ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 8
1.1 Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3 Анализ литературы по вопросам применения игротерапии в системе
логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1 Организация, принципы, цель и задачи констатирующего
эксперимента 23
2.2 Методика изучения состояния моторной сферы, просодики,
звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 25
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ СРЕДСТВАМИ
ИГРОТЕРАПИИ 44
3.1 Организация и принципы работы по коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии 44
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии 49
3.3 Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
Дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи. Многие отечественные и зарубежные исследователи (С. Ф. Левяш, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.) доказали, что из общего количества детей с речевой патологией, на долю дизартрических нарушений приходится 60-70% случаев. При данной патологии наряду с нарушенным звукопроизношением страдает просодическая сторона речи и фонематические процессы. Уже доказано (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.), что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения [6].
Очень важно устранить все недостатки речи ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее [15].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная, в том числе и коррекционная работа реализуется в различных видах детской деятельности. Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игровые формы и приемы, используемые педагогом, делают материал для ребенка интересным, личностно-значимым и более осмысленным. Основываясь на данном положении, особое внимание в исследовательской работе уделено роли игротерапии в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования: состояние моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвития речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Цель исследования: подобрать содержание и определить эффективность логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием игротерапии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме.
3. Изучить психолого-педагогические особенности дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
4. Описать практику применения игротерапии в системе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
5. Организовать констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей формирования звукопроизношения и фонематического слуха у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
6. Определить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии.
7. Провести формирующий эксперимент и проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
8. Выявить эффективность проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются работы отечественных ученых, в которых рассматриваются процессы развития речи в онтогенезе (С. Н. Цейтлин, А. Н. Гвоздев,
A. А. Леонтьев и др.), особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, дизартрией и методические рекомендации по коррекции данных нарушений (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова и др.), методы и приёмы обследования детей с речевыми расстройствами (Н. М. Трубникова, Е. Ф. Архипова), технологии использования логопедических игр в работе логопеда (М. Е. Хватцев, А. Н. Гаврилова,
B. И. Селиверстов и др.).
Методы исследования: теоретический метод (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов), эмпирический метод (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента), сравнительный метод (сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента).
Теоретическая значимость исследования: определены возможности игротерапии как эффективного средства преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Практическая значимость исследования: разработана картотека игр, способствующих преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложении. Во введении рассматривается актуальность выбранной темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа, теоретическая и практическая значимость исследования. В первой главе представлен анализ специальной теоретической и практической научной литературы по проблеме исследования. Во второй главе описано содержание методики логопедического обследования в рамках констатирующего эксперимента, его цели и задачи, анализ полученных данных. В третьей главе раскрыто содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии в рамках формирующего эксперимента, изложен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. В заключении указаны основные выводы по результатам проведенного исследования.
База исследования: Частное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Успешинка» г. Екатеринбург.
В ходе исследовательской работы были решены все поставленные задачи. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить особенности развития звукопроизношения и фонематического слуха у детей в онтогенезе, изложить психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией и описать практику применения игротерапии в системе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие у детей с дизартрией недостатков в моторной сфере, что в свою очередь приводит к нарушениям в звукопроизношении и фонематических процессах.
Исходя из полученных данных в ходе изучения психолого-педагогической литературы и проведения констатирующего эксперимента было определено содержание логопедической работы по коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии, разработаны перспективные планы индивидуально на каждого ребенка экспериментальной группы, отобраны логопедические игры, направленные на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематических процессов, автоматизацию нарушенных звуков.
Логопедическая работа проводилась в течение восьми недель и включала в себя как индивидуальные так и групповые занятия. По завершению формирующего эксперимента было организовано повторное обследование детей по той же методике, которая была использована на констатирующем эксперименте. Сравнительный анализ данных полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал положительные динамику количественных и качественных показателей преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей экспериментальной группы, что подтверждает эффективность коррекционной работы, осуществленной на формирующем этапе эксперименте.
Так, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы практически была подтверждена эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с использованием средств игротерапии.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 254 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — Москва : Астрель, 2007. — 331 с.
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
4. Борисова, Е. А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем / Е. А. Борисова. — Биробиджан : ОблИУУ, 2005. — 36 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. — Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006. — 141 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
7. Воробьева, Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. — Санкт-Петербург: Изд. дом Литера, 2007. — 64 с.
8. Воробьева, Т. А. Мяч и речь / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. — Санкт-Петербург: Дельта, 2001. — 96 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, — 2007. - 472 с.
10. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире / материалы междунар. заоч. науч. конф. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 262-264.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. — Москва : Изд- во академии педагогических наук, 1958. — 373 с.
12. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда / О. Б. Иншакова. — Москва : ВЛАДОС, 2008. — 279 с.
13. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова [и др.] ; научн. рук. Л. А. Парамонова ; отв. ред. М. Н. Лазутова. — Москва : ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.
14. Караканова, С. Е. Роль логопедических игр в развитии речи у детей / С. Е. Караканова, Н. Н. Иванова. // Социальная педагогика: интеграция теории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. кафедры социальной педагогики ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, 7 апреля 2016 г. — Чебоксары : ЦНС Интерактив плюс, 2016. — С. 85-86.
15. Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина // Педагогическое мастерство Часть I / IV Международная научная конференция. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67.
16. Комарова, Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
17. Комарова, Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
18. Комарова, Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
...