Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии

Работа №93698

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Становление фонематических процессов в онтогенезе 8
1.2. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся младших
классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 11
1.3. Характеристика состояния устной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента 24
2.2 Методика исследования уровня сформированности фонематических процессов у младших школьников в рамках констатирующего эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОНР У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня и дизартрии у младших школьников 44
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами дидактических логопедических игр 49
З.З Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83


На сегодняшний день происходят веские изменения в социально-экономической, социокультурной, демографической ситуации, воздействующей увеличение детей с нарушениями развития, в т. нарушениями речи. Стабильная динамика роста с общим недоразвитием речи остается и на этапе школьного обучения. что говорит, с одной стороны, о неправильной структуре речевого дефекта, не поддающейся полной компенсации и коррекции в дошкольном периоде, а с другой, с недостаточной эффективностью представленной логопедической практики.
Фонематические процессы играют важную роль в овладении школьниками правильным письмом и чтением. Статистика указывает, что, несформированность фонематических процессов, риск возникновения специфических устойчивых нарушений чтения и письма у младших школьников.
Правильная речь - это признак того, что ребенок готов к успешному обучению в школе, фактор эффективного освоения грамоты и чтения, потому как письменная речь формируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Большинство детей к моменту поступления в школу уже полностью овладевают правилами звукопроизношения, обладают развернутым словарным запасом, могут грамматически точно строить предложения. Но несмотря на это, не у всех навыки овладения грамотой протекают одинаково.
В течение последних лет отслеживается нежелание поступивших в школу детей полностью овладевают чтением и письмом во время букварного периода в первом классе. Эта обусловлено тем, что у учеников слабосформирован фонематический слух (фонематическое восприятие), из -за чего ребенок не имеет представления звукового состава слова и не ощущает звуковой ткани языка.
В исследованиях О. А. Токаревой, Л. В. Мелеховой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, Л. Ф. Лопатиной, Н. В. Серебряковой дизартрия представлена как сложная структура дефекта, в которой ведущими являются фонетико-фонематические расстройства. Эти расстройства влекут за собой задержку либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка, что сказывается на формировании и развитии всей языковой личности, то есть человека, способного совершать речевые действия. Все это затрудняет его речевую коммуникацию и, как следствие, социальную адаптацию в обществе.
Объект исследования - уровень сформированности фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Проблема исследования: преодоление нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цель исследования: изучить уровень сформированности фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также определение направлений, содержание и эффективность работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данных детей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 
1. Проанализировать научную литературу исследования проявлений общего недоразвития речи у школьного возраста с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и сделать анализ полученных результатов по исследованию фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии.
4. Оценить эффективность проведенной логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Методологической основой являются следующие положения:
Положение Л. С. Выготского о системном и динамическом подходе к выявлению нарушений в развитии речи ребенка.
Положение Л.С. Выготского и А. А. Леонтьева о необходимости реализации деятельностного подхода в коррекции нарушений в развитии.
Концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Нейролингвистическое и нейропсихологическое изучение дизартрии Е. Н. Винарской,
Исследование взаимодействия анализаторных систем В. И. Бельтюкова, Т. Б. Филичевой, О. В. Правдиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ источников литературы по проблеме исследования.
2. Изучение педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Этапы работы:
1. Подбор научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Логопедическое обследование детей.
3. Проведение обучающего эксперимента.
4. Определение эффективности обучающего эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из:
Введения, в котором обоснована актуальность проблемы, предмет, объект, определены цель, задачи исследовательской работы;
Глава 1, в которой рассматривается становление фонематических процессов в онтогенезе.
Глава 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Глава 3, в которой рассмотрено содержание игровых технологий при организации логопедической работы по коррекции фонематических процессов;
Заключение, где представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;
Списка источников и литературы и Приложения.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа» Ирбитского района.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы были решены все поставленные задачи, а именно, проанализированы литературные источники по проблеме (З. А Репиной, Н. М. Трубниковой, О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой) подробно изучена и освещена проблема коррекции фонематических процессов.
Проанализированы теоретические подходы и классификации к изучению дизартрии и фонематических процессов, изучены клинические и психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем у детей данной категории. Мы также проанализировали результаты констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном отношении. Определили направления и содержание логопедической работы по коррекции фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, проведён обучающий эксперимент и проведена оценка его эффективности.
Проанализировав литературные источники данные показали, что вопрос о коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с ОНР III уровня, псевдобульбарной формой дизартрии освещен достаточно полно.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у данной категории детей моторная сфера, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ недостаточно сформированы.
Мы спланировали содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данной категории детей, а также подобрали необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. Всё это было реализовано на формирующем этапе педагогического эксперимента. В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование у детей, выделены несколько групп детей по уровню сформированности фонематических процессов.
Сравнивая результаты обследования на этих этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции фонематических процессов у данной категории детей.
Так, выполняя выпускную квалификационную работу, была подтверждена актуальность, то есть практически подтверждена необходимость своевременной коррекционной работы по устранению фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием третьего уровня и с псевдобульбарной дизартрией, как профилактика возникновения трудностей в освоении общеобразовательной программы.



1. Александровская, М. А. Приемы коррекции недостатков произношения / М. А. Александровская / Спец. шк., 1966. - С. 95-101.
2. Александровская, М. А. Применение сопоставлений при коррекции недостатков произношения : из опыта лог. работы / М. А. Александровская / Спец. шк., 1963. - № 1. - С. 66-70.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 159 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319с.
5. Бардышева, Т. Ю. Я учусь говорить : формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий, 2013. - 91 с.
6. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - Москва : Медицина, 1981. - 288 с.
7. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1964. - 168с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие длявузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей: (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) : монография / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович ; Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. - 530 с.
10. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова.- Москва : АРКТИ, 1996. - 120 с.
11. Бессонова, Т. П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения /Т. П. Бессонова. -Москва : АПК и ППРО, 2010. - 56 с.
12. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики : учеб. пособие для студентов филол. спец. вузов / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина ; С-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - 153 с.
13. Вакуленко, Л. С. Организация работы дошкольного логопедического пункта : метод. пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 174 с.
14. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии :периодика ран. развития : эмоц. предпосылки освоения яз. :кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. -Москва : Просвещение, 1987. - 159 с.
15. Власова Е. В. Использование ИКТ в работе по развитию
фонематического восприятия у учащихся с нарушением речи[Электронный ресурс] // https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-rabote-po-razvitivu- fonematichesko go-vosprij atij a-u-uchaschihsj a-s-narusheniem-rechi.html (дата
обращения 22.07.2019).
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 2003. - 415 с.
17. Гайворонская, Е. А. Проблемы педагогической и логопедической коррекции псевдобульбарной дизартрии / Е. А. Гайворонская, Н. А. Гордина// Психология и педагогика: методика и проблемы педагогического применения. 2013. - № 29. - С. 133-137.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
19. Гилева Е. А . "Развитие фонематических процессов у младших школьников"[Электронный ресурс] // Вестник педагога. 2017. URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisv/publik/publ?id=11091(дата обращения: 22.07.2019).
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
21. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва :
ВЛАДОС, 2010. - 279 с.
22. Кисилева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов / В. А. Киселева. - Москва : Школьная пресса,2007. - 48 с.
23. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учеб.-метод. пособие / Е. В. Колесникова. - Москва : БИНОМ, 2018. - 78 с.
24. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика :практ. пособие / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
25. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 218 с.
26. Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей : учеб. пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин ; Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово : КемГУ, 2013. - 163 с.
27. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина / АПН РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : [б. и.], 1958. - 31с.
28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - Москва : Педагогика, 1986. - 264 с.
29. Логопедия : учеб. для студентов вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
30. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у школьников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие для вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 100 с.
31. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии :учеб. пособие для студентов вузов / А. Р. Лурия. - Москва : Академия, 2006. - 384 с.
32. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок /
А. И. Максаков. - Москва : Просвещение, 1982. - 346с.
33. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии// расстройства речи, методы их устранения/ Р.И.Мартынова.- М. : Просвещение, 1975. - 168с.
34. Методы обследования нарушений речи у детей : сб. науч. тр. / отв. ред. Т. А. Власова [и др.]. - Москва : Изд-во АПН, 1982. - 160 с.
35. Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте/ В. К. Орфинская // Тр. ЛГИПИ им. А. И. Герцена, 1946. - С.44-52.
36. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб.пособие для сред. пед. учеб, заведений/ М. Ф. Фомичева,Т. В. Волосовец,
Е. Н. Кутепова [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва :Академия,
2002. - 200 с.
37. Основы теории и практики логопедии / Г. А. Каше,Т. Б. Филичева, Н. А. Никашина [и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
38. Панов, М. В. Русская фонетика / М. В. Панов. - Москва : Просвещение, 1967. - 264 с.
39. Пантюхина, Г.В. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э. Л. Фрухт ;под ред. В.А. Доскина. -Москва : ЦОЛИУВ, 1983. - 84 с.
41. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов -на-Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
42. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред.
В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 286 с.
43. Правдина, О. В. Логопедия :учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
44. Приходько, О. Г. Логопедический массаж : при коррекции дизартрии. нарушений речи у детей ран. и дошкол. возраста / О. Г. Приходько. - Санкт-Петербург : КАРО, 2012. - 157 с.
45. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие/ Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А.Разенкова[и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва :Просвещение, 2018. - 182 с.
46. Расстройства речи у детей и подростков / под общ.ред.
С.С.Ляпидевского.- Москва : Медицина, 1969. - 288с.
47. Pay, Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем / Ф. Ф. Pay // Основы теории и практики логопедии / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Н. А. Никашина [и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Москва :Просвещение, 1968. -С. 271-337.
48. Соботович, Е. Ф. Нормативные показатели речевого развития детей дошкольного возраста / Е. Ф. Соботович // Дефектология. - 2002.- № 3. - С. 24-28.
49. Соломатина, Г. Н. Онтогенез звукослоговой структуры слова в норме и патологии / Г. Н. Соломатина // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 3. - С. 28-32.
50. Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса : кн. для логопеда / С. Л. Таптапова. - Москва : Просвещение, 1984. - 111 с.
51. Титова, Т. А. Нарушение звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. А. Титова ; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. -СПб : ЛГУ,
2003. - 126 с.
52. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно : система коррекции общ. недоразвития речи у детей 6 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 154 с.
53. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова : Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 51 с.
54. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.- метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 50 с.
55. Трубникова, Н. М. Технология обследования речи : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.],2010. - 69 с.
56. Фаусек, Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори/ Ю. И. Фаусек // Дошкол. образование : прил. к газ. "Первое сент.". - 2007. - № 4. - С. 7-10. - Является продолж. : 2007. - № 3.
57. Филиппова, Е. Е. Сборник упражнений для восстановления речи/ Е. Е. Филиппова. - Москва : В. Секачев, 2012. - 124 с.
58. Филичева, Т. Б. Основы логопедии :учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
59. Филичева, Т. Б. Учись говорить правильно : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей дет. садов / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова ; Моск. гос. открытыйпед. ин-т. - Москва : МГОПИ, 1993. - 107 с.
60. Филичева, Т. Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учеб. пособие для логопедов и воспитателей дет. садов / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова ; Моск. гос. открытыйпед. ин-т. -Москва : МГОПИ, 1993. - 37 с.
61. Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1971. -180 с.
62. Хватцев, М. Е. Логопедия :учеб. пособия для студентов пед. ин-тов / М. Е. Хватцев. - Москва :Учпедгиз, 1965. - 275 с.
63. Черкасова, Е. Л. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи/ Е. Л. Черкасова. - Москва :Дошкол. Воспитание, 2006. - С. 65-75.
64. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекц. упражнений для детей 5-7 лет / Н. С. Четверушкина. - Москва : ГНОМ и Д,2001. - 458 с.
65. Чиркина, Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением речи / Г. В. Чиркина, Е. А. Стребелева. - Москва : Академия, 2001. - С. 159-183.
66. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте/ Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика: Хрестоматия / Сост. К. Ф. Седов. - М., 2004. - С. 113-143.
67. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте :крат. очерк / Д.Б. Эльконин. -Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ