Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста

Работа №93737

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Понятие трудового воспитания в теории педагогики 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего
дошкольного возраста 17
1.3. Особенности организации трудового воспитания у детей пятого
года жизни 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 27
2.1. Изучение сформированности положительного отношения
к труду у детей пятого года
жизни 27
2.2. Сравнительная характеристика результатов проведенного
исследования 32
2.3. Рекомендации педагогам по организации трудового воспитания у
детей пятого года
жизни 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Трудовое воспитание - последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной коллективной деятельности) и элементарных умений на бытовом уровне. Существует три функции трудового воспитания: - овладеть практическими умениями и навыками в сфере труда (обучающая); - обеспечить интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие (развивающая); - формировать трудолюбие, дисциплинированность, взаимодействие, инициативность, коллективизм, (воспитательная).
Опираясь на письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 08-621 "О размещении методических рекомендаций на сайте" (далее Методические Рекомендации) мы узнаем о проблемах трудоспособности, которые берут свои истоки еще в с дошкольном детстве, а именно: состояние социально-экономической ситуации в стране, формировавшееся десятилетиями, сегодня характеризуется большим разрывом между потребительским спросом на рынке труда и предложением системы труда и сферы образования. Остро стоит вопрос качественной подготовки, востребованных профессиональных кадров, уровня подготовки специалистов в различных сферах деятельности, а также требований, предъявляемых работодателем. Большая часть молодого, трудоспособного населения страны, формировавшаяся в условиях противоречия и разнонаправленного влияния со стороны семьи, школы и социума оказывается неподготовленной к выбору профессии. Зачастую, отсутствие должного внимания к трудовому воспитанию и формированию профориентации среди подрастающего поколения, привело к тому, что большой слой молодого населения, обладая достаточно высоким уровнем притязаний, амбиций и эгоистических представлений, оказался совершенно не мотивирован к труду и практической работе в востребованных на рынке труда сферах. [29].
Согласно п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обязательным и необходимым направлением раздела социально-культурного развития, является как формирование, так и развитие, укрепление положительных установок, мотивации к разным видам творчества, труда и самореализации. Необходимыми являются программы, направленные на обеспечение становления и развития личности, мотивации и способностей подрастающего поколения к различным видам трудовой и творческой деятельности. Требования к предметно-пространственной развивающей среде изложены в п. 3.3 ФГОС ДО: «п.3.3.2 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; п. 3.3.4 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно¬насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [30]. Для наполнения развивающей предметно¬пространственной среды педагоги руководствуются письмом Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»[28]. Так же необходимо соблюдать требования СЭС, на основании: Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» (далее СанПиН): «п. 6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции» [30].
Трудовому воспитанию отводится важная, практически доминантная роль в процессе разностороннего развития личности ребенка-дошкольника. Необходимым звеном данного процесса является - привлечение детей к самостоятельной трудовой деятельности и наблюдению за повседневным трудом взрослых, с параллельным объяснением важности, значимости и необходимости труда в жизни людей. Конечной целью процесса станет формирование у детей нравственных качеств, трудолюбия, правильного отношения к трудовой деятельности и восприятие ее, как важной части развития общества в целом. Будущая самостоятельная жизнь ребенка, его эмоционально-нравственное состояние, становление его личности во многом зависит непосредственно от содержания и качества трудового воспитания в дошкольных учреждениях и особенно в семье.
Цель исследования: определить методы трудового воспитания детей пятого года жизни.
Объект исследования: организованная трудовая деятельность детей пятого года жизни.
Предмет исследования: методы трудового воспитания детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития трудовых навыков у детей пятого года жизни;
2. Определить показатели и критерии сформированности положительного отношения к труду детей пятого года жизни;
3. Определить методы организации трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста;
4. Представить результаты констатирующего и контрольного этапов исследовательской работы.
Методы и методика исследования: педагогическое наблюдение, изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы, анализ, обобщение и систематизация полученных данных. Практические методы исследования: игра, поручение, формирующий эксперимент, вопросы к детям.
Теоретические основы исследования: работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. A. Сухомлинского, К. Д Ушинского, Р. С. Буре, В. К. Котырло, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеевой.
Практическая значимость работы: мы подбирали литературу и систематизировали теоретический и практический материал по теме трудового воспитания, диагностировали уровень усвоения детьми среднего дошкольного возраста трудовых знаний и навыков.
Проводилось выделение и апробирование основных методов организации детского труда.
База исследования: данное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 402 г. Екатеринбурга. Исследование проводилось в средней группе с 15 детьми пятого года жизни.
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ используемой психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования положительного отношения к труду у детей пятого года жизни является актуальной. Научные исследования доказывают возможность формирования положительного отношения к труду у детей 4-5 лет. Это связано с особенностями развития детей. Пятилетки отличаются высокой эмоциональностью, непосредственностью, яркими выражениями своих эмоций и чувств. Для данного возраста характерна избирательность во взаимоотношениях со сверстниками. Есть дети, которые предпочитают одних и тех же детей, некоторые дети еще находятся на уровне младшего возраста и предпочитают играть рядом, не вступая во взаимоотношения с другими детьми. У некоторых детей появляются постоянные партнеры по играм. В группах появляется конкурентность, соревновательность, начинают выделяться лидеры. У детей пятого года жизни увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти несложное условие при выполнении каких-либо действий. В этом возрасте улучшается дикция и произношение звуков родного языка. Речь становится предметом активности детей. Все это дает возможность детям принимать участие в коллективных формах труда. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого и сверстников в процессе совместной деятельности.
В ходе анализа научной и методической литературы мы определили основные критерии сформированности положительного отношения ктруду:
- наличие знаний о труде, трудовых операция, о планировании трудового процесса, самоконтроля и самооценки, о мотивах, побуждающих к труду;
- наличие трудовых умений в ручном и художественном труде;
- представлений о труде взрослых;
- навыков самообслуживания, наличие умений в области общественно полезного труда.
Были подобраны диагностические методики для определения сформированности положительного отношения к труду.
В ходе эмпирической части исследования были выявлены показатели сформированности положительного отношения к труду у детей пятого года жизни, которые полностью совпадают с критериями диагностических методик:
- наличие знаний о труде, трудовых операциях;
- наличие трудовых умений в ручном и художественном труде;
- наличие представлений о труде взрослых;
- выявление наличия навыков самообслуживания;
- наличие умений в области совместного труда.
На контрольном этапе исследования мы выяснили, что:
По методике выявления мотивов, побуждающих детей к труду Р. Буре 15 (100%) детей имеют полный объем представлений, не полный объем представлений у 0 (0%) ребенка, не достаточный - 0 (0%) ребенок.
Мы проводили игровое задание «Сделай игрушку» автор А.Г. Гогоберидзе на контрольном этапе дети показали результаты: достаточный уровень - 12 (80%) детей, близкий к достаточному уровню - 3 (20%) ребенка, недостаточный уровень - 0 (0%) детей.
На контрольном этапе не плохой результат показали дети и по методике беседы «Что такое профессия?» автор Г. А. Урунтаева. На достаточном уровне - 11 (73%) детей, близкий к достаточному уровню имеют 4 (27%) ребенка, недостаточного уровня нет ни у одного ребенка.
Педагогическое наблюдение за трудовыми действиями в организованной трудовой деятельности - достаточный уровень - 12 (80%) детей, на близком к достаточному уровню - 3 (20%) детей, недостаточного уровня нет ни у одного ребенка.
В своей методической работе мы использовали следующие методы работы: метод рассказа, показа, беседы, объяснения, убеждения, поощрения, организации деятельности, метод стимулирования трудовой деятельности.
На контрольном этапе исследовательской работы мы измеряли уровень сформированности положительного отношения к труду по тем же методикам, что и на контрольном этапе исследования, смогли проследить рост уровня развития детей по трудовым навыкам. Рассмотренные методики показали хороший результат, во время исследование доказано, что использование методик Р.Буре, Г. А. Урантаевой, Г. Гогоберидзе и педагогического наблюдения дает возможность развивать у дошкольников знания о труде, трудовые навыки и умения. Появляется возможность воспитать ребенка с наличием трудовых способностей, и уже в среднем дошкольном возрасте диагностировать и исправить проблемы связанные с трудовыми навыками и общим развитием. Исследованием доказано, что выбранные методики надежны и эффективны.
Итоговые исследования показали, что если в деятельности педагога средней группы детского сада использовать планирование трудовой деятельности, включение разных форм труда (поручений, дежурств, работа на участке, в уголке природы, коллективный труд), применение разных методов и приемов и художественных средств, взаимодействие детского сада и родителей и создание эмоционально-положительно атмосферы, то все это будет положительно влиять на отношение детей к труду, мотивировать к трудовой деятельности, повысит уровень сформированности положительного отношения к труду.


1. Арямов, И. А. Общие основы рефлексологии [Текст] / И.А. Арямов, - М, 1952. - 267с.
2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст]/ Т. М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 208с.
3. Блонский, П. П. Трудовая школа [Текст] / П. П. Блонский, — М.: Наркомпрос, 1919. — 114с.
4. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия; Санкт-Петербург: Фонд "Ленингр. галерея", 2002. — 1456 с.
5. Буре, Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Р.С. Буре. — М., 1987. — 120с.
6. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. - Изд-во: «Мозаика-Синтез», 2011. — 136с.
7. Васильева, М. А. Трудовое воспитание [Текст] / М. А. Васильева, 2005. — 18с.
8. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 // «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - 3-е изд., перераб. и доп./С.А. Веретенникова, - М.: Просвещение, 1980. — 255с.
9. Виноградова, А. М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст]; под ред. Р. С. Буре. — М.: Просвещение, 1987, — 221с.
10. Виноградова, А. М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова, — М., 1987. — 222с.
11. Глотова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: науч.- исслед. ин-т общих проблем воспитания / В.И. Глотова, — М., 1974. — 23с.
12. Запорожец, А. В. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / Т. А. Марков; под. ред. А. В. Запорожец, — М., 1976. — 126с.
13. Ковальчук, Я. И. Трудовое воспитание дошкольников [Текст] / Я. И. Ковальчук, А. И. Васильева, Мн.: Нар. А света, 1983. — 72с.
14. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]; учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко, и др.; под ред. С. А. Козловой, — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 271с.
15. Котырло, В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст] / под ред. В. К. Котырло., — М., 1987, — 141с.
16. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М. В. Крулехт; СПб.: ДетствоПресс, 2003. — 160с.
17. Куликова, Т. А. Учите детей трудиться! [Текст] / Т. А. Куликова, 2000. — 105с.
18. Куликова, Т. А, Дошкольная педагогика: учебник для студентов мред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Т. А. Куликова, С. А. Козлова - 5 изд. — М., 2004. — 416с.
19. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника [Текст]/ Л. В. Куцакова, — М.: Просвещение, 2004. — 54с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ