ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО¬
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи у
дошкольников в онтогенезе, роль игры в развитии речи 7 детей
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 15
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Организация и методика исследования фонетико-фонематической
стороны речи у детей старшего дошкольного 25 возраста
2.2. Анализ результатов обследования фонетико-фонематической
стороны речи у детей старшего дошкольного 28 возраста
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 33
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с 33
дизартрией
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами специальных дидактических 36
игр
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И 54
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
Речь - это одна из высших психических функций, задача которой, обеспечивать общение между людьми, данная функция развивается по мере формирования и развития мозга человека (Л. С. Выготский)[10].
Правильная речь помогает успешно осваивать грамоту и чтение. Нарушения речи негативно влияют на развитие ребёнка, так как создают сложности в общении с людьми, мешают созреванию познавательных процессов и, соответственно, мешают становлению полноценной личности.
В настоящее время, в системе дошкольного воспитания и обучения можно наблюдать рост количества детей, имеющих отклонение в речевом развитии. При этом они имеют сохранный интеллект и нормальный физический слух. А так как дети не овладели звуковой стороной речи в нормативные для них сроки, то это влечет за собой неготовность к усвоению образовательной программы, в том числе письма и чтения. Чаще всего у них имеется фонетико-фонематическое недоразвитие речи и дизартрия. Об данной проблеме писали в своих работах многие специалисты, в том числе и Роза Евгеньевна Левина[29].
Чтобы устранить проблемы обучения в будущем, нужно начинать работу с речью детей в дошкольном возрасте. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности дошкольников,а значит и средством логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи будет она.
В педагогике есть такое понятие как «дидактическая игра». Дидактическая игра - это вид учебной деятельности, которая направлена на обогащение детей определенными знаниями и навыками и на развитие их умственных способностей. Дидактическая игра помогает сделать обучение интересным и познавательным[2].
В игре дети раскрепощаются, появляется интерес, а главное с помощью игры быстрее можно достигнуть поставленной цели обучения.
Поэтому проблемой исследования является определение содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр.
Объект исследования: фонетико-фонематическая система речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр.
Цель: теоретически изучить и практически показать возможность логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить специальную теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать констатирующий эксперимент по выбранной методике и проанализировать полученные результаты обследования речи у дошкольников.
3. Разработать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр, провести контрольный эксперимент и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются:теория речевой деятельности (Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Т. А. Титова), основы теории и практики логопедии (Р. Е. Левина, О. В. Правдина), основы логопедической работы с детьми (Г. В. Чиркина).
Методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
База констатирующего эксперимента: МБДОУ «Улыбка» г. Ноябрьск. В исследовании приняли участие десять дошкольников, возрастная категория 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в освещении теорий, предположений, практик, методических разработок таких известных авторов как Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, Н. Х. Швачкин и т. д., которыми можно воспользоваться для собственных логопедических разработок.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр и возможности применения ее в практике логопедов детских садов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, его цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрено теоретическое обоснование проблемы исследования, указаны закономерности становления фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, раскрыта психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией, описана характеристика речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Во второй главе представлена организация и методика констатирующего эксперимента, а также анализ результатов констатирующего эксперимента.
В третьей главе указаны теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего эксперимента. Разработано содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией, описано применение дидактических игр по данной проблеме. И также включен контрольный эксперимент и анализ его результатов.
В заключении сформулированы общие выводы по результатам выпускной квалификационной работы в целом.
Исследовав психолого-педагогическую и методическую литературу, установлено, что в настоящее время всё более актуальным в коррекционной педагогике и логопедии становится выявление, предупреждение и коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Дошкольный возраст в структуре своего онтогенеза характеризуется изменениями почти во всех областях развития. Значительное развитие психических функций происходит именно в дошкольном возрасте.
Овладение речью и последующее ее формирование находятся в тесной связи с физическим и психическим развитием ребенка, а также зависят от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.
В ходе работы был рассмотрен онтогенез становления фонетико-фонематической системы речи у детей. Выяснилось, что фонетико-фонематическая система - это показатель общей культуры речи и соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи подразумевают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.
Нарушение фонетико-фонематической стороны речи затрудняет обучение чтению ребёнка, способствует допуску грубых ошибок на письме, а также может быть причиной неуспеваемости в школе и дезадаптации.
Также выяснено что «дизартрия» - нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В психолого-педагогической характеристикетаких детей отмечается нарушение памяти, внимания, воображения, а также недостаточность развития эмоционально-волевой сферы, что в итоге отражается на развитии ребенка в целом. Если же у ребенка с дизартрией проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи, то наблюдается недостаточность сформированностислуховой и произносительной дифференциации звуков. При обучении дошкольника звуковому анализу возникают трудности. Во время воспроизведения слоговой структуры сложных слов возникают перестановки и другие ошибки. Активный и пассивный словарь отстает от возрастной нормы.
Далее было проведено обследование фонетико-фонематической системы речи у10 детей с дизартрией. Наиболее подходящей для обследования стала речевая карта Н. М. Трубниковой. Были исследованы общая, мелкая, артикуляционная моторика, артикуляционный аппарат, мимическая моторика, звукопроизношение, просодическая сторона речи, а такжефонематический слух и восприятие.
Анализ результатов обследования показал, что во всех обследуемых сторонах речи были выявлены нарушения в большей или меньшей степени. Для каждого исследования была составлена сводная таблица и диаграмма, где можно увидеть, как ребенок справился с заданиями и сколько человек выполнили то или иное упражнение.
В 3 главе представлено содержание коррекционной логопедической работы с применением специальных дидактических игр. Выявлены принципы и этапы ее проведения. А также примеры дидактических игр, которыми можно воспользоваться непосредственно на любом этапе логопедического занятия. Часть игр расположена в главе 3, остальная помещена в Приложение 4.
Для занятий были выбраны 5 детей с которыми и велась данная коррекционная работа.Работа с детьми - процесс тяжелый, но благодаря дидактическим играм решалась не только педагогическая задача, а происходило вызывание интереса ребенка к логопедическим занятиям, снятие напряжения и завоевание доверия.
В завершении коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что такое средство, как специальная дидактическая игра может быть эффективным при работе с ФФНР. Так как во всех показателях фонетико-фонематической системы речи были улучшения. Наиболее высокие результаты получились в показателях мелкая моторика и просодика. Также хорошие результаты наблюдались в показателе звукопроизношение и фонематический слух.
Исходя из исследования, можно сделать вывод, что использование на занятиях специальных дидактических игр позволяет сделать процесс коррекционно-логопедической работы для ребёнка интересным и доступным, а самое главное результативным. Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015. - 48 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2012. - № 1. - С. 20-27.
4. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. ст. / гл. ред. А. М. Шахнарович. - Москва, 2005. - С. 4-16.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия: пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. - Москва: Медицина, 1981. - 288 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. - Москва: Просвещение, 1993. - 223 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Гаврилова, А. С. Логопедические игры / А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина. - Москва: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010 г. - 168 с.
12. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г. Г. Голубева. - Санкт- Петербург: Союз, 2000. - 64 с.
13. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова // журнал Логопедия. - 2009. - №1. - С. 70-83.
14. Диденко, А. Г. Дидактические игры. Их значение и применение в
педагогическом процессе / А. Г. Диденко // Дошколенок.ру СМИ Эл № ФС77-56217 сайт для воспитателей детских садов: [сайт]. - 2015. - 12 окт. - URL: https://dohcolonoc.ru/cons/9781-didakticheskie-igry-ikh-
/11ас11ете.1111п1(дага обращения: 06.02.19).
15. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Миссаренко. - Москва: Просвещение, 1991. - 239 с.
16. Игошев, А. Е. Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР / А. Е. Игошев // Инфорурок - ведущий образовательный портал России: [сайт]. - 2017. - 8 янв. - URL: https://infourok.ru/igrovie- tehnologii-v-korrekcionnoy-rabote-s-detmi-s-onr-1494605.html (дата обращения: 19.02.19)
17. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда / ред.-сост. В. И. Селиверстов. - Москва: Просвещение, 1987. - 144 с.
18. Исупова, М. О. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий / М. О. Исупова // kopilkaurokov. ru - сайт для учителей:
[сайт]. - 2015. - 1 нояб. - URL:
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/ispol-zovaniie-v- loghopiedichieskoi-rabotie-s-diet-mi-ighrovykh-tiekhnologhii (дата обращения: 16.03.19)
...