Технология формирования мелодико-интонационной стороны речи у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Онтогенез мелодико-интонационной стороны речи у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 14
1.3. Характеристика нарушений мелодико-интонационной стороны
речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов обследования мелодико-интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Теоретическое обоснование принципы и организация
обучающего эксперимента 43
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 47
3.3 Констатирующий эксперимент и анализ его
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 164
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Онтогенез мелодико-интонационной стороны речи у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 14
1.3. Характеристика нарушений мелодико-интонационной стороны
речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов обследования мелодико-интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Теоретическое обоснование принципы и организация
обучающего эксперимента 43
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 47
3.3 Констатирующий эксперимент и анализ его
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 164
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема псевдобульбарной дизартрии интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.
Повышенный интерес к нарушению определяется широкой распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей (Е. Ф. Архипова [6], Е. Н. Винарская [19], Л. В. Лопатина [46], О. В. Правдина [59] и другие).
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В исследованиях О. В. Правдиной [59], Т. Б. Филичевой [70], Л. В. Лопатиной [45], Е. Ф. Архиповой [6] и других авторов отмечается, что наряду с нарушениями звукопроизношения у детей с данной речевой патологией, имеются нарушения мелодико-интонационной стороны речи.
Интонирование речевых высказываний у детей затрудненно, а также их речь выделяется монотонностью и слабой выразительностью. У детей в этой ситуации имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложений. Эти нарушения приводят как к затруднению речевой активности, так и оказывает значительное влияние на взаимодействие ребенка с окружающими его людьми. Также нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур влияет на задержку формирования познавательных процессов, что в дальнейшем негативно влияет на формирование личности в целом.
В большинстве исследований, которые были посвящены проблематике лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии, приводятся различные рекомендации, которые оказывают влияние на процесс формирования интонационной выразительности речи (Л. В. Лопатина [45, 46], Г. В. Бабина[10]). Так, Г. В. Дедюхина [27], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] неоднократно отмечают, что интонация необходима для эмоциональной и смысловой составляющей высказывания. Наша устная речь в процессе коммуникаций становится более функциональной и понятной с помощью мелодико-интонационных средств выразительности.
На сегодняшний день в логопедии формированию речевых звуков уделено гораздо больше внимания в сравнении с развитием интонационной стороны речи. Последнее десятилетие активно разрабатываются особенности формирования интонации у детей с речевыми нарушениями, так как она является симптомом некоторых речевых нарушений и плотно связана со всеми компонентами языка [3, 4, 10, 18, 26, 43, 46, 60, 66].
Исследователи из разных областей науки проявляют особое внимание к формированию интонационно-мелодической стороне речи и этой тематике посвящены вопросы изучения в областях лингвистики, сурдопедагогики, логопедии, психологии речи (В. А. Артемов [3, 4], В. И. Бельтюков [12], Н. И. Жинкин [31], Л. В. Златоусова [33], Н. Д. Светозарова [60], Р. В. Тонкова- Ямпольская [65], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] и др.).
В связи с этим появляется необходимость начала работы по формированию мелодико-интонационной выразительности речи именно в дошкольном возрасте, потому что этот процесс работы будет повышать уровень развития связной речи, позволит исключить различные проблемы высказываний, оказывающих влияние на понимание эмоционального смысла и содержания предложений, таких как нечёткость дикции, монотонность, убыстренный или замедленный темп, нерасчлененность речи.
Рассмотрением особенностей интонационной выразительности речи в онтогенезе занимались педагоги, лингвисты, психологи (В. В. Гербова, А. Н. Гвоздев, Л. А. Копачевская, О. И. Лазаренко, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, C. JI. Рубинштейн, М. Ф. Фомичева и др.).
Для профилактики школьной дезадаптации, подготовки детей к успешному обучению, необходимо работать над преодолением расстройства интонационной выразительности, так как они являются необходимым элементом полноценного развития речи. Указанные особенности предопределяют важность и необходимость полноценного теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и определение наиболее подходящих направлений для повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия с целью устранения нарушений, что и будет определять актуальность нашего исследования.
Объект исследования: мелодико-интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержания логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, проверить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом мы остановились на следующих задачах исследования:
1. Необходимо изучить научно-методическую литературу по данной проблеме у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Подобрать методику изучения сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией, проанализировать его результаты.
4. Выделить необходимые направления работы и разработать комплекс для проведения коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой
псевдобульбарной дизартрией, проверить эффективность проведённой работы.
Для реализации наших целей и задач исследования использовалось несколько методов:
• первым методом является теоретический, в рамках которого требуется провести анализ специальной, логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• вторым методом является эмпирический, в рамках проводится констатирующий эксперимент
• третьим методом является обучающий и контрольный эксперименты, в рамках которых проводится анализ полученных результатов по итогам логопедической работы
• четвертым методом является количественный и качественный анализ данных, которые были получены в ходе эксперимента
База исследования: МБДОУ-детский сад комбинированного вида «Надежда» №120; г. Екатеринбург, ул. Баумана 4.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из нескольких разделов и содержит введение, три главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.
Повышенный интерес к нарушению определяется широкой распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей (Е. Ф. Архипова [6], Е. Н. Винарская [19], Л. В. Лопатина [46], О. В. Правдина [59] и другие).
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В исследованиях О. В. Правдиной [59], Т. Б. Филичевой [70], Л. В. Лопатиной [45], Е. Ф. Архиповой [6] и других авторов отмечается, что наряду с нарушениями звукопроизношения у детей с данной речевой патологией, имеются нарушения мелодико-интонационной стороны речи.
Интонирование речевых высказываний у детей затрудненно, а также их речь выделяется монотонностью и слабой выразительностью. У детей в этой ситуации имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложений. Эти нарушения приводят как к затруднению речевой активности, так и оказывает значительное влияние на взаимодействие ребенка с окружающими его людьми. Также нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур влияет на задержку формирования познавательных процессов, что в дальнейшем негативно влияет на формирование личности в целом.
В большинстве исследований, которые были посвящены проблематике лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии, приводятся различные рекомендации, которые оказывают влияние на процесс формирования интонационной выразительности речи (Л. В. Лопатина [45, 46], Г. В. Бабина[10]). Так, Г. В. Дедюхина [27], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] неоднократно отмечают, что интонация необходима для эмоциональной и смысловой составляющей высказывания. Наша устная речь в процессе коммуникаций становится более функциональной и понятной с помощью мелодико-интонационных средств выразительности.
На сегодняшний день в логопедии формированию речевых звуков уделено гораздо больше внимания в сравнении с развитием интонационной стороны речи. Последнее десятилетие активно разрабатываются особенности формирования интонации у детей с речевыми нарушениями, так как она является симптомом некоторых речевых нарушений и плотно связана со всеми компонентами языка [3, 4, 10, 18, 26, 43, 46, 60, 66].
Исследователи из разных областей науки проявляют особое внимание к формированию интонационно-мелодической стороне речи и этой тематике посвящены вопросы изучения в областях лингвистики, сурдопедагогики, логопедии, психологии речи (В. А. Артемов [3, 4], В. И. Бельтюков [12], Н. И. Жинкин [31], Л. В. Златоусова [33], Н. Д. Светозарова [60], Р. В. Тонкова- Ямпольская [65], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] и др.).
В связи с этим появляется необходимость начала работы по формированию мелодико-интонационной выразительности речи именно в дошкольном возрасте, потому что этот процесс работы будет повышать уровень развития связной речи, позволит исключить различные проблемы высказываний, оказывающих влияние на понимание эмоционального смысла и содержания предложений, таких как нечёткость дикции, монотонность, убыстренный или замедленный темп, нерасчлененность речи.
Рассмотрением особенностей интонационной выразительности речи в онтогенезе занимались педагоги, лингвисты, психологи (В. В. Гербова, А. Н. Гвоздев, Л. А. Копачевская, О. И. Лазаренко, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, C. JI. Рубинштейн, М. Ф. Фомичева и др.).
Для профилактики школьной дезадаптации, подготовки детей к успешному обучению, необходимо работать над преодолением расстройства интонационной выразительности, так как они являются необходимым элементом полноценного развития речи. Указанные особенности предопределяют важность и необходимость полноценного теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и определение наиболее подходящих направлений для повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия с целью устранения нарушений, что и будет определять актуальность нашего исследования.
Объект исследования: мелодико-интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержания логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, проверить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом мы остановились на следующих задачах исследования:
1. Необходимо изучить научно-методическую литературу по данной проблеме у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Подобрать методику изучения сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией, проанализировать его результаты.
4. Выделить необходимые направления работы и разработать комплекс для проведения коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой
псевдобульбарной дизартрией, проверить эффективность проведённой работы.
Для реализации наших целей и задач исследования использовалось несколько методов:
• первым методом является теоретический, в рамках которого требуется провести анализ специальной, логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• вторым методом является эмпирический, в рамках проводится констатирующий эксперимент
• третьим методом является обучающий и контрольный эксперименты, в рамках которых проводится анализ полученных результатов по итогам логопедической работы
• четвертым методом является количественный и качественный анализ данных, которые были получены в ходе эксперимента
База исследования: МБДОУ-детский сад комбинированного вида «Надежда» №120; г. Екатеринбург, ул. Баумана 4.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из нескольких разделов и содержит введение, три главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.
В выпускной квалификационной работе изучены теоретические и методологические основы мелодико-интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также содержание коррекционно-логопедического воздействия, направленного на формирования мелодико-интонационной стороны речи у рассматриваемой категории детей.
Проведены изучение, анализ и обобщение литературы касающейся темы исследования. В ходе теоретической части было рассмотрено множество литературных источников, которые показывают, что мелодико-интонационная сторона речи - это составная характеристика просодической стороны речи, которая включает в себя интонацию, тембр, ритм, логическое и фразовое ударение, смысловые паузы в речи.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выделяются дефекты звуко-произносительной стороны речи (звукопроизношение, слоговой структуры), а также они отличаются несформированностью мелодико-интонационной стороны речи. Их речь не выразительна, монотонна, интонационно не связана.
На констатирующем этапе в исследовании принимало участие 5 детей, в возрасте шести лет, с речевым заключением общее недоразвитие речи (III и II уровня речевого развития). Исследование проводилось на базе государственного автономного образовательного учреждения МБДОУ - детский сад комбинированного вида «Надежда» № 120, г. Екатеринбурга, ул. Баумана 4.
Для изучения состояния мелодико-интонационной стороны речи использовала методику Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной, которая была разработана именно для изучения интонационной стороны речи для детей с дизартрией: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения». (Приложение 1).
За каждое занятие детям ставилось от 1 до 4 баллов. Результаты исследования показали следующее:
- наличие трудностей восприятия на слух: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- трудности отраженного воспроизведения интонации: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- наличие трудностей при определения слова, которое выделяется логическим ударением;
- трудности в употреблении логического ударения.
Суммирование полученных баллов из 4 методик, позволило выделить следующие уровни сформированности мелодико-интонационной стороны речи: высокий, средний, низкий.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о недостаточной сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III и II уровня, а также фонематического недоразвития речи. Исследование свидетельствует о необходимости осуществления коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Было определено содержание и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи, данной категории детей.
Логопедическая работа включала в себя три шага. В ходе выполнения логопедической работы соблюдался комплексный подход, которой включал использования всевозможных способов в формировании данной характеристики речи у старших дошкольников с дизартрией. В ходе работы применялись упражнения, игры с диалогами, стихотворные слова и рассказы.
Контрольный эксперимент показал, что составляющие мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией улучшились: интонация, логическое ударение, темп, паузирование, ритм и синтагма. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал, что некоторые показатели у детей с дизартрией стали лучше, после проведения коррекционно-логопедической работы на контрольном этапе эксперимента. К примеру, становление паузирования, проигрывание ритма и становление темпа.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные в ней задачи решены.
Проведены изучение, анализ и обобщение литературы касающейся темы исследования. В ходе теоретической части было рассмотрено множество литературных источников, которые показывают, что мелодико-интонационная сторона речи - это составная характеристика просодической стороны речи, которая включает в себя интонацию, тембр, ритм, логическое и фразовое ударение, смысловые паузы в речи.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выделяются дефекты звуко-произносительной стороны речи (звукопроизношение, слоговой структуры), а также они отличаются несформированностью мелодико-интонационной стороны речи. Их речь не выразительна, монотонна, интонационно не связана.
На констатирующем этапе в исследовании принимало участие 5 детей, в возрасте шести лет, с речевым заключением общее недоразвитие речи (III и II уровня речевого развития). Исследование проводилось на базе государственного автономного образовательного учреждения МБДОУ - детский сад комбинированного вида «Надежда» № 120, г. Екатеринбурга, ул. Баумана 4.
Для изучения состояния мелодико-интонационной стороны речи использовала методику Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной, которая была разработана именно для изучения интонационной стороны речи для детей с дизартрией: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения». (Приложение 1).
За каждое занятие детям ставилось от 1 до 4 баллов. Результаты исследования показали следующее:
- наличие трудностей восприятия на слух: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- трудности отраженного воспроизведения интонации: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- наличие трудностей при определения слова, которое выделяется логическим ударением;
- трудности в употреблении логического ударения.
Суммирование полученных баллов из 4 методик, позволило выделить следующие уровни сформированности мелодико-интонационной стороны речи: высокий, средний, низкий.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о недостаточной сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III и II уровня, а также фонематического недоразвития речи. Исследование свидетельствует о необходимости осуществления коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Было определено содержание и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи, данной категории детей.
Логопедическая работа включала в себя три шага. В ходе выполнения логопедической работы соблюдался комплексный подход, которой включал использования всевозможных способов в формировании данной характеристики речи у старших дошкольников с дизартрией. В ходе работы применялись упражнения, игры с диалогами, стихотворные слова и рассказы.
Контрольный эксперимент показал, что составляющие мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией улучшились: интонация, логическое ударение, темп, паузирование, ритм и синтагма. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал, что некоторые показатели у детей с дизартрией стали лучше, после проведения коррекционно-логопедической работы на контрольном этапе эксперимента. К примеру, становление паузирования, проигрывание ритма и становление темпа.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные в ней задачи решены.
Подобные работы
- Технология формирования мелодико-интонационной стороны речи у
старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование интонационных умений в самостоятельной речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



