ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Онтогенез мелодико-интонационной стороны речи у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 14
1.3. Характеристика нарушений мелодико-интонационной стороны
речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов обследования мелодико-интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Теоретическое обоснование принципы и организация
обучающего эксперимента 43
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 47
3.3 Констатирующий эксперимент и анализ его
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 164
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема псевдобульбарной дизартрии интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.
Повышенный интерес к нарушению определяется широкой распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей (Е. Ф. Архипова [6], Е. Н. Винарская [19], Л. В. Лопатина [46], О. В. Правдина [59] и другие).
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В исследованиях О. В. Правдиной [59], Т. Б. Филичевой [70], Л. В. Лопатиной [45], Е. Ф. Архиповой [6] и других авторов отмечается, что наряду с нарушениями звукопроизношения у детей с данной речевой патологией, имеются нарушения мелодико-интонационной стороны речи.
Интонирование речевых высказываний у детей затрудненно, а также их речь выделяется монотонностью и слабой выразительностью. У детей в этой ситуации имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложений. Эти нарушения приводят как к затруднению речевой активности, так и оказывает значительное влияние на взаимодействие ребенка с окружающими его людьми. Также нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур влияет на задержку формирования познавательных процессов, что в дальнейшем негативно влияет на формирование личности в целом.
В большинстве исследований, которые были посвящены проблематике лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии, приводятся различные рекомендации, которые оказывают влияние на процесс формирования интонационной выразительности речи (Л. В. Лопатина [45, 46], Г. В. Бабина[10]). Так, Г. В. Дедюхина [27], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] неоднократно отмечают, что интонация необходима для эмоциональной и смысловой составляющей высказывания. Наша устная речь в процессе коммуникаций становится более функциональной и понятной с помощью мелодико-интонационных средств выразительности.
На сегодняшний день в логопедии формированию речевых звуков уделено гораздо больше внимания в сравнении с развитием интонационной стороны речи. Последнее десятилетие активно разрабатываются особенности формирования интонации у детей с речевыми нарушениями, так как она является симптомом некоторых речевых нарушений и плотно связана со всеми компонентами языка [3, 4, 10, 18, 26, 43, 46, 60, 66].
Исследователи из разных областей науки проявляют особое внимание к формированию интонационно-мелодической стороне речи и этой тематике посвящены вопросы изучения в областях лингвистики, сурдопедагогики, логопедии, психологии речи (В. А. Артемов [3, 4], В. И. Бельтюков [12], Н. И. Жинкин [31], Л. В. Златоусова [33], Н. Д. Светозарова [60], Р. В. Тонкова- Ямпольская [65], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] и др.).
В связи с этим появляется необходимость начала работы по формированию мелодико-интонационной выразительности речи именно в дошкольном возрасте, потому что этот процесс работы будет повышать уровень развития связной речи, позволит исключить различные проблемы высказываний, оказывающих влияние на понимание эмоционального смысла и содержания предложений, таких как нечёткость дикции, монотонность, убыстренный или замедленный темп, нерасчлененность речи.
Рассмотрением особенностей интонационной выразительности речи в онтогенезе занимались педагоги, лингвисты, психологи (В. В. Гербова, А. Н. Гвоздев, Л. А. Копачевская, О. И. Лазаренко, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, C. JI. Рубинштейн, М. Ф. Фомичева и др.).
Для профилактики школьной дезадаптации, подготовки детей к успешному обучению, необходимо работать над преодолением расстройства интонационной выразительности, так как они являются необходимым элементом полноценного развития речи. Указанные особенности предопределяют важность и необходимость полноценного теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и определение наиболее подходящих направлений для повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия с целью устранения нарушений, что и будет определять актуальность нашего исследования.
Объект исследования: мелодико-интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержания логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, проверить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом мы остановились на следующих задачах исследования:
1. Необходимо изучить научно-методическую литературу по данной проблеме у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Подобрать методику изучения сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией, проанализировать его результаты.
4. Выделить необходимые направления работы и разработать комплекс для проведения коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой
псевдобульбарной дизартрией, проверить эффективность проведённой работы.
Для реализации наших целей и задач исследования использовалось несколько методов:
• первым методом является теоретический, в рамках которого требуется провести анализ специальной, логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• вторым методом является эмпирический, в рамках проводится констатирующий эксперимент
• третьим методом является обучающий и контрольный эксперименты, в рамках которых проводится анализ полученных результатов по итогам логопедической работы
• четвертым методом является количественный и качественный анализ данных, которые были получены в ходе эксперимента
База исследования: МБДОУ-детский сад комбинированного вида «Надежда» №120; г. Екатеринбург, ул. Баумана 4.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из нескольких разделов и содержит введение, три главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.
В выпускной квалификационной работе изучены теоретические и методологические основы мелодико-интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также содержание коррекционно-логопедического воздействия, направленного на формирования мелодико-интонационной стороны речи у рассматриваемой категории детей.
Проведены изучение, анализ и обобщение литературы касающейся темы исследования. В ходе теоретической части было рассмотрено множество литературных источников, которые показывают, что мелодико-интонационная сторона речи - это составная характеристика просодической стороны речи, которая включает в себя интонацию, тембр, ритм, логическое и фразовое ударение, смысловые паузы в речи.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выделяются дефекты звуко-произносительной стороны речи (звукопроизношение, слоговой структуры), а также они отличаются несформированностью мелодико-интонационной стороны речи. Их речь не выразительна, монотонна, интонационно не связана.
На констатирующем этапе в исследовании принимало участие 5 детей, в возрасте шести лет, с речевым заключением общее недоразвитие речи (III и II уровня речевого развития). Исследование проводилось на базе государственного автономного образовательного учреждения МБДОУ - детский сад комбинированного вида «Надежда» № 120, г. Екатеринбурга, ул. Баумана 4.
Для изучения состояния мелодико-интонационной стороны речи использовала методику Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной, которая была разработана именно для изучения интонационной стороны речи для детей с дизартрией: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения». (Приложение 1).
За каждое занятие детям ставилось от 1 до 4 баллов. Результаты исследования показали следующее:
- наличие трудностей восприятия на слух: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- трудности отраженного воспроизведения интонации: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- наличие трудностей при определения слова, которое выделяется логическим ударением;
- трудности в употреблении логического ударения.
Суммирование полученных баллов из 4 методик, позволило выделить следующие уровни сформированности мелодико-интонационной стороны речи: высокий, средний, низкий.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о недостаточной сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III и II уровня, а также фонематического недоразвития речи. Исследование свидетельствует о необходимости осуществления коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Было определено содержание и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи, данной категории детей.
Логопедическая работа включала в себя три шага. В ходе выполнения логопедической работы соблюдался комплексный подход, которой включал использования всевозможных способов в формировании данной характеристики речи у старших дошкольников с дизартрией. В ходе работы применялись упражнения, игры с диалогами, стихотворные слова и рассказы.
Контрольный эксперимент показал, что составляющие мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией улучшились: интонация, логическое ударение, темп, паузирование, ритм и синтагма. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал, что некоторые показатели у детей с дизартрией стали лучше, после проведения коррекционно-логопедической работы на контрольном этапе эксперимента. К примеру, становление паузирования, проигрывание ритма и становление темпа.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные в ней задачи решены.
1. Александрова, Л. Ю. Диагностика просодических различий / Л. Ю. Александрова, Н. П. Спирина. - Санкт-Петербург : Акцидент, 2000. - 267 с.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / под общ. ред. Т. В. Чиркиной. - Москва : Айрис-пресс, 2005. - 134 с.
3. Артемов, В. А. Об интонеме и интонационном варианте / В. А. Артемов // Интонация и звуковой состав: Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1965. - С. 3-20.
4. Артемов, В. А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации / В. А. Артемов. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 204 с.
5. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Э. Артемова ; Пед. академия последипломного образования. - Москва,2005.- 139 с.
6. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии : актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 1997. - 220 с.
7. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов педвузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
8. Архипова, Е. Ф. Стертая форма дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 320 с.
9. Ахутина, Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Т. В. Ахутина, И. Н. Горелов и др. - Москва : Наука, 1985. - 240 с.
10. Бабина, Г. В. Коррекционная педагогика единое образовательное пространство : / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес. // Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией : сб. ст. : глав. ред. И. В. Прищепова. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - С. 99-105.
11. Белова-Давид, Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р. А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - Москва : Просвещение, 1969. - С.11-47.
12. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
13. Бельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики / В. И. Бельтюков // Дефектология. - 1973. - № 3. - С. 3-10.
14. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
15. Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник / В. П. Белянин ; под ред. Д. И. Фельдштейн. - Москва : Флинта, 2003. - 232 с.
16. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики : учебное пособие. 4-е издание, исправленное / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. - Санкт- Петербург: Питер ГУ: Академия, 2004. - 160 с.
17. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова / под ред. В. М. Пронина. - Москва : Русский язык, 1977. - 278. - С. 77.
18. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2006. - 141 с.
19. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 268 с.
20. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду : практикум по работе со слабослышащими детьми / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - Москва : учебная литература, 1997. - 240 с.
21. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л. С. Волкова. - Москва : Просвещение, 1989. - 528 с.
22. Выготский, Л. С. Мышление и речь : собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2. / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1982. - 362 с.
23. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1996. - 382 с.
24. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
25. Георгиева, М. П. Русская фонетика и интонация : прак. пособ. для студен / М. П. Георгиева, М. В. Попова. - Москва : Наука и искусство, 1974. - 308 с.
26. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Вопросы логопедии. - Москва, 1978.
27. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике : метод.
пособие / Г. В. Дедюхина. - Москва : Айрис-дидактика, 2006. - 64 с.
28. Ершова, В. В. Психологическая готовность педагогов к применению форм совместной продуктивной деятельности : дис. канд. пед. наук: 19.00.07 / В. В. Ершова; Сев. - Кавказский гос. тех. ун-т. - Ставрополь,
2006. - 160 с.
29. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) : кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. / Л. Н. Ефименко - Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
30. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Просвещение, 1958. - 151 с.
31. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. - Москва : Просвещение, 1966. - С. 5-25.
32. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни : Монография / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. - Москва : Медицина, 1981. - 272 с.
33. Златоустова, Л. В. Интонация и просодия в организации текста / Л. В. Златоусова // Звучащий текст. - 1983. - № 2. - С. 11-12.
34. Златоустова, Л. В. Общая и прикладная фонетика: учебное пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин-Донской. - Москва : Изд- во МГУ, 1986. - 304 с.
35. Исенина, Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза / Е. И. Исенина. - Иваново : Изд-во Ивановского ун-та, 1983. - 78 с.
36. Кантер, Л. А. Системный анализ речевой интонации / Л. А. Кантер. - Москва : Высшая школа, 1988. - 128 с.
37. Кононова, И. М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (раннее детство) : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) / И. М. Кононова. - Москва : Просвещение, 1989. - 111 с.
38. Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями / Л. А. Корпачевская, Е. В. Лавров // Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление : сб. науч. ст. - Москва, 1997. - С. 222-235.
39. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О. И. Лазаренко. - Сфера, 2009. - 137 с.
40. Ларина, Е А. Лингвистические основы изучения интонационной стороны речевой деятельности / Е А Ларина // Теория и практика специального образования. - Хабаровск, 2005. - С. 102-111.
41. Леонтьев, А. А. Язык, речь и речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 110 с.
42. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений., переаб. и допол. / под ред. Л. С. Волковой. - Москва: ВЛАДОС: ил. - (Коррекционная педагогика), 2003. - 703 с.
43. Логопедия. Теория и практика / под ред. д. п. н. профессора Т. Б. Филичевой. - Москва: Эксмо, 2017. - 608 с.
44. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2006. - 34 с.
45. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург. - 2001. - 191 с.
46. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология - 1986, № 2. - С. 64-70.
47. Лурия, А. Р. Язык и сознание / под редакцией Е. Д. Хомской. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
48. Мастюкова, Е. М. Дизартрия : книга по логопедии / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1997. - 254 с.
49. Мастюкова, Е. М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. - Москва. - 1996. - № 5. - С. 3-9.
50. Николаева, Т. М. Языковые функции фразовой интонации и ее лингвистический статус / Т. М. Николаева // Вопросы фонологии и фонетики : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. Н. В. Иванов. - Москва. - 1972. - Ч. 2. - С.75-86.
51. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь : учебное пособие. - 4-е издание, перераб. и доп. / Н. В. Новотворцева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 86 с.
52. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей : учеб. - метод. Пособие / О. С. Орлова. - Москва : АСТ, 2005. - 274 с.
53. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. док. пед. н., проф. Г. В. Иркиной. - 2-е изд., испр. - Москва : АРКТИ, 2006. - 240 с.
54. Основы специальной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. В. Кузнецовой. - Москва : Высш. шк., 2002. - 462 с.
55. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов на Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
56. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. - Москва : Наука, 2006. - 53 с.
57. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 5. - С.57-62.
58. Попова, Т. В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией : автореф. дис. канд. пед. наук : 02.04.2009/ Т. В. Попов. - Москва : Педагогическая академия последипломного образования, 2009. - 27 с.
59. Правдина, О. В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектол. фак-в пед. ин-в. изд-е 2-е доп. и перераб. / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение,1973. - 153 с.
60. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Святозарова. - Ленинград : Изд-во Ленинградского Университета, 1982. - 175 с.
61. Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии / Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Образование, 1996. - 170 с.
62. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классике Стиль, 2003. - 160 с.
63. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 3. С. 64-68.
64. Сорочинская, Т. В. Коррекция звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии / Т. В. Сорочинская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 1998. - № 4. - С. 64-66.
65. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - Москва, 1968. - № 3. - С.24-29.
66. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания / И. Г. Торсуева. - Москва : Наука, 1979. - 110 с.
67. Трубникова, Н. М. Логопедическая технология обследования речи: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т., 2005. - 96 с.
68. Усанова, О. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи / О. Н. Усанова // Дефектология. - 1993. - № 2.
69. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина / под ред. Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
70. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева. - Москва : ГНОМ и Д, 2010. - 128 с.
71. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. уч. / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
72. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. - АН ЛатвССР. Ин-т языка и литературы им. Андрея Упита. - Рига : Зинатне, 1974. - 272 с.
73. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. На материале онтогенеза речи / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. - Москва : Наука, 1990. - 168 с.
74. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное
пособие / сост. К. Ф. Седова. - Москва : Просвещение, 1979. - 426 с.
75. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. - Москва: АСТ Астрель, 2005. - 324 с.
76. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребенком: сб. науч. тр. - Москва : Московский Университет, 1986. - 46 с.