Профилактика нарушений письма у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 8
1.1. Закономерности формирования навыков письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 13
1.3. Особенности устной речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений общей моторики, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов, просодической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 44
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 49
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по профилактики нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических
занятиях в детском саду 49
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико¬
фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на индивидуальных логопедических занятия в детском саду 53
3.3. Содержание логопедической работы по профилактике письма у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на подгрупповых логопедических занятия в детском саду по обучению грамоте 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 141
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 8
1.1. Закономерности формирования навыков письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 13
1.3. Особенности устной речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений общей моторики, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов, просодической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 44
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 49
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по профилактики нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических
занятиях в детском саду 49
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико¬
фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на индивидуальных логопедических занятия в детском саду 53
3.3. Содержание логопедической работы по профилактике письма у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на подгрупповых логопедических занятия в детском саду по обучению грамоте 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 141
Логопедическая работа в дошкольных учреждениях занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. В последнее время нарушение речи у дошкольников является очень распространенным и имеет стойкий характер, влияя и на эффективность его обучения. Коррекции дефектов звукопроизношения и профилактике нарушений письменной речи учителя-логопеды уделяют особое внимание.
Письмо является основным способом фиксации учебной информации и имеет огромное значение в ходе освоения знаний в начальной школе. Стоит отметить, если достаточная коррекционная помощь не будет реализована в дошкольном возрасте, в дальнейшем детям неизбежно грозят значительные расстройства чтения и письма в школе.
Одним из наиболее встречающихся в дошкольном возрасте расстройств речи является дизартрия, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, обусловленные органическим поражением или недоразвитием различных отделов центральной нервной системы. Л. В. Лопатина, Р. И Мартынова, Л. В. Мелехова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович [42].
Недостатки произношения являются ведущим нарушением речи при дизартрии. Они носят самый разносторонний характер, основной признак этого нарушения - не резко выраженный дизартрический компонент, который обусловлен избирательной неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба, отсюда следует нечеткость в артикуляции, смазанность, размытость, которые впоследствии особенно резко проявляются в речевом потоке, а в последующем отражаются на письме и при чтении.
Из-за повышенного мышечного тонуса наблюдается смягчение звуков, сближаются артикуляционные уклады свистящих и шипящих звуков. Преобладание бокового и межзубного сигматизма делает акустические различия между звуками маловыраженными, например, звуки [С] и [З] не произносятся четко. Вместо них слышатся сходные межзубные фонемы с призвуком [Д], [Т], мягких [Ш], [Ж]. Слово «коса» произносится как - «котса», «собака» - «табака», «живут» - «дивут» и т.д.
Вышеперечисленные нарушения неблагоприятно сказываются на развитии фонематического слуха. Нарушение фонематического слуха и произношения отрицательно влияют на процесс развития фонематического восприятия. Таким образом, создаются неблагоприятные условия для успешного обучения письму и чтению в школе.
Изучение основных аспектов указанной проблемы исследования основывалось также на теориях и материалах А. Е. Алексеевой, Р. Е. Левиной, Е. Ф. Поповой. Такие авторы как Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия составили теоретическую основу исследования, по их мнению, успешное обучение дошкольников во многом будет зависеть от развития у них фонетико-фонематической стороны речи, звукопроизношения, моторной сферы, просодической стороны речи.
Таким образом, необходимо своевременно осуществлять логопедическую работу по профилактике нарушений письма у старших дошкольников, так как в дальнейшем это будет препятствием в овладении грамотой на начальном этапе обучения, а позднее - в усвоении грамматики родного языка.
Исходя из темы, мною были сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - состояние готовности к овладению письмом (состояние общей моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и просодической стороны речи) у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду.
Цель исследования - обосновать, подобрать содержание и экспериментально проверить эффективность работы, направленной на профилактику нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме
фонетико-фонематического недоразвития речи и дизартрией.
2. Изучить и проанализировать состояния общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, звукопроизношение, фонематических процессов, просодической стороны речи для профилактики нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
3. Разработать и апробировать систему логопедической работы в детском саду по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
4. Определить эффективность разработанной системы работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях детском саду.
Методы исследования - теоретические (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), аналитические (количественный и качественный анализ полученных данных).
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида «Земляничка»; г. Богданович, 30 Лет Победы, д 11.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Письмо является основным способом фиксации учебной информации и имеет огромное значение в ходе освоения знаний в начальной школе. Стоит отметить, если достаточная коррекционная помощь не будет реализована в дошкольном возрасте, в дальнейшем детям неизбежно грозят значительные расстройства чтения и письма в школе.
Одним из наиболее встречающихся в дошкольном возрасте расстройств речи является дизартрия, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, обусловленные органическим поражением или недоразвитием различных отделов центральной нервной системы. Л. В. Лопатина, Р. И Мартынова, Л. В. Мелехова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович [42].
Недостатки произношения являются ведущим нарушением речи при дизартрии. Они носят самый разносторонний характер, основной признак этого нарушения - не резко выраженный дизартрический компонент, который обусловлен избирательной неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба, отсюда следует нечеткость в артикуляции, смазанность, размытость, которые впоследствии особенно резко проявляются в речевом потоке, а в последующем отражаются на письме и при чтении.
Из-за повышенного мышечного тонуса наблюдается смягчение звуков, сближаются артикуляционные уклады свистящих и шипящих звуков. Преобладание бокового и межзубного сигматизма делает акустические различия между звуками маловыраженными, например, звуки [С] и [З] не произносятся четко. Вместо них слышатся сходные межзубные фонемы с призвуком [Д], [Т], мягких [Ш], [Ж]. Слово «коса» произносится как - «котса», «собака» - «табака», «живут» - «дивут» и т.д.
Вышеперечисленные нарушения неблагоприятно сказываются на развитии фонематического слуха. Нарушение фонематического слуха и произношения отрицательно влияют на процесс развития фонематического восприятия. Таким образом, создаются неблагоприятные условия для успешного обучения письму и чтению в школе.
Изучение основных аспектов указанной проблемы исследования основывалось также на теориях и материалах А. Е. Алексеевой, Р. Е. Левиной, Е. Ф. Поповой. Такие авторы как Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия составили теоретическую основу исследования, по их мнению, успешное обучение дошкольников во многом будет зависеть от развития у них фонетико-фонематической стороны речи, звукопроизношения, моторной сферы, просодической стороны речи.
Таким образом, необходимо своевременно осуществлять логопедическую работу по профилактике нарушений письма у старших дошкольников, так как в дальнейшем это будет препятствием в овладении грамотой на начальном этапе обучения, а позднее - в усвоении грамматики родного языка.
Исходя из темы, мною были сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - состояние готовности к овладению письмом (состояние общей моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и просодической стороны речи) у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду.
Цель исследования - обосновать, подобрать содержание и экспериментально проверить эффективность работы, направленной на профилактику нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме
фонетико-фонематического недоразвития речи и дизартрией.
2. Изучить и проанализировать состояния общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, звукопроизношение, фонематических процессов, просодической стороны речи для профилактики нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
3. Разработать и апробировать систему логопедической работы в детском саду по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
4. Определить эффективность разработанной системы работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях детском саду.
Методы исследования - теоретические (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), аналитические (количественный и качественный анализ полученных данных).
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида «Земляничка»; г. Богданович, 30 Лет Победы, д 11.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Профилактика нарушений письма у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, на что указывает исследования многих авторов. Такие авторы как А. Е. Алексеева, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др. показывают, что для овладения письмом значимую роль играет дошкольный возраст. При этом авторы подчеркивают важность развития у них фонетико-фонематической стороны речи, звукопроизношения, моторной сферы.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно профилактика письма и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение письму.
Проведенное исследование позволило выявить нарушения общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, нарушение звукопроизношения, а также фонематического слуха и восприятия. Таким образом, нарушения моторной сферы, в свою очередь, повлияли на нарушение звукопроизношения. Полиморфных дефектов звукопроизношения оказалось больше, чем мономорфных. Распространенным дефектом звукопроизношения был фонологический дефект, а именно - смешения звуков, замены, такие как: [с] - [ш], [з] - [ж], [ш] - [с], так же были искажения и отсутствие звуков: наличие горлового ротацизма, [л], [л’] - межзубного ламбдацизма, отсутствие сонорных звуков и др.
Нарушения звукопроизношения оказывали влияние на состояние функций фонематического слуха и восприятия, который был нарушен у всех детей. Это, в свою очередь, отразилось на несформированности навыков звукового анализа. На основе проанализированных источников и данных констатирующего эксперимента была разработана коррекционная логопедическая работа по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Также в работе подробно описаны условия и принципы логопедической работы. Формы, методы и приемы обучения применены в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно профилактика письма и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение письму.
Проведенное исследование позволило выявить нарушения общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, нарушение звукопроизношения, а также фонематического слуха и восприятия. Таким образом, нарушения моторной сферы, в свою очередь, повлияли на нарушение звукопроизношения. Полиморфных дефектов звукопроизношения оказалось больше, чем мономорфных. Распространенным дефектом звукопроизношения был фонологический дефект, а именно - смешения звуков, замены, такие как: [с] - [ш], [з] - [ж], [ш] - [с], так же были искажения и отсутствие звуков: наличие горлового ротацизма, [л], [л’] - межзубного ламбдацизма, отсутствие сонорных звуков и др.
Нарушения звукопроизношения оказывали влияние на состояние функций фонематического слуха и восприятия, который был нарушен у всех детей. Это, в свою очередь, отразилось на несформированности навыков звукового анализа. На основе проанализированных источников и данных констатирующего эксперимента была разработана коррекционная логопедическая работа по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Также в работе подробно описаны условия и принципы логопедической работы. Формы, методы и приемы обучения применены в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Подобные работы
- Профилактика нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией средствами дидактических логопедических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с
лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





