Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта

Работа №93753

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Характеристика фонетико-фонематической недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Принципы, организация и методика логопедического
обследования детей дошкольного возраста 21
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей
дошкольного возраста 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 43
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников
с псевдобульбарной дизартрией 43
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 45
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56


Формирование фонетико-фонематических процессов является благоприятным в дошкольном возрасте [36]. Речь ребенка дошкольного возраста формируется в процессе общения со взрослыми, которые взаимодействуют с ним в партнерской образовательной деятельности.
Грамотная речь - первое условие полноценного и разностороннего развития ребенка. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем больше у него способности познавать окружающую действительность, легче выстраиваются отношения со сверстниками и взрослыми, развивается их умственное развитие [11].
Любое отклонение в речевом развитии может повлиять на поведение и учебную деятельность ребенка. Дети с нарушениями речи, которые начинают осознавать свою неполноценность, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Правильное и четкое произношение звуков и слов ребенком в период грамотности особенно важно, так как письменная речь формируется на основе устной речи, а отклонения в звуковом произношении могут привести к замедлению прогресса обучения речи [5].
Стороны речи основаны на звуковом произношении. Формирование правильного произношения у детей - сложный процесс, ребенок учится управлять своими речевыми органами, учится воспринимать речь других и контролировать свою и чужую речь. Но у многих детей процесс формирования правильного произношения затягивается [8].
Важная задача общества - формирование у детей дошкольного возраста правильной речи. Упражнения, чтение художественных произведений, дидактические игры и другое, хорошо помогает для устранения недостатков речи у детей. Выготский Л. С. уделял особое внимание проблеме развития речи. Важным средством человеческого общения, является речь и язык, они служат основным каналом приобщения к духовной культуры целого поколения, также необходимым условием обучения и воспитания.
Леонтьев Л. М, Запорожцев А. В, Эльконен Д. Б продолжают разрабатывать идеи Выготского. Эльконин Д. Б утверждает, что усвоение звуковой стороны языка начинается с момента, когда язык начинает служить средством общения. Как говорил Песталоцци И. Г: «При формировании правильного звукопроизношении, взрослый играет важную роль» [22].
«Речь предназначена, чтобы учиться или учить, иначе лучше молчать»: утверждал Каменский Я. А., Ушинский К. Д говорил: «Незначительное преимущество человека перед животным в том, что человек имеет способность к членораздельным звукам, а главное заключается в умении наблюдать за собой, в самосознании человека» [1].
Звуки, которые отсутствуют в речи, в процессе развития заменяются другими звуками, более легкими в артикуляции для ребенка, отмечал Гвоздев А. Н [3].
Главная задача дошкольной образовательной организации - развитие фонетико-фонематических процессов речи. Особое внимание дети уделяют отдельным звукам и звукам, находящимся в составе слова. Обладая умением услышать отдельный звук в составе слова, дети постепенно подходят к полному звуковому анализу простейших односложных слов.
Главным периодом для усвоения ребенком разговорного языка, развитие всех сторон речи, а именно: фонетической, лексической, грамматической, является дошкольный возраст ребенка[13].
В настоящее время в системе дошкольного образования, анализ ситуации, показал, что количество детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. В современном мире более половины детей в возрасте от 3 до 5 лет имеют отклонения в развитии речи.
В формировании фонетической стороны речи в дошкольном возрасте принимали участие многие ученые, среди них А.Н. Гвоздев, И.Е. Тихеева, А.В. Миртова, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичева и др. можно отметить.
На основании изложенного можно сделать вывод, что тема выпускной квалификационной работы: «Коррекция недоразвития фонетико-фонематической речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта» очень актуальна.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое изучение и экспериментальная оценка формирования фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, определение содержания логопедической работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - сформированность фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - определение содержания коррекционной работы при формировании фонетической стороны речи.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией;
2. Экспериментально оценить сформированность фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией;
3. Определить содержания коррекционной работы по формированию фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Содержание выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретический анализ исследований по выбранной теме, описание констатирующего эксперимента, содержание логопедической работы, заключение и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование позволяет определить состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и соотнести его с уровнем развития их речи. На основе анализа работ Л.С. Волковой Л. С, МастюковойЕ. М и Ипполитовой М. В. было выявлено, что артикуляционный аппарат у детей с псевдобульбарной дизартрией характеризуется рядом особенностей:
1. Общий дискомфорт и нарушение координации.
2. Повышенный мышечный тонус.
3. Наличие гиперкинезов, синцизий.
4. Ограничение диапазона движений языка, губ и челюстей.
5. Быстрая утомляемость от движений органов сочленения.
Анализ литературных данных показывает, насколько актуальна тема развития фонетико-фонематического состояния речи и позволяет сделать следующие выводы:
• частым нарушением речи у дошкольников является дизартрия различных форм, которая имеет тенденцию к значительному развитию;
• псевдобульбарная дизартрия - наиболее частая форма детской дизартрии;
• уровень речевого развития напрямую зависит от уровня двигательной сферы;
• области речи формируются под воздействием импульсов, поступающих в кору головного мозга;
• динамика речевого развития зависит от степени и характера нарушения двигательных функций.
Информация, полученная при исследовании моторики органов артикуляционной системы и фонетической стороны речи, указывает на уровень, на котором находятся эти функции у детей экспериментальной группы с псевдобульбарной дизартрией, и определяет содержание дальнейшей логопедической работы.
Логопедическая работа по формированию фонетической и фонематической стороны речи эффективна, если учесть:
• структура клиники и дефект;
• структура дефекта речи;
• характеристика личностных качеств и возраста ребенка;
• пошаговая работа исправительной работы;
• взаимодействие с родителями.
Результаты контрольного эксперимента демонстрируют положительную динамику фонетической стороны речи. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Необходимо способствовать быстрому и всестороннему формированию речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, используя различные средства двигательных функций, в частности, артикуляционной моторики. Это не только поспособствует улучшению речевых функций, но и поможет формированию познавательной активности, что является главным критерием подготовки к школе.



1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Е. С. Анищенкова - М. : Астрель, АСТ, 2007. - 64 с.
2. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи. / А. Г. Арушанова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Просвещение, 1997. - 400 с.
4. Байкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением. / С. В. Байкова. - СПб. : КАРО, 2005. - 32 с.
5. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня / О. М. Вершинина // Логопед.- 2004. - №1.- С. 34 - 40.
6. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить. / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. - М. Знание. 1988. - 96 с.
7. Волкова, Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. / Г. А. Волкова. - М. : Сайма, 1993. - 64 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. / Г. А. Волкова. М. : Академия, 1998. - 90 с.
9. Волкова, Г. А. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Г. А. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
10. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Т. В. Волосовец. - М. : Издательство: В. Секачев, 2002. - 256 с.
11. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 89 с.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. -168 с.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Издательство В.Секачев, 2007. - 101 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 134 с.
15. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова. // Логопед. - 2004. - № 1. - С . 41 - 47.
16. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
17. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей/ Н. И. Жинкин. // Советская педагогика. - 1954.- № 6.- С. 26 - 32.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ