Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности формирования артикуляционной моторики у
детей в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Особенности артикуляционной моторики у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Основные принципы, цель, задачи и методика констатирующего
эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 49
3.1. Основные принципы, цели и задачи логопедической работы по
коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 49
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 58
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности формирования артикуляционной моторики у
детей в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Особенности артикуляционной моторики у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Основные принципы, цель, задачи и методика констатирующего
эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 49
3.1. Основные принципы, цели и задачи логопедической работы по
коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 49
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 58
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
Речевые функции у каждого человека играют ключевую роль и являются самыми важными функциями среди всех. Если у ребенка возникают нарушения речи, то это отрицательно сказывается не только на развитии ребенка в целом, но и одновременно затрудняет его общение с окружающими, задерживает познавательные процессы, отсюда у ребенка возникают трудности в формировании собственной личности. Дошкольный возраст в этом плане является идеальным и самым благоприятным периодом для коррекционной работы. Поскольку именно правильная речь является одним из показателей готовности обучающегося к обучению в школе.
Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношение ребенка с людьми. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с нарушением речи начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [39].
Одним из наиболее распространенных речевых расстройств является дизартрия. Чаще всего дети страдают псевдобульбарной дизартрией, которая связана с внутриутробным поражением головного мозга. Среди всех форм дизартрии выделяют различные формы: легкая, средняя и тяжелая (анартрия). Легкая степень дизартрии - одна из наиболее часто встречающихся в детском возрасте форм, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностике и коррекции.
Значительная тенденция к увеличению детей с таким нарушением, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации позволяет считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии. Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, с другой стороны.
В своих исследованиях Е. Ф. Архипова говорит о том, что у обучающихся, которые имеют легкую форму дизартрии, имеются нарушения двигательных механизмов, т. е. страдает как общая, так и пальцевая и артикуляционная моторика, возникшая вследствие поражения центральной нервной системы. Все эти трудности в моторной сфере оказывают негативное влияние на формирование и развитие речи, усугубляя ситуацию. Моторная сфера таких обучающихся имеет следующие характерные особенности: общая неловкость моторных движений, нарушения координированности движений, страдает ловкость и точность движений, что сильно отличает их от сверстников. Также у обучающихся с легкой степенью дизартрии можно наблюдать задержку в развитии готовности руки в письму, поскольку у них в целом достаточно длительное время отсутствует интерес с таким видам деятельности, как рисование, лепка и т. д. Все это является следствием нарушения иннервации, несмотря на то, что явных признаков параличей и парезов у таких детей нет.
Таким образом, все вышеперечисленные нарушения моторной сферы, которые в артикуляционной моторике представлены синкинезиями, гипертоносом или гипотонусом, гиперсаливацией, девиациями и т. д., ухудшают состояние общей артикуляционной моторики, поскольку ухудшается качество и объем артикуляционных движений, ослабевает контроль за движениями органов артикуляции. Все это в итоге приводит к нарушениям звукопроизношения и фонематического слуха и фонематического восприятия. Отсюда в дальнейшем, если не начать проводить логопедическую работу, у обучающегося могут возникнуть трудности в овладении лексико-грамматическим строем речи, а также навыками чтения и письма.
В научных трудах Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной можно найти информацию о том, что именно эта категория детей представляет собой группу риска по признаку неуспеваемости в образовательном учреждении.
Отсюда можно утверждать, что трудности формирования и развития артикуляционной моторики могут привести к общей неуспеваемости обучающегося, отсюда тема формирования артикуляционной моторики у обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии становится актуальной.
Объектом исследования выступают имеющиеся у обучающихся дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии особенности артикуляционной моторики.
Предмет исследования: процесс коррекции артикуляционной моторики у детей с дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи методами логопедического массажа.
Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией методами логопедического массажа.
Представленная ранее цель исследования предполагает выдвижение и реализацию следующих задач:
1. Провести анализ научно-методической литературы для изучения наличия взаимосвязи артикуляционной моторики и устной речи в целом у обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности как неречевых, так и речевых функций у отобранной группы обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Обосновать, составить план коррекционной логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений артикуляционной моторики у обучающихся старшего дошкольного возраста средствами технологии логопедического массажа.
4. Провести контрольный эксперимент, направленный на определение эффективности коррекционной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации.
2. Практические: констатирующий и обучающий эксперименты.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 49 Детский сад «Радуга» г. Серов, численность обследуемых составила 10 человек.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы исследования» представлены и описаны закономерности формирования артикуляционной моторики у детей в онтогенезе. В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, а также представлены особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе «Организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов» описаны принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего эксперимента. Представлены все обучающиеся, участвующие в исследовании. Даны результаты проведённой диагностики и представлен анализ полученных результатов.
В третьей главе «Логопедическая работа по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» описаны основные принципы, цели и задачи логопедической работы по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа. Помимо этого описано содержание коррекционной работы, а также описаны результаты контрольного исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношение ребенка с людьми. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с нарушением речи начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [39].
Одним из наиболее распространенных речевых расстройств является дизартрия. Чаще всего дети страдают псевдобульбарной дизартрией, которая связана с внутриутробным поражением головного мозга. Среди всех форм дизартрии выделяют различные формы: легкая, средняя и тяжелая (анартрия). Легкая степень дизартрии - одна из наиболее часто встречающихся в детском возрасте форм, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностике и коррекции.
Значительная тенденция к увеличению детей с таким нарушением, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации позволяет считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии. Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, с другой стороны.
В своих исследованиях Е. Ф. Архипова говорит о том, что у обучающихся, которые имеют легкую форму дизартрии, имеются нарушения двигательных механизмов, т. е. страдает как общая, так и пальцевая и артикуляционная моторика, возникшая вследствие поражения центральной нервной системы. Все эти трудности в моторной сфере оказывают негативное влияние на формирование и развитие речи, усугубляя ситуацию. Моторная сфера таких обучающихся имеет следующие характерные особенности: общая неловкость моторных движений, нарушения координированности движений, страдает ловкость и точность движений, что сильно отличает их от сверстников. Также у обучающихся с легкой степенью дизартрии можно наблюдать задержку в развитии готовности руки в письму, поскольку у них в целом достаточно длительное время отсутствует интерес с таким видам деятельности, как рисование, лепка и т. д. Все это является следствием нарушения иннервации, несмотря на то, что явных признаков параличей и парезов у таких детей нет.
Таким образом, все вышеперечисленные нарушения моторной сферы, которые в артикуляционной моторике представлены синкинезиями, гипертоносом или гипотонусом, гиперсаливацией, девиациями и т. д., ухудшают состояние общей артикуляционной моторики, поскольку ухудшается качество и объем артикуляционных движений, ослабевает контроль за движениями органов артикуляции. Все это в итоге приводит к нарушениям звукопроизношения и фонематического слуха и фонематического восприятия. Отсюда в дальнейшем, если не начать проводить логопедическую работу, у обучающегося могут возникнуть трудности в овладении лексико-грамматическим строем речи, а также навыками чтения и письма.
В научных трудах Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной можно найти информацию о том, что именно эта категория детей представляет собой группу риска по признаку неуспеваемости в образовательном учреждении.
Отсюда можно утверждать, что трудности формирования и развития артикуляционной моторики могут привести к общей неуспеваемости обучающегося, отсюда тема формирования артикуляционной моторики у обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии становится актуальной.
Объектом исследования выступают имеющиеся у обучающихся дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии особенности артикуляционной моторики.
Предмет исследования: процесс коррекции артикуляционной моторики у детей с дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи методами логопедического массажа.
Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией методами логопедического массажа.
Представленная ранее цель исследования предполагает выдвижение и реализацию следующих задач:
1. Провести анализ научно-методической литературы для изучения наличия взаимосвязи артикуляционной моторики и устной речи в целом у обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности как неречевых, так и речевых функций у отобранной группы обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Обосновать, составить план коррекционной логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений артикуляционной моторики у обучающихся старшего дошкольного возраста средствами технологии логопедического массажа.
4. Провести контрольный эксперимент, направленный на определение эффективности коррекционной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации.
2. Практические: констатирующий и обучающий эксперименты.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 49 Детский сад «Радуга» г. Серов, численность обследуемых составила 10 человек.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы исследования» представлены и описаны закономерности формирования артикуляционной моторики у детей в онтогенезе. В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, а также представлены особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе «Организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов» описаны принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего эксперимента. Представлены все обучающиеся, участвующие в исследовании. Даны результаты проведённой диагностики и представлен анализ полученных результатов.
В третьей главе «Логопедическая работа по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» описаны основные принципы, цели и задачи логопедической работы по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа. Помимо этого описано содержание коррекционной работы, а также описаны результаты контрольного исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Проведенное исследование дает возможность определить состояние артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией и соотнести его с уровнем их речевого развития. На основании анализа работ Л. С. Волковой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой и других было выявлено, что артикуляционная моторика у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией характеризуется рядом особенностей:
1. Наличие у обучающихся общей неловкости, недостаточной координированности движений.
2. Повышенный тонус мышц.
3. Имеющиеся у обучающихся различные гиперкинезы, синкинезии и т. д.
4. Наличие различных ограничений в объеме движений не только рук, но и языка, губ и нижней челюсти.
5. Наличие у обучающихся быстрой утомляемости и сниженной работоспособности.
Проведенный анализ литературных источников таких авторов, как Т. В. Верясовой и В. П. Дудьева, позволяет говорить об актуальности темы коррекции звукопроизносительной стороны речи с помощью применения средств логопедического массажа. Все это позволяет сделать следующие выводы:
- дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений у обучающихся дошкольного возраста, при этом проглядывается тенденция ее роста;
- при этом среди дизартрий самой распространенной формой является именно псевдобульбарная дизартрия;
- формирование и развитие устной речи напрямую зависит от сформированности моторной сферы обучающихся;
- речевые зоны коры головного мозга развиваются благодаря поступающим в них импульсов;
- развитие устной речи зависит от степени тяжести и характера поражения моторики обучающегося.
Полученные в результате констатирующего эксперимента данные позволяют говорить о том, что у всех обучающихся имеются трудности формирования как речевых, так и неречевых функций. Было проведено исследование состояния моторики, а также звукопроизношения. Из чего был сделан вывод о том, что у всех обучающихся моторные функции и состояние звукопроизношения находятся на низком уровне. А, следовательно, необходимо провести специально организованную логопедическую работу по коррекции нарушенных функций у обучающихся методами логопедического массажа.
Логопедическая работа по формированию артикуляционной моторики и звукопроизношения средствами логопедического массажа эффективна, если учитывать:
- структуру клинического дефекта;
- структуру речевого дефекта;
- личностные и возрастные особенности обучающихся;
- поэтапность коррекционной работы.
Анализ полученных в ходе проведенного контрольного эксперимента позволяют увидеть положительную динамику состояния артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи. Все это говорит о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута. У обучающихся дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией необходимо уделять внимание своевременному и полноценному языковому обучению с использованием различных двигательных функций и, в частности, артикуляторной моторики. Это не только поможет улучшить звукопроизносительной функции, но и поможет сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.
Проведенный контрольный эксперимент и анализ полученных после него данных свидетельствуют о положительной динамике состояния моторики артикуляционного аппарата и фонетической стороны речи. Все это говорит о том, что цель работы была достигнута. Необходимо обязательно проводить своевременную и полноценную логопедическую помощь в обучении дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, используя двигательные функции, в частности артикуляторную моторику. Это не только поможет улучшить речевые функции, но и сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.
1. Наличие у обучающихся общей неловкости, недостаточной координированности движений.
2. Повышенный тонус мышц.
3. Имеющиеся у обучающихся различные гиперкинезы, синкинезии и т. д.
4. Наличие различных ограничений в объеме движений не только рук, но и языка, губ и нижней челюсти.
5. Наличие у обучающихся быстрой утомляемости и сниженной работоспособности.
Проведенный анализ литературных источников таких авторов, как Т. В. Верясовой и В. П. Дудьева, позволяет говорить об актуальности темы коррекции звукопроизносительной стороны речи с помощью применения средств логопедического массажа. Все это позволяет сделать следующие выводы:
- дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений у обучающихся дошкольного возраста, при этом проглядывается тенденция ее роста;
- при этом среди дизартрий самой распространенной формой является именно псевдобульбарная дизартрия;
- формирование и развитие устной речи напрямую зависит от сформированности моторной сферы обучающихся;
- речевые зоны коры головного мозга развиваются благодаря поступающим в них импульсов;
- развитие устной речи зависит от степени тяжести и характера поражения моторики обучающегося.
Полученные в результате констатирующего эксперимента данные позволяют говорить о том, что у всех обучающихся имеются трудности формирования как речевых, так и неречевых функций. Было проведено исследование состояния моторики, а также звукопроизношения. Из чего был сделан вывод о том, что у всех обучающихся моторные функции и состояние звукопроизношения находятся на низком уровне. А, следовательно, необходимо провести специально организованную логопедическую работу по коррекции нарушенных функций у обучающихся методами логопедического массажа.
Логопедическая работа по формированию артикуляционной моторики и звукопроизношения средствами логопедического массажа эффективна, если учитывать:
- структуру клинического дефекта;
- структуру речевого дефекта;
- личностные и возрастные особенности обучающихся;
- поэтапность коррекционной работы.
Анализ полученных в ходе проведенного контрольного эксперимента позволяют увидеть положительную динамику состояния артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи. Все это говорит о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута. У обучающихся дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией необходимо уделять внимание своевременному и полноценному языковому обучению с использованием различных двигательных функций и, в частности, артикуляторной моторики. Это не только поможет улучшить звукопроизносительной функции, но и поможет сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.
Проведенный контрольный эксперимент и анализ полученных после него данных свидетельствуют о положительной динамике состояния моторики артикуляционного аппарата и фонетической стороны речи. Все это говорит о том, что цель работы была достигнута. Необходимо обязательно проводить своевременную и полноценную логопедическую помощь в обучении дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, используя двигательные функции, в частности артикуляторную моторику. Это не только поможет улучшить речевые функции, но и сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.
Подобные работы
- Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами
технологии логопедического массажа
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием
сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией на материале дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на материал дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием информационно-компьютерных технологий
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у
детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в
условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



