Развитие торговых розничных сетей в России
|
Введение 10
1 Теоретические основы функционирования торговых розничных сетей и их
роль в экономике 14
1.1 Сущность и специфика розничной торговли 14
1.2 Розничные торговые сети: виды и характеристика 20
1.3 Макроэкономические эффекты развития торговых сетей 29
2 Современные тенденции развития торговых розничных сетей 39
2.1 История развития розничных торговых сетей в России и за рубежом ... 39
2.2 Современное состояние розничных торговых сетей в России 48
2.3 Конкурентные преимущества и пути выхода международных розничных торговых сетей на зарубежные рынки 55
3 Предложения и рекомендации по развитию торговых розничных сетей 66
3.1 Региональные аспекты развития торговых розничных сетей (на примере
ООО «Дина» - сеть супермаркетов «Быстроном») 66
3.2 Проблемы и перспективы развития региональных торговых розничных
сетей (на примере сетевого магазина «Быстроном») 74
3.3 Основные направления совершенствования развития торговых
розничных сетей в России 79
Социальная ответственность 88
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение А Основные макроэкономические показатели 104
Приложение Б Индекс присутствия люксовых ритейлеров в России 105
Приложение Б Индекс присутствия ритейлеров в России 106
Приложение Б Иностранные бренды в России: рейтинг основных стран-
«экспортеров» 107
Приложение В Индексы физического объема оборота розничной торговли по России 108
Приложение Г Рейтинг info line retail Russia топ-1000 2014 Приложение Д Доля СТМ в динамике (2013 и 2012 гг.)
Приложение Е Изменение продаж частных марок и известных брендов в продуктовых торговых сетях в 2013 году 113
1 Теоретические основы функционирования торговых розничных сетей и их
роль в экономике 14
1.1 Сущность и специфика розничной торговли 14
1.2 Розничные торговые сети: виды и характеристика 20
1.3 Макроэкономические эффекты развития торговых сетей 29
2 Современные тенденции развития торговых розничных сетей 39
2.1 История развития розничных торговых сетей в России и за рубежом ... 39
2.2 Современное состояние розничных торговых сетей в России 48
2.3 Конкурентные преимущества и пути выхода международных розничных торговых сетей на зарубежные рынки 55
3 Предложения и рекомендации по развитию торговых розничных сетей 66
3.1 Региональные аспекты развития торговых розничных сетей (на примере
ООО «Дина» - сеть супермаркетов «Быстроном») 66
3.2 Проблемы и перспективы развития региональных торговых розничных
сетей (на примере сетевого магазина «Быстроном») 74
3.3 Основные направления совершенствования развития торговых
розничных сетей в России 79
Социальная ответственность 88
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение А Основные макроэкономические показатели 104
Приложение Б Индекс присутствия люксовых ритейлеров в России 105
Приложение Б Индекс присутствия ритейлеров в России 106
Приложение Б Иностранные бренды в России: рейтинг основных стран-
«экспортеров» 107
Приложение В Индексы физического объема оборота розничной торговли по России 108
Приложение Г Рейтинг info line retail Russia топ-1000 2014 Приложение Д Доля СТМ в динамике (2013 и 2012 гг.)
Приложение Е Изменение продаж частных марок и известных брендов в продуктовых торговых сетях в 2013 году 113
Актуальность темы. Торговля как отдельная отрасль народного хозяйства, которая отличается от других отраслей своими функциями и местом в системе воспроизводства, имеет большое значение для всей экономики России. Именно торговля обеспечивает поддержку отечественных товаропроизводителей, способствует повышению конкурентоспособности предприятий, обеспечивает наполнение бюджета страны, она поддерживает сбалансированность производства и потребления, формирует долю валовой добавленной стоимости страны, обеспечивает материальный и культурный уровни человека, способствует повышению качества жизни населения в целом.
Процессы возникновения бизнес-структур, имеющих сетевую организацию, получили широкое распространение в розничной торговле, а масштаб торговой деятельности ведущих предприятий и тенденции их развития на потребительском рынке позволяют говорить о них как о ключевых элементах современной организации товарного обращения, требует постоянного внимания к совершенствованию их деятельности. В этих условиях возникает необходимость продолжения научных исследований в направлении разработки методов и инструментов повышения экономической эффективности торговых сетей.
Таким инструментом является управление деятельностью торговых предприятий на основе системного анализа рыночной конкурентной среды.
Широкое распространение в розничной торговле получил сетевой формат бизнеса. Розничная торговая сеть - это такое торговое предприятие, которое управляет группой предприятий розничной торговли и где принятие решений, закупка товаров происходит централизованно.
В российских регионах такой сектор экономики, как сетевая розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются.
Сети имеют особые конкурентные преимущества перед другими форматами розничной торговли в отношениях с поставщиками, поскольку закупки товаров производятся большими партиями. Розничным торговым сетям товары поставляются по самым низким ценам, повторные заказы выполняются незамедлительно, а новые товары сети получают сразу после их выхода на рынок. У торговой сети больше возможностей для получения товаров более высокого качества.
У крупных торговых сетей есть исключительные права на продажу товаров под их собственной торговой маркой. Такие товары производят для них поставщики посредством заключения договора.
Розничная торговая сеть использует современные способы продажи товаров: новые технологии, самообслуживание с элементами индивидуального обслуживания, использование дисконтных карт, продажа товаров в рассрочку, привлечение продавцов-консультантов, увеличение сроков гарантийного обслуживания товара и т.п.
Для этого применяется дорогостоящее, высокоэффективное программное обеспечение, которое способствует более эффективному управлению торговым предприятием.
Для сетевой торговли характерны общий управляющий центр и единая корпоративная стратегия, которая заключается в: едином управлении брендами, единой маркетинговой стратегии, общем управлении поставками товаров и материалов, едином управлении перемещения товаров, запасами и другими ресурсами, централизации обработки заказов, составлении графиков поставок. Открывая свои магазины розничные торговые сети, представляют товары различного ценового диапазона, но стремятся к дешевому товарному ассортименту.
Цель работы - сформулировать предложения и рекомендации по развитию торговых розничных сетей в России.
Объект - исследования торговые розничные сети.
Предмет исследования - совокупность экономических и социальных процессов, определяющих особенности и закономерности развития торговых розничных сетей в России.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы развития торговых центров и торговых сетей исследуются многими отечественными учеными. Среди отечественных и зарубежных ученых и практиков необходимо упомянуть таких как: Б. Берман, М. Годунова, А. Тимофеева, Р. Скуба и др. В трудах вышеупомянутых ученых рассматривались ключевые принципы развития торговых сетей, определялись, связанные с этим, тактические и стратегические задачи, проводился анализ организационных структур и результатов деятельности различных сетевых объединений в сфере торговли.
Несмотря на репрезентативный круг опубликованных научных работ и их высокий теоретический уровень, остаются не охваченными предметной плоскости теории и практики анализа и оценки рыночной конкурентной среды с учетом специфики функционирования отечественных торговых сетей.
Базой исследования является ООО «Дина», которое развивает в России сеть супермаркетов «Быстроном».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретико-методологические основы розничной торговли, в том числе классификатор форматов сетевой розничной торговли;
- актуализировать информацию о тенденциях развития розничной сетевой торговли в России;
- провести краткий ситуационный анализ и перспективы развития розничной торговой сети на базе крупного сетевого ритейлора;
- предложить направления развития потенциала сетевых продаж ритейлора.
В работе использованы материалы учебных пособий, статистических исследований и публицистических статей по теме исследования, а также информация из официального сайта компании ООО «Дина».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав с подразделами, заключения и списка литературы.
Практическая значимость полученных результатов исследования, состоит в том, что реализация содержащихся в дипломной работе предложений и рекомендаций будет способствовать оптимизации развития и повышению эффективности деятельности торговых розничных сетей. Это позволит обеспечить более качественный уровень обслуживания потребителей, снизить издержки торговой розничной сети, улучшить логистику, ведь именно эти параметры являются важным стимулирующим фактором социальноэкономического роста торговых розничных сетей России.
Процессы возникновения бизнес-структур, имеющих сетевую организацию, получили широкое распространение в розничной торговле, а масштаб торговой деятельности ведущих предприятий и тенденции их развития на потребительском рынке позволяют говорить о них как о ключевых элементах современной организации товарного обращения, требует постоянного внимания к совершенствованию их деятельности. В этих условиях возникает необходимость продолжения научных исследований в направлении разработки методов и инструментов повышения экономической эффективности торговых сетей.
Таким инструментом является управление деятельностью торговых предприятий на основе системного анализа рыночной конкурентной среды.
Широкое распространение в розничной торговле получил сетевой формат бизнеса. Розничная торговая сеть - это такое торговое предприятие, которое управляет группой предприятий розничной торговли и где принятие решений, закупка товаров происходит централизованно.
В российских регионах такой сектор экономики, как сетевая розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются.
Сети имеют особые конкурентные преимущества перед другими форматами розничной торговли в отношениях с поставщиками, поскольку закупки товаров производятся большими партиями. Розничным торговым сетям товары поставляются по самым низким ценам, повторные заказы выполняются незамедлительно, а новые товары сети получают сразу после их выхода на рынок. У торговой сети больше возможностей для получения товаров более высокого качества.
У крупных торговых сетей есть исключительные права на продажу товаров под их собственной торговой маркой. Такие товары производят для них поставщики посредством заключения договора.
Розничная торговая сеть использует современные способы продажи товаров: новые технологии, самообслуживание с элементами индивидуального обслуживания, использование дисконтных карт, продажа товаров в рассрочку, привлечение продавцов-консультантов, увеличение сроков гарантийного обслуживания товара и т.п.
Для этого применяется дорогостоящее, высокоэффективное программное обеспечение, которое способствует более эффективному управлению торговым предприятием.
Для сетевой торговли характерны общий управляющий центр и единая корпоративная стратегия, которая заключается в: едином управлении брендами, единой маркетинговой стратегии, общем управлении поставками товаров и материалов, едином управлении перемещения товаров, запасами и другими ресурсами, централизации обработки заказов, составлении графиков поставок. Открывая свои магазины розничные торговые сети, представляют товары различного ценового диапазона, но стремятся к дешевому товарному ассортименту.
Цель работы - сформулировать предложения и рекомендации по развитию торговых розничных сетей в России.
Объект - исследования торговые розничные сети.
Предмет исследования - совокупность экономических и социальных процессов, определяющих особенности и закономерности развития торговых розничных сетей в России.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы развития торговых центров и торговых сетей исследуются многими отечественными учеными. Среди отечественных и зарубежных ученых и практиков необходимо упомянуть таких как: Б. Берман, М. Годунова, А. Тимофеева, Р. Скуба и др. В трудах вышеупомянутых ученых рассматривались ключевые принципы развития торговых сетей, определялись, связанные с этим, тактические и стратегические задачи, проводился анализ организационных структур и результатов деятельности различных сетевых объединений в сфере торговли.
Несмотря на репрезентативный круг опубликованных научных работ и их высокий теоретический уровень, остаются не охваченными предметной плоскости теории и практики анализа и оценки рыночной конкурентной среды с учетом специфики функционирования отечественных торговых сетей.
Базой исследования является ООО «Дина», которое развивает в России сеть супермаркетов «Быстроном».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретико-методологические основы розничной торговли, в том числе классификатор форматов сетевой розничной торговли;
- актуализировать информацию о тенденциях развития розничной сетевой торговли в России;
- провести краткий ситуационный анализ и перспективы развития розничной торговой сети на базе крупного сетевого ритейлора;
- предложить направления развития потенциала сетевых продаж ритейлора.
В работе использованы материалы учебных пособий, статистических исследований и публицистических статей по теме исследования, а также информация из официального сайта компании ООО «Дина».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав с подразделами, заключения и списка литературы.
Практическая значимость полученных результатов исследования, состоит в том, что реализация содержащихся в дипломной работе предложений и рекомендаций будет способствовать оптимизации развития и повышению эффективности деятельности торговых розничных сетей. Это позволит обеспечить более качественный уровень обслуживания потребителей, снизить издержки торговой розничной сети, улучшить логистику, ведь именно эти параметры являются важным стимулирующим фактором социальноэкономического роста торговых розничных сетей России.
Построение торговой сети - лучший способ организации розничной торговли, эффективность которого обусловлена получением экономии от масштаба.
Розничная торговая сеть имеет возможность более экономно расходовать свои ресурсы, получать значительные скидки у поставщиков продукции, получать кредиты на более выгодных условиях и т.д. Так же торговые сети имеют возможность выстраивать более совершенные логистические системы, в отличие от отдельных розничных торговцев. Таким образом, воплощение розничной торговой сети сегодня - это основанная на логистических принципах торговая организация, объединяющая в единую структуру специализированные магазины в виде форматов отдельных строений, магазинов на территории крупных торговых центров или арендуемых отделов универмагов.
Появление новых форматов, изменение роли оптовиков, приход иностранного капитала, совершенствование коммуникаций - все это в совокупности приводит к ужесточению конкуренции и ставит вопрос о применении самых современных концепций управления.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Розничная торговая сеть имеет огромное значение для потребителя, а работа в ней позволяет сделать интересную карьеру. Благодаря значительным изменениям потребностей и технологий розничная торговая сеть подвержена постоянным переменам. Торговые компании и способы продажи, которые еще 30 лет назад были неизвестны, сегодня являются «законодателями» торговой отрасли.
Основа успеха розничной торговой сети - предложение нужных товаров по нужной цене в нужном месте в нужное время и в нужном количестве. Чтобы добиться этого, торговые розничные сети должны понимать, чего желают
Жесткая конкуренция среди торговых компаний вынуждает ритейлеров подстраиваться под потребителя, использую различные форматы магазинов - супер- и гипермаркеты, магазины «у дома», дискаутеры; а так же повышать уровень обслуживания и использовать новейшее современное оборудование. Ведь удовлетворение потребностей покупателей - основное условие для развития торговой сети.
Более конкурентным преимуществом обладает компания, которая использует в своей деятельности СТМ (собственную торговую марку), так как эти товары дешевле своих аналогов.
В долгосрочной перспективе результаты деятельности торговой розничной сети во многом определяются стратегией. Сейчас стратегия многих риелторов направлена на расширение рынка, которая заключается в освоении регионов посредством следующих способов: франчайзинг, создание совместного предприятия, органический рост, поглощение, слияние. Здесь важно учесть особенности региона, например, национальные традиции проживающего народа.
Решение о месторасположении магазина имеют критически важные значения для успеха любой розничной сети, тем более, что они связаны с большими затратами и рассчитаны на длительный период времени. Ошибка в выборе местоположения может оказаться роковой, и не идет ни в какое сравнение, например, с просчетами при закупках товара. Выбирая место для магазина торговые компании учитывают факторы: демографические характеристики, деловой климат, доступность парковочной стоянки и так далее.
Снижение издержек - главная цель торговой сети. И чтобы ее достичь ритейлеры прибегают к различным мерам: внедрение нового оборудования, увеличение объемов производства, ведение грамотной логистики и другое.
• Развитие розничной торговой сети: освоение новых территорий;
• Усиление логистики;
• Управление: повышение эффективности работы;
• Персонализация маркетинговых программ;
• Улучшение организации труда.
Для перспективного развития и роста розничной торговой сети можно выделить следующие направления:
1) Очень важно работать с такими поставщиками, которые сами проявляют интерес к сотрудничеству.
2) Поиск такой рыночной ниши, где есть платежеспособный потребитель, где торговая сеть конкурентоспособна и как следствие - прибыльна.
3) Внедрение ресурсосберегающих технологий для снижения затрат и благоприятной репутации.
4) Грамотный маркетинг, который включает в себя: изучение потребительского поведения, мотивации к покупке, рынка и среды в котором работает предприятие.
5) Конкурентоспособность (быть лучшей торговой сетью для потребителя) - постоянное совершенствование организации работы розничной торговой сети. В улучшение работы организации входит: активное воздействие на спрос, рынок и потребителя; привлечение средства массовой информации к проводимым в организации мероприятиям; разработка сайта розничной торговой сети и рекламы в интернете; активное внешняя работа - участие в тендерах, выставках, ярмарках, благотворительных акциях; повышение имиджа организации - единая стилистика в оформлении дизайна внутренней и внешней отделки магазинов, единый стиль в одежде сотрудников магазина, создание комфортных условий для покупателей.
Розничная торговая сеть имеет возможность более экономно расходовать свои ресурсы, получать значительные скидки у поставщиков продукции, получать кредиты на более выгодных условиях и т.д. Так же торговые сети имеют возможность выстраивать более совершенные логистические системы, в отличие от отдельных розничных торговцев. Таким образом, воплощение розничной торговой сети сегодня - это основанная на логистических принципах торговая организация, объединяющая в единую структуру специализированные магазины в виде форматов отдельных строений, магазинов на территории крупных торговых центров или арендуемых отделов универмагов.
Появление новых форматов, изменение роли оптовиков, приход иностранного капитала, совершенствование коммуникаций - все это в совокупности приводит к ужесточению конкуренции и ставит вопрос о применении самых современных концепций управления.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Розничная торговая сеть имеет огромное значение для потребителя, а работа в ней позволяет сделать интересную карьеру. Благодаря значительным изменениям потребностей и технологий розничная торговая сеть подвержена постоянным переменам. Торговые компании и способы продажи, которые еще 30 лет назад были неизвестны, сегодня являются «законодателями» торговой отрасли.
Основа успеха розничной торговой сети - предложение нужных товаров по нужной цене в нужном месте в нужное время и в нужном количестве. Чтобы добиться этого, торговые розничные сети должны понимать, чего желают
Жесткая конкуренция среди торговых компаний вынуждает ритейлеров подстраиваться под потребителя, использую различные форматы магазинов - супер- и гипермаркеты, магазины «у дома», дискаутеры; а так же повышать уровень обслуживания и использовать новейшее современное оборудование. Ведь удовлетворение потребностей покупателей - основное условие для развития торговой сети.
Более конкурентным преимуществом обладает компания, которая использует в своей деятельности СТМ (собственную торговую марку), так как эти товары дешевле своих аналогов.
В долгосрочной перспективе результаты деятельности торговой розничной сети во многом определяются стратегией. Сейчас стратегия многих риелторов направлена на расширение рынка, которая заключается в освоении регионов посредством следующих способов: франчайзинг, создание совместного предприятия, органический рост, поглощение, слияние. Здесь важно учесть особенности региона, например, национальные традиции проживающего народа.
Решение о месторасположении магазина имеют критически важные значения для успеха любой розничной сети, тем более, что они связаны с большими затратами и рассчитаны на длительный период времени. Ошибка в выборе местоположения может оказаться роковой, и не идет ни в какое сравнение, например, с просчетами при закупках товара. Выбирая место для магазина торговые компании учитывают факторы: демографические характеристики, деловой климат, доступность парковочной стоянки и так далее.
Снижение издержек - главная цель торговой сети. И чтобы ее достичь ритейлеры прибегают к различным мерам: внедрение нового оборудования, увеличение объемов производства, ведение грамотной логистики и другое.
• Развитие розничной торговой сети: освоение новых территорий;
• Усиление логистики;
• Управление: повышение эффективности работы;
• Персонализация маркетинговых программ;
• Улучшение организации труда.
Для перспективного развития и роста розничной торговой сети можно выделить следующие направления:
1) Очень важно работать с такими поставщиками, которые сами проявляют интерес к сотрудничеству.
2) Поиск такой рыночной ниши, где есть платежеспособный потребитель, где торговая сеть конкурентоспособна и как следствие - прибыльна.
3) Внедрение ресурсосберегающих технологий для снижения затрат и благоприятной репутации.
4) Грамотный маркетинг, который включает в себя: изучение потребительского поведения, мотивации к покупке, рынка и среды в котором работает предприятие.
5) Конкурентоспособность (быть лучшей торговой сетью для потребителя) - постоянное совершенствование организации работы розничной торговой сети. В улучшение работы организации входит: активное воздействие на спрос, рынок и потребителя; привлечение средства массовой информации к проводимым в организации мероприятиям; разработка сайта розничной торговой сети и рекламы в интернете; активное внешняя работа - участие в тендерах, выставках, ярмарках, благотворительных акциях; повышение имиджа организации - единая стилистика в оформлении дизайна внутренней и внешней отделки магазинов, единый стиль в одежде сотрудников магазина, создание комфортных условий для покупателей.
Подобные работы
- Стратегия развития региональной торговой сети
(на материалах ООО «Риконт»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Разработка маркетинговой стратегии филиала торговой сети супермаркета «Командор»
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование развития фирменной розничной сети на примере фирменной розничной сети «Арыш мае» ООО «Тансу»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ДАННЫХ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ МАГАЗИНОВ АВТОЗАПЧАСТЕЙ)
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Разработка программы региональной экспансии российской розничной сети «ВкусВилл»
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Формирование механизмов конкуренции для развития бизнеса в сфере сетевой розничной торговли
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Оценка и пути развития системы менеджмента организации на этапе формирования зеленой экономике (Кубанский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Влияние глобализационных процессов на развитие региональных розничных торговых сетей
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



