ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Закономерности становления устной речи в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с легкой степенью дизартрии 13
1.3. Характеристика устной речи у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы у старших
дошкольников с легкой степенью дизартрии 25
2.3. Анализ результатов обследования звукопроизношения у старших
дошкольников с легкой степенью дизартрии 31
2.4. Анализ результатов обследования фонематического слуха и
фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии 35
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ.... 41
3.1. Теоретическое обоснование работы логопеда по коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у старших дошкольников
с легкой степенью дизартрии 41
3.2. Планирование и содержание коррекционной работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников
с легкой степенью дизартрии 46
3.3. Взаимодействие логопеда воспитателя и родителей в работе по
устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
На сегодняшний день вопросы изучения произносительной стороны речи у детей с дизартрией в отечественной и зарубежной литературе рассмотрены достаточно досконально. Огромное количество отечественных ученых занималось разработкой данной проблемы, такие как Л. В.Лопатина, Е. Н. Винарская, О. А.Токарева, Е. М. Мастюкова и другие. Вопрос остаётся актуальным и сегодня, не смотря на подробное описание данной проблемы. Это на прямую зависит от того, что группа детей с дизартрией является более многочисленной по сравнению с другими формами речевых нарушений. Данная тема остаётся актуальной, ведь по данным Е. Ф. Архиповой распространённость дизартрии среди дошкольников - от 3 до 6%, а среди дошкольников с речевыми нарушениями - от 40 до 60%.
Легкая степень дизартрии - одно из разновидностей речевого нарушения в детском возрасте. В структуре речевого дефекта имеются стойкие нарушения звукопроизношения: смазанная артикуляция звуков, замена сложных звуков на простые, искажение звуков и другие. Р. И. Мартынова, Л. В. Мелихова, А. Ф. Чернопольская, О. А.Токарева, Н. В. Серебрякова и другие исследователи отмечают, что эти дефекты звуков являются стойкими, не поддающиеся самокоррекции, требуют длительный период логопедической работы для устранения.
По мнению Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой псевдобульбарная дизартрия легкой степени, приходится самым распространённым дефектом фонетической стороны речи, ведущими нарушениями которой является расстройство всей моторики в целом. Ключевым условием для развития речи служит моторная сфера, поскольку при дизартрии страдает иннервация органов артикуляции, которые на прямую связаны со звука произношением. Это приводит к первичному нарушению звукопроизношения. Как правило такие расстройства имеют стойкий и трудно исправимый характер.
Трудно себе представить, как бы протекала наша жизнь, без главного составляющего компонента, а именно без речи. С помощью речи мы можем адекватно получать и хранить, перерабатывать и передавать информацию. Одной из главной сторон речи, является фонетико-фонематическая сторона. Огромное количество исследователей занимались вопросами формирования этого значимого компонента, такие известные авторы как Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, Е. М. Мастюкова, Н. И. Жинкин и другие.
Проблемы с произношением оказывают не благоприятные условия для формирования фонематического развития, это и недоразвитие фонематического слуха, и недоразвитие фонематического восприятие, что является составляющим звеном при обучение грамоте в школе, от сюда трудности при обучение письму и чтению. Общепринят тот факт, что нарушение письма и чтения непосредственно связаны с недоразвитием произносительной стороны речи. Но многочисленные исследования ученных (Н. А. Никашина, Р. Е. Левина, А. К. Маркова и др.) показывают, что трудности при обучении грамоте наблюдаются не у всех учащихся детей с дефектами устной речи, а лишь у тех, недостатки произношения которых есть показатель незаконченного фонемообразования. Данная категория детей составляет группу риска как потенциально не успевающие в начальной школе, к этой категории относятся дети с ФФНР и легкой степенью дизартрии. Можно сделать вывод, что своевременное выявление данной категории детей, а также проведенная с ними логопедической работы по устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи, способствует в будущем предотвращению нарушений письма и чтения. Тема работы актуальна тем, что количество детей, имеющих нарушения речи, в том числе и дизартрию, увеличивается (М. Б. Эйдинова, Л. Т. Журба, Е. Н. Правдина-Винарская, Е. М. Мастюкова и др.)
Объектом исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - выбор направлений и содержания коррекционной работы по устранению недостатков фонетико¬фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель работы - определение системы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление причин, механизма и симптоматики ФФНР у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
3. Осуществить планирование коррекционной работы с учетом индивидуальных потребностей детей.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на коррекцию ФФНР
5. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
База исследования: работа осуществляется на базе МБДОУ «Детский сад № 302» города Екатеринбург. В эксперименте приняли участие дети, в количестве 10 человек в возрасте 3 - 4 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Данная выпускная квалификационная работа, направленная на устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Период дошкольного детства самый важный период в жизни ребенка. В этот период ребенок овладевает всеми нормами родного языка. Поэтому цель данной работы заключается в том, чтобы определить уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии и разработать теоретически обоснованное содержание логопедической работы.
Для планирования и осуществления логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонетической стороны речи был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по данной проблеме, были определены направления исследования и был организован констатирующий эксперимент. Вовремя, которого у испытуемых детей были выявлены нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения моторной сферы, которые повлияли на звукопроизношения. Были выявлены как полиморфные, так и мономорфные дефекты звукопроизношения. Часто наблюдаемый дефект звукопроизношения был фонологический, смешения звуков. Фонематический слух был нарушен у всех детей без исключения, это также отражалось на сформированность навыков звукового анализа.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал необходимость проведения логопедической работы по устранению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии. По полученным данным констатирующего эксперимента были составлены индивидуальные планы работ для каждого ребенка, была теоретически разобрана логопедическая работа на основе рекомендаций, таких авторов как Е. Ф. Архипова, Р. И. Лалаевой и т.д. В работе были использованы пособия Т. А. Ткаченко, которые помогут осуществить работу в интересной для детей форме, которая повысит стремление детей к работе на занятиях.
Таким образом данная работа по теме «Логопедическая работа по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии» включает в себя общие аспекты и особенности форм работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей с легкой степенью дизартрии. Можно полагать, что проделанная работа будет эффективна для проведения логопедической работы по устранению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Коррекция звукопроизношения — это сложный и длительный процесс, включающий в себя множество различных компонентов. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у обучающихся дошкольного возраста легкой степенью дизартрии должна быть целенаправленной, систематической и дифференцированной. Коррекционную работу следует осуществлять в соответствии с учетом характера речевого нарушения и его структуры. Системная работа по этим направлениям, должна способствовать успешной коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.
1. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст] / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. - СПб. Детство-Пресс, 2005. - 48 с.
3. Артеменко, О. Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : Международный журнал экспериментального образования / О. Н. Артеменко, И. А. Хлюстова. - М., 2011. - № 8. - 327 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT: Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] /
Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2007. - 320 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ-Астрель, 2007. - 320 с.
7. Асанова, Т. А. Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т. А. Асанова, Л. Г. Гуслякова, Н. И. Куликова. - Барнаул, 1999. - 88 с.
8. Башмакова, С. Б. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии [Текст] / С. Б. Башмакова - М. : Просвещение, 2016. - 822 с.
9. Беккер, Н. П. Логопедия [Текст] / Н. П. Беккер, М. Совак. - М. : Медицина, 1981. - 288 с.
10. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
11. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2009. - 287 с.
12. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Берштейн. — М. : Наука, 1990. — 494 с.
13. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики [Текст] / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая. - М. : Академия, 2013. - 160 с.
14. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / А. Л. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. - М. : Знание, 1994. — 192 с.
15. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего 88 недоразвития речи у детей с дизартрией [Текст] : дисс. ... канд. Пед. Наук : 13.00.03 / Т. В. Верясова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 235 с.
16. Винарская Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : В сб.: «Язык и человек», вып. 5. Изд-во МГУ, 1970.
...