-педагогические,
методические исследования по проблеме формирования представлений о ценности трезвения, профилактики зависимого поведения подростков позволили выявить содержание и структуру основных понятий «трезвение», «представления о ценности трезвения», «формирование представлений о ценности трезвения у подростков-воспитанников организаций закрытого типа», «негативные социальные зависимости», «устойчивость к негативным социальным зависимостям».
Рассмотрение зависимости и устойчивости к зависимостям как проявлениям качественно различных уровней социальной субъектности индивида позволило раскрыть ее взаимосвязь с представлениями подростков о духовно-нравственном совершенстве человека как внутренней основе социальной субъектности свободного от негативных зависимостей человека.
Среди проявлений негативных зависимостей и устойчивости к ним были выделены когнитивные, эмоционально-мотивационные, деятельностные показатели и критерии и рассмотрена их динамика как ход процесса формирования качества социальной субъектности подростков.
Выявление наиболее значимых факторов, способствующих развитию негативных зависимостей несовершеннолетних утрата или несформированность смысла жизни, отсутствие или деформация ценностных ориентаций и как результат переживание рессентимента (возрождающихся негативных чувств противоположных любви), когнитивный диссонанс, социальное отчуждение, одиночество, позволило обосновать пути и средства наиболее эффективного предупреждения зависимостей и формирования устойчивости к ним в процессе приобщения к православной культуре. Ее ненасильственность, сострадательность, милосердность, аскетический опыт трезвения позволили организовать проектную деятельность подростков-воспитанников в условиях организаций закрытого типа, в которой проявлялись ценностные характеристики православного
мировоззрения.
Особое значение в исследовании мы придавали духовно-нравственным беседам с подростками по Евангельским притчам. Была разработана структура бесед, методика их проведения, найдены взаимосвязи содержания притч с жизненным опытом подростков, с конкретными событиями их жизни
Наиболее целесообразным в условиях закрытого учреждения были выбраны идеи педагогики поддержки и проектной деятельности подростков.
В соответствии с целью исследования были выявлены условия эффективности формирования устойчивости к негативным зависимостям воспитанников в организациях закрытого типа, в качестве которых были сформулированы следующие:
• наличие систематической диагностики ценностно-смысловой сферы воспитанников и учет в воспитательной работе социально обусловленных ситуаций, предрасполагающих к формированию у них зависимого поведения;
- разработка и внедрение организационно-педагогической модели и программы проектной деятельности, духовно-нравственных бесед, направленных на формирование представлений о ценности трезвения, обеспечивающих устойчивость подростков к негативным зависимостям;
• взаимодействие педагогического коллектива, религиозных объединений, подростков и родителей как детско-взрослой со-бытийной общности.
Уточнение понятия «трезвение» позволило рассмотреть его и как ценность, и как добродетель, которая служит средством достижения высших, предельных ценностей. В православной традиции трезвение не самоценно, но имеет обретает смысл как путь к спасению, как способствование Богообщению, путем удерживания в своем внимании одновременно внешнего, внутреннего и сакрального - Божественного.
В соответствии с задачами исследования для проведения опытнопоисковой работы были разработаны показатели и критерии уровня сформированности устойчивости к негативным зависимостям как дихотомическая система проявлений зависимости и устойчивости к зависимостям. (Переживание одиночества - Переживание единства с другими людьми. Разочарование в людях - Базовое доверие к людям. Обидчивость -Готовность к прощению другого. Переживание бессмысленности жизни, пессимизм - Переживание высокого смысла жизни, направленность на его поиск, оптимизм и т.п.).
Проведенная опытно-поисковая работа позволила практически подтвердить результативность использования идей и методов педагогики поддержки подростков в процессе формирования представлений о ценности трезвения, устойчивости к зависимостям, что было раскрыто как: обращение к проектной деятельности подростков; создание благоприятной психологопедагогической среды, предполагающей доверительность отношений подростков с педагогами и друг другом; созданием системы изучения и учета индивидуальных личностных особенностей подростков; использование в воспитательном процессе методик, направленных на самопознание, самоопределение, самоактуализацию и самореализацию личности подростка; организации «детско-взрослой событийной общности».
Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза была подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Алмазов Б.Н. Социальное отчуждение (психологопедагогический аспект) [Текст]/ Б.Н. Алмазов. - М.: Дата Сквер, 2010. - 168 с.
2. Андреев, А. Традиция как философский принцип опознания бытия человека, народа, социума [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //redeurasia.narod.ru/biblioteka/tra.html
3. Аршинова, В.В.Концептуальные основы построения в сфере образования системы профилактики зависимого поведения / В.В. Аршинова, В.В. Барцалкина, Н.Б. Фролова, А.Д. Штульман, Н.Г. Дмитриева, Т.В. Коваль. - Москва, 2011 // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. - Москва : МГППУ, 2011. - С. 10 - 16.
4. Афанасьев, А.Л. Просветительная работа среди детей и
молодежи. Из монографии Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907 - 1914 годы. Опыт оздоровления общества. / А.Л. Афанасьев. -Томск: Томск. гос. ун-т систем. упр. и
радиоэлектроники, 2007. - 200 с.
5. Афанасьева, М.Н. Кризис духовных ценностей и пути
его решения. Вызовы современности и философия [Текст] /М.Н. Афанасьева, Н.С. Зимина, Д.А.Панин: Материалы «Круглого стола, посвященного Дню философии ЮНЕСКО» // Под общ. ред. И.И. Ивановой. -Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский
университет, 2004. -С. 113 - 117.
6. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов [Текст] / А.К. Байбурин. -Спб.: «Наука», 1993. - 242с.
7. Бандура А. Теория социального научения. Монография. - СПб.: Евразия, 2000. - 320с.
8. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского[Текст] / М.М. Бахтин. - М.,1979. - 317 с.
9. Бачинин, И.В. Как организовать общество трезвости на приходе: практические рекомендации / священник Игорь Бачинин. / Синод. отд. по церков. благотворительности и соц. Служению Русской Православной Церкви. - 2-е изд. - М.: Лепта-Книга, 2011. - 208 с.
10. Бачинин, И.В. Педагогические условия помощи взрослым в избавлении от негативных зависимостей в традициях Православия [Текст] / И.В. Бачинин. // Автореферат канд. дисс. - Екатеринбург, 2008.
11. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей [Текст] / В.С.Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 329 с.
12. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
13. Белоусова, А.К. Образ мира и его регулятивная роль в формировании профессиональной деятельности [Текст] / А.К. Белоусова.- Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2002. - С. 81 - 82.
14. Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 871-874.
15. Бондаревская, Е.В. 100 понятий личностно
ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д, 2000. - 43 с...