Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений звукопроизношений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи

Работа №93761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей при
нормальном течении 7
1.2 Особенности речи при фонетико-фонематическом недоразвитии речи
у детей дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Методы и средства коррекции нарушений звукопроизношений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 28
2.2. Содержание методик обследования в рамках организации
констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФФНР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 39
3.1 Основные принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 39
3.2 Обоснование методов, используемых для коррекции псевдобульбарной дизартрии легкой степени 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

Правильно сформированная речь является совокупностью многих факторов, подробно рассмотрим два из них, это моторику артикуляционного аппарата и фонематическое развитие. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется наличием нарушения процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие неправильного восприятия фонем, и непосредственно их произношения. Нарушения звукопроизношения приводят к трудностям в корректном различении фонем, что оказывает пагубное влияние на речь в целом. Для успешного усвоения информации в школе, для детей важно иметь правильную речь, для этого все речевые дефекты должны корректироваться своевременно, для того чтобы не тормозить развитие. Например, дефекты, связанные с фонематическим слухом, могут влиять на развитие дисграфии и дислексии.
Главным нарушением при любом виде дизартрии будет являться недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, вследствие неправильного восприятия ребёнком фонем. Данное недоразвитие можно исправить благодаря логопедической деятельности по коррекции фонетической стороны речи. Процесс обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в первую очередь, включает в себя устранение речевого дефекта и дальнейшую подготовку к обучению грамоте, которое обеспечит полноценное развитие ребенка (Каше Г. А., Коноваленко В. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Шермет М. К.).
Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в учреждениях дошкольного образования рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Поэтому вопрос об эффективности коррекционно-развивающей работы, требующей постоянного совершенства, поиска инновационных технологий, остается актуальным.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Каше Г. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Проблеме обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посвящены многочисленные научно-методические исследования, в которых рассматриваются методы диагностики и коррекции фонетико-фонематических отклонений у детей (Г. А. Каше, С. В. Коноваленко, Ю. В. Рибцун, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Сегодня перед педагогами стоит задача повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса в дошкольном учебном заведении за корректное включение в полном объеме и с большей функциональностью игровой деятельности в современное логопедическое учебное пространство.
Объект исследования: речь детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами нетрадиционных технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и исследовать проблему совершенствования приемов и методов по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить различные подходы к проблеме коррекции речевых нарушений в детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на основе теоретического анализа современной научно-методической литературы.
2. Провести обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с целью выявления уровня сформированности фонематических процессов, состояния звукопроизношения.
3. Создать и экспериментально апробировать методику коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий.
Элементы научной новизны полученных результатов. Созданная экспериментальная методика применения нетрадиционных технологий позволяет повысить эффективность процесса коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста.
Теоретическое значение. Теоретически обоснованное использование нетрадиционных технологий в процессе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста.
Практическое значение полученных результатов. Результаты проведенного исследования и предлагаемые технологии могут быть использованы при организации и осуществления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Теоретические - изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.
3. Статистические - количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе научного исследования нами проведено изучение теоретических проблем коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста. Речевое развитие у ребенка запускает формирование высших психических форм познавательной деятельности; способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно высказать свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками об общей игре.
В последнее время увеличивается количество детей, которые имеют полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух и нарушение звукопроизношения. От сформированности фонематического слуха зависит формирование правильного звукопроизношения, от достаточного уровня сформированности умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения речевого материала зависит способность усваивать знания из грамоты. Также у ребенка должно быть достаточно развито фонематическое восприятие.
Проблема развития и формирования фонетико-фонематической системы речь рассматривается в работах Левиной Р. Е., Боскис Р. М., Швачкина М. Х., Гвоздева А. Н., Красногорского М. И., Никашиной Н. А., Спировой Л. Ф., Чиркиной Г. Е., Колпоковской И. К., Ястребовой В. А., Шеремет М. К., Эльконина Д. Б., Лурия А. Р., Богоявленского Д. М., Сохина Ф. А., Тамбовцева А. Г., Тумаковой Г. А. и др.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Нами проведено изучение состояния сформированности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 554 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 5 детей 5-6-летнего возраста, что имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Во время обследования речи детей нами была использована традиционная в логопедии методика Л. А. Лопатиной и методики, представленные в учебниках «Логопедия» Л. С. Волковой.
Задания, направленные на определение уровня развития речи детей, мы объединили в серии. Серия 1. Обследование звукопроизношения. Серия 2. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия. Серия 3. Обследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
По результатам исследования были сделаны выводы о большом количестве ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий на выявление уровня сформированности звуко-слоговой структуры слова, фонематического слуха, звукопроизношения. Результаты обследования звукопроизношения показали, что большинство детей показали средний уровень и низкий уровни сформированности звукопроизношения, фонематического слуха, звуко-слоговой структуры слова, что указывает на то, что необходим поиск оптимальных путей и эффективных методик преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста.
В ходе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: коррекция произношения и последовательное формирование навыков звукового анализа и синтеза на основе развития фонематических процессов, реализуемых через использование инновационных технологий, нестандартных методов и методик, новых подходы к коррекционной работе.
В целом, использование нетрадиционных и инновационных технологий при коррекционной работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи является эффективным и целесообразным. Использование нетрадиционных приемов, технологий повышает интерес к речи, помогает детям в игровой форме лучше усвоить материал.



1. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : методическое пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - Москва : Айрис Пресс, 2006. - 128 с.
2. Агранович, З. Е. От логопеда к помощи родителям. Коллекция занятий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2004. - 230 с.
3. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение : учебно-методическое пособие / Т. В. Туманова. - Москва : ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.
4. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
5. Александрова, С. Е. Наглядно-дидактические пособия для обучения грамоте детей 6-7 лет : методическое пособие / С. Е. Александрова Логопед: науч. — метод. журн. - 2017. - N 9. - С. 62-67.
6. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - Москва : ЛКИ, 2012. - 218 с.
7. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова. Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2015. - 340 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Москва : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
9. Белоус, Е. Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме / Е. Н. Белоус. - Коломна : 2011. - 90 с.
10. Богуш, А. М. Речевой компонент дошкольного образования / А. М. Богуш. - Харьков : Утро, 2011. - 176 с.
11. Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
12. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха дошкольников / Н. С. Варенцова. - Москва : 1997. - 340 с.
13. Розина, Г. А. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе / Г. А. Розина // Студенческая электронная библиотека. - 2019. -URL:https://studbooks.net/1785098/pedagogika/psihologo_pedagogicheskoe_obos novanie_raboty_razvitiyu_proiznositelnoy_storony_rechi_doshkolnikov_stertoy (дата обращения: 13.10. 2021).
14. Власова, Т. А. Формирование произношения у детей с нарушениями речи / Т. А. Власова. - Москва : Просвещение, 2013. -148 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Лабиринт, 2013. - 450 с.
16. Вологдин, Э. И. Слух и восприятие звука / Э.И. Вологдин. Курс лекций. - Санкт-Петербург : СТ "Факультет ДВО", 2004. - 36 с.
17. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2020. - 240 с.
18. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва. : Лабиринт, 2012. - 352 с.
19. Гайдина, Л. И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы / Л. И. Гайдина. - Москва : ВАКО, 2007. — 112 с.
20. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
21. Голубева, Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников / Г.Г. Голубева. Учебно-методическое пособие. — Санкт-Петербург.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 175 с.
22. Дроздова, Н. В. Нарушения устной и письменной речи / Н. В. Дроздова. - Москва : УО «БГПУ», 2003. - 64 с.
23. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. Москва: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с
24. Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева. Монография. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 173 с.
25. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1991 - 224 с.
26. Жинкин, Н. И. Психолингвистика / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 2009. - 288 с.
27. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет / Л. Е. Журова. - Москва. : Вентана-Граф, 2013. - 80 с.
28. Ильясова, Т. А. Эффективные приемы развития логического мышления у детей с ОНР на занятиях по обучению грамоте / Т. А. Ильясова // Логопедия сегодня. - 2017. - № 4. - С. 72-74.
29. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Владос, 2018. - 279 с.
30. Миронова, Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы- конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н. М. Миронова. — Москва : ГНОМ и Д, 2007. — 48 с.
31. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников / О. С. Ушакова. — Москва. : Сфера, 2017 - 96 с.
32. Фельдштейн, Д. И. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Д. И. Фельдштейн. - Москва : МПСИ, 2004. — 239 с.
33. Филичева, Т. Б. Дети с ФФН. Образование и обучение : методическое пособие / Т. Б. Филичева. - Москва : Гном-Пресс, 1999. - 250 с.
34. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. - Москва : Владос, 2000. - 510 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ