ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности формирования артикуляционной моторики у
детей в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Особенности артикуляционной моторики у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Основные принципы, цель, задачи и методика констатирующего
эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 49
3.1. Основные принципы, цели и задачи логопедической работы по
коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 49
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 58
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
Речевые функции у каждого человека играют ключевую роль и являются самыми важными функциями среди всех. Если у ребенка возникают нарушения речи, то это отрицательно сказывается не только на развитии ребенка в целом, но и одновременно затрудняет его общение с окружающими, задерживает познавательные процессы, отсюда у ребенка возникают трудности в формировании собственной личности. Дошкольный возраст в этом плане является идеальным и самым благоприятным периодом для коррекционной работы. Поскольку именно правильная речь является одним из показателей готовности обучающегося к обучению в школе.
Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношение ребенка с людьми. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с нарушением речи начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [39].
Одним из наиболее распространенных речевых расстройств является дизартрия. Чаще всего дети страдают псевдобульбарной дизартрией, которая связана с внутриутробным поражением головного мозга. Среди всех форм дизартрии выделяют различные формы: легкая, средняя и тяжелая (анартрия). Легкая степень дизартрии - одна из наиболее часто встречающихся в детском возрасте форм, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностике и коррекции.
Значительная тенденция к увеличению детей с таким нарушением, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации позволяет считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии. Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, с другой стороны.
В своих исследованиях Е. Ф. Архипова говорит о том, что у обучающихся, которые имеют легкую форму дизартрии, имеются нарушения двигательных механизмов, т. е. страдает как общая, так и пальцевая и артикуляционная моторика, возникшая вследствие поражения центральной нервной системы. Все эти трудности в моторной сфере оказывают негативное влияние на формирование и развитие речи, усугубляя ситуацию. Моторная сфера таких обучающихся имеет следующие характерные особенности: общая неловкость моторных движений, нарушения координированности движений, страдает ловкость и точность движений, что сильно отличает их от сверстников. Также у обучающихся с легкой степенью дизартрии можно наблюдать задержку в развитии готовности руки в письму, поскольку у них в целом достаточно длительное время отсутствует интерес с таким видам деятельности, как рисование, лепка и т. д. Все это является следствием нарушения иннервации, несмотря на то, что явных признаков параличей и парезов у таких детей нет.
Таким образом, все вышеперечисленные нарушения моторной сферы, которые в артикуляционной моторике представлены синкинезиями, гипертоносом или гипотонусом, гиперсаливацией, девиациями и т. д., ухудшают состояние общей артикуляционной моторики, поскольку ухудшается качество и объем артикуляционных движений, ослабевает контроль за движениями органов артикуляции. Все это в итоге приводит к нарушениям звукопроизношения и фонематического слуха и фонематического восприятия. Отсюда в дальнейшем, если не начать проводить логопедическую работу, у обучающегося могут возникнуть трудности в овладении лексико-грамматическим строем речи, а также навыками чтения и письма.
В научных трудах Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной можно найти информацию о том, что именно эта категория детей представляет собой группу риска по признаку неуспеваемости в образовательном учреждении.
Отсюда можно утверждать, что трудности формирования и развития артикуляционной моторики могут привести к общей неуспеваемости обучающегося, отсюда тема формирования артикуляционной моторики у обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии становится актуальной.
Объектом исследования выступают имеющиеся у обучающихся дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии особенности артикуляционной моторики.
Предмет исследования: процесс коррекции артикуляционной моторики у детей с дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи методами логопедического массажа.
Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией методами логопедического массажа.
Представленная ранее цель исследования предполагает выдвижение и реализацию следующих задач:
1. Провести анализ научно-методической литературы для изучения наличия взаимосвязи артикуляционной моторики и устной речи в целом у обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности как неречевых, так и речевых функций у отобранной группы обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Обосновать, составить план коррекционной логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений артикуляционной моторики у обучающихся старшего дошкольного возраста средствами технологии логопедического массажа.
4. Провести контрольный эксперимент, направленный на определение эффективности коррекционной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации.
2. Практические: констатирующий и обучающий эксперименты.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 49 Детский сад «Радуга» г. Серов, численность обследуемых составила 10 человек.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы исследования» представлены и описаны закономерности формирования артикуляционной моторики у детей в онтогенезе. В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, а также представлены особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе «Организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов» описаны принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего эксперимента. Представлены все обучающиеся, участвующие в исследовании. Даны результаты проведённой диагностики и представлен анализ полученных результатов.
В третьей главе «Логопедическая работа по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» описаны основные принципы, цели и задачи логопедической работы по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа. Помимо этого описано содержание коррекционной работы, а также описаны результаты контрольного исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Проведенное исследование дает возможность определить состояние артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией и соотнести его с уровнем их речевого развития. На основании анализа работ Л. С. Волковой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой и других было выявлено, что артикуляционная моторика у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией характеризуется рядом особенностей:
1. Наличие у обучающихся общей неловкости, недостаточной координированности движений.
2. Повышенный тонус мышц.
3. Имеющиеся у обучающихся различные гиперкинезы, синкинезии и т. д.
4. Наличие различных ограничений в объеме движений не только рук, но и языка, губ и нижней челюсти.
5. Наличие у обучающихся быстрой утомляемости и сниженной работоспособности.
Проведенный анализ литературных источников таких авторов, как Т. В. Верясовой и В. П. Дудьева, позволяет говорить об актуальности темы коррекции звукопроизносительной стороны речи с помощью применения средств логопедического массажа. Все это позволяет сделать следующие выводы:
- дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений у обучающихся дошкольного возраста, при этом проглядывается тенденция ее роста;
- при этом среди дизартрий самой распространенной формой является именно псевдобульбарная дизартрия;
- формирование и развитие устной речи напрямую зависит от сформированности моторной сферы обучающихся;
- речевые зоны коры головного мозга развиваются благодаря поступающим в них импульсов;
- развитие устной речи зависит от степени тяжести и характера поражения моторики обучающегося.
Полученные в результате констатирующего эксперимента данные позволяют говорить о том, что у всех обучающихся имеются трудности формирования как речевых, так и неречевых функций. Было проведено исследование состояния моторики, а также звукопроизношения. Из чего был сделан вывод о том, что у всех обучающихся моторные функции и состояние звукопроизношения находятся на низком уровне. А, следовательно, необходимо провести специально организованную логопедическую работу по коррекции нарушенных функций у обучающихся методами логопедического массажа.
Логопедическая работа по формированию артикуляционной моторики и звукопроизношения средствами логопедического массажа эффективна, если учитывать:
- структуру клинического дефекта;
- структуру речевого дефекта;
- личностные и возрастные особенности обучающихся;
- поэтапность коррекционной работы.
Анализ полученных в ходе проведенного контрольного эксперимента позволяют увидеть положительную динамику состояния артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи. Все это говорит о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута. У обучающихся дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией необходимо уделять внимание своевременному и полноценному языковому обучению с использованием различных двигательных функций и, в частности, артикуляторной моторики. Это не только поможет улучшить звукопроизносительной функции, но и поможет сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.
Проведенный контрольный эксперимент и анализ полученных после него данных свидетельствуют о положительной динамике состояния моторики артикуляционного аппарата и фонетической стороны речи. Все это говорит о том, что цель работы была достигнута. Необходимо обязательно проводить своевременную и полноценную логопедическую помощь в обучении дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, используя двигательные функции, в частности артикуляторную моторику. Это не только поможет улучшить речевые функции, но и сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
3. Большой психологический словарь. / сост. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
4. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией / Т. В. Верясова. - Екатеринбург : [б. и.], 1999. - 235 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клитнике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : [б. и.], 1989.
6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз. / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
7. Волкова, Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детсвопресс, 2003. - 144 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
9. Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. - Санкт-Петербург : КАРО, 2003. - 314 с.
10. Дудьев, В. П. Психомоторика/ В. П. Дудьев. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
11. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : [б. и.], 1990. - 239 с.
12. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В. А. Киселева. - Москва : Школьная пресса, 2007. - 48 с.
13. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова - Москва : Педагогика, 1973. - 144 с.
14. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА, 2004. - 126 с.
15. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 1999. - 287 с.
16. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж / Е. А. Дьякова. - Москва : Академия, 2003. - 96 с.
17. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
18. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт- Петербург : Образование, 1994. - 312 с.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2004. - 192 с.
20. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - Москва : ВЛАДОС, 1968. - 189 с.
21. Мартынова, Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии / Р. И. Мартынова. - Москва : Учпедгиз, 1962. - 248 с.
22. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
23. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова.- Москва : Просвещение, 1985. - 251 с.
24. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещерякова. - Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
25. Опыт словаря-справочника. / авторы-сост. О. Л. Алексеев, А. Н. Нигаев, Е. В. Шиврина. Екатеринбург : [б. и.], 2003. - 117 с.
26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / сост. М. Ф. Фомичева [и др.]. - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
27. Поваляева, М. А. 2я логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
28. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва : [б. и.], 1973. - 272 с.
29. Приходько, О. Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии / О. Г. Приходько // Журнал «Специальное образование». - 2010. - № 4. - С.57-79.
30. Семёнова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семёнова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. - Москва : [б. и.], 1972. - 328 с.
31. Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2001. - 211 с.
32. Скворцов, И.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И. А. Скворцов. - Москва : Медпресс, 2003. - 368 с.
33. Сорочинская, Т. В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста со стёртой формой дизартрии / Т. В Сорочинская. - Москва : [б. и.], 1999. - 20 с.
34. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 48 с.
35. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты. / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 51 с.
36. Трубникова, Н. М. Теоретические основы учебного курса «Технология обследования моторных функций». Учебно-методическое пособие. / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : [б. и.], 2012. - 98 с.
37. Трубникова, Н. М. Технология обследования речи / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : [б. и.], 2010. - 69 с.
38. Филичева, Т. Б Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 221 с.
39. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
40. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
41. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Л. С. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
42. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Г. В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 2001. - 240 с.
43. Щетинин, М. П. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М. П. Щетинин. - Москва : Метафора, 2004. - 319 с.
44. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. - Москва : [б. и.], 1958. - 176 с.