ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Понятие трудового воспитания в теории педагогики 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего
дошкольного возраста 17
1.3. Особенности организации трудового воспитания у детей пятого
года жизни 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 27
2.1. Изучение сформированности положительного отношения
к труду у детей пятого года
жизни 27
2.2. Сравнительная характеристика результатов проведенного
исследования 32
2.3. Рекомендации педагогам по организации трудового воспитания у
детей пятого года
жизни 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Трудовое воспитание - последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной коллективной деятельности) и элементарных умений на бытовом уровне. Существует три функции трудового воспитания: - овладеть практическими умениями и навыками в сфере труда (обучающая); - обеспечить интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие (развивающая); - формировать трудолюбие, дисциплинированность, взаимодействие, инициативность, коллективизм, (воспитательная).
Опираясь на письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 08-621 "О размещении методических рекомендаций на сайте" (далее Методические Рекомендации) мы узнаем о проблемах трудоспособности, которые берут свои истоки еще в с дошкольном детстве, а именно: состояние социально-экономической ситуации в стране, формировавшееся десятилетиями, сегодня характеризуется большим разрывом между потребительским спросом на рынке труда и предложением системы труда и сферы образования. Остро стоит вопрос качественной подготовки, востребованных профессиональных кадров, уровня подготовки специалистов в различных сферах деятельности, а также требований, предъявляемых работодателем. Большая часть молодого, трудоспособного населения страны, формировавшаяся в условиях противоречия и разнонаправленного влияния со стороны семьи, школы и социума оказывается неподготовленной к выбору профессии. Зачастую, отсутствие должного внимания к трудовому воспитанию и формированию профориентации среди подрастающего поколения, привело к тому, что большой слой молодого населения, обладая достаточно высоким уровнем притязаний, амбиций и эгоистических представлений, оказался совершенно не мотивирован к труду и практической работе в востребованных на рынке труда сферах. [29].
Согласно п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обязательным и необходимым направлением раздела социально-культурного развития, является как формирование, так и развитие, укрепление положительных установок, мотивации к разным видам творчества, труда и самореализации. Необходимыми являются программы, направленные на обеспечение становления и развития личности, мотивации и способностей подрастающего поколения к различным видам трудовой и творческой деятельности. Требования к предметно-пространственной развивающей среде изложены в п. 3.3 ФГОС ДО: «п.3.3.2 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; п. 3.3.4 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно¬насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [30]. Для наполнения развивающей предметно¬пространственной среды педагоги руководствуются письмом Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»[28]. Так же необходимо соблюдать требования СЭС, на основании: Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» (далее СанПиН): «п. 6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции» [30].
Трудовому воспитанию отводится важная, практически доминантная роль в процессе разностороннего развития личности ребенка-дошкольника. Необходимым звеном данного процесса является - привлечение детей к самостоятельной трудовой деятельности и наблюдению за повседневным трудом взрослых, с параллельным объяснением важности, значимости и необходимости труда в жизни людей. Конечной целью процесса станет формирование у детей нравственных качеств, трудолюбия, правильного отношения к трудовой деятельности и восприятие ее, как важной части развития общества в целом. Будущая самостоятельная жизнь ребенка, его эмоционально-нравственное состояние, становление его личности во многом зависит непосредственно от содержания и качества трудового воспитания в дошкольных учреждениях и особенно в семье.
Цель исследования: определить методы трудового воспитания детей пятого года жизни.
Объект исследования: организованная трудовая деятельность детей пятого года жизни.
Предмет исследования: методы трудового воспитания детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития трудовых навыков у детей пятого года жизни;
2. Определить показатели и критерии сформированности положительного отношения к труду детей пятого года жизни;
3. Определить методы организации трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста;
4. Представить результаты констатирующего и контрольного этапов исследовательской работы.
Методы и методика исследования: педагогическое наблюдение, изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы, анализ, обобщение и систематизация полученных данных. Практические методы исследования: игра, поручение, формирующий эксперимент, вопросы к детям.
Теоретические основы исследования: работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. A. Сухомлинского, К. Д Ушинского, Р. С. Буре, В. К. Котырло, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеевой.
Практическая значимость работы: мы подбирали литературу и систематизировали теоретический и практический материал по теме трудового воспитания, диагностировали уровень усвоения детьми среднего дошкольного возраста трудовых знаний и навыков.
Проводилось выделение и апробирование основных методов организации детского труда.
База исследования: данное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 402 г. Екатеринбурга. Исследование проводилось в средней группе с 15 детьми пятого года жизни.
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Анализ используемой психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования положительного отношения к труду у детей пятого года жизни является актуальной. Научные исследования доказывают возможность формирования положительного отношения к труду у детей 4-5 лет. Это связано с особенностями развития детей. Пятилетки отличаются высокой эмоциональностью, непосредственностью, яркими выражениями своих эмоций и чувств. Для данного возраста характерна избирательность во взаимоотношениях со сверстниками. Есть дети, которые предпочитают одних и тех же детей, некоторые дети еще находятся на уровне младшего возраста и предпочитают играть рядом, не вступая во взаимоотношения с другими детьми. У некоторых детей появляются постоянные партнеры по играм. В группах появляется конкурентность, соревновательность, начинают выделяться лидеры. У детей пятого года жизни увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти несложное условие при выполнении каких-либо действий. В этом возрасте улучшается дикция и произношение звуков родного языка. Речь становится предметом активности детей. Все это дает возможность детям принимать участие в коллективных формах труда. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого и сверстников в процессе совместной деятельности.
В ходе анализа научной и методической литературы мы определили основные критерии сформированности положительного отношения ктруду:
- наличие знаний о труде, трудовых операция, о планировании трудового процесса, самоконтроля и самооценки, о мотивах, побуждающих к труду;
- наличие трудовых умений в ручном и художественном труде;
- представлений о труде взрослых;
- навыков самообслуживания, наличие умений в области общественно полезного труда.
Были подобраны диагностические методики для определения сформированности положительного отношения к труду.
В ходе эмпирической части исследования были выявлены показатели сформированности положительного отношения к труду у детей пятого года жизни, которые полностью совпадают с критериями диагностических методик:
- наличие знаний о труде, трудовых операциях;
- наличие трудовых умений в ручном и художественном труде;
- наличие представлений о труде взрослых;
- выявление наличия навыков самообслуживания;
- наличие умений в области совместного труда.
На контрольном этапе исследования мы выяснили, что:
По методике выявления мотивов, побуждающих детей к труду Р. Буре 15 (100%) детей имеют полный объем представлений, не полный объем представлений у 0 (0%) ребенка, не достаточный - 0 (0%) ребенок.
Мы проводили игровое задание «Сделай игрушку» автор А.Г. Гогоберидзе на контрольном этапе дети показали результаты: достаточный уровень - 12 (80%) детей, близкий к достаточному уровню - 3 (20%) ребенка, недостаточный уровень - 0 (0%) детей.
На контрольном этапе не плохой результат показали дети и по методике беседы «Что такое профессия?» автор Г. А. Урунтаева. На достаточном уровне - 11 (73%) детей, близкий к достаточному уровню имеют 4 (27%) ребенка, недостаточного уровня нет ни у одного ребенка.
Педагогическое наблюдение за трудовыми действиями в организованной трудовой деятельности - достаточный уровень - 12 (80%) детей, на близком к достаточному уровню - 3 (20%) детей, недостаточного уровня нет ни у одного ребенка.
В своей методической работе мы использовали следующие методы работы: метод рассказа, показа, беседы, объяснения, убеждения, поощрения, организации деятельности, метод стимулирования трудовой деятельности.
На контрольном этапе исследовательской работы мы измеряли уровень сформированности положительного отношения к труду по тем же методикам, что и на контрольном этапе исследования, смогли проследить рост уровня развития детей по трудовым навыкам. Рассмотренные методики показали хороший результат, во время исследование доказано, что использование методик Р.Буре, Г. А. Урантаевой, Г. Гогоберидзе и педагогического наблюдения дает возможность развивать у дошкольников знания о труде, трудовые навыки и умения. Появляется возможность воспитать ребенка с наличием трудовых способностей, и уже в среднем дошкольном возрасте диагностировать и исправить проблемы связанные с трудовыми навыками и общим развитием. Исследованием доказано, что выбранные методики надежны и эффективны.
Итоговые исследования показали, что если в деятельности педагога средней группы детского сада использовать планирование трудовой деятельности, включение разных форм труда (поручений, дежурств, работа на участке, в уголке природы, коллективный труд), применение разных методов и приемов и художественных средств, взаимодействие детского сада и родителей и создание эмоционально-положительно атмосферы, то все это будет положительно влиять на отношение детей к труду, мотивировать к трудовой деятельности, повысит уровень сформированности положительного отношения к труду.
1. Арямов, И. А. Общие основы рефлексологии [Текст] / И.А. Арямов, - М, 1952. - 267с.
2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст]/ Т. М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 208с.
3. Блонский, П. П. Трудовая школа [Текст] / П. П. Блонский, — М.: Наркомпрос, 1919. — 114с.
4. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия; Санкт-Петербург: Фонд "Ленингр. галерея", 2002. — 1456 с.
5. Буре, Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Р.С. Буре. — М., 1987. — 120с.
6. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. - Изд-во: «Мозаика-Синтез», 2011. — 136с.
7. Васильева, М. А. Трудовое воспитание [Текст] / М. А. Васильева, 2005. — 18с.
8. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 // «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - 3-е изд., перераб. и доп./С.А. Веретенникова, - М.: Просвещение, 1980. — 255с.
9. Виноградова, А. М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст]; под ред. Р. С. Буре. — М.: Просвещение, 1987, — 221с.
10. Виноградова, А. М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова, — М., 1987. — 222с.
11. Глотова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: науч.- исслед. ин-т общих проблем воспитания / В.И. Глотова, — М., 1974. — 23с.
12. Запорожец, А. В. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / Т. А. Марков; под. ред. А. В. Запорожец, — М., 1976. — 126с.
13. Ковальчук, Я. И. Трудовое воспитание дошкольников [Текст] / Я. И. Ковальчук, А. И. Васильева, Мн.: Нар. А света, 1983. — 72с.
14. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]; учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко, и др.; под ред. С. А. Козловой, — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 271с.
15. Котырло, В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст] / под ред. В. К. Котырло., — М., 1987, — 141с.
16. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М. В. Крулехт; СПб.: ДетствоПресс, 2003. — 160с.
17. Куликова, Т. А. Учите детей трудиться! [Текст] / Т. А. Куликова, 2000. — 105с.
18. Куликова, Т. А, Дошкольная педагогика: учебник для студентов мред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Т. А. Куликова, С. А. Козлова - 5 изд. — М., 2004. — 416с.
19. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника [Текст]/ Л. В. Куцакова, — М.: Просвещение, 2004. — 54с.
...