ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1 Онтогенез формирования фонетико-фонематических процессов 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией 9
1.3 Особенности формирования фонетико-фонематических процессов
у детей с псевдобульбарной дизартрией
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Организация, принципы и методика исследования фонетико-
фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада
2.2 Результат и анализ изучения фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе
детского сада 20
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 27
3.1 Организация и принципы коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада 27
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в
подготовительной группе детского сада 30
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Дизартрия является одной из часто встречающихся проблем речевых расстройств в детском возрасте. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, которые связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной системы [9].
Дизартрия часто сопровождается фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Преодоление нарушений фонетико-фонематических процессов в дошкольном возрасте имеет большое значение для дальнейшей жизни ребенка. Недостатки этих процессов, выражающиеся в ограниченности речевого общения, отрицательно влияют на полноценность всестороннего развития ребенка, могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как воображение, мышление, память. Также могут вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, которые будут способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, чувства неполноценности, застенчивости).Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии в будущем[11].
Актуальность данной проблемы заключается в том, что своевременное устранение недостатков фонетико-фонематических процессов поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые впоследствии могут возникнуть.
Объект исследования: состояние фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Предмет исследования: логопедическая работа по выявлению и коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Целью нашего исследования является теоретически обосновать и апробировать содержание работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные данные о закономерностях развития устной речи в норме и при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с псевдо бульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада;
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В ходе проведенной работы нами был проведен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме формирования фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада. Изучив онтогенез формирования фонетико-фонематических процессов, мы пришли к выводу, что становление и развитие фонематической и фонетической сторон речи происходит постепенно. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Рассмотрев психолого-педагогическую характеристику детей с псевдо-бульбарной дизартрией, мы отметили, что у таких детей основным дефектом, является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, которые определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Кроме того, так же наблюдаются отклонения со стороны общей и мелкой моторики, пространственной организации.
Далее, изучив особенности формирования фонетико-фонематических процессов, видно, что нарушение фонематического слуха носит вторичный характер, так как собственная «смазанная» речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Данные нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Во второй главе мы описывали экспериментальное исследование фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада, которое проводилось на базе МАДОУ детский сад № 49 «Радуга» г. Серове 13.01.2020 г. по 05.03.2020 г. В исследовании приняло участие 10 детей подготовительной группы (6-7 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Изучив подробнее методику Г. М. Трубниковой, мы разработали об-следование, которое позволило обнаружить особенности развития моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и анализа. По итогам проведенного констатирующего эксперимента мы смогли сделать выводы, о том, какой навык у детей частично сформирован, а какой не сформирован. У обследуемых детей выявлены нарушения в моторной сфере. Состояние которой, в свою очередь, влияет на речевые функции, это подтверждается выявленными при исследовании отклонениями в звукопроизношении. Так же были выявлены отклонения функций фонематического слуха, это, в свою очередь, ведет к проблемам овладения навыками звукового анализа слов.
Таким образом, на основании выявленных нарушений со стороны моторной сферы и речевых функций была разработана логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада. В процессе разработки нашей работы мы опирались на рабочие программы Каше Г. А., и Филичивой Т. Б.
Так же, изучив результаты проведенного исследования, для каждого ребенка нами были составлены перспективные планы индивидуальной коррекционной работы. При разработке которых учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Для доказательства эффективности разработанной логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией был проведен контрольный эксперимент. На основании, итогов которого, был сделан вывод об эффективности разработанной логопедической работы по коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста :учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2006. - 222 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
4. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебное пособие для пед. вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова - Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей : пособие для логопедов / А. И. Богомолова - Москва : Просвещение, 1979. - 208 с.
7. Ванюхина, Г.А. Воспитание фонетико-фонематического восприятия / Г.А. Ванюхина // Логопед. - 2007. - №4 - С. 4-14
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. -141 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефект. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л. С. Волковой - 5 изд., перераб. и доп. - Москва : ВЛАДОС, 2004 -704 с.
11. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии : учебное пособие для сту¬дентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. Москва : ВЛАДОС, 1997. - 560 с.
12. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: Лань, 2003. - 654 с.
13. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк - Москва : Гном, 2019. - 112 с.
14. Громова, О. Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте / О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2008. -№4. - С. 56-64.
15. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - Москва : [б. и.], 1983. - С. 13-22.
16. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания у детей 3-7 лет / А. А. Гуськова. - Москва : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
17. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. - Москва : [б. и.], 1963. - С. 213-227.
18. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
19. Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И. Б. Карелина // Дефектология. - 2000. - №1. - С. 24-26
20. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г. А. Каше - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
21. Ларечина, Е.В. Пальчиковые игры для малышей: набор развивающих карточек / Е.В. Ларечина. - Санкт-Петербург: Речь, 2011.
22. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - Москва: Академия пед. Наук, 1958. - 31 с.
23. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учебное пособие / Л. В. Лопатина - Санкт-Петербург : Союз, 2005. - 192 с.
24. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова -Санкт-Петербург : Союз, 2001. - 191 с.
25. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стёртую форму дизартрии / Е.В. Макарова // Логопед. - 2011. - №7. - С. 27-35.
26. Мещерякова, Н. П. Корррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников / Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 141 с.
27. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В Нищева.-Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО -Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 240 с.
28. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
29. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / М. А. Полякова.- Москва :Дмитриева Т., 2017. - 160 с.
30. Правдина, О. В. Логопедия :учеб. пособие. / под ред.О. В.Правдиной - 2 изд., доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
31. Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития. - 2009. - №6. - С. 48-54.
32. Пятница, Т. Б. Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница - Минск : Аверсэв, 2006. - 103 с.
33. Пятница, Т. В. Справочник дошкольного логопеда / Т. В. Пятница, Т. В. Солоухина-Башинская - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 479 с.
34. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи / З.А. Репина- Екатеринбург, 1996. - 121 с.
35. Семихатская, С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков / С.В. Семихатская // Логопед. - 2009. - №6.- С. 53-58.
36. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учебно-методическое пособие. / Н.М. Трубникова // Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 98 с.
37. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998. - 51 с.
38. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием: программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина - Москва : Школьная Пресса, 2003. - 32 с.
39. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина -Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
40. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии:учебное пособие для учащихся педагогических училищ / М. Ф. Фомичева - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
41. Хватцев. М. Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений : в 2 кн. / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. -Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2013. - Кн.
1. - 270 с.
42. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 - 7 лет / Н. С. Четверушкина - Москва : Гном Пресс, 2006. - 96 с.
43. Чиркина, Г. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1980. - №8. - С. 78-89
44. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. -Москва :АРКТИ, 2003. - 240 с.
45. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Г. В. Чиркина-Москва : АРКТИ, 2012. - 240 с.
46. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина - Москва : Академия, 2003. - 239 с.