Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №93689

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОО 8
1.1. Понятие адаптации: сущность, виды, структура 8
1.2. Особенности адаптации детей к детскому саду 15
1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста 23
1.4. Педагогические условия, необходимые для успешной адаптации ребенка
к детскому саду 311
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
2.1. Диагностические методики определения адаптации детей к детскому
саду 443
2.2. Изучение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду на
начало учебного года (констатирующий эксперимент) 46
2.3. Описание практической деятельности педагога по организации
адаптационного периода детей (формирующий эксперимент) 54
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73


Любой ребенок, впервые оказавшись в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), сразу попадает в новые, не знакомые для него условия. В детском саду новый распорядок дня, режим и характер питания, обстановка в помещении. В детском саду нет мамы, но, при этом есть воспитатель, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Поэтому возникает и новый характер общения со сверстниками и взрослыми.
Как правило, все эти новшества приводят к изменениям в поведении ребенка: у него может снижаться или увеличиваться аппетит, нарушается эмоциональное состояние, и, как следствие, и сон. Иногда дети забывают то, что уже знали и умели делать самостоятельно. Именно с этими проблемами сталкиваются родители при поступлении их малыша в ДОО.
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей на современном этапе, что соответствует требованиям ФГОС ДО, является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества. В этой связи основная цель совершенствования и развития системы дошкольного образования, его содержательной стороны состоит в оптимальном содействии развитию потенциальных возможностей детей, их познавательной деятельности и личности в целом. Проблема адаптации детей к ДОО обязывает педагогов и психологов к поиску таких путей и способов в работе, которые бы наилучшим образом соответствовали индивидуальным возможностям детей, особенно в начальный период их посещения детского сада.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных образовательных организаций и продолжает оставаться актуальной в наше время.
Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи в своих исследовательских работах и научных трудах обращали внимание на особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Среди них можно выделить таких как: Н.М. Аксарина, А. Атанасова-Вукова, Л.В. Белкина, Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк, М.П. Жукова, Ж. Пиаже, В. Теплюк, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, Д.Б. Эльконин и др.
Н.Д. Ватутина представила анализ оптимизации условий для успешной адаптации детей в дошкольной образовательной организации, раскрыла психолого-педагогические особенности поведения детей в этот период. Также она рассмотрела основные методы возможного педагогического воздействия на детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
В своих исследованиях Т.В. Костяк также рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, основные закономерности психического развития и факторы психологического благополучия детей в раннем возрасте.
Анализ современных исследований в области дошкольного детства (Н.И. Белоцерковец, Н.Д. Ватутина, А.С. Галанов, Л.Н. Галигузова, Р.С. Калинина, Р.Р. Косенюк, А.С. Роньжина, О.А. Терехина и др.) свидетельствуют об интенсивном поиске ученых и практиков по обновлению содержания образования и воспитания детей, реализации личностно¬ориентированных воспитательных технологий, организационно¬
педагогических условий функционирования образовательных заведений, создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей в дошкольных образовательных организациях. Во всех исследованиях приоритетными являются личность ребенка, обоснование условий ее развития.
Объект исследования: процесс адаптации детей к дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация комплекса педагогических мероприятий по созданию необходимых педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «адаптация».
2. Изучить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
3. Рассмотреть педагогические условия, необходимые для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
4. Подготовить и апробировать комплекс занятий, способствующую успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
5. С помощью педагогической диагностики оценить эффективность адаптационного комплекса мероприятий.
Теоретико-методологические основы исследования - теоретические и практические исследования, посвященные: актуальным вопросам
адаптации детей раннего возраста таких ученых как В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, Н.В. Кирюхин, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская; комплексный подход к организации адаптационного периода Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульги, И.Ф.Дементьевой; эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса, рассмотренному в работах Е.П. Арнаутовой, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой и др.; диагностическому изучению особенностей детей раннего возраста, предлагаемому Н.М. Аксариным, М.В. Корепановой, К.Л. Печорой, А.Остроуховой, Е.В. Харламповой.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы (учебники, научные статьи, монографии, периодические издания); беседа с родителями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей; изучение и анализ медицинской документации по адаптации детей к детскому саду; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть применены в психолого-педагогической практике с целью совершенствования адаптационного периода детей, впервые пришедших в детский сад.
База исследования: Опытно-поисковая работа проходила на базе детского сада. В исследовании принимали участие дети первой младшей группы, пришедшие впервые в детский сад (12 детей с 2 до 3 лет) и их родители.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования, отметим следующие моменты.
Теоретический обзор источников показал, что раннее детство охватывает возраст от года до трёх лет. Социальная ситуация развития ребёнка раннего детства: ребёнок становиться более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители очень обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека и его социализации не мало зависит от того как ребёнок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых, сверстников) в образовательной дошкольной организации, сможет ли он найти своё место в жизни, реализовать свой потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий её успешного протекания в ДОО представляет большой интерес для современной педагогики дошкольного периода.
Приход ребёнка в детский сад представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребёнка серьёзным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребёнка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребёнка и родителей. Необходимо создать такие условия, которые бы способствовали протеканию адаптационного процесса (привыкания к ДОО) более легко и успешно как для детей, так и для их родителей.
Семья и дошкольная образовательная организация — два наиболее важных института социализации дошкольников. В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольная образовательная организация призвана помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
На современном этапе отмечается рост детей, имеющих проблемы в адаптации к детскому саду. Низкая осведомленность родителей в данном вопросе, недооценка важности выявления речевых, познавательных, физических и психологических дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении здоровья и развития детей говорят о необходимости работы не только с детьми по обеспечению успешной их адаптации к условиям детского сада, но и совместной работы с семьей на всех этапах адаптационного периода.
В рамках исследования была проведена опытно-поисковая работа с целью изучения особенностей адаптации детей к детскому саду и создания психолого-педагогических условий для более успешной адаптации детей к ДОО.
В исследовании принимали участие дети, педагоги и родители.
Результаты исследования показали, что многим детям в исследуемой группе довольно сложно находиться в детском саду. Прежде всего, основной причиной детей является неумение выстраивать межличностные отношения в группе, высокий уровень тревожности. Дошкольники, постоянно находившиеся дома с родителями, не приучены к взаимодействию с другими детьми и взрослыми, плаксивы, капризны, многие - агрессивны, вспыльчивы.
Одним из факторов, приводящих к проблемам социальной адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации, являются и личностные особенности ребёнка.
В рамках работы был разработан и апробирован комплекс специально- созданных психолого-педагогических условий, охватывающих работу с детьми первой младшей группы, а также взаимодействие с родителями вновь поступивших в детский сад детей и педагогами. Были организованы совместные игры, досуговые мероприятия с участием специалистов ДОО (медиков, психологов и др.) для детей и родителей, проводились консультации, беседы, рекомендации для родителей и педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Цель совместной работы специалистов ДОО с семьей - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в ДОО более последовательными и эффективными.
Формирующая работа показала, что для успешной адаптации ребенка к ДОО необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей и родителей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания как в группе, так и в семье.
Гипотеза исследования, таким образом, подтвердилась: для успешной адаптации детей к детскому саду необходима практическая деятельность педагога по организации адаптационного периода детей, то есть создание комплекса психолого-педагогических условий, включающего в себя работу с детьми, сотрудничество с семьями воспитанников и взаимодействие с педагогами ДОО.



1. Абрамова Г. С. А Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1999.¬672 с.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград : Учитель, 2008. - 188 с.
3. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С.49-53.
4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1991. - 228 с.
5. Алямовская, В. Ясли - это серьезно / В. Алямовская. - М. : Линка-Пресс, 1999. - 144 с.
6. Андрющенко, Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. - 1993, №1.
7. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 1990. - 180с.
8. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. -1989. - № 1. - С. 57-64.
9. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
10. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.М. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера
психологии»).
11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л.
Работа психолога . - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с. -
(Практическая психология в образовании).
12. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина.
- М. : Просвещение, 1993. - 170 с.
13. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., 2008. - С. 310.
14. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко - Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского,
2006. - 200 с.
15. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 194 с.
16. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
17. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М., 2000. - 1008 с.
18. Гамезо, М. В., Орлова, Л. М., Петрова, Е. А., Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2003. - 288 с.
19. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М. : Сфера, 2006. - 128 с.
20. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционально-го компонента // Дошкольное воспитание. — 2012. — №8. —
С. 65- 70.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ