Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр

Работа №93729

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО¬
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи у
дошкольников в онтогенезе, роль игры в развитии речи 7 детей
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 15
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Организация и методика исследования фонетико-фонематической
стороны речи у детей старшего дошкольного 25 возраста
2.2. Анализ результатов обследования фонетико-фонематической
стороны речи у детей старшего дошкольного 28 возраста
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 33
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с 33
дизартрией
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами специальных дидактических 36
игр
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И 54
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93


Речь - это одна из высших психических функций, задача которой, обеспечивать общение между людьми, данная функция развивается по мере формирования и развития мозга человека (Л. С. Выготский)[10].
Правильная речь помогает успешно осваивать грамоту и чтение. Нарушения речи негативно влияют на развитие ребёнка, так как создают сложности в общении с людьми, мешают созреванию познавательных процессов и, соответственно, мешают становлению полноценной личности.
В настоящее время, в системе дошкольного воспитания и обучения можно наблюдать рост количества детей, имеющих отклонение в речевом развитии. При этом они имеют сохранный интеллект и нормальный физический слух. А так как дети не овладели звуковой стороной речи в нормативные для них сроки, то это влечет за собой неготовность к усвоению образовательной программы, в том числе письма и чтения. Чаще всего у них имеется фонетико-фонематическое недоразвитие речи и дизартрия. Об данной проблеме писали в своих работах многие специалисты, в том числе и Роза Евгеньевна Левина[29].
Чтобы устранить проблемы обучения в будущем, нужно начинать работу с речью детей в дошкольном возрасте. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности дошкольников,а значит и средством логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи будет она.
В педагогике есть такое понятие как «дидактическая игра». Дидактическая игра - это вид учебной деятельности, которая направлена на обогащение детей определенными знаниями и навыками и на развитие их умственных способностей. Дидактическая игра помогает сделать обучение интересным и познавательным[2].
В игре дети раскрепощаются, появляется интерес, а главное с помощью игры быстрее можно достигнуть поставленной цели обучения.
Поэтому проблемой исследования является определение содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр.
Объект исследования: фонетико-фонематическая система речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр.
Цель: теоретически изучить и практически показать возможность логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить специальную теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать констатирующий эксперимент по выбранной методике и проанализировать полученные результаты обследования речи у дошкольников.
3. Разработать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр, провести контрольный эксперимент и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются:теория речевой деятельности (Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Т. А. Титова), основы теории и практики логопедии (Р. Е. Левина, О. В. Правдина), основы логопедической работы с детьми (Г. В. Чиркина).
Методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
База констатирующего эксперимента: МБДОУ «Улыбка» г. Ноябрьск. В исследовании приняли участие десять дошкольников, возрастная категория 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в освещении теорий, предположений, практик, методических разработок таких известных авторов как Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, Н. Х. Швачкин и т. д., которыми можно воспользоваться для собственных логопедических разработок.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр и возможности применения ее в практике логопедов детских садов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, его цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрено теоретическое обоснование проблемы исследования, указаны закономерности становления фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, раскрыта психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией, описана характеристика речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Во второй главе представлена организация и методика констатирующего эксперимента, а также анализ результатов констатирующего эксперимента.
В третьей главе указаны теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего эксперимента. Разработано содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией, описано применение дидактических игр по данной проблеме. И также включен контрольный эксперимент и анализ его результатов.
В заключении сформулированы общие выводы по результатам выпускной квалификационной работы в целом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовав психолого-педагогическую и методическую литературу, установлено, что в настоящее время всё более актуальным в коррекционной педагогике и логопедии становится выявление, предупреждение и коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Дошкольный возраст в структуре своего онтогенеза характеризуется изменениями почти во всех областях развития. Значительное развитие психических функций происходит именно в дошкольном возрасте.
Овладение речью и последующее ее формирование находятся в тесной связи с физическим и психическим развитием ребенка, а также зависят от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.
В ходе работы был рассмотрен онтогенез становления фонетико-фонематической системы речи у детей. Выяснилось, что фонетико-фонематическая система - это показатель общей культуры речи и соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи подразумевают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.
Нарушение фонетико-фонематической стороны речи затрудняет обучение чтению ребёнка, способствует допуску грубых ошибок на письме, а также может быть причиной неуспеваемости в школе и дезадаптации.
Также выяснено что «дизартрия» - нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В психолого-педагогической характеристикетаких детей отмечается нарушение памяти, внимания, воображения, а также недостаточность развития эмоционально-волевой сферы, что в итоге отражается на развитии ребенка в целом. Если же у ребенка с дизартрией проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи, то наблюдается недостаточность сформированностислуховой и произносительной дифференциации звуков. При обучении дошкольника звуковому анализу возникают трудности. Во время воспроизведения слоговой структуры сложных слов возникают перестановки и другие ошибки. Активный и пассивный словарь отстает от возрастной нормы.
Далее было проведено обследование фонетико-фонематической системы речи у10 детей с дизартрией. Наиболее подходящей для обследования стала речевая карта Н. М. Трубниковой. Были исследованы общая, мелкая, артикуляционная моторика, артикуляционный аппарат, мимическая моторика, звукопроизношение, просодическая сторона речи, а такжефонематический слух и восприятие.
Анализ результатов обследования показал, что во всех обследуемых сторонах речи были выявлены нарушения в большей или меньшей степени. Для каждого исследования была составлена сводная таблица и диаграмма, где можно увидеть, как ребенок справился с заданиями и сколько человек выполнили то или иное упражнение.
В 3 главе представлено содержание коррекционной логопедической работы с применением специальных дидактических игр. Выявлены принципы и этапы ее проведения. А также примеры дидактических игр, которыми можно воспользоваться непосредственно на любом этапе логопедического занятия. Часть игр расположена в главе 3, остальная помещена в Приложение 4.
Для занятий были выбраны 5 детей с которыми и велась данная коррекционная работа.Работа с детьми - процесс тяжелый, но благодаря дидактическим играм решалась не только педагогическая задача, а происходило вызывание интереса ребенка к логопедическим занятиям, снятие напряжения и завоевание доверия.
В завершении коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что такое средство, как специальная дидактическая игра может быть эффективным при работе с ФФНР. Так как во всех показателях фонетико-фонематической системы речи были улучшения. Наиболее высокие результаты получились в показателях мелкая моторика и просодика. Также хорошие результаты наблюдались в показателе звукопроизношение и фонематический слух.
Исходя из исследования, можно сделать вывод, что использование на занятиях специальных дидактических игр позволяет сделать процесс коррекционно-логопедической работы для ребёнка интересным и доступным, а самое главное результативным. Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.


1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015. - 48 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2012. - № 1. - С. 20-27.
4. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. ст. / гл. ред. А. М. Шахнарович. - Москва, 2005. - С. 4-16.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия: пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. - Москва: Медицина, 1981. - 288 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. - Москва: Просвещение, 1993. - 223 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Гаврилова, А. С. Логопедические игры / А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина. - Москва: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010 г. - 168 с.
12. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г. Г. Голубева. - Санкт- Петербург: Союз, 2000. - 64 с.
13. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова // журнал Логопедия. - 2009. - №1. - С. 70-83.
14. Диденко, А. Г. Дидактические игры. Их значение и применение в
педагогическом процессе / А. Г. Диденко // Дошколенок.ру СМИ Эл № ФС77-56217 сайт для воспитателей детских садов: [сайт]. - 2015. - 12 окт. - URL: https://dohcolonoc.ru/cons/9781-didakticheskie-igry-ikh-
/11ас11ете.1111п1(дага обращения: 06.02.19).
15. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Миссаренко. - Москва: Просвещение, 1991. - 239 с.
16. Игошев, А. Е. Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР / А. Е. Игошев // Инфорурок - ведущий образовательный портал России: [сайт]. - 2017. - 8 янв. - URL: https://infourok.ru/igrovie- tehnologii-v-korrekcionnoy-rabote-s-detmi-s-onr-1494605.html (дата обращения: 19.02.19)
17. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда / ред.-сост. В. И. Селиверстов. - Москва: Просвещение, 1987. - 144 с.
18. Исупова, М. О. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий / М. О. Исупова // kopilkaurokov. ru - сайт для учителей:
[сайт]. - 2015. - 1 нояб. - URL:
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/ispol-zovaniie-v- loghopiedichieskoi-rabotie-s-diet-mi-ighrovykh-tiekhnologhii (дата обращения: 16.03.19)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ