ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «взаимодействие» в теории педагогики 6
1.2.Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 12
1.3.Направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших
школьников 24
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ
И ШКОЛЫ....30
2.1. Диагностики уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 30
2.2. Исследование уровня патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста 39
2.3. Организация взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание является ключевой задачей образования для любой страны. Активная жизненная позиция и инициатива каждого гражданина Российской Федерации являются необходимым условием формирования гражданского общества. Поэтому государство сегодня как никогда заинтересовано в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, а также в формировании в социально-культурном контексте активной, творческой личности как основы гражданского общества.
Патриотическое воспитание, безусловно, предполагает непрерывное взаимодействие школы и семьи, их конструктивный диалог, направленный на развитие подрастающего поколения. На современном этапе развития общества во всех его сложных и противоречивых аспектах школа, педагоги, родители, обучающиеся должны помогать друг другу, поддерживать, заботиться, включаясь в активную созидательную деятельность.
Анализ методической литературы и существующей практики воспитания в образовательных учреждениях свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме патриотического воспитания. Однако, как отмечают исследователи, в школе не хватает систематической работы в этом направлении. Это отражается в низком уровне школьного самоуправления, недостаточной вовлеченности школьников в общественно-активную деятельность, в преобладании «образовательной» парадигмы организации образования по сравнению с компетенцией и деятельностью.
Не менее значимой и проблемной областью педагогики как теории и практики является не только патриотическое воспитание школьника, но и определение уровня его сформированности в рамках педагогического мониторинга и диагностики на основании научно обоснованных методик, на основании реализации которых могут быть получены различные результаты, нуждающиеся в интерпретации. Указанные обстоятельства демонстрируют сложный характер рассматриваемых деятельностей педагога, в то же время обнаруживают актуальность настоящего исследования, посвященного изучению патриотического воспитания младших школьников.
В современных условиях проблема патриотического воспитания одна из актуальных проблем современного образования. Действующим ФГОС НОО установлено, что становление основ напрямую связанной с проблематикой патриотического воспитания исследования гражданской идентичности осуществляется уже на ступени начального общего образования, при этом гражданская идентичность является основой развития в России гражданского общества, а личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в том числе «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».
Объектом выпускной квалификационной работы является патриотическое воспитание младших школьников в рамках осуществляемого взаимодействия семьи и школы.
Предмет работы: сотрудничество семьи и школы в процессе патриотического воспитания младших школьников.
Целью исследования является изучение особенностей патриотического воспитания младших школьников во взаимодействии семьи и школы через организацию эмпирического исследования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «взаимодействие» в педагогике.
2. Изучить особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников.
4. Провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников в рамках конкретного учебного заведения.
5. Рассмотреть формы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы, были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, синтез, системно-структурный и иные методы. В рамках проведения диагностики гражданской идентичности младших школьников использованы методы анкетирования, решения ситуационных задач, завершения неоконченного предложения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы.
В ходе проведенного исследования нами сделаны следующие выводы и получены нижеследующие результаты:
1. Раскрыто содержание понятия «взаимодействие» в педагогике. Так, сделан вывод, что педагогическое взаимодействие является сложной категорией, подразумевающей связь субъектов педагогической деятельности на основе специальных принципов и включающая многообразие форм, таких как: опека, наставничество, партнерство, сотрудничество и содружество.
2. Изучены особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Так, если мы говорим о патриотизме младшего школьника, который необходимо еще сформировать как результат усвоения культурных ценностей и норм, социализации, приобщения к традициям российского государства и общества, становления младшего школьника в качестве патриота, гражданина, представителя коллектива, члена семьи и др., - мы с необходимостью должны утверждать, что сам процесс идентификации, формирования патриотизма уже является своеобразным, условно скажем, экспериментально-опытным методом исследования патриотизма младшего школьника, поскольку педагогическая деятельность является непрерывным процессом, предполагающим постоянное наблюдение, корректировку поведения, приобщения к нормам, воспитания и образования детей. Таким образом, сущность патриотизма заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к социальному и природному миру. В структуру патриотизма включены три основополагающих компонента: когнитивный (знания о гражданственности и ее составляющих), ценностный и эмоциональный (отношенческий). Достижение высокого уровня патриотической воспитанности является важной задачей для развития личности. Исследование патриотического воспитания младших школьников не может быть оторванным от практики его формирования.
3. Исследованы направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников. Взаимодействие (сотрудничество) школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития. Полагаем, что относительно специфики взаимодействия семьи и школы в процессе патриотического воспитания младших школьников вышеприведенные суждения могут быть дополнены и конкретизированы с помощью обращения к его основным принципам и формам такого взаимодействия (сотрудничества), используемым при этом средствам. Во- первых, «взаимодействие семьи и школы в процессе патриотического воспитания младших школьников базируется на принципах: первоочередного права родителей на воспитание гражданской позиции у детей; достоверности информации; практико-ориентированности информации; взаимного сотрудничества и взаимоуважения; развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); гуманизации, сотрудничества; системности воспитательных воздействий на детей; преемственности семьи и школы в воспитании гражданской позиции у младших школьников». Во- вторых, в силу специфики самого процесса патриотического воспитания, которое осуществляется непрерывно, необходимо выделять учебные (урочные) и внеучебные (внеурочные) формы взаимодействия школы и семьи. Особенность учебных (урочных) форм заключается в косвенном воздействии на всю семью через личность школьника, который воспринимает новые знания, может делиться ими со своими близкими, использует результаты своего обучения в рамках взаимодействия с окружающими и близкими людьми, в определенном смысле ориентируется на итоги своего обучения, привлекая к ним внимание других членов семьи. Внеучебные (внеурочные) формы взаимодействия школы и семьи являются непосредственными (прямыми), предполагают активное участие в процессе патриотического воспитания младшего школьника усилиями всех субъектов: педагогов, членов семьи, самого ребенка. В-третьих, каждой из форм взаимодействия (сотрудничества) школы и семьи в процессе патриотического воспитания младшего школьника присущи свои особые средства (методы).
Проведена диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников в рамках конкретного учебного заведения. В рамках настоящего исследования нами выбраны наиболее оптимальные и понятные методы диагностики патриотической воспитанности, широко применяемые педагогами начальной школы: анкетирование, решение ситуационной задачи, завершение неоконченного предложения. Реализация указанных методов осуществлена на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения — средняя общеобразовательная школа № 23 города Екатеринбурга. Полученные при этом показатели, с одной стороны, являются в целом удовлетворительными, с другой стороны, требуют корректировки в процессе педагогического взаимодействия (например, с использованием методов регионального краеведения, сотрудничества педагогов с родителями обучающихся, внедрения в процесс обучения игровых методов, основанных на аксиологическом (ценностном) подходе к формированию личности обучающихся и т.д.)
На базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения — средняя общеобразовательная школа № 23 города Екатеринбурга нами проведено исследование уровня сформированности уровня патриотической воспитанности младших школьников 2 -3 классов. Методом случайной выборки определены 30 испытуемых, распределенных по трем группам (в каждой - 10 человек). Каждая из трех групп соответственно оценивалась на основе методов: анкетирования, решения ситуационной задачи, завершения незаконченного предложения.
В результате установлено, что уровень сформированности патриотической воспитанности младших школьников, обучающихся на базе
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения — средняя общеобразовательная школа № 23 города Екатеринбурга, является в целом удовлетворительным: 1) высокому уровню соответствуют 28-33% младших школьников (установлены наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции: проявление уважительного отношения к своей семье, дому, школе; активно выражается желание заботиться о других людях; учащийся знает историю малой Родины, активно участвует в патриотической деятельности); 2) среднему уровню соответствуют 58-67% младших школьников (установлены критерии: самостоятельность в проявлении патриотизма, хотя активная общественная позиция в поведении еще отсутствует: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; школьник выражает чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; демонстрирует желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей малой Родины, но лишь по заданию учителя проявляет стремление к патриотической деятельности); 3) уровню ниже среднего соответствуют 6-10% младших школьника (в отношении школьников установлены такие критерии, как: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, учебному заведению; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при выполнении патриотической деятельности; чувство гордости за свое Отечество развито слабо; историей малой Родины интересуется поверхностно - может послушать, но сам инициативы не проявляет; из предложенных символов России и малой Родины узнает лишь некоторые).
Названные показатели, с одной стороны, являются в целом удовлетворительными, с другой стороны, требуют корректировки в процессе педагогического взаимодействия (например, с использованием методов регионального краеведения, сотрудничества педагогов с родителями обучающихся, внедрения в процесс обучения игровых методов, основанных на аксиологическом (ценностном) подходе к формированию личности обучающихся и т.д.)
4. Рассмотрены формы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. Организация взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста должна основываться на следующих принципах: активное вовлечение родителей младших школьников в воспитательный процесс; психолого-педагогическое просвещение родителей, в том числе в связи и по поводу основ патриотического воспитания детей; создание благоприятных условий для взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса; разумное сочетание
разнообразных форм и методов взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста; нацеленность на позитивный результат взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей.Следование данным принципам позволит эффективно организовать сотрудничество семьи и школы, укрепив связь двух указанных социальных институтов в их действенном и согласованном сосуществовании для достижении целей воспитания патриотизма в детях.
1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества[Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С.65-85.
2. Безгина, Н. В. «Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека [Электронный ресурс] / Н.В. Безгина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. -2017. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-identichnostkak-komponent-v- sotsialnom-stanovlenii-cheloveka(дата обращения: 11.09.2021г.)
3. Белкин, А.С. Педагогика Детства (Основы возрастной педагогики) [Текст]/ А. С. Белкин. Екатеринбург: Сократ, 1995. - 246 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во ин-та практ. психол, 2015 [Текст]/ Божович Л.И. 352 с.
5. Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Формирование гражданской позиции обучающихся в вопросах и ответах: учебное пособие. Ярославль [Текст]/ Бугайчук Т.В.,Коряковцева О.А. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 24.
6. Воротилова С. В. Концепты семейно-родовой истории в контексте становления российской гражданской идентичности подростка // [Текст]/ Воротилова С.В. Грани познания. - 2016. - № 3. - С. 8.
7. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. - Ярославль: [Текст]/ Л.В.Байбородова, А.В.Репина. Департамент образования Ярославской области, 2013. 268 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 2015,[Текст]/ Выготский Л.С. ,480 с.
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2015. 223 с. (Стандарты второго поколения).
10. Гриценко, Л.И., Макаренко А.С. Педагогика трудного детства. Волгоград: Волгоградский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования[Текст]/ Л.И. Гриценко. - М.: Просвещение, 2003. - 241 с.
11. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. [Текст]/ Дробижева Л.М.,Рыжова С.В. С. 11.
12. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2016.[Текст]/ Ефименко В.Н., № 11. С. 250-254.
13. Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. 1988. № 10. [Текст]/ Ибрагимова В.Н. -С. 57-60.
14. Измерова Я.Е. Гражданское воспитание личности учащихся в процессе изучения литературы (на материале образовательных учреждений) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01// [Текст]/ Измерова Ясина Евгеньевна. - Барнаул, 2015. 225 с.
15. Ильенков Э.В. Истоки мышления; Диалектика идеального. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. [Текст]/ Ильенков Э.В., С. 190.
16. Ильинская И.В., Лашкова Г.Н. Изучение сформированности основ гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе // Вестник Череповецкого государственного университета 2013. № 2. [Текст]/ Ильинская И.В., Т. 1.
...