ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО¬МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 8
1.1. Онтогенез формирования фонетико-фонематических процессов 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников 18
1.3. Особенности формирования фонетико-фонематических
процессов у старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 28
2.1. Организация, принципы и методика исследования фонетико-фонематических процессов у старших дошкольников на
подгрупповых логопедических занятиях 28
2.2. Результат и анализ изучения фонетико-фонематических процессов у старших дошкольников на подгрупповых логопедических занятиях 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 36
3.1. Организация и принципы коррекционной работы по
формированию фонетико-фонематических процессов у старших дошкольников на подгрупповых логопедических занятиях 36
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию
фонетико-фонематических процессов у старших дошкольников на
подгрупповых логопедических занятиях 40
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
Изучение вопросов коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников, является всегда актуальной проблемой современного общества.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков.
Правильная детская речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, ведь письменная речь формируется на основе устной речи. Дети, отстающие в развитии фонематических процессов, чаще всего испытывают трудности в овладении чтением и письмом в школе, так как оказываются недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до школы. Поэтому наиболее актуальной задачей является развитие детской речи, включающей в себя умение четко произносить звуки, уметь их различать, владеть артикуляционным аппаратом, правильно составлять предложения и уметь грамотно выражать свои мысли.
Наличие даже незначительных отклонений в фонетико¬фонематических процессов у старших дошкольников является серьезным препятствием для освоения общеобразовательной школьной программы. Поэтому, возникновение фонетико-фонематического недоразвития речи необходимо выявить и предотвратить в дошкольном возрасте. Преодоление его достигается за счет целенаправленной работы по логопедической коррекции звукопроизношения и фонематического недоразвития. Поэтому работу по профилактике и устранению этих процессов следует начинать в дошкольном возрасте, еще до того, как ребенок начнет читать и писать.
Многие исследователи (Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина и др.) доказывают в своей работе, что главный недостаток нарушения звуковой стороны речи, а значит и ФФНР, заключается в том, что процессы фонематического восприятия несформированные.
В наше время недоразвитие фонетико-фонематической речи у дошкольников очень распространено, и исправлять нарушение необходимо еще в дошкольном периоде, что в будущем позволит хорошо усвоить навыки чтения и письма.
Объект исследования — особенности коррекции ФФНР у старших дошкольников.
Предмет исследования — определение содержания коррекционной работы по преодолению ФФНР у старших дошкольников.
Цель: изучить особенности коррекции ФФНР у старших дошкольников и определить содержание коррекционной работы на подгрупповых логопедических занятиях.
Задачи:
- изучить специальную научную теоретическую и практическую литературу по теме исследования;
- организовать и провести констатирующий эксперимент по коррекции ФФНР у старших дошкольников;
- провести обучающий эксперимент и анализировать его результаты по коррекции ФФНР у старших дошкольников;
- разработать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста на подгрупповых занятиях.
Методическая основа исследования
В основе исследования лежат работы Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, В. К. Орфинской о роли формирования фонематических процессов в системе правильного формирования звуковой стороны речи.
Логопедическая работа основана на теоретических положениях Р. Е. Левиной, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия о роли полноценной фонематической составляющей в развитии речи, как предпосылках формирования письменной речи (чтения и письма).
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы:
1. Теоретические:
- изучение и анализ специальной теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ и обобщение данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
2. Практические:
- наблюдение;
- педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3. Количественные:
- методы качественной и количественной обработки результатов эксперимента.
Практическая значимость
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у старших дошкольников на подгрупповых логопедических занятиях, которая, может быть, использована молодыми специалистами при работе с данной категорией детей.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении раскрыта актуальность исследуемой проблемы, определены цель и задачи исследования, раскрыты практическая и теоретическая значимость исследования.
В первой главе описывается подбор и анализ литературы по теме изучения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями, раскрываются предпосылки и условия овладения детьми фонетико-фонематическими нормами речи в онтогенезе.
Вторая глава посвящена описанию исследования фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста. В ней обозначаются цель, задачи, содержание и организация исследования. Также проводится подбор методики констатирующего эксперимента, анализ результатов, формулировка логопедических заключений.
В третьей главе отображается изучение литературы по вопросам коррекционной работы, разработка содержания обучающего эксперимента проведение обучающего эксперимента, проведение контрольного эксперимента.
Заключение содержит основные выводы и обобщения по теме исследования.
В настоящее время актуальна проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в связи с их подготовкой к школе. Успешное освоение школьной программы во многом зависит от усвоения ребенком всех сторон речи.
Проблемой изучения фонематических процессов занимались многие ученые (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Эльконин Д. Б., Рау Е. В. и др.). Освоение грамоты, письма и чтения в дальнейшем во многом зависит от сформированности фонематических процессов в онтогенезе. Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.
Фонематическая сторона речи — это способность различать и дифференцировать фонемы родного языка.
Фонематические процессы формируются у ребенка с раннего возраста, с момента появления реакций на речевые стимулы, первичного формирования фонематического слуха, до момента поступления ребенка в школу (считается, что с 6-7 лет ребенок имеет полностью сформированное звуковое произношение и хорошо развиты все аспекты речи, что способствует успешному освоению программного материала в школе).
Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи свидетельствует о недостаточно развитом слуховом и фонематическом восприятии, что является причиной нарушений произношения звука. Дети с ФФНР могут заменять одни звуки другими, могут правильно произносить звуки по отдельности, но неправильно их используют в речи. У них также есть несформированный процесс различения отдельных звуков и нестабильность в использовании звуков в речи. Они сравнительно хуже запоминают речевой материал, чем дети, которые говорят нормально, и делают большое количество ошибок, связанных с активной речевой деятельностью.
С раннего возраста у детей происходит формирование восприятия фонетической (звуковой) структуры речи.
Изучена психологическая, педагогическая и логопедическая литература. Изучив ее, можно сделать вывод, что первые рефлексы, обусловленные звуковыми раздражителями, формируются у детей в конце первого - начале второго месяца жизни. Кроме того, на втором и третьем году жизни ребенка происходит развитие функции слухового анализатора, который взаимодействует с развитием его второй сигнальной системы. Для этого характерен постепенный переход от обобщенного восприятия фонетической структуры (звука) речи ко все более дифференцированному восприятию.
Базой исследования был МОУ «Поедугинская основная общеобразовательная школа-детский сад», д. Поедуги.
В исследовании были задействованы 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Выбор детей для участия в экспериментальном обследовании выполнялся на основе изучения и анализа медико-педагогической документации и рекомендаций логопеда учреждения.
В ходе работы были использованы: методика обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста сформирована на основе методики В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, альбом для логопеда О. Б. Иншаковой.
Обследование детей с ФФНР выполнялось по следующим направлениям:
- исследование артикуляционной моторики;
- обследование звукопроизношения;
- обследование фонематического слуха;
- обследование фонематического восприятия;
- обследование интонационной стороны речи.
В логопедической работе, была использована подгрупповая форма работы. Анализ результатов, полученных при проведении констатирующего эксперимента, показал, что проблема фонетико-фонематического недоразвития у детей является одной из актуальных. Отсутствие полноценного восприятия фонем формирует неправильное звукопроизношение. Кроме этого, нарушение фонематического слуха и восприятия не даёт возможности овладеть в полной мере словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Следовательно, коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития должна проводиться до того, как ребенок пойдет в школу. Без этого вида обучения ребенок не сможет самостоятельно научиться различать и воспринимать фонемы, проводить звуковой и слоговой анализ слов, что приведет к появлению многочисленных ошибок в области письменной речи, то есть может привести к дисграфии.
По окончанию обучающего эксперимента удалось выявить улучшение состояния фонематических процессов и звукопроизношения. Что доказывает эффективность проведенной коррекционной работы. Для устранения недоразвития фонематических процессов рекомендуется продолжить обучение.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 48 с.
2. Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия дошкольниками /Е. А. Борисова. - Москва: Сфера, 2008. - 64 с.
3. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - Москва: КАРО, 2008. - 96 с.
4. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. /Л. С. Вакуленко - Санкт-Петербург: Детство - пресс, 2012. - 287 с.
5. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - Москва: Астрель, 2001. - 214 с.
6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. -Москва: Просвещение, 1987. - 165 с.
7. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. - Москва: Новая школа, 2012. - 448 с.
8. Волкова, Г. А. Энциклопедический словарь логопеда / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2014. - 256 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
10. Волкова, Т.А. Сборник документации логопедического пункта ДОО / Т. А. Волкова. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2016. - 64 с.
11. Володина, Н. В. Говорю красиво. Для детей 6-7 лет / Н. В. Володина. -Москва: Эксмо-Пресс, 2013. - 56 с.
12. Володина Н. В. Пишу красиво. Для детей 6-7 лет/ Н. В. Володина. - Москва: Эксмо-Пресс, 2014. - 56 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования / Л. С. Выготский - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Гаркуши, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуши. - Москва: Сфера, 2008. - 128 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва: Детство-пресс, 2007. - 472 с.
16. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // А. Н. Гвоздев. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Сфера, 2000. - 302-311 с.
17. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников /Г. Г. Голубева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им . А. И. Герцена, 2000. - 349 с.
18. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие / Н. В. Дурова. - Москва: Мозаика -Синтез, 2006. - 246 с.
19. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - Москва: Сфера, 1963.- 213¬227 с.
20. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова - Москва: Гном и Д, 2000. - 87 с.
21. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. Учебно-методическое пособие / Е. В. Колесникова - Москва: Ювента, 2016. - 96 с.
...