Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии

Работа №93731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы112
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 8
1.1 Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3 Анализ литературы по вопросам применения игротерапии в системе
логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1 Организация, принципы, цель и задачи констатирующего
эксперимента 23
2.2 Методика изучения состояния моторной сферы, просодики,
звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 25
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ СРЕДСТВАМИ
ИГРОТЕРАПИИ 44
3.1 Организация и принципы работы по коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии 44
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии 49
3.3 Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86


Дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи. Многие отечественные и зарубежные исследователи (С. Ф. Левяш, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.) доказали, что из общего количества детей с речевой патологией, на долю дизартрических нарушений приходится 60-70% случаев. При данной патологии наряду с нарушенным звукопроизношением страдает просодическая сторона речи и фонематические процессы. Уже доказано (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.), что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения [6].
Очень важно устранить все недостатки речи ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее [15].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная, в том числе и коррекционная работа реализуется в различных видах детской деятельности. Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игровые формы и приемы, используемые педагогом, делают материал для ребенка интересным, личностно-значимым и более осмысленным. Основываясь на данном положении, особое внимание в исследовательской работе уделено роли игротерапии в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования: состояние моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвития речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Цель исследования: подобрать содержание и определить эффективность логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием игротерапии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме.
3. Изучить психолого-педагогические особенности дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
4. Описать практику применения игротерапии в системе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
5. Организовать констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей формирования звукопроизношения и фонематического слуха у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
6. Определить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии.
7. Провести формирующий эксперимент и проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
8. Выявить эффективность проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются работы отечественных ученых, в которых рассматриваются процессы развития речи в онтогенезе (С. Н. Цейтлин, А. Н. Гвоздев,
A. А. Леонтьев и др.), особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, дизартрией и методические рекомендации по коррекции данных нарушений (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова и др.), методы и приёмы обследования детей с речевыми расстройствами (Н. М. Трубникова, Е. Ф. Архипова), технологии использования логопедических игр в работе логопеда (М. Е. Хватцев, А. Н. Гаврилова,
B. И. Селиверстов и др.).
Методы исследования: теоретический метод (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов), эмпирический метод (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента), сравнительный метод (сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента).
Теоретическая значимость исследования: определены возможности игротерапии как эффективного средства преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Практическая значимость исследования: разработана картотека игр, способствующих преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложении. Во введении рассматривается актуальность выбранной темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа, теоретическая и практическая значимость исследования. В первой главе представлен анализ специальной теоретической и практической научной литературы по проблеме исследования. Во второй главе описано содержание методики логопедического обследования в рамках констатирующего эксперимента, его цели и задачи, анализ полученных данных. В третьей главе раскрыто содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии в рамках формирующего эксперимента, изложен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. В заключении указаны основные выводы по результатам проведенного исследования.
База исследования: Частное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Успешинка» г. Екатеринбург.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследовательской работы были решены все поставленные задачи. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить особенности развития звукопроизношения и фонематического слуха у детей в онтогенезе, изложить психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией и описать практику применения игротерапии в системе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие у детей с дизартрией недостатков в моторной сфере, что в свою очередь приводит к нарушениям в звукопроизношении и фонематических процессах.
Исходя из полученных данных в ходе изучения психолого-педагогической литературы и проведения констатирующего эксперимента было определено содержание логопедической работы по коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии, разработаны перспективные планы индивидуально на каждого ребенка экспериментальной группы, отобраны логопедические игры, направленные на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематических процессов, автоматизацию нарушенных звуков.
Логопедическая работа проводилась в течение восьми недель и включала в себя как индивидуальные так и групповые занятия. По завершению формирующего эксперимента было организовано повторное обследование детей по той же методике, которая была использована на констатирующем эксперименте. Сравнительный анализ данных полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал положительные динамику количественных и качественных показателей преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей экспериментальной группы, что подтверждает эффективность коррекционной работы, осуществленной на формирующем этапе эксперименте.
Так, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы практически была подтверждена эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с использованием средств игротерапии.



1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 254 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — Москва : Астрель, 2007. — 331 с.
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
4. Борисова, Е. А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем / Е. А. Борисова. — Биробиджан : ОблИУУ, 2005. — 36 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. — Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006. — 141 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
7. Воробьева, Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. — Санкт-Петербург: Изд. дом Литера, 2007. — 64 с.
8. Воробьева, Т. А. Мяч и речь / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. — Санкт-Петербург: Дельта, 2001. — 96 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, — 2007. - 472 с.
10. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире / материалы междунар. заоч. науч. конф. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 262-264.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. — Москва : Изд- во академии педагогических наук, 1958. — 373 с.
12. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда / О. Б. Иншакова. — Москва : ВЛАДОС, 2008. — 279 с.
13. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова [и др.] ; научн. рук. Л. А. Парамонова ; отв. ред. М. Н. Лазутова. — Москва : ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.
14. Караканова, С. Е. Роль логопедических игр в развитии речи у детей / С. Е. Караканова, Н. Н. Иванова. // Социальная педагогика: интеграция теории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. кафедры социальной педагогики ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, 7 апреля 2016 г. — Чебоксары : ЦНС Интерактив плюс, 2016. — С. 85-86.
15. Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина // Педагогическое мастерство Часть I / IV Международная научная конференция. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67.
16. Комарова, Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
17. Комарова, Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
18. Комарова, Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ