Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №93683

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие мотивации. Основные подходы к изучению 6
1.2. Особенности развития учебной мотивации детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Информационно-коммуникационные технологии как средство
развития учебной мотивации младших школьников 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
учебной мотивации детей младшего школьного возраста 33
2.2. Анализ результатов диагностического исследования учебной
мотивации младших школьников 35
2.3. Описание хода работы с использованием средств информационно¬коммуникационных технологий, способствующих развитию учебной
мотивации младших школьников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68


Актуальность исследования. Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности, а также стимулирование творческой активности к изучению материала.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности [20].
Проблема мотивации привлекает к себе пристальное внимание многих учёных. Формирование учебной мотивации изучалось Л.И. Божович, B.C. Ильиным, А.Н. Леонтьевым, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Г.И. Щукиной и др.
Одним из эффективных условий развития мотивации является использование информационно-коммуникационных технологий. Однако проблема использования ИКТ для развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста, недостаточно изучена в современной литературе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста и недостаточной подготовкой педагогов в области использования современных информационных компьютерных технологий.
- между необходимостью развивать у младших школьников мотивацию к обучению и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития учебной мотивации младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Информационно-коммуникационные технологии в развитии учебной мотивации младших школьников».
Объект исследования - процесс развития учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования - приемы развития учебной мотивации младших школьников с помощью ИКТ.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации возможности использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития учебной мотивации младшего школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития учебной мотивации учебной в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной мотивации младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной мотивации младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Подобрать и реализовать на практике приёмы развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста с использованием ИКТ.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, анкетирование).
Практическая база исследования: муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Гимназия №45 г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 20 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 65 источников и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Информационно-коммуникационные технологии в развитии учебной мотивации младших школьников» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития учебной мотивации учебной в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной мотивации младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной мотивации младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Подобрать и реализовать на практике приёмы развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста с использованием ИКТ.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие мотивации. Основные подходы к изучению» дано понятие «мотивации» разных авторов, таких как Л.И. Божович, Е.П. Ильин и др. Мы сделали вывод о том, что в научной литературе отсутствует единое мнение по вопросу разграничения понятий «мотивация», «мотив», «учебная мотивация». В психолого-педагогической литературе данные термины используются как синонимы в широком или узком смысле. Если рассматривать в более широком смысле, то данные понятия рассматриваются как совокупность мотивирующих факторов, которые вызывают активность субъекта и определяют направленность мотивации. В узком смысле данные термины определяются, как сложные системы мотивов.
В параграфе «2» показаны особенности развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
В параграфе «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития учебной мотивации младших школьников» доказано, что - ИКТ - это самое эффективное средство для развития учебной мотивации у второклассников.
Выделены показатели учебной мотивации - отношение к школе, получение оценок и познавательная активность. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития учебной мотивации младших школьников нами использовались следующие методики:
1) Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников (Н. Лусканова);
2) Методика «Познавательная активность младших школьников» (А.А. Горчинская);
3) Методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).
Диагностическое исследование уровня развития учебной мотивации детей показало, что у 11 детей (55%) был выявлен средний уровень развития, у 5 детей (25%) - низкий уровень развития и у 4 детей (20%) - высокий уровень развития.
В ходе проведённого исследования было выявлено, что показатель отношения к школе хуже всего развит в изучаемой группе детей. У детей наблюдалась незаинтересованность в учебной деятельности, на уроках часто отвлекаются и отвлекают других, все ученики очень разные и требуют индивидуального подхода педагога.
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания, упражнения с использованием ИКТ на развитие положительного отношения к школе младших школьников.
Описаны основные условия реализации упражнений с использованием ИКТ в ходе развивающих занятий, которые были реализованы в данном классе.
Цель и задачи достигнуты.



1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов. - Барнаул : АлтГПА, 2012. - 381 с.
2. Аристова, Л. П. Активность учения школьника [Текст] / Л. П. Аристова. - М. : Просвещение, 2011. - 452 с.
3. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие [Текст] / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М. : Логос, 2006. - 184 с.
4. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. - 2008. - №10. - С. 36-38.
5. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. - 2008. - №10. - С. 36-38.
6. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения [Текст] / С. П. Баранов. - СПб. : Нева, 2014. - 287 с
7. Батюта, М. Б. Возрастная психология : Учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М. : Логос, 2012. - 304 с.
8. Битянова, М. Р. Система развивающей работы школьного
психолога. Лекции 1-3. - М. : Педагогический университет «Первое
сентября», 2005. - 36 с.
9. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2011. - 234 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
11. Брейтигам, Э. К. Уровни понимания учебного материала и условия их достижения обучаемыми в образовательном процессе [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 77-84.
12. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Бузарова, Т. Н. Четых // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - №3. - С. 327-338.
13. Вергелес, Т. Н. Младший школьник : помоги ему учиться [Текст] / Т. Н. Вергелес. - СПб. : Лань, 2011. - 144 с.
14. Волков, А. А. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования [Текст] / А. А. Волков. Ставрополь : ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл; Эксмо, 2014. - 115 с.
16. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл: Эксмо, 2003. - 116 с.
17. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - М. : Звезда, 2012. - 455 с.
18. Гевал, М. А. Общие принципы использования компьютера на уроках различных типов [Текст] / М. А. Гевал // Компьютер в школе и семье. - 2000. - № 3. - С. 33-34.
19. Гордеева, Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности [Текст] / Т. О. Гордеева // Психология в вузе. - 2011. - № 4. - C. 3-27.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ