Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации

Работа №93756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО¬
ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ 6 ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дизартрии
1.3. Обзор логопедических технологий коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Основные принципы, цель, задачи констатирующего 24
эксперимента
2.2. Содержание методики изучения состояния моторики, просодики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятияу младших школьников с дизартрией и анализ полученных результатов
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
3.1. Организация и принципы обучающего 40
эксперимента
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонетико-фонематической недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами
42 театрализации
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83


Важнейшей психической функцией человека является речь. Как только ребёнок начинает овладевать речью, он получает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отображению окружающей действительности, к планированию и осознанию своих замыслов и действий [26]. Нарушение речи неблаготворно влияет на развитие ребёнка, затрудняет его коммуникацию с окружающими, замедляет становление познавательных процессов и, следовательно, препятствует формированию полноценной личности.
Проблема по выявлению, предупреждению и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией, не перестаёт быть актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в настоящее время отмечается рост количества детей с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, обусловленным дизартрией. У детей с дизартрией ведущее речевое нарушение — несформированность просодической стороны речи, которая влияет на становление фонематических процессов и встречается среди школьников наиболее часто.
Одним из эффективных средств коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи является театрализация. Принимая участие в театрализованной деятельности, у ребёнка есть возможностьпознать окружающий мир через образы. В процессе работы над речью персонажей, словарь ребёнка пополняется, повышается звуковая культура речи, развивается интонационный строй, улучшается диалогическая речь и её грамматический строй[3].Сказки-драматизации, пальчиковый театр, театр картинок, театр теней и т.д.—всё это способствует развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Анализ специальной научной теоретической литературы и методологических исследований по вопросам коррекции нарушенийфонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией раскрыт в трудах Л. С. Волковой, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, O. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, P. Е. Левиной.
Нарушениефонетико-фонематической стороны речи затрудняет процесс чтения ребёнка и ведёт к допуску грубых ошибок на письме, что является одной из причин неуспеваемости в школе.
Данная проблема определила тему исследования, и поставила вопрос, каким образом можно наиболее эффективно составить коррекционную работу с младшими школьниками с дизартрией, учитывая их особенности речевого развития, по преодолению нарушенийфонетико-фонематической стороны речи.
Актуальность работы связана с раскрытием эффективности театрализованной деятельности в коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников с дизартрией.
Объект исследования: состояние моторики, просодики и фонетико-фонематической стороны речиу младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Цель исследования: на основе изучения теоретических и экспериментальных данных спланировать логопедическую работу по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации и проверить её эффективность.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по исследуемой проблеме: становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, психолого-педагогическую характеристику младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением речи при дизартрии, современные логопедические технологии коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у младших школьников с дизартрией.
2. Подобрать содержание констатирующего эксперимента, методики логопедического обследования фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией и представить анализ результатов констатирующего эксперимента.
3. Определить теоретическое обоснование обучающего эксперимента, определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведённой коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический метод, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный метод включал в себя сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
База исследования: МАОУ «СОШ № 28» города Ревда Свердловской области.В исследовании принимали участие десять младших школьников, возрастная категория 8-9 лет, с заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрией.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, состоящего из 50 источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В дошкольном возрасте, а далее и в начальной школе закладываются основы речевой культуры и правильного произношения.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, установили, что в настоящее время всё более актуальным в коррекционной педагогике и логопедии становится выявление, предупреждение и коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией.
В ходе работы был рассмотрен онтогенез развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме.Выяснилось, что формирование фонетико-фонематической стороны речи - это трудный процесс, при котором ребёнок обучается понимать обращенную к нему речь и управлять собственными речевыми органами для ее воспроизведения.
Выделили понятие «дизартрия» - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Исследование психолого-педагогической характеристики младших школьников позволило выявить, что, как правило, у таких детей отмечается общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторые задержки в формировании словаря и грамматического строя речи, трудности в анализе нарушенных в произношении звуков.
При рассмотрении логопедических технологий отметили, что важно выбирать такие средства коррекции, которые позволяют удерживать длительно положительную мотивацию к занятиям у детей с нарушениями речи и желание научиться говорить правильно.
Были рассмотрены основные принципы, цель, задачи и алгоритм проведения констатирующего эксперимента. В констатирующем эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте 8-9 лет с диагнозом ФФНР с дизартрией. Мы поставили для себя следующую цель: определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией и дальнейшее проектирование содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Был проведён анализ результатов исследования, по которому можно сделать вывод, что у всех детей имеются проблемы с общей, мелкой и артикуляционной моторикой. Мимическая мускулатура и функции фонематического слуха недостаточно развиты. Имеются проблемы при звукопроизношении сонорных, свистящих и шипящих групп звуков. Всем обследуемым детям присуще полиморфное нарушение звукопроизношения.
В 3 главе были рассмотрены основные принципы, цель и задачи обучающего эксперимента и определено содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации. Были выделены следующие направления: развитие общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, дыхания, артикуляционной моторики, коррекция нарушений мимической мускулатуры, нарушений просодической стороны речи, звукопроизношения и фонематических процессов.
По окончанию формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого являлось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией средствами театрализации.
Исходя из исследования можно сделать вывод, что применение на занятиях приёмов театрализации позволяет сделать процесс коррекционно-логопедической работы для ребёнка интересным, увлекательным и понятным.
Использование театральной деятельности в логопедической работе с детьми помогает не только изменить негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным[9].
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.


1. Акулова, О.В. Театрализованные игры / О. В. Акулова // Дошкольное воспитание.- 2005. - Т. 24, № 4. - С. 24
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
3. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно развивающей работе /Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова. -Москва: Каро, 2007. - 256 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. - 287 с.
5. Березовская, Т. В. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи / Т. В. Березовская. - URL: http://molum.ru/referat/teatralizovannaya-deyatelnost- kak-sredstvo-korrekcii-rechevyh-narushenii-u-detei-s-obszim-nedorazvitiem- rechi.html (дата обращения: 20.02.2020).
6. Буренина, А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие / А. И. Буренина. - Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2002. - 114 с.
7. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда : учебно-методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 128 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 64 с.
9. Володченко, И.И. Театрально-игровая деятельность в системе
логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста / И. И. Володченко. - 2017. -URL:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ7idM3787 (дата обращения: 25.10.2020).
10. Волосовец, Т. В. Основы логопедии : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
11. Гаспарян, С.Р. Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей/ С. Р. Гаспарян. - 2005. - URL: https ://kladraz.ru/blogs/svetlana-rubenovna-gasparj an/teatralizovanaj a-dej atelnost- kak-sredstvo-rozvitija-sposobnostei-detei.html (дата обращения: 23.03.2020).
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1961. - 471 с.
13. Германович, Е.Н. Театрально-игровая деятельность в системе
логопедической работы / Е. Н. Германович - 2013. -
URL:https://urok.1sept.ru/articles/585680 (дата обращения: 03.10.2020).
14. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф.,февраль 2012 г., Санкт-Петербург : Реноме - Т. 2. - С. 262-264.
15. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям / Театр и образование: Сб. научных трудов. / В. Г. Давыдов. - Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1992.- 81 с.
16. Дурнева, М. А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений / М. А. Дурнева -2017. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/11/08/teatralizovannaya- deyatelnost-kak-sredstvo-korrektsii-rechevykh (дата обращения: 23.01.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ