ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие коммуникативных умений младших школьников как
педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условияформирования коммуникативных умений у
детей младшего школьного возраста 18
1.3. Формирование коммуникативных умений младших школьников
посредством организации групповой учебнойдеятельности 27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИНВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОРАСТА 37
2.1. Диагностика уровня развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраст 37
2.2. Результаты диагностики уровня развития коммуникативных
умений у детей младшего школьного
возраста 40
2.3. Рекомендации по организации групповой учебной деятельности
младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Ситуация современного школьного обучения требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками в ходе изучения нового материала. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учет позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог.
По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в последствии будут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки.
Именно благоприятные межличностные отношения как в коллективе класса, там и вне школьных стен, оказывают положительное влияние на психическое состояние ребенка, его познавательный интерес, успеваемость, стремление к контакту с окружающими людьми. Общение у детей во многом определяется учителем через организацию учебного процесса. Учебная деятельность способствует созданию и сплочению коллектива, которые имеют общие цели и интересы. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками.
Формирование навыков межличностного общения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Исследователи уделяют недостаточно внимания изучению методов, способов, путей формирования коммуникативных навыков школьников во внеурочной деятельности. Недостаточно полно используются возможности внеурочной деятельности, а именно включение в нее различных практико-ориентированных способов формирования межличностных отношений.
Развитие коммуникативных навыков происходит в рамках возрастных особенностей учащихся и познавательной сферы ребенка. Особую роль играет их развитие в младшем школьном возрасте. Этим и обусловлена актуальность рассмотрения данного вопроса на сегодняшний день., поскольку не оспорима важность развития коммуникативных способностей младших школьников как основы взаимодействия в учебной деятельности!
Проблема исследования заключается в поиске комплекса педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования - содержание деятельности учителя начальных классов по развитию коммуникативных уменийдетей младшего школьного возраста через организацию групповой учебной деятельности.
В связи с этим, цель исследования: создание программы развития коммуникативных умений младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные умения» в теории
педагогики.
2. Определить возможности организации групповой учебной деятельности в начальной школе как средства развития коммуникативных умений у младших школьников;
4. Провести диагностику уровня развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
5. Проанализировать результаты диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
6. Описать методическую работу учителя по организации групповой учебную деятельность детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение и
систематизация научной и методической литературы; практические:опрос, наблюдение.
Основы формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста рассматривают также в статьях, диссертациях и учебных пособиях такие авторы, как А.Г. Аркадьев, А.В. Баранникова, В.А. Болотова, В.В. Серикова, Л.Н. Булыгиной, О.Е. Лебедева, Н.Н. Макаровой, О.С. Саломатовой, С.Е. Шишовым, И.Г. Агаповым, С.И. Самыгиным, Л.Д. Столяренко, В.В. Давыдовым, О.В. Михайловой, Е.В. Кузнецовой, Б.Е. Патоновым, В.И. Гриценко, Б.В. Паньшиным и другими авторами.
Практическая значимость работы. Предложены формы организации групповой учебной деятельности обучающихся и методический материал к ним. Представленный материал может быть использован в работе педагогов по диагностике и формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ «СОШ № 72» г. Нижний Тагил, 1 «Б» класс. В исследовании приняли участие28 учеников.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современном образовательном процессе большое внимание уделяется формированию коммуникативных умений учащихся начальной школы. Особую актуальность представляет собой необходимость формирования коммуникативных умений, так как в настоящее время в педагогической литературеотмечается неумение детей выстраивать между собой конструктивное деловое и межличностное взаимодействие, что, в свою очередь, снижает эффективность обучения младшего школьника.
Для решения первой задачи, мы рассмотрели позиции разных ученых по определению коммуникативных умений. В своем исследовании мы придерживаемся определения коммуникативных умений, данное А.Г. Асмоловым. Коммуникативные умения - этоумения, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Нами были выделены наиболее часто используемые методы и средства формирования коммуникативных умений как на различных уроках (организация дискуссий; диалогов между учениками; коллективных проектов; проблемных заданий и т.д.), так и во внеурочной деятельности учащихся (психологические тренинги, ориентированные на формирование коммуникативных умений; волонтерство; социальные проекты и т.д.).
Одним из традиционных и высокоэффективных средств формирования коммуникативных умений является организация групповой деятельности младших школьников.По определению Е.И. Туйбаевой, «групповая деятельность - это организованное взаимодействие двух и более людей, которые объедены общей целью, задачами и способами из достижения.
Проведя анализ научной литературы, нами было выявлено, что групповая учебная деятельность способствует овладению учениками монологической речью. В процессе взаимодействия у детей развивается способность к диалогу, возрастает познавательная и творческая активность, умение детей определять цели и задач совместной работы, делать выбор оптимального пути решения поставленных задач, предугадывать свои действия и действия своего товарища, объективно оценивать свои силы. Также в процессе групповой учебной деятельности происходит развитие у учащихся умений слышать, слушать, выстраивать диалог, вести дискуссию, задавать вопросы и уметь отвечать на поставленные вопросы.
Организованное нами эмпирическое исследование уровня развития коммуникативныхумений у младших школьников было осуществлено на базе МБОУ СОШ № 72 г. Нижний Тагил, в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста 6-7 лет в количестве 28 человек, из них 17 мальчиков и 11 девочек (1 «Б» класс).
Для изучения развития коммуникативных умений у младших школьников были использованы метод опроса и метод наблюдения, которые предполагают использование следующего диагностического инструментария:
I. Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федорошиным.
II. «Методика изучения общительности как характеристик личности» М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой.
III. методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман.
Деятельность по развития коммуникативныхумений младших школьников предполагает организацию учебного процесса, в котором главным становится учебное сотрудничество учащихся с учителеми друг с другом.
Таким образом, опираясь на количественный и качественный анализ результатов исследования уровня развития коммуникативныхумений у младших школьников 1 «Б» класса можно сказать следующее. Высокий уровень уровня развития коммуникативныхуменийбыл выявлен у 4 чел (14 %), средний уровень у 18 чел (65 %), низкий уровень у 6 чел (21 %).
Чтобы учащиеся понималипользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности. Анализ различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин и т.д.), проведенных в классе, свидетельствует о том, что их успех зависит от общих усилий, отсовместного творчества и дружной работы. Мы использовали задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы.
Всеэтоуказалонанеобходимостьорганизации групповой деятельности обучающихся,котораябудетспособствоватьформированиюкоммуникативных умениймладшихшкольников.В связи с этим возникает актуальность разработки программы развития коммуникативных умений у младших школьников.
Разработанная нами программа состояла из 18 занятий, каждое из которых было направлено на развитие определенных аспектов коммуникативных умений. Важной особенностью каждого занятия являлась обязательная групповая работа. Цель программы: развитие
коммуникативных умений у обучающихся младшего школьного возраста.
Программа включала в себя задания направленные на развитие коммуникативных умений: умения договариваться, находить общее решение практической задачи. Затем был блок занятий по развитию умений понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, обосновывать и доказывать собственное мнение. Особое внимание было уделено развитию умения понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих. Особый упор был сделан на коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и развития рефлексии.
Таким образом, цель исследования выполнена и задачи решены.
1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2016.
- № 2. - С. 12-17.
2. Андреева, Г.Т. Особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников [Текст]/ Г. Т. Андреева // Общая педагогика.
- 2017. - № 8. - С. 88-89.
3. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст]/ О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
4. Асмолов, А.Г. Формирование умений в основной школе: от действия к мысли [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. -Москва: Просвещение, 2010. - 159 с.
5. Батырева, С.Г. Дидактические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников [Текст]: диссертация на соискание ученой степени к.п.н. - М., изд-во «Инфра-М», 2014. - 204 с.
6. Болотникова, А.А. Групповая работа как средство формирование коммуникативных умений у младших школьников [Текст] / А. А. Болотникова// Совушка. - 2017. -№ 4 (10). - С. 89-96.
7. Вершинина, Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников [Текст]/ Н. В. Вершинина // Молодой ученый. - 2015. - № 20.1. - С. 10-12.
8. Габеркорн, И. И. Организация групповой учебной деятельности младших школьников [Текст]/ И. И. Габеркорн // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 7 (42). - С. 170-177.
9. Голикова, Л. В. Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО [Текст]/ Л. В. Голикова // Молодой ученый. - 2020. - № 3 (293). - С. 411-415.
10. Голышева, И. А. Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения диалогу [Текст]/ И. А. Голышева, Е. А. Жесткова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 69-71.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата[Текст]/ П. С. Гуревич. Учебник. М.: «Юрайт», 2019. - 430 с.
12. Демидова, В.В. Изучение уровня развития коммуникативных умений младших школьников [Текст]/ В.В. Демидова // Инновационная наука. - 2019. - № 11. - С. 137-139.
13. Доровских, И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений [Текст]/ И.С. Доровских // Начальная школа. - 2016. - №3. - С. 29-32.
14. Дрозд, К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования[Текст]. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.:«Юрайт», 2019. - 266 с.
15. Дроздова, О. А. К истории становления коммуникативных умений [Текст]/ О. А. Дроздова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 77-84.
16. Дуда, И. В. Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности[Текст]/ И. В. Дуда, Е. В. Измайлова // Молодой ученый. - 2020. - № 19 (309). - С. 458-462.
17. Евфимовская, А. В. Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности [Текст]/ А. В. Евфимовская // Молодой ученый. - 2017. - № 40. - С. 168-170.
18. Заречная, А.А. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников [Текст]/ А. А. Заречная // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 8. - С. 112-113.
19. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных умений в процессе группового взаимодействия младших школьников [Текст]/ И. Ю. Зимнякова// Наука и образование: новое время. 2015. - № 1 (6). - С. 114-115.
...