ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Онтогенез номинативного словаря у детей 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
системным недоразвитием речи 11
1.3. Характеристика номинативного словаря у детей с системным
недоразвитием речи 14
1.4. Особенности игровой деятельности детей с системным недоразвитием
речи 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1 Организация и методики логопедического обследования номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Характеристика номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи на основании результатов констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по развитию номинативного словаря у детей с системным недоразвитием речи на логопедических занятиях в старшей группе детского сада 37
3.2. Содержание логопедической работы по развитию номинативного
словаря у детей из старшей группы детского сада с системным недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 45
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 127
В течение длительного времени международные общественные организации ведут объемную и значимую работу по статистике о частоте и видах нарушений развития. В списках по статистике лиц с ограниченными возможностями учитываются данные по обеспечению медицинской и педагогической помощью [7].
В свою очередь, в нашей стране проводится статистика по учету лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, то есть 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тысяч детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми [1].
Актуальность исследования: Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может выполнять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; амимичное лицо, плохое понимание жеста, употребление только примитивных стандартных жестов. В результате к школьному возрасту дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым недоразвитием. При поступлении в школу, дети отстают на 3-4 года от своего паспортного возраста. Поэтому очень важна четкая организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллектуального развития [10].
Следовательно, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом развития последующей компенсации, аномалии становятся наиболее актуальными не только в силу сложности нарушения, сколько в силу значительного отставания в развитии, связанного с утратой оптимального времени и возможности, процесса для начала компенсации дефекта развития. Психическое развитие при двойном или тройном дефекте не приводит к сумме особенностей психического развития при любом нарушении, а составляют новую, довольно сложную структуру нарушений и предполагает особенного психолого-педагогического подхода. Так, среди умственно отсталых встречаются дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии [8].
В итоге, можно сделать вывод, что отличительной чертой таких детей является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, в сравнении с другими детьми, имеющими дефекты развития [7].
Для дошкольников игровая деятельность является преобладающей - моделирование различных жизненных ситуаций. Именно в игре развивается личность ребёнка, развиваются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, изучается способ взаимодействия с внешним миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме — это не только познавательно, но и весело. Основная роль игры в развитии дошкольника обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях и чертах характера [9].
Цель исследования: Разработать содержание логопедической работы и проверить ее эффективность по развитию номинативного словаря у детей с системным недоразвитием речи на логопедических занятиях в старшей группе детского сада посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования:
Изучить онтогенез номинативного словаря у детей.
Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования детей с системным недоразвитием речи.
Провести работу по развитию номинативного словаря у детей с системным недоразвитием речи на логопедических занятиях из старшей группы детского сада.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
Теоретические: анализ логопедической литературы, педагогической, психологической, психолингвистической по заявленной теме исследования.
Экспериментальные: констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты.
Исследование речи у дошкольников с использованием речевой карты Н.М. Трубниковой, с помощью альбома для логопеда О.Б. Иншаковой.
Анализ и подведение итогов проведенных исследований.
Объект исследования: номинативный словарь у детей 6-7 лет с системным недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития номинативного словаря у детей 6-7 лет с системным недоразвитием речи на логопедических занятиях посредством сюжетно-ролевой игры.
Базой для исследования в рамках выпускной квалификационной работы стало Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 компенсирующего вида». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 6-7 лет с логопедическим заключением, согласно протоколам ПМПК «Задержка психического развития», «Тотальное недоразвитие высших психических функций. Несформированность языковых и речевых средств языка».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Изучением номинативного словаря у дошкольников с системным недоразвитием речи занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, Q.A. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов и многие другие. Считается, что речь у детей с системным недоразвитием начинается более поздно (первые слова к 3-4г), аграмматична, фонетически не оформлена и малопонятна. Слабая речевая активность. Словарный запас скудный и отстает от возрастной нормы. У детей с системным недоразвитием речи нарушается различение звуков на слух, произношение, в недостаточном объеме происходит овладение системой морфем, недоразвита связная речь, с трудом усваивается навык словообразования и словоизменения. А так же снижена память и возникают трудности в запоминании. Учеными отмечается, что у данной категории детей имеется: расхождение объема активного и пассивного словаря, скудость словарного запаса; неточное употреблении слов.
Таким образом, формирование номинативного словаря у дошкольников с системным недоразвитием речи остается насущной проблемой на сегодняшний день в теории и практике логопедии.
Целью данного исследования являлось разработать содержание логопедической работы и проверить ее эффективность по развитию номинативного словаря у детей с системным недоразвитием речи на логопедических занятиях в старшей группе детского сада посредством сюжетно-ролевой игры.
Для выявления формирования уровня номинативного словаря у дошкольников с системным недоразвитием речи, использовались следующие методики Н. М. Трубниковой, альбом Q. Б. Иншаковой. С помощью методик вышеуказанных авторов был составлен план исследования номинативного словаря. Так же для изучения номинативного словаря дошкольникам было предложено сыграть в сюжетно-ролевую игру «Кто это? Что это?», в которой был оценен уровень их номинативного словаря, а так же отмечено, как они используют и подбирают в своей речи имена существительные.
Данное исследование проводилось с января по февраль 2020г, на протяжении 7 недель. При исследовании номинативного словаря, было установлено, что пассивный словарь у детей приближен к возрастным нормам, но развит недостаточно либо совсем не развит, активный словарь находится на среднем и низком уровне развития. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни (обиходный словарь). Речь детей не наполнена разнообразием слов. Благодаря данным полученным в результате наблюдений за речью детей-дошкольников можно говорить о стойком присутствии нарушений и о трудностях в само преодолении их детям с системным недоразвитием речи. А так же о важности комплексного подхода не только с педагогической точки зрения, но и сотрудничество с медициной. Если соблюдать комплексную терапию и заниматься с ребенком, то эффект будет достигнут быстрее и значительно выше.
В результате формирующего эксперимента было разработано содержание логопедической работы по формированию номинативного словаря у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Оно включало в себя календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 2 месяца, в котором подробно были расписаны темы на каждую неделю занятий. Занятия имели 2 формы: индивидуальные и групповые. Данное содержание было внедрено в образовательный процесс с 13.01.2020 - 28.02.2020. Каждый ребенок экспериментальной группы занимался по разработанному плану логопедической работы 2 раза в неделю на индивидуальном занятии по определенной лексической теме, а так же 1раз в неделю на групповом занятии, на протяжении 2 месяцев. В заключении данного исследования был проведен контрольный эксперимент, где было выявлено значительное повышение уровня формирования номинативного словаря у дошкольников экспериментальной группы, которые занимались по предложенному содержанию.
Таким образом, проведенную логопедическую работу по формированию номинативного словаря у дошкольников можно считать эффективной, подтверждением этому являются результаты контрольного эксперимента. Данная работа способствовала частичному устранению недостатков в формировании номинативного словаря. Цели и задачи поставленные в данной работе выполнены в полном объеме.
1. Акименко, В. М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : Феникс, 2017. - 288 с.
2. Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л.Б. Баряева [и др.] Псков : ПОИПЮЮ, 1999 - 168 с.
3. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии /: учеб. - метод. Пособие, - Санкт- Питербург, 2001 - 95с.
4. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями: - Москва, 1991. - 178 с.
5. Берлибо, Е. П. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня. 1 год обучения I период - Волгоград : ИТД Корифей, 2010. - 93с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учеб. пособие / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с.
7. Волкова, С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
8. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи - Москва: АСТ: Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - 62-76с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Питербург : Детство-пресс, 2007. - 472 с.
Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей / О. Е. Громова. - Москва : Просвещение, 2004. - 157с.
11. Дорох, Н. В. Коррекционные возможности массажа / Н. В. Дорох // Логопед. - 2004. - № 3. - С. 62-69с.
12. Жукова, Н. С. Формирование устной речи: учеб.-метод. пособие /Н. С. Жукова. - Москва : Соц.-полит. Журн., 1994. - 55 с.
13. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных обраЗ-60 зовательных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений- 3-е изд., испр. - Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 200 с.
14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 279 с.
15. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - Москва : Академия, 2006. - 320 с.
16. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи. - Прага : 2017. - 122 с.
17. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1971. - 192 с.
...