Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие и сущность общения как феномена психологической науки. 7
1.2. Возрастные особенности общения нормотипичных детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Особенности оптимизации общения детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 22
2.2. Описание методов и методик психодиагностики, направленных на
изучение особенностей общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивной среды 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ 36
3.1. Теоретический анализ подходов к оптимизации общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде 36
3.2. Процесс составления и содержание программы оптимизации общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в
инклюзивной среде. Особенности её апробации 38
3.3. Проведение промежуточного мониторинга эффективности
апробации программы и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 119
Актуальность темы. Проблема социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привлекает большое внимание в специальной педагогике и специальной психологии. Взаимодействие, общение и межличностные отношения с другими людьми оказывают непосредственное влияние на общее, личностное и психическое развитие детей (Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.)
Современный этап развития общества ставит новую задачу - воспитать ребенка. Социальные и экономические изменения в России влияют на здоровье детского населения. Растет число детей-инвалидов. По мнению клиницистов, педагогов и психологов, умственная отсталость в настоящее время является одной из наиболее распространенных форм своеобразного развития психики в онтогенезе (Н. Ю. Борякова, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, Н. А. Цыпина и др.)
Проблеме общения в детском возрасте уделялось большое внимание (З. М. Богуславская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.) Проблема изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучена недостаточно. Успех в обучении, формировании личности, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями зависит от уровня овладения коммуникативными навыками. Это прекрасно относится к детям с умственной отсталостью (ЗПР).
Поэтому изучение специфических особенностей и коррекция недостатков общения детей с ЗПР продолжает оставаться актуальной проблемой.
Общение является важным условием жизни, а также играет важную роль в социализации учащихся и формировании личности, поэтому оно важно для сверстников школьников с задержкой психического развития.
Ограничения исследования: исследование по теме ограничено описанием общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития со сверстниками.
Объект - общение со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
Предмет - процесс оптимизации общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде.
Цель - составление и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде.
Задачи:
1. Методический обзор психологической литературы по проблемам оптимизации взаимоотношений детей с задержками психического роста и нормально развитых сверстников в младшем школьном возрасте.
2. Подбор методических инструментов для диагностики психологического общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психики.
3. Психологическое исследование общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психических процессов.
4. Создание апробации программы по оптимизации общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психических процессов в процессе психотерапевтического сопровождения в их инклюзивных условиях.
5. Проведения промежуточных мониторингов оптимизации взаимодействия детей младших школьников с задержкой развития психических процессов в процессе психо-педагогической поддержки их в условиях инклюзивных условий.
Организация и методы исследования. Методы исследования определялись исходя из задач исследования. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы:
1. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман).
2. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова).
3. Методика «Выбор ролей» (Т. Ю. Андрущенко).
4. Социометрия.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа Свердловской области (МАОУ «СОШ № 24»).
Выборка испытуемых: дети младшего школьного возраста в количестве 27 человек, из них 5 чел. с диагнозом ЗПР (форма 7.1).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Проблема общения всегда была актуальна, но сегодня она все чаще становится особым предметом исследований. Коммуникация, по сути, проникает во все аспекты общества и человеческой жизни и начинает осознаваться как ценность во многих гуманитарных науках, так и как «белая точка». Признание того факта, что «частная» проблема коммуникации становится все более важной в современном мире, а плодотворность ее решений в теории и практике во многом определяет решение многих важных человеческих проблем и даже частичное будущее культуры и цивилизации.
Одной из особенностей формирования межличностных отношений между младшими школьниками является формирование когнитивных и волевых аспектов деятельности ребенка и направленности взаимосвязанных ценностей. Для детей младшего школьного возраста ценности, направленные на него, его успех и счастье, имеют первостепенное значение. Также для младших школьников характерны новые отношения с учителями и одноклассниками, участие в новых командах, новые виды деятельности. Все это способствует расширению сферы ответственности, формированию характера, воли, межличностных отношений.
Ребенок развивается в различных возрастных периодах, каждая из которых отличается своими психофизическими особенностями, и определённым периодом развития. В современном периодическом развитии психических процессов младшие школьные возрасты охвачены периодом от 6-7 до 9-11.
Основной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, которая является обязательной, целенаправленной, социально значимой и систематической. Игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка, но она не является доминирующей. Образовательная деятельность может быть истолкована как синоним обучения, преподавания и обучения. Образовательная деятельность понимается как особая форма социальной активности, которая проявляется субъектным и познавательным поведением.
В первой главе проводилось экспериментальное исследование общения младших школьников с задержкой развития психических процессов. Цель исследования заключается в изучении общения младших школьников с задержкой развития психики.
Исследование проводилось на базе : Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ No24 с углубленной подготовкой отдельных дисциплин» Асбестовский городской округ Свердловской обл. МОУ «СОШ No24» В исследовании приняли участие 27 ребят 1 -го класса, из которых 5 имеют диагноз ЗПР форма 7.1. Из многочисленных методик оптимизации коммуникации детей младших школьников с задержкой развития мы выбрали игровые методики, потому что мы считаем этот метод одним из наиболее перспективных методик оптимизации коммуникации детей младших школьников с задержкой развития психических процессов. С помощью этого метода можно наиболее естественным образом проникнуть в состояние эмоционального состояния ребенка, с помощью игры воздействовать как средство коммуникации на основные процессы прогрессивных изменений в психической и личностной сфере ребенка, происходящие именно во время игрового процесса. При анализе полученных данных в ходе контрольного эксперимента вы можете сделать следующее вывод: большая часть детей страдает от трудностей в диалоге с сверстниками.
В диалоге с партнёром нет заинтересованности. Большинство детей не могут решать конфликтную ситуацию самостоятельно, обращаясь за помощью к взрослому, просто отступают от конфликта или решают ее агрессивно, что свидетельствует о низком коммуникативном потенциале детей в отношении сверстников. Результаты свидетельствующих этапов эксперимента указывают на необходимость коррекционной и развивающей работы по оптимизации общения со своими сверстниками с ЗПР.
При частичном утверждении программы коррекции, развития у шести испытуемых динамика общения со своими сверстниками свидетельствует о успешности программы. Возможно, эта динамика вызвана игровыми занятиями, потому что у детей, задержанных психическим развитием в младшей школе, до сих пор преобладает игра.
Таким образом, полное тестирование программы, рассчитанное на 40 часов, поможет оптимизировать общение детей с ЗПР.
1. Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев. - М. : Наука, 2017. - 246 с.
2. Бархатова, М. А. Вопросы активизации коммуникативного навыка у младших школьников с ЗПР / М. А. Бархатова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. - 2017. - С. 194-200.
3. Болдырева, В. Э. Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР на уроках социально-бытовой ориентировки / В. Э. Болдырева, Э. Ю. Хайрулина // Аллея науки. - 2018. - Т. 8. - №. 5. - С. 1050-1053.
4. Болтаева, Г. С. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников / Г. С. Болтаева // Социальный стресс как познавательная и прикладная проблема. - Омск : Омская юридическая академия, 2016. - С. 113-117.
5. Варфоломеева, Е. П. Внеучебная проектная деятельность как фактор становления межличностных отношений в среде младших подростков / Е. П. Варфоломеева // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 1. - С. 35-37.
6. Варфоломеева, Е. П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения / Е. П. Варфоломеева // Российский научный журнал.
- 2016. - № 5 (43). - С. 195-199.
7. Варфоломеева, Е. П. Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности / Е. П. Варфоломеева // Педагогика и психология образования.
- 2017. - № 1. - С. 31-35.
8. Голубь, О. В. Особенности коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития / О. В. Голубь, К. В. Туманина,
А. И. Амирова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2020. - №. 3. - С. 61-65.
9. Гребенникова, Е. В. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, И. И. Лялина // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2016. - № 1 (11). - С. 192-194.
10. Григорьев, Д. В. Характерные особенности общения детей с ЗПР / Д. В. Григорьев, Е. В. Короткова // XXIII Царскосельские чтения. - 2019. - С. 155-159.
11. Гринина, Е. С. Межличностные отношения детей с ЗПР в контексте гуманизации образовательного пространства / Е. С. Гринина // Гуманизация образовательного пространства. - 2016. - С. 917-924.
12. Дмитриева, Е. Е. Развитие общения детей и отношения к сверстнику у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Дмитриева, О. Н. Двуреченская // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-8. - С. 293-299.
13. Донцов, А. И. О понятии группы в социальной психологии / А. И. Донцов // Социальная психология : хрестоматия ; сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект-Пресс, 2016. - 471 с.
14. Донцов, А. И. Психология коллектива: Методологические
проблемы исследования / А. И. Донцов. - М. : МГУ , 2017. - 207 с.
15. Жавнерко, А. П. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в контексте их социализации / А. П. Жавнерко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 2 (59). - С. 100-108.
16. Кащенко, Е. С. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР / С. В. Кучеренко // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. - 2017. - С. 192-194.
17. Короткова, Е. В. Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР / Е. В. Короткова, Д. В. Григорьев // Царскосельские чтения. - 2017. - Т. 2. - С. 59-86.
18. Короткова, Е. В. Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР / Е. В. Короткова, Д. В. Григорьев // Царскосельские чтения. - 2017. - Т. 2. - С. 33-39.
19. Костенкова, Ю. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития / Ю. Костенкова. - М. : Litres, 2017. - 311 с.
20. Левитан, К. М. Культура педагогического общения /
К. М. Левитан. - Иркутск : Изд-во «Иркут», 2019. - 102 с.
21. Лемеш, А. Е. Особенности социально-коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А. Е. Лемеш, Е. А. Минеева // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. - С. 242-245.
22. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии : учеб. пособие / А. Р. Лурия. - М., 2016. - 320 с.
23. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2017. - 752 с.
24. Марихин, С. В. Некоторые аспекты социализации детей с задержкой психического развития / С. В. Марихин, А. В. Выборная // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика. - 2018. - С. 63-65.
25. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты. - М., 2017. - 117 с.
26. Медведева, Е. А. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности / Е. А. Медведева, А. С. Павлова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2 (121). - С. 496-497.
Т1. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой,
А. И. Донцова. - М. : МГУ, 2017. - 292 с.
28. Мелехова, В. М. Особенности социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья / В. М. Мелехова, И. В. Смолярчук // Гаудеамус. - 2019. - Т. 18. - № 1 (39). - С. 155-159.
29. Мясищев, В. А. Психология отношений / В. А. Мясищев. - М. : МОДЭК, 2016. - 356 с.
30. Наумова, М. Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт-терапии / М. Л. Наумова // Социосфера. - 2011. - № 4-1. - С. 121-128.
31. Немов, Р. С. Социальная психология : учебное пособие / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб. : Питер, 2017. - 680 с.
32. Орлов, В. А. Влияние особенностей межличностных отношений учащихся-подростков на успешность их обучения в школе / В. А. Орлов // Социальная психология в образовательном пространстве : научные материалы I Международной научно-практической конференции. - М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. - С. 160-162.
33. Плаксина, Н. А. Межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции / Н. А. Плаксина // Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования : материалы научно-практической конференции. - М. : Московский государственный областной гуманитарный институт, 2015. - С. 212-216.
34. Платохина, Н. А. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Н. А. Платохина, Н. Н. Абашина // Концепт. - 2011. - № 10. - С. 33-39.
35. Полынова, В. К. Воспитание дошкольников. Планирование работы. Беседы. Игры / В. К. Полынова. - СПб. : Издательство «Детство- Пресс», 2016. - 240 с.
36. Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания / С. Д. Поляков. - М. : Новая школа, 2016. - 160 с.
37. Полякова, А. Н. Современные проблемы социализации детей раннего возраста с задержкой психического развития / А. Н. Полякова // Наука и образование: проблемы и перспективы. - 2020. - С. 309-318.
38. Помощь родителям в воспитании детей / сост.
В. Я. Пилиповский. - М. : Прогресс, 2017. - 256 с.
39. Попова, Л. А. Влияние детско-родительских отношений на уровень адаптированности подростков в межличностных отношениях / Л. А. Попова // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Краснодар : Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере», 2016. - С. 300-303.
40. Репринцева, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / Е. А. Репринцева, А. В. Галич // BaikalResearchJournal. - 2017. - № 1. - С. 72-81.
41. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : практич. пособие в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : Издательство «Юрайт», 2016. - 412 с.
42. Румянцева, М. М. Коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии / М. М. Румянцева. - М. : Педагогика, 2019. - 200 с.
43. Свечникова, Н. С. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / Н. С. Свечникова, А. А. Калинина // Наука, техника и образование. - 2018. - № 3 (44). - С. 88-96.
44. Топтун, Е. В. Уроки общения как средство формирования позитивных межличностных отношений младших школьников / Е. В. Топтун // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2017. - № 16. - С. 134-138.
45. Ушакова, А. А. Развитие коммуникативной сферы детей с ЗПР на
основе невербального музыкального взаимодействия / А. А. Ушакова, Е. Д. Трофимова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. - 2020.-С. 496-497.
46. Фадюшина, Ю. В. Особенности коммуникации у детей с ЗПР (на
основе личного опыта) / Ю. В. Фадюшина // Педагогический альманах : материалы Всероссийской педагогической научно-практической
конференции / под ред. С. Р. Космовской. - Москва, 2016. - 128 с.
47. Хохлова, А. Ю. Особенности межличностного взаимодействия младших подростков с нарушением слуха из семей глухих и слышащих родителей / А. Ю. Хохлова, Е. М. Глушенкова // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. - 2018. - № 2 (12). - С. 42-51.
48. Цыганкова, Н. И. Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности : автореферат дис. ... канд. пс. н. : 19.00.04 / Н. И. Цыганкова. - СПб., 2016. - 25 с.
49. Цыганкова, Н. И. Межличностные отношения младших школьников с гиперкинетическим расстройством / Н. И. Цыганкова, И. М. Никольская // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - № 9. - С. 216-223.