Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №93734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие «межличностные отношения» с точки зрения различных
авторов 7
1.2. Особенности развития межличностных отношений у детей
младшего школьного возраста 11
1.3. Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей
младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
межличностных отношений детей младшего школьного возраста 26
2.2. Анализ результатов диагностического исследования
межличностных отношений детей младшего школьного возраста 29
2.3. Методика организации игрового тренинга в развитии
межличностных отношений детей младшего школьного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 74


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в большей части жизнедеятельность человека осуществляется в малых группах, среди которых: семья, группы сверстников, учебные и трудовые коллективы. Именно в этих группах происходит формирование личности, находят свое проявление ее качества.
Отношения с другими людьми играет важную роль в развитии личности ребенка. Первый опыт межличностных отношений во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим, к окружающей действительности в целом.
Проблема межличностных отношений младших школьников не теряет своей актуальности среди специалистов в области психологии и педагогики. Многоаспектное исследование межличностных отношений в детском возрасте имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано со значимой ролью, которую играет взаимодействие с окружающими людьми в развитии психики, формировании личности и хода социализации ребенка.
Особое значение для развития личности младших школьников несет себе ученический коллектив и отношения, выстраиваемые в нем. Коллектив опосредствует связи школьников с социумом, трансформируя оказываемое на него воздействие. В коллективе школьник получает возможность проявить свою позицию. Именно в группе у индивида появляется возможность по- новому взглянуть на свое «Я»: начинает идентифицировать себя с группой, что приводит к изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире.
Межличностные отношения ученика начальной школы играют важную роль в его личностном развитии. Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. В результате неудовлетворительное положение в группе сверстников может очень остро переживаться ребенком и часто вызывает неадекватную эмоциональную реакцию.
Проблема формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста считается одной из самых актуальных в педагогической теории и образовательной практике в условиях прогрессивных изменений в образовательном процессе.
В связи с этим перед педагогом стоит задача поиска и применение различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Проблема межличностных отношений анализируется в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского и др.. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына и др.
Вопросами личностного развития учащихся младших классов занимались такие известные ученые как Т.В. Архиреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Е.Н. Каменская, В.С. Мухина, Д.Ф. Обухова, Д.И. Фельштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Проанализировав ситуацию в области формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста, выявлены противоречия, их два:
- между необходимостью создать условия для развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников межличностные отношения и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования: способствует ли игровой тренинг обеспечению высокого уровня развития межличностных отношений младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования «Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игровой тренинг, способствующий развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможности игрового тренинга, способствующего развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие задачи:
1. Проанализировать проблему межличностных отношений в
психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики межличностных
отношений детей младшего школьного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику межличностных отношений детей младшего школьного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий и рекомендации по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование).
Практическая база исследования: Муниципальное автономное
образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Каменск-Уральский.
Всего в исследовании приняли участие 20 учащихся 3-х классов (10 мальчиков и 10 девочек). Возраст испытуемых - 8-9 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 54 источника и 3 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее глубоко в детстве.
Межличностные отношения - это система установок, ожиданий, стереотипов и ориентаций, с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга.
Младший школьный возраст - это время позитивных изменений и трансформации личности ребенка. Вот почему так важен уровень достижений каждого ребенка в этом возрасте. У младших школьников преобладает эмоциональное отношение к своим сверстникам. Поведенческие мотивы, из которых складываются черты личности учеников, значительно развиваются на начальных этапах обучения в школе. Четко прослеживается такая характеристика межличностных отношений, как отсутствие их обобщенности и стабильности. Потребность в общении является основой для развития групповых отношений, и эта потребность меняется с возрастом. Степень ее удовлетворения варьируется от ребенка к ребенку. Каждый член группы занимает особое положение в системе личных и деловых отношений, и на эти позиции влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, его язык и культура.
Исследования межличностных отношений младшего школьника претерпели значительные изменения. Необходимо определить роль, которую играют отношения со сверстниками в формировании личности детей школьного возраста на разных этапах, особенно в младшем школьном возрасте - наиболее критическом периоде, когда дети переходят к новой системе социально значимых отношений.
Его значение заключается в выявлении скрытых механизмов межличностных отношений в коллективах младших школьников. Грамотное и квалифицированное использование арсенала современных
психодиагностических инструментов ускоряет и повышает качественную составляющую продукта труда практических психологов. При этом требование грамотности и умения пользоваться ими предполагает не только теоретические знания, но и навыки практического применения этих инструментов в ходе психологической, социально-адаптационной и социально-педагогической работы с индивидами и группами.
Высокий уровень межличностных отношений возможен при условии хорошего психологического климата в коллективе, зависящего в основном от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.
Их отличительной особенностью является эмоциональная основа, т.е. межличностные отношения строятся на основе определенных чувств, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Межличностные отношения классифицируются следующим образом на три большие группы: позитивные отношения, безразличные отношения и негативные (отрицательные отношения).
В ходе диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста были решены следующие задачи:
- проанализированы проблемы межличностных отношений в психолого-педагогической литературе;
- определили основные показатели диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста и подобрали диагностические методики;
- проведена диагностика межличностных отношений детей младшего школьного возраста, представлены анализы результатов исследования;
- разработан цикл занятий по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Для решения 1 и 2 задач была изучена психолого-педагогическая литература.
Также мы выявили средства развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Для развития межличностных отношений можно применять различные игровые тренинговые программы. Мы доказали, что наиболее подходящим будет являться игровой тренинг.
Для диагностики уровня развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста нами использовались следующие методики: социометрический метод (в адаптации Я.Л. Коломинского), методика «Мозаика» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов.
Таким образом, в классе наблюдается средний уровень благополучия взаимоотношений, средняя удовлетворенность взаимоотношениями, а также были обнаружены младшие школьники с социометрическим статусом «изолированные». Среди детей были такие, которые выполняли задания без удовольствия и активности. Так как проведенная диагностика показала, что показатель сплочённости развит хуже всего, то это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию сплоченности у детей младшего школьного возраста с помощью игрового тренинга.
В связи с низким уровнем развития межличностных отношений (на уровне сплоченности) среди учащихся начальной школы, мы разработали игровую систему тренинга для развития межличностных отношений среди учащихся начальной школы, направленную на создание коллектива. Предлагаемая система состоит из 10 занятий. Они содержат психологические и педагогические компоненты. Упражнения-игры на развитие межличностных отношений проводятся раз в неделю в течение 10 недель. Почти каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, независимое поведение и приобрести положительный эмоциональный настрой.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни : (Соотношение филос., методол. и конкретно-науч. подходов к проблеме индивида) [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1977. - 224 с.
3. Антонова, О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» [Электронный ресурс] / Антонова О. П. // Молодой ученый. - 2014. - №16. - с. 1-11. - URL: http://elibrary. ru/item. asp?id=21477871 (дата обращения: 19. 01. 2021).
4. Ассев, В. Г. Возрастная психология [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение. 2009. - 244 с.
5. Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Д Кейпл. - СПБ. : Питер, 2002. - 352 с.
6. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : кн. для учителей, родителей и студентов высш. и сред. учреждений образования [Текст] / А. С. Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и. ], 2005. - 161 с.
7. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. [Текст] / Блонский П. П. - М. : Педагогика, 1979. - т. 1. - 304 с.
8. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 220 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. [и др. ] : Питер, 2008. - 398 с.
10. Вачков, И. Психология тренинговой работы [Текст] / И. Вачков. - М. : Эксмо, 2007.
11. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие [Текст] / И. В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2005. - 256 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, - 2016. - 365 с.
13. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1979. - 276 с.
14. Дубровина, И. В. Психология : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. Дубровиной И. В. - М. : Академия, 2004. - 464 с.
15. Емельянов, Ю. Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей и специалистов: учебное пособие [Текст] / Ю. Н. Емельянов. - Л. : ИПКСП, 1984. - 97 с.
16. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка младшего школьного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1978. - 317 с.
17. Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие [Текст] / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. - Л. : ЛГУ, 1989. - 56 с.
18. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПБ. : Питер, 2012. - 576 с.
19. Каптерев, П. Ф. О природе детей. Избранное [Текст] / П. Ф Каптерев. - М. : Карапуз, 2005.
20. Киричук, А. В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений [Текст] / А. В. Киричук // Ребенок в системе коллективных отношений. - М. : 2002. - С. 38.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ