Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО¬
ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ 6 ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дизартрии
1.3. Обзор логопедических технологий коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Основные принципы, цель, задачи констатирующего 24
эксперимента
2.2. Содержание методики изучения состояния моторики, просодики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятияу младших школьников с дизартрией и анализ полученных результатов
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
3.1. Организация и принципы обучающего 40
эксперимента
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонетико-фонематической недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами
42 театрализации
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ 6 ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дизартрии
1.3. Обзор логопедических технологий коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Основные принципы, цель, задачи констатирующего 24
эксперимента
2.2. Содержание методики изучения состояния моторики, просодики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятияу младших школьников с дизартрией и анализ полученных результатов
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
3.1. Организация и принципы обучающего 40
эксперимента
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонетико-фонематической недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами
42 театрализации
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
Важнейшей психической функцией человека является речь. Как только ребёнок начинает овладевать речью, он получает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отображению окружающей действительности, к планированию и осознанию своих замыслов и действий [26]. Нарушение речи неблаготворно влияет на развитие ребёнка, затрудняет его коммуникацию с окружающими, замедляет становление познавательных процессов и, следовательно, препятствует формированию полноценной личности.
Проблема по выявлению, предупреждению и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией, не перестаёт быть актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в настоящее время отмечается рост количества детей с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, обусловленным дизартрией. У детей с дизартрией ведущее речевое нарушение — несформированность просодической стороны речи, которая влияет на становление фонематических процессов и встречается среди школьников наиболее часто.
Одним из эффективных средств коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи является театрализация. Принимая участие в театрализованной деятельности, у ребёнка есть возможностьпознать окружающий мир через образы. В процессе работы над речью персонажей, словарь ребёнка пополняется, повышается звуковая культура речи, развивается интонационный строй, улучшается диалогическая речь и её грамматический строй[3].Сказки-драматизации, пальчиковый театр, театр картинок, театр теней и т.д.—всё это способствует развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Анализ специальной научной теоретической литературы и методологических исследований по вопросам коррекции нарушенийфонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией раскрыт в трудах Л. С. Волковой, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, O. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, P. Е. Левиной.
Нарушениефонетико-фонематической стороны речи затрудняет процесс чтения ребёнка и ведёт к допуску грубых ошибок на письме, что является одной из причин неуспеваемости в школе.
Данная проблема определила тему исследования, и поставила вопрос, каким образом можно наиболее эффективно составить коррекционную работу с младшими школьниками с дизартрией, учитывая их особенности речевого развития, по преодолению нарушенийфонетико-фонематической стороны речи.
Актуальность работы связана с раскрытием эффективности театрализованной деятельности в коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников с дизартрией.
Объект исследования: состояние моторики, просодики и фонетико-фонематической стороны речиу младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Цель исследования: на основе изучения теоретических и экспериментальных данных спланировать логопедическую работу по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации и проверить её эффективность.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по исследуемой проблеме: становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, психолого-педагогическую характеристику младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением речи при дизартрии, современные логопедические технологии коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у младших школьников с дизартрией.
2. Подобрать содержание констатирующего эксперимента, методики логопедического обследования фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией и представить анализ результатов констатирующего эксперимента.
3. Определить теоретическое обоснование обучающего эксперимента, определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведённой коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический метод, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный метод включал в себя сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
База исследования: МАОУ «СОШ № 28» города Ревда Свердловской области.В исследовании принимали участие десять младших школьников, возрастная категория 8-9 лет, с заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрией.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, состоящего из 50 источников, приложений.
Проблема по выявлению, предупреждению и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией, не перестаёт быть актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в настоящее время отмечается рост количества детей с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, обусловленным дизартрией. У детей с дизартрией ведущее речевое нарушение — несформированность просодической стороны речи, которая влияет на становление фонематических процессов и встречается среди школьников наиболее часто.
Одним из эффективных средств коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи является театрализация. Принимая участие в театрализованной деятельности, у ребёнка есть возможностьпознать окружающий мир через образы. В процессе работы над речью персонажей, словарь ребёнка пополняется, повышается звуковая культура речи, развивается интонационный строй, улучшается диалогическая речь и её грамматический строй[3].Сказки-драматизации, пальчиковый театр, театр картинок, театр теней и т.д.—всё это способствует развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Анализ специальной научной теоретической литературы и методологических исследований по вопросам коррекции нарушенийфонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией раскрыт в трудах Л. С. Волковой, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, O. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, P. Е. Левиной.
Нарушениефонетико-фонематической стороны речи затрудняет процесс чтения ребёнка и ведёт к допуску грубых ошибок на письме, что является одной из причин неуспеваемости в школе.
Данная проблема определила тему исследования, и поставила вопрос, каким образом можно наиболее эффективно составить коррекционную работу с младшими школьниками с дизартрией, учитывая их особенности речевого развития, по преодолению нарушенийфонетико-фонематической стороны речи.
Актуальность работы связана с раскрытием эффективности театрализованной деятельности в коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников с дизартрией.
Объект исследования: состояние моторики, просодики и фонетико-фонематической стороны речиу младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Цель исследования: на основе изучения теоретических и экспериментальных данных спланировать логопедическую работу по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации и проверить её эффективность.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по исследуемой проблеме: становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, психолого-педагогическую характеристику младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением речи при дизартрии, современные логопедические технологии коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у младших школьников с дизартрией.
2. Подобрать содержание констатирующего эксперимента, методики логопедического обследования фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией и представить анализ результатов констатирующего эксперимента.
3. Определить теоретическое обоснование обучающего эксперимента, определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведённой коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический метод, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный метод включал в себя сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
База исследования: МАОУ «СОШ № 28» города Ревда Свердловской области.В исследовании принимали участие десять младших школьников, возрастная категория 8-9 лет, с заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрией.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, состоящего из 50 источников, приложений.
В дошкольном возрасте, а далее и в начальной школе закладываются основы речевой культуры и правильного произношения.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, установили, что в настоящее время всё более актуальным в коррекционной педагогике и логопедии становится выявление, предупреждение и коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией.
В ходе работы был рассмотрен онтогенез развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме.Выяснилось, что формирование фонетико-фонематической стороны речи - это трудный процесс, при котором ребёнок обучается понимать обращенную к нему речь и управлять собственными речевыми органами для ее воспроизведения.
Выделили понятие «дизартрия» - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Исследование психолого-педагогической характеристики младших школьников позволило выявить, что, как правило, у таких детей отмечается общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторые задержки в формировании словаря и грамматического строя речи, трудности в анализе нарушенных в произношении звуков.
При рассмотрении логопедических технологий отметили, что важно выбирать такие средства коррекции, которые позволяют удерживать длительно положительную мотивацию к занятиям у детей с нарушениями речи и желание научиться говорить правильно.
Были рассмотрены основные принципы, цель, задачи и алгоритм проведения констатирующего эксперимента. В констатирующем эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте 8-9 лет с диагнозом ФФНР с дизартрией. Мы поставили для себя следующую цель: определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией и дальнейшее проектирование содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Был проведён анализ результатов исследования, по которому можно сделать вывод, что у всех детей имеются проблемы с общей, мелкой и артикуляционной моторикой. Мимическая мускулатура и функции фонематического слуха недостаточно развиты. Имеются проблемы при звукопроизношении сонорных, свистящих и шипящих групп звуков. Всем обследуемым детям присуще полиморфное нарушение звукопроизношения.
В 3 главе были рассмотрены основные принципы, цель и задачи обучающего эксперимента и определено содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации. Были выделены следующие направления: развитие общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, дыхания, артикуляционной моторики, коррекция нарушений мимической мускулатуры, нарушений просодической стороны речи, звукопроизношения и фонематических процессов.
По окончанию формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого являлось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Исходя из исследования можно сделать вывод, что применение на занятиях приёмов театрализации позволяет сделать процесс коррекционно-логопедической работы для ребёнка интересным, увлекательным и понятным.
Использование театральной деятельности в логопедической работе с детьми помогает не только изменить негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным[9].
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, установили, что в настоящее время всё более актуальным в коррекционной педагогике и логопедии становится выявление, предупреждение и коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией.
В ходе работы был рассмотрен онтогенез развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме.Выяснилось, что формирование фонетико-фонематической стороны речи - это трудный процесс, при котором ребёнок обучается понимать обращенную к нему речь и управлять собственными речевыми органами для ее воспроизведения.
Выделили понятие «дизартрия» - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Исследование психолого-педагогической характеристики младших школьников позволило выявить, что, как правило, у таких детей отмечается общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторые задержки в формировании словаря и грамматического строя речи, трудности в анализе нарушенных в произношении звуков.
При рассмотрении логопедических технологий отметили, что важно выбирать такие средства коррекции, которые позволяют удерживать длительно положительную мотивацию к занятиям у детей с нарушениями речи и желание научиться говорить правильно.
Были рассмотрены основные принципы, цель, задачи и алгоритм проведения констатирующего эксперимента. В констатирующем эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте 8-9 лет с диагнозом ФФНР с дизартрией. Мы поставили для себя следующую цель: определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией и дальнейшее проектирование содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Был проведён анализ результатов исследования, по которому можно сделать вывод, что у всех детей имеются проблемы с общей, мелкой и артикуляционной моторикой. Мимическая мускулатура и функции фонематического слуха недостаточно развиты. Имеются проблемы при звукопроизношении сонорных, свистящих и шипящих групп звуков. Всем обследуемым детям присуще полиморфное нарушение звукопроизношения.
В 3 главе были рассмотрены основные принципы, цель и задачи обучающего эксперимента и определено содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации. Были выделены следующие направления: развитие общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, дыхания, артикуляционной моторики, коррекция нарушений мимической мускулатуры, нарушений просодической стороны речи, звукопроизношения и фонематических процессов.
По окончанию формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого являлось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Исходя из исследования можно сделать вывод, что применение на занятиях приёмов театрализации позволяет сделать процесс коррекционно-логопедической работы для ребёнка интересным, увлекательным и понятным.
Использование театральной деятельности в логопедической работе с детьми помогает не только изменить негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным[9].
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.





