ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие учебный контроль в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности учебного контроля у младших
11 школьников
1.3. Педагогические приемы учебного контроля обучающихся
19 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Педагогическая диагностика учебного контроля у младших
школьников 26
2.2. Развитие учебного контроля у обучающихся на
уроках 34
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 57
Актуальность исследования. Стремительно меняющееся общество, его большая информативность требует от современного человека умений четко определить свой выбор, свои ценности и жизненные приоритеты, быстро принимать решения в соответствии с актуальными и перспективными задачами личностного развития. Это требует формирование личности способной к саморазвитию и самообразованию, обладающей критичностью мышления, рефлексией, способностью к творческому решению жизненных ситуаций и преодолению трудностей, умений оптимизировать свои цели и определять программу их достижения.
Готовность субъекта к самообразованию и самовоспитанию зависит от уровня владения им системой умений, обеспечивающих осознанное и активное присвоения новых знаний и опыта, их применений в процессе обучения. Такие умения определяются как учебные универсальные действия. Формирование таких действий ФГОС НОО определяет и в качестве цели и в качестве главного необходимого результат образования в целом. Контроль и оценка входят в группу регулятивных действий, как необходимых и универсальных в учебной деятельности. Их значимость заключается в том, что все учебные действия обретают произвольность только при наличии контроля деятельности учения.
Владение навыками, способность регулировать и совершенствовать действия контроля и оценки позволяет достичь метапредметных результатов в освоении основного обязательного начального общего образования: умений планировать свои учебные действия, координировать их с учебной задачей, вносить при необходимости коррективы и определять оптимальные и эффективные приемы, способы и условия достижения необходимых результатов.
Анализ литературы свидетельствует, что проблеме контроля посвящено значительное количество работ. Работы П.К. Анохина [1], Н.А. Бернштейна [6] и др. по исследованию нейрофизиологических процессов саморегуляции, позволили установить, что контроль, входящий в него как основной компонент, осуществляется на уровне условных рефлексов и производится с помощью механизма обратной связи.
Психологические аспекты контроля раскрываются в трудах С.Л. Рубинштейна [28], А.Н. Леонтьева [20], В.В. Давыдова [12], П.Я. Гальперина [8], М.В. Гамезо [9], В.В.Чебышевой [35] и др. Педагогические вопросы, связанные с контролем, как определенным звеном учебного процесса, рассматриваются в работах Ю.К. Бабанского [5], И.Я. Лернера [19], М.Н. Скаткина [9], Н.В. Ануфриевой [2] и других авторов.
Особенности формирования контроля у школьников в учебной деятельности, раскрываются в работах В.В.Давыдова [12], Д.Б.Эльконина [36], Н.Ф. Талызиной [30], Зимней [15], Регуш [27]. Проблемой диагностики контроля школьников занимались К.П. Мальцев [23], Эльконин [36], Т.Н. Князева [18], Н.В.Ануфриева [2], Л.В. Ижойкина [16] и другие авторы.
Обобщая сказанное, можно констатировать - актуальной является проблема относительно младших школьников в формировании у них навыков контроля в учебной деятельности. Проблемой исследования является определение эффективных условий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию контроля младших школьников в их учебной деятельности.
Объект исследования: формирование контроля у младших школьников
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на развитие учебного контроля у учащихся младших классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике педагогических приемов формирования учебного контроля у младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие учебный контроль, исходя из данных психологической и педагогической литературы;
- выявить особенности учебного контроля младших школьников;
- описать педагогические приемы контроля обучающихся на разных этапах урока;
- осуществить педагогическую диагностику учебного контроля у младших школьников;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» поселка Арамиль, Сысерсткого района, Свердловской области. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 1 «В» класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, педагогическое наблюдение).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы, приложения.
Способности контролировать собственную учебную деятельность у младших школьников является актуальной проблемой педагогики, она же характеризуется и развитием школьника, его способностью к контролю, коррекции и регуляции, именно этому и посвящена данная работа.
В ходе проведения исследования получены определенные результаты.
1. Анализ теоретической и методической литературы раскрыл состояние проблемы изучения и формирования навыков контроля у детей младшего школьного возраста. В русле деятельностного подхода контроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.
В работе был выделен процесс перехода от внешнего контроля во внутренний, и определена роль педагога в этом процессе. Рассмотрены структурные компоненты (звенья) контроля (по И.А. Зимней) и этапы его становления (по А.Г. Пачиной). Определены уровни сформированности навыков контроля у учащихся (по А.Г. Асмолову), рассмотрены возможности их проявления на примере учебных заданий по школьным дисциплинам (русский язык, литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
2. Выявили, что контроль у младших школьников является одним из важнейших факторов, так как:
- учебная и познавательная деятельность формируется благодаря развитию контроля и осознания процесса обучения и его содержание
- способствует развитию навыков планирования и коррекции;
3. В процессе анализа содержания учебников по программе «Начальная школа XXI века», были выделены наиболее часто встречающиеся приемы самоконтроля, позволяющие школьникам проверить результаты своей деятельности.
Они систематизируют приемы контроля по видам учебных заданий, по степени активности детей, возможностей проведения взаимоконтроля.
Создают педагогические условия, которые стимулируют школьников к использованию приемов самоконтроля на разных этапах урока. Для обеспечения интереса детей к действиям самоконтроля и контроля используют дидактические игры и занимательные формы работы (загадки, кроссворды, оригинальные способы классификации и т.п.).
4. Анализ диагностики контроля (исследования Репкиной Г. В.,
Заики Е. В) позволил определить критерии его развития у младших школьников. Помнению авторов, ими являются:мотивационная готовность, оперативность, процессуальность, осознанность и эффективность, произвольно сть.
Подобраны диагностические задания Репкиной Г. В., и Заики Е.В, а именнотест «Характеристика действий контроля у обучающихся».
5. Подобрали и реализовали приёмы контроля на школьных дисциплинах (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), которые были направлены на развитие учебного самоконтроля младших школьников.
6. Провели сравнительный анализ результатов и установили, что в результате активного использования приёмов для развития учебного контроляи самоконтроля у учащихся на уроках, контроль учащихся 1 «В» класса существенно возрос.
Цель и задачи исследования реализованы.
Способности контролировать собственную учебную деятельность у младших школьников является актуальной проблемой педагогики, она же характеризуется и развитием школьника, его способностью к контролю, коррекции и регуляции, именно этому и посвящена данная работа.
В ходе проведения исследования получены определенные результаты.
1. Анализ теоретической и методической литературы раскрыл состояние проблемы изучения и формирования навыков контроля у детей младшего школьного возраста. В русле деятельностного подхода контроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.
В работе был выделен процесс перехода от внешнего контроля во внутренний, и определена роль педагога в этом процессе. Рассмотрены структурные компоненты (звенья) контроля (по И.А. Зимней) и этапы его становления (по А.Г. Пачиной). Определены уровни сформированности навыков контроля у учащихся (по А.Г. Асмолову), рассмотрены возможности их проявления на примере учебных заданий по школьным дисциплинам (русский язык, литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
2. Выявили, что контроль у младших школьников является одним из важнейших факторов, так как:
- учебная и познавательная деятельность формируется благодаря развитию контроля и осознания процесса обучения и его содержание
- способствует развитию навыков планирования и коррекции;
3. В процессе анализа содержания учебников по программе «Начальная школа XXI века», были выделены наиболее часто встречающиеся приемы самоконтроля, позволяющие школьникам проверить результаты своей деятельности.
Они систематизируют приемы контроля по видам учебных заданий, по степени активности детей, возможностей проведения взаимоконтроля.
Создают педагогические условия, которые стимулируют школьников к использованию приемов самоконтроля на разных этапах урока. Для обеспечения интереса детей к действиям самоконтроля и контроля используют дидактические игры и занимательные формы работы (загадки, кроссворды, оригинальные способы классификации и т.п.).
4. Анализ диагностики контроля (исследования Репкиной Г. В.,
Заики Е. В) позволил определить критерии его развития у младших школьников. Помнению авторов, ими являются:мотивационная готовность, оперативность, процессуальность, осознанность и эффективность, произвольно сть.
Подобраны диагностические задания Репкиной Г. В., и Заики Е.В, а именнотест «Характеристика действий контроля у обучающихся».
5. Подобрали и реализовали приёмы контроля на школьных дисциплинах (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), которые были направлены на развитие учебного самоконтроля младших школьников.
6. Провели сравнительный анализ результатов и установили, что в результате активного использования приёмов для развития учебного контроляи самоконтроля у учащихся на уроках, контроль учащихся 1 «В» класса существенно возрос.
Цель и задачи исследования реализованы.
...