Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1 Онтогенез формирования фонетико-фонематических процессов 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией 9
1.3 Особенности формирования фонетико-фонематических процессов
у детей с псевдобульбарной дизартрией
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Организация, принципы и методика исследования фонетико-
фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада
2.2 Результат и анализ изучения фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе
детского сада 20
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 27
3.1 Организация и принципы коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада 27
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в
подготовительной группе детского сада 30
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1 Онтогенез формирования фонетико-фонематических процессов 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией 9
1.3 Особенности формирования фонетико-фонематических процессов
у детей с псевдобульбарной дизартрией
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Организация, принципы и методика исследования фонетико-
фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада
2.2 Результат и анализ изучения фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе
детского сада 20
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 27
3.1 Организация и принципы коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада 27
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в
подготовительной группе детского сада 30
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Дизартрия является одной из часто встречающихся проблем речевых расстройств в детском возрасте. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, которые связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной системы [9].
Дизартрия часто сопровождается фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Преодоление нарушений фонетико-фонематических процессов в дошкольном возрасте имеет большое значение для дальнейшей жизни ребенка. Недостатки этих процессов, выражающиеся в ограниченности речевого общения, отрицательно влияют на полноценность всестороннего развития ребенка, могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как воображение, мышление, память. Также могут вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, которые будут способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, чувства неполноценности, застенчивости).Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии в будущем[11].
Актуальность данной проблемы заключается в том, что своевременное устранение недостатков фонетико-фонематических процессов поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые впоследствии могут возникнуть.
Объект исследования: состояние фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Предмет исследования: логопедическая работа по выявлению и коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Целью нашего исследования является теоретически обосновать и апробировать содержание работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные данные о закономерностях развития устной речи в норме и при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с псевдо бульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Дизартрия часто сопровождается фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Преодоление нарушений фонетико-фонематических процессов в дошкольном возрасте имеет большое значение для дальнейшей жизни ребенка. Недостатки этих процессов, выражающиеся в ограниченности речевого общения, отрицательно влияют на полноценность всестороннего развития ребенка, могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как воображение, мышление, память. Также могут вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, которые будут способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, чувства неполноценности, застенчивости).Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии в будущем[11].
Актуальность данной проблемы заключается в том, что своевременное устранение недостатков фонетико-фонематических процессов поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые впоследствии могут возникнуть.
Объект исследования: состояние фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Предмет исследования: логопедическая работа по выявлению и коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Целью нашего исследования является теоретически обосновать и апробировать содержание работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные данные о закономерностях развития устной речи в норме и при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с псевдо бульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В ходе проведенной работы нами был проведен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме формирования фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада. Изучив онтогенез формирования фонетико-фонематических процессов, мы пришли к выводу, что становление и развитие фонематической и фонетической сторон речи происходит постепенно. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Рассмотрев психолого-педагогическую характеристику детей с псевдо-бульбарной дизартрией, мы отметили, что у таких детей основным дефектом, является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, которые определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Кроме того, так же наблюдаются отклонения со стороны общей и мелкой моторики, пространственной организации.
Далее, изучив особенности формирования фонетико-фонематических процессов, видно, что нарушение фонематического слуха носит вторичный характер, так как собственная «смазанная» речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Данные нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Во второй главе мы описывали экспериментальное исследование фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада, которое проводилось на базе МАДОУ детский сад № 49 «Радуга» г. Серове 13.01.2020 г. по 05.03.2020 г. В исследовании приняло участие 10 детей подготовительной группы (6-7 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Изучив подробнее методику Г. М. Трубниковой, мы разработали об-следование, которое позволило обнаружить особенности развития моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и анализа. По итогам проведенного констатирующего эксперимента мы смогли сделать выводы, о том, какой навык у детей частично сформирован, а какой не сформирован. У обследуемых детей выявлены нарушения в моторной сфере. Состояние которой, в свою очередь, влияет на речевые функции, это подтверждается выявленными при исследовании отклонениями в звукопроизношении. Так же были выявлены отклонения функций фонематического слуха, это, в свою очередь, ведет к проблемам овладения навыками звукового анализа слов.
Таким образом, на основании выявленных нарушений со стороны моторной сферы и речевых функций была разработана логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада. В процессе разработки нашей работы мы опирались на рабочие программы Каше Г. А., и Филичивой Т. Б.
Так же, изучив результаты проведенного исследования, для каждого ребенка нами были составлены перспективные планы индивидуальной коррекционной работы. При разработке которых учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Для доказательства эффективности разработанной логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией был проведен контрольный эксперимент. На основании, итогов которого, был сделан вывод об эффективности разработанной логопедической работы по коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Рассмотрев психолого-педагогическую характеристику детей с псевдо-бульбарной дизартрией, мы отметили, что у таких детей основным дефектом, является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, которые определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Кроме того, так же наблюдаются отклонения со стороны общей и мелкой моторики, пространственной организации.
Далее, изучив особенности формирования фонетико-фонематических процессов, видно, что нарушение фонематического слуха носит вторичный характер, так как собственная «смазанная» речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Данные нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Во второй главе мы описывали экспериментальное исследование фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада, которое проводилось на базе МАДОУ детский сад № 49 «Радуга» г. Серове 13.01.2020 г. по 05.03.2020 г. В исследовании приняло участие 10 детей подготовительной группы (6-7 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Изучив подробнее методику Г. М. Трубниковой, мы разработали об-следование, которое позволило обнаружить особенности развития моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и анализа. По итогам проведенного констатирующего эксперимента мы смогли сделать выводы, о том, какой навык у детей частично сформирован, а какой не сформирован. У обследуемых детей выявлены нарушения в моторной сфере. Состояние которой, в свою очередь, влияет на речевые функции, это подтверждается выявленными при исследовании отклонениями в звукопроизношении. Так же были выявлены отклонения функций фонематического слуха, это, в свою очередь, ведет к проблемам овладения навыками звукового анализа слов.
Таким образом, на основании выявленных нарушений со стороны моторной сферы и речевых функций была разработана логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада. В процессе разработки нашей работы мы опирались на рабочие программы Каше Г. А., и Филичивой Т. Б.
Так же, изучив результаты проведенного исследования, для каждого ребенка нами были составлены перспективные планы индивидуальной коррекционной работы. При разработке которых учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Для доказательства эффективности разработанной логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией был проведен контрольный эксперимент. На основании, итогов которого, был сделан вывод об эффективности разработанной логопедической работы по коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр в логопедической работе по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр в логопедической работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием здоровьесберегающих технологий
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019



