Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду

Работа №93682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы140
Год сдачи2021
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 8
1.1. Закономерности формирования навыков письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 13
1.3. Особенности устной речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений общей моторики, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов, просодической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 44
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 49
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по профилактики нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических
занятиях в детском саду 49
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на индивидуальных логопедических занятия в детском саду 53
3.3. Содержание логопедической работы по профилактике письма у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на подгрупповых логопедических занятия в детском саду по обучению грамоте 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 141

Логопедическая работа в дошкольных учреждениях занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. В последнее время нарушение речи у дошкольников является очень распространенным и имеет стойкий характер, влияя и на эффективность его обучения. Коррекции дефектов звукопроизношения и профилактике нарушений письменной речи учителя-логопеды уделяют особое внимание.
Письмо является основным способом фиксации учебной информации и имеет огромное значение в ходе освоения знаний в начальной школе. Стоит отметить, если достаточная коррекционная помощь не будет реализована в дошкольном возрасте, в дальнейшем детям неизбежно грозят значительные расстройства чтения и письма в школе.
Одним из наиболее встречающихся в дошкольном возрасте расстройств речи является дизартрия, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, обусловленные органическим поражением или недоразвитием различных отделов центральной нервной системы. Л. В. Лопатина, Р. И Мартынова, Л. В. Мелехова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович [42].
Недостатки произношения являются ведущим нарушением речи при дизартрии. Они носят самый разносторонний характер, основной признак этого нарушения - не резко выраженный дизартрический компонент, который обусловлен избирательной неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба, отсюда следует нечеткость в артикуляции, смазанность, размытость, которые впоследствии особенно резко проявляются в речевом потоке, а в последующем отражаются на письме и при чтении.
Из-за повышенного мышечного тонуса наблюдается смягчение звуков, сближаются артикуляционные уклады свистящих и шипящих звуков. Преобладание бокового и межзубного сигматизма делает акустические различия между звуками маловыраженными, например, звуки [С] и [З] не произносятся четко. Вместо них слышатся сходные межзубные фонемы с призвуком [Д], [Т], мягких [Ш], [Ж]. Слово «коса» произносится как - «котса», «собака» - «табака», «живут» - «дивут» и т.д.
Вышеперечисленные нарушения неблагоприятно сказываются на развитии фонематического слуха. Нарушение фонематического слуха и произношения отрицательно влияют на процесс развития фонематического восприятия. Таким образом, создаются неблагоприятные условия для успешного обучения письму и чтению в школе.
Изучение основных аспектов указанной проблемы исследования основывалось также на теориях и материалах А. Е. Алексеевой, Р. Е. Левиной, Е. Ф. Поповой. Такие авторы как Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия составили теоретическую основу исследования, по их мнению, успешное обучение дошкольников во многом будет зависеть от развития у них фонетико-фонематической стороны речи, звукопроизношения, моторной сферы, просодической стороны речи.
Таким образом, необходимо своевременно осуществлять логопедическую работу по профилактике нарушений письма у старших дошкольников, так как в дальнейшем это будет препятствием в овладении грамотой на начальном этапе обучения, а позднее - в усвоении грамматики родного языка.
Исходя из темы, мною были сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - состояние готовности к овладению письмом (состояние общей моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и просодической стороны речи) у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду.
Цель исследования - обосновать, подобрать содержание и экспериментально проверить эффективность работы, направленной на профилактику нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях в детском саду.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме
фонетико-фонематического недоразвития речи и дизартрией.
2. Изучить и проанализировать состояния общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, звукопроизношение, фонематических процессов, просодической стороны речи для профилактики нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
3. Разработать и апробировать систему логопедической работы в детском саду по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
4. Определить эффективность разработанной системы работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях детском саду.
Методы исследования - теоретические (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), аналитические (количественный и качественный анализ полученных данных).
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида «Земляничка»; г. Богданович, 30 Лет Победы, д 11.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профилактика нарушений письма у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, на что указывает исследования многих авторов. Такие авторы как А. Е. Алексеева, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др. показывают, что для овладения письмом значимую роль играет дошкольный возраст. При этом авторы подчеркивают важность развития у них фонетико-фонематической стороны речи, звукопроизношения, моторной сферы.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно профилактика письма и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение письму.
Проведенное исследование позволило выявить нарушения общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, нарушение звукопроизношения, а также фонематического слуха и восприятия. Таким образом, нарушения моторной сферы, в свою очередь, повлияли на нарушение звукопроизношения. Полиморфных дефектов звукопроизношения оказалось больше, чем мономорфных. Распространенным дефектом звукопроизношения был фонологический дефект, а именно - смешения звуков, замены, такие как: [с] - [ш], [з] - [ж], [ш] - [с], так же были искажения и отсутствие звуков: наличие горлового ротацизма, [л], [л’] - межзубного ламбдацизма, отсутствие сонорных звуков и др.
Нарушения звукопроизношения оказывали влияние на состояние функций фонематического слуха и восприятия, который был нарушен у всех детей. Это, в свою очередь, отразилось на несформированности навыков звукового анализа. На основе проанализированных источников и данных констатирующего эксперимента была разработана коррекционная логопедическая работа по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Также в работе подробно описаны условия и принципы логопедической работы. Формы, методы и приемы обучения применены в соответствии с индивидуальными особенностями детей.



1. Аристова, Т. А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление / Т. А. Аристова // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С.34-39.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2007. - 320 с.
3. Ахутина, Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи» / Отв. ред. М. Г. Храковская. - Санкт-Петербург : Акцидент, 2009.- С.25-47.
4. Безруких, М. М. Обучение письму / М. М. Безруких. - Екатеринбург : Рама-паблишинг, 2009. - 243 с.
5. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - Москва : «Академия», 2010. - 146 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1964. - 168 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Богатеева, 3. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием / 3. А. Богатеева // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С. 49-53.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2006. - 141 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Городилова, В. И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. 3. Кудрявцева. - Санкт- Петербург : Дельта, 1995. - 67 с.
14. Гризик, Т. И. Подготовка ребенка к обучению письму / Т. И. Гризик. - Москва : Просвещение, 2009. - 48 с.
15. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму / Е. В. Гурьянов. - Москва : ВЛАДОС, 2013. - 234 с.
16. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Просвещение, 1958. - 370 с.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 288 с.
18. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. - Москва : Эксмо, 2016. - 120 с.
19. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Е. Л. Журова, Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 1963. - 213 с.
20. Земляченко, М. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь : Меркурий, 2012. -С. 113-115.
21. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. - 2008. - №8. - С. 16-19.
22. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: в 2 ч. / О. Б. Иншакова. - Москва : Просвещение, 2013. - 256 с
23. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 206 с.
24. Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. - Москва : 1986. - 168 с.
25. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. - Москва : Ювента, 2016. - 96 с.
26. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва : «Сов. Россия», 1973. - 122 с.
27. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2009. - 128 с.
28. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2014. - 64 с.
29. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 103-108.
30. Куликова, И. Н Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР / И. Н. Куликова, С. П. Овеснова, Е. Б. Вакеева // Специальное образование. - 2014. - Выпуск № X. - том I. - С. 116-119.
31. Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи (окончание) / Р. Е. Левина // Логопедия сегодня. - 2009. - №4(26). - C. 27-40.
32. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 214 с.
33. Логинова, Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма / Е. А. Логинова // Специальное образование. - 2016. - Выпуск № XII. - том II. - С.90-95.
34. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) ; учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова - Санкт-Петербург : Изд-во СОЮЗ, 2000. - 192 с.
35. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования ; Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
36. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р. И. Мартынова. - Москва : АСТ, 1975. - 191 с.
37. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 211 с.
38. Нищева, Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников / Н. В. Нищева. - Москва : Детство-Пресс, 2014. - 64 с.
39. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- 128 с.
40. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
41. Репина, З. А. Уроки логопедии / З. А. Репина, В. И. Буйко. - Екатеринбург : Литур, 2002. - 208 с.
42. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е. Ф. Соботович. - Москва : Просвещение, 1982. - 197 с.
43. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко.
- Москва : Эксмо-пресс, 2017. - 96 с.
44. Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 50 с.
45. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. - Москва : Эксмо, 2014. - 80 с.
46. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника / Т. А. Ткаченко. - Москва : Гном, 2005. - 32 с.
47. Туманова, Т. В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. - Москва : Изд. В. Секачев, 2016. - 196 с.
48. Филичева, Т. Б. Логопедия. Теория и практика / Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2017. - 608 с.
49. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. - Екатеринбург : Литур, 2000. - 80 с.
50. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - Москва : «Юрист», 1997. - 256 с.
51. Чиркина, Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с нарушением речи / Г. В. Чиркина ; под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва : Академия, 2001. - 159 - 183 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ