Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93693

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 13
1.3 Характеристика фонетико-фонематической системы речи у детей с
легкой степенью дизартрии 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей с
псевдобульбарной дизартрией 28
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 33
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 33
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей с псевдобульбарной дизартрией... 35
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1. Методика констатирующего эксперимента 56
Приложение 2. Сводные таблица неречевых и речевых нарушений ... 62
Приложение 3. Перспективные планы коррекционной работы 66
Приложение 4. Конспекты занятий или коррекционные упражнения... 74


Актуальность. Среди детей старшего дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является легкая степень дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Легкая степень дизартрии представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при легкой степени дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием фонематической системы речи. Недостаточность фонематической системы речи также являются стойкими [32].
Вторичным дефектом у детей с легкой степенью дизартрии является недоразвитие фонематического слуха, проявляющийся в трудностях опознания и различения фонем. Правильное звукопроизношение и достаточный уровень фонематического слуха является основной базой для формирования фонематического восприятия[4].
Фонематическое восприятие - это умственные действия по проведению анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к нарушению структуры слова: пропуски, перестановки, добавление звуков и слов в устной речи и на письме. Недоразвитие фонетико-фонематической системы речи в будущем может привести к затруднению процесса школьного обучения, к стойкой школьной неуспеваемости, поскольку исследования психологов, логопедов, таких как А.Р. Лурия, Р. Е. Левина, Т.В. Чиркина, З.А. Репина и других авторов, показывают, что затруднения в овладении письменной речью и ее нарушения являются следствием недоразвития устной речи.
По данным Е.Ф. Архиповой[4]нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с легкой степенью дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. В исследованиях Л.В. Лопатиной[31] посвященных изучению звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии, дефекты произношения свистящих звуков стоят на первом месте. Далее, на втором месте, произношения шипящих звуков. На третьем месте, и менее распространенными, оказываются дефекты произношения сонор [р] и [л].Дефекты звукопроизношения у детей с лёгкой степенью дизартрии трудно поддаются коррекции, требуют длительного времени для устранения, могут отрицательно влиять на становление фонематического процессов (слух и восприятие).
Объект исследования - моторика, фонетико-фонематическая система речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - определение направлений и содержания коррекционной работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - изучение фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, определение содержания логопедической работы и оценка ее эффективности.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу и определить закономерности становления фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования детей с псевдобульбарной дизартрией.
3. Спланировать, отобрать содержания коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и проверить ее эффективность.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования;
констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его исследования для коррекционно-логопедической работы с детьми с легкой степенью дизартрии.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад компенсирующего вида №101, г. Екатеринбурга. В данном диагностическом обследовании и коррекционной работе участвовало 10 детей.
Структура исследования включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретического материала по проблеме исследования таких авторов как Е. Ф. Архипова, Н. Х. Швачкин, Н. И. Жинкин, В. И. Бельтюков были отмечены основные закономерности становления фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием.
Теоретическое и практическое исследование проблемы показывает, что фонетико-фонематические нарушения могут быть распространенные, ведущие в структуре речевого дефекта у детей с легкой степенью дизартрии. Как указывают Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева взаимозависимость процессов становления правильного звукопроизношения и распознавание звуков на слух и есть причина устойчивых нарушений в произношении звуков детьми с легкой степенью дизартрии.
Исследования Е. А. Стребелевой, А. Н. Корнева, А. А. Твардовской и других авторов позволили сделать вывод, что параллельно с недостаточностью звукопроизносительной и звукоразличительной сторон речи детей с дизартрией отмечается нарушение памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и замедленное формирование ряда высших корковых процессов, что в целом накладывает отпечаток на развитие ребенка.
В процессе констатирующего эксперимента была изучена особенность развития обследуемых детей в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах, состояние моторной сферы, фонематических процессов, звукопроизношения, грамматической и лексической сторон речи.
При обследовании детей было выяснено, что у всех имелось отягощение анамнеза, и как последствие, ухудшения работы центральной нервной системы. При проведении обследования было отмечено, что все дети имеют сниженную двигательную активность мимической мускулатуры.
Нарушения в произношении звуков, в большинстве случаев, имеют мономорфный характер. Итог обследования фонематического слуха показали, что различения фонем, близких по способу и месту их образования и акустическим признакам трудно даются всем детям (в большей степени для детей трудности составляет различения свистящих и шипящих фонем). Недостатки фонематического восприятия отображаются, в частности, в сложных формах звукового анализа и синтеза.
Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, были намечены основные направления логопедической работы по формированию фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе частично выполнены.



1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : уч.-метод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : Феникс, 2009. - 105 с.
2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - Москва : СФЕРА, 2006. - 64 с.
3. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. 2007. - № 1. - С. 27-34.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 319 с.
5. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. — Москва : «МОЗАИКА- СИНТЕЗ», 2012. — 34 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 240 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия : пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. — Москва : Медицина, 1981. — 288 с.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении звуков речи детьми / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 71-76.
10. Бехтерев, В. М. Мозг и его деятельность / В. М. Бехтерев ; под ред. А. В. Гервера. — Москва : Гос. изд-во, 1928. — 327 с.
11. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : метод. пособие / Т. Л. Богина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006. - 160 с.
12. Борисенко, М. Г. Развитие общей моторики / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - Санкт-Петербург : Паритет, 2003. - 160 с.
13. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2006. - 141 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. Москва : ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
15. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. В. Горина, Н. И. Зверева ; под. ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
17. Горшенева, С. В. Проблемы диагностики дизартрических расстройств в детском возрасте / С. В. Горшенева, О. Ю. Федосова // Логопед в дет. саду. - Москва : ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС, 2009. - № 8. - С. 34-42
18. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Вопросы логопедии. - Москва, 1982. - № 2. - С. 75
19. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Дьякова. - Москва : изд. центр «Академия», 2005. - 96 с.
20. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — Москва : Наука, 1982. — 159 с.
21. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва : Изд. центр «Академия», 2006. — 98 с.
22. Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : АПН СССР, 1986. - 49 с.
23. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - Москва : Педагогика, 1973. - 132 с.
24. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 380 с.
25. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практ. пособие / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
26. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза: логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - Москва : Владос, 2004. - 129 с.
27. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. - Москва : Изд-во АПН РСФСР. - 1958. - 31 с.
28. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии : учеб. пособие / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Альянс, 2013. - 368 с.
29. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
30. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 214 с.
31. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина ; под ред. Е. А. Логиновой. — Санкт-Петербург : Изд-во «Союз», 2005. — 192 с.
32. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
33. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом : кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 211 с.
34. Параничева, Т. М. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет / Т. М. Параничева // Журнал «Новые исследования». - Москва : Институт возрастной физиологии, 2012. - № 3. - С. 135-144.
35. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. — Ростов на Дону : «Феникс», 2002. - 448 с.
36. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. Пособие для студентов дефектологов. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина.
- Москва : «Просвящение», 1973 - 272 с.
37. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. - Санкт-Петербург : КАРО, 2008. - 160 с.
38. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — Москва : ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
39. Твардовская, А. А. Логопсихология. Конспект лекций / А. А. Твардовская. - Казань, 2014. - 45 с.
40. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебно- метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 1998. - 51 с.
41. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / учеб-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - Москва : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- 80 с.
42. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, В. Г. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
43. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
44. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1971. - 240 с.
45. Хватцев, М. Е. Логопедия : книга для препод. и студ. высш. пед. учеб. заведений. Книга 1 / М. Е. Хватцев. - Москва : ГИЦ ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
46. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей / М. Е. Хватцев. — Москва : Аквариум, 1996. — 384 с.
47. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 2003. - 240 с.
48. Чиркина, Т. В. Основы логопедической работы с детьми / Т. В. Чиркина. — Москва : ЛИТУР, 2007. — 24 с.
49. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика : учеб. пособие / К. Ф. Седова, Н. Х. Швачкин. - Москва : Лабиринт, 2004. - 330 с.
50. Ястребова, А. В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - Москва : АРКТИ, 1999. - 136 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ