ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОО 8
1.1. Понятие адаптации: сущность, виды, структура 8
1.2. Особенности адаптации детей к детскому саду 15
1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста 23
1.4. Педагогические условия, необходимые для успешной адаптации ребенка
к детскому саду 311
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
2.1. Диагностические методики определения адаптации детей к детскому
саду 443
2.2. Изучение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду на
начало учебного года (констатирующий эксперимент) 46
2.3. Описание практической деятельности педагога по организации
адаптационного периода детей (формирующий эксперимент) 54
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Любой ребенок, впервые оказавшись в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), сразу попадает в новые, не знакомые для него условия. В детском саду новый распорядок дня, режим и характер питания, обстановка в помещении. В детском саду нет мамы, но, при этом есть воспитатель, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Поэтому возникает и новый характер общения со сверстниками и взрослыми.
Как правило, все эти новшества приводят к изменениям в поведении ребенка: у него может снижаться или увеличиваться аппетит, нарушается эмоциональное состояние, и, как следствие, и сон. Иногда дети забывают то, что уже знали и умели делать самостоятельно. Именно с этими проблемами сталкиваются родители при поступлении их малыша в ДОО.
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей на современном этапе, что соответствует требованиям ФГОС ДО, является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества. В этой связи основная цель совершенствования и развития системы дошкольного образования, его содержательной стороны состоит в оптимальном содействии развитию потенциальных возможностей детей, их познавательной деятельности и личности в целом. Проблема адаптации детей к ДОО обязывает педагогов и психологов к поиску таких путей и способов в работе, которые бы наилучшим образом соответствовали индивидуальным возможностям детей, особенно в начальный период их посещения детского сада.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных образовательных организаций и продолжает оставаться актуальной в наше время.
Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи в своих исследовательских работах и научных трудах обращали внимание на особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Среди них можно выделить таких как: Н.М. Аксарина, А. Атанасова-Вукова, Л.В. Белкина, Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк, М.П. Жукова, Ж. Пиаже, В. Теплюк, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, Д.Б. Эльконин и др.
Н.Д. Ватутина представила анализ оптимизации условий для успешной адаптации детей в дошкольной образовательной организации, раскрыла психолого-педагогические особенности поведения детей в этот период. Также она рассмотрела основные методы возможного педагогического воздействия на детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
В своих исследованиях Т.В. Костяк также рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, основные закономерности психического развития и факторы психологического благополучия детей в раннем возрасте.
Анализ современных исследований в области дошкольного детства (Н.И. Белоцерковец, Н.Д. Ватутина, А.С. Галанов, Л.Н. Галигузова, Р.С. Калинина, Р.Р. Косенюк, А.С. Роньжина, О.А. Терехина и др.) свидетельствуют об интенсивном поиске ученых и практиков по обновлению содержания образования и воспитания детей, реализации личностно¬ориентированных воспитательных технологий, организационно¬
педагогических условий функционирования образовательных заведений, создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей в дошкольных образовательных организациях. Во всех исследованиях приоритетными являются личность ребенка, обоснование условий ее развития.
Объект исследования: процесс адаптации детей к дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация комплекса педагогических мероприятий по созданию необходимых педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «адаптация».
2. Изучить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
3. Рассмотреть педагогические условия, необходимые для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
4. Подготовить и апробировать комплекс занятий, способствующую успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
5. С помощью педагогической диагностики оценить эффективность адаптационного комплекса мероприятий.
Теоретико-методологические основы исследования - теоретические и практические исследования, посвященные: актуальным вопросам
адаптации детей раннего возраста таких ученых как В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, Н.В. Кирюхин, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская; комплексный подход к организации адаптационного периода Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульги, И.Ф.Дементьевой; эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса, рассмотренному в работах Е.П. Арнаутовой, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой и др.; диагностическому изучению особенностей детей раннего возраста, предлагаемому Н.М. Аксариным, М.В. Корепановой, К.Л. Печорой, А.Остроуховой, Е.В. Харламповой.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы (учебники, научные статьи, монографии, периодические издания); беседа с родителями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей; изучение и анализ медицинской документации по адаптации детей к детскому саду; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть применены в психолого-педагогической практике с целью совершенствования адаптационного периода детей, впервые пришедших в детский сад.
База исследования: Опытно-поисковая работа проходила на базе детского сада. В исследовании принимали участие дети первой младшей группы, пришедшие впервые в детский сад (12 детей с 2 до 3 лет) и их родители.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги нашего исследования, отметим следующие моменты.
Теоретический обзор источников показал, что раннее детство охватывает возраст от года до трёх лет. Социальная ситуация развития ребёнка раннего детства: ребёнок становиться более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители очень обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека и его социализации не мало зависит от того как ребёнок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых, сверстников) в образовательной дошкольной организации, сможет ли он найти своё место в жизни, реализовать свой потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий её успешного протекания в ДОО представляет большой интерес для современной педагогики дошкольного периода.
Приход ребёнка в детский сад представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребёнка серьёзным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребёнка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребёнка и родителей. Необходимо создать такие условия, которые бы способствовали протеканию адаптационного процесса (привыкания к ДОО) более легко и успешно как для детей, так и для их родителей.
Семья и дошкольная образовательная организация — два наиболее важных института социализации дошкольников. В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольная образовательная организация призвана помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
На современном этапе отмечается рост детей, имеющих проблемы в адаптации к детскому саду. Низкая осведомленность родителей в данном вопросе, недооценка важности выявления речевых, познавательных, физических и психологических дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении здоровья и развития детей говорят о необходимости работы не только с детьми по обеспечению успешной их адаптации к условиям детского сада, но и совместной работы с семьей на всех этапах адаптационного периода.
В рамках исследования была проведена опытно-поисковая работа с целью изучения особенностей адаптации детей к детскому саду и создания психолого-педагогических условий для более успешной адаптации детей к ДОО.
В исследовании принимали участие дети, педагоги и родители.
Результаты исследования показали, что многим детям в исследуемой группе довольно сложно находиться в детском саду. Прежде всего, основной причиной детей является неумение выстраивать межличностные отношения в группе, высокий уровень тревожности. Дошкольники, постоянно находившиеся дома с родителями, не приучены к взаимодействию с другими детьми и взрослыми, плаксивы, капризны, многие - агрессивны, вспыльчивы.
Одним из факторов, приводящих к проблемам социальной адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации, являются и личностные особенности ребёнка.
В рамках работы был разработан и апробирован комплекс специально- созданных психолого-педагогических условий, охватывающих работу с детьми первой младшей группы, а также взаимодействие с родителями вновь поступивших в детский сад детей и педагогами. Были организованы совместные игры, досуговые мероприятия с участием специалистов ДОО (медиков, психологов и др.) для детей и родителей, проводились консультации, беседы, рекомендации для родителей и педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Цель совместной работы специалистов ДОО с семьей - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в ДОО более последовательными и эффективными.
Формирующая работа показала, что для успешной адаптации ребенка к ДОО необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей и родителей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания как в группе, так и в семье.
Гипотеза исследования, таким образом, подтвердилась: для успешной адаптации детей к детскому саду необходима практическая деятельность педагога по организации адаптационного периода детей, то есть создание комплекса психолого-педагогических условий, включающего в себя работу с детьми, сотрудничество с семьями воспитанников и взаимодействие с педагогами ДОО.
1. Абрамова Г. С. А Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1999.¬672 с.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград : Учитель, 2008. - 188 с.
3. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С.49-53.
4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1991. - 228 с.
5. Алямовская, В. Ясли - это серьезно / В. Алямовская. - М. : Линка-Пресс, 1999. - 144 с.
6. Андрющенко, Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. - 1993, №1.
7. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 1990. - 180с.
8. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. -1989. - № 1. - С. 57-64.
9. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
10. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.М. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера
психологии»).
11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л.
Работа психолога . - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с. -
(Практическая психология в образовании).
12. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина.
- М. : Просвещение, 1993. - 170 с.
13. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., 2008. - С. 310.
14. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко - Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского,
2006. - 200 с.
15. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 194 с.
16. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
17. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М., 2000. - 1008 с.
18. Гамезо, М. В., Орлова, Л. М., Петрова, Е. А., Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2003. - 288 с.
19. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М. : Сфера, 2006. - 128 с.
20. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционально-го компонента // Дошкольное воспитание. — 2012. — №8. —
С. 65- 70.
...