Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа №93663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «взаимодействие» в теории педагогики 6
1.2.Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 12
1.3.Направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших
школьников 24
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ
И ШКОЛЫ....30
2.1. Диагностики уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 30
2.2. Исследование уровня патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста 39
2.3. Организация взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 67


Актуальность исследования. Патриотическое воспитание является ключевой задачей образования для любой страны. Активная жизненная позиция и инициатива каждого гражданина Российской Федерации являются необходимым условием формирования гражданского общества. Поэтому государство сегодня как никогда заинтересовано в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, а также в формировании в социально-культурном контексте активной, творческой личности как основы гражданского общества.
Патриотическое воспитание, безусловно, предполагает непрерывное взаимодействие школы и семьи, их конструктивный диалог, направленный на развитие подрастающего поколения. На современном этапе развития общества во всех его сложных и противоречивых аспектах школа, педагоги, родители, обучающиеся должны помогать друг другу, поддерживать, заботиться, включаясь в активную созидательную деятельность.
Анализ методической литературы и существующей практики воспитания в образовательных учреждениях свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме патриотического воспитания. Однако, как отмечают исследователи, в школе не хватает систематической работы в этом направлении. Это отражается в низком уровне школьного самоуправления, недостаточной вовлеченности школьников в общественно-активную деятельность, в преобладании «образовательной» парадигмы организации образования по сравнению с компетенцией и деятельностью.
Не менее значимой и проблемной областью педагогики как теории и практики является не только патриотическое воспитание школьника, но и определение уровня его сформированности в рамках педагогического мониторинга и диагностики на основании научно обоснованных методик, на основании реализации которых могут быть получены различные результаты, нуждающиеся в интерпретации. Указанные обстоятельства демонстрируют сложный характер рассматриваемых деятельностей педагога, в то же время обнаруживают актуальность настоящего исследования, посвященного изучению патриотического воспитания младших школьников.
В современных условиях проблема патриотического воспитания одна из актуальных проблем современного образования. Действующим ФГОС НОО установлено, что становление основ напрямую связанной с проблематикой патриотического воспитания исследования гражданской идентичности осуществляется уже на ступени начального общего образования, при этом гражданская идентичность является основой развития в России гражданского общества, а личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в том числе «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».
Объектом выпускной квалификационной работы является патриотическое воспитание младших школьников в рамках осуществляемого взаимодействия семьи и школы.
Предмет работы: сотрудничество семьи и школы в процессе патриотического воспитания младших школьников.
Целью исследования является изучение особенностей патриотического воспитания младших школьников во взаимодействии семьи и школы через организацию эмпирического исследования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «взаимодействие» в педагогике.
2. Изучить особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников.
4. Провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников в рамках конкретного учебного заведения.
5. Рассмотреть формы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы, были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, синтез, системно-структурный и иные методы. В рамках проведения диагностики гражданской идентичности младших школьников использованы методы анкетирования, решения ситуационных задач, завершения неоконченного предложения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования нами сделаны следующие выводы и получены нижеследующие результаты:
1. Раскрыто содержание понятия «взаимодействие» в педагогике. Так, сделан вывод, что педагогическое взаимодействие является сложной категорией, подразумевающей связь субъектов педагогической деятельности на основе специальных принципов и включающая многообразие форм, таких как: опека, наставничество, партнерство, сотрудничество и содружество.
2. Изучены особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Так, если мы говорим о патриотизме младшего школьника, который необходимо еще сформировать как результат усвоения культурных ценностей и норм, социализации, приобщения к традициям российского государства и общества, становления младшего школьника в качестве патриота, гражданина, представителя коллектива, члена семьи и др., - мы с необходимостью должны утверждать, что сам процесс идентификации, формирования патриотизма уже является своеобразным, условно скажем, экспериментально-опытным методом исследования патриотизма младшего школьника, поскольку педагогическая деятельность является непрерывным процессом, предполагающим постоянное наблюдение, корректировку поведения, приобщения к нормам, воспитания и образования детей. Таким образом, сущность патриотизма заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к социальному и природному миру. В структуру патриотизма включены три основополагающих компонента: когнитивный (знания о гражданственности и ее составляющих), ценностный и эмоциональный (отношенческий). Достижение высокого уровня патриотической воспитанности является важной задачей для развития личности. Исследование патриотического воспитания младших школьников не может быть оторванным от практики его формирования.
3. Исследованы направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников. Взаимодействие (сотрудничество) школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития. Полагаем, что относительно специфики взаимодействия семьи и школы в процессе патриотического воспитания младших школьников вышеприведенные суждения могут быть дополнены и конкретизированы с помощью обращения к его основным принципам и формам такого взаимодействия (сотрудничества), используемым при этом средствам. Во- первых, «взаимодействие семьи и школы в процессе патриотического воспитания младших школьников базируется на принципах: первоочередного права родителей на воспитание гражданской позиции у детей; достоверности информации; практико-ориентированности информации; взаимного сотрудничества и взаимоуважения; развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); гуманизации, сотрудничества; системности воспитательных воздействий на детей; преемственности семьи и школы в воспитании гражданской позиции у младших школьников». Во- вторых, в силу специфики самого процесса патриотического воспитания, которое осуществляется непрерывно, необходимо выделять учебные (урочные) и внеучебные (внеурочные) формы взаимодействия школы и семьи. Особенность учебных (урочных) форм заключается в косвенном воздействии на всю семью через личность школьника, который воспринимает новые знания, может делиться ими со своими близкими, использует результаты своего обучения в рамках взаимодействия с окружающими и близкими людьми, в определенном смысле ориентируется на итоги своего обучения, привлекая к ним внимание других членов семьи. Внеучебные (внеурочные) формы взаимодействия школы и семьи являются непосредственными (прямыми), предполагают активное участие в процессе патриотического воспитания младшего школьника усилиями всех субъектов: педагогов, членов семьи, самого ребенка. В-третьих, каждой из форм взаимодействия (сотрудничества) школы и семьи в процессе патриотического воспитания младшего школьника присущи свои особые средства (методы).
Проведена диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников в рамках конкретного учебного заведения. В рамках настоящего исследования нами выбраны наиболее оптимальные и понятные методы диагностики патриотической воспитанности, широко применяемые педагогами начальной школы: анкетирование, решение ситуационной задачи, завершение неоконченного предложения. Реализация указанных методов осуществлена на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения — средняя общеобразовательная школа № 23 города Екатеринбурга. Полученные при этом показатели, с одной стороны, являются в целом удовлетворительными, с другой стороны, требуют корректировки в процессе педагогического взаимодействия (например, с использованием методов регионального краеведения, сотрудничества педагогов с родителями обучающихся, внедрения в процесс обучения игровых методов, основанных на аксиологическом (ценностном) подходе к формированию личности обучающихся и т.д.)
На базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения — средняя общеобразовательная школа № 23 города Екатеринбурга нами проведено исследование уровня сформированности уровня патриотической воспитанности младших школьников 2 -3 классов. Методом случайной выборки определены 30 испытуемых, распределенных по трем группам (в каждой - 10 человек). Каждая из трех групп соответственно оценивалась на основе методов: анкетирования, решения ситуационной задачи, завершения незаконченного предложения.
В результате установлено, что уровень сформированности патриотической воспитанности младших школьников, обучающихся на базе
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения — средняя общеобразовательная школа № 23 города Екатеринбурга, является в целом удовлетворительным: 1) высокому уровню соответствуют 28-33% младших школьников (установлены наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции: проявление уважительного отношения к своей семье, дому, школе; активно выражается желание заботиться о других людях; учащийся знает историю малой Родины, активно участвует в патриотической деятельности); 2) среднему уровню соответствуют 58-67% младших школьников (установлены критерии: самостоятельность в проявлении патриотизма, хотя активная общественная позиция в поведении еще отсутствует: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; школьник выражает чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; демонстрирует желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей малой Родины, но лишь по заданию учителя проявляет стремление к патриотической деятельности); 3) уровню ниже среднего соответствуют 6-10% младших школьника (в отношении школьников установлены такие критерии, как: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, учебному заведению; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при выполнении патриотической деятельности; чувство гордости за свое Отечество развито слабо; историей малой Родины интересуется поверхностно - может послушать, но сам инициативы не проявляет; из предложенных символов России и малой Родины узнает лишь некоторые).
Названные показатели, с одной стороны, являются в целом удовлетворительными, с другой стороны, требуют корректировки в процессе педагогического взаимодействия (например, с использованием методов регионального краеведения, сотрудничества педагогов с родителями обучающихся, внедрения в процесс обучения игровых методов, основанных на аксиологическом (ценностном) подходе к формированию личности обучающихся и т.д.)
4. Рассмотрены формы взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. Организация взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста должна основываться на следующих принципах: активное вовлечение родителей младших школьников в воспитательный процесс; психолого-педагогическое просвещение родителей, в том числе в связи и по поводу основ патриотического воспитания детей; создание благоприятных условий для взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса; разумное сочетание
разнообразных форм и методов взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста; нацеленность на позитивный результат взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей.Следование данным принципам позволит эффективно организовать сотрудничество семьи и школы, укрепив связь двух указанных социальных институтов в их действенном и согласованном сосуществовании для достижении целей воспитания патриотизма в детях.



1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества[Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С.65-85.
2. Безгина, Н. В. «Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека [Электронный ресурс] / Н.В. Безгина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. -2017. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-identichnostkak-komponent-v- sotsialnom-stanovlenii-cheloveka(дата обращения: 11.09.2021г.)
3. Белкин, А.С. Педагогика Детства (Основы возрастной педагогики) [Текст]/ А. С. Белкин. Екатеринбург: Сократ, 1995. - 246 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во ин-та практ. психол, 2015 [Текст]/ Божович Л.И. 352 с.
5. Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Формирование гражданской позиции обучающихся в вопросах и ответах: учебное пособие. Ярославль [Текст]/ Бугайчук Т.В.,Коряковцева О.А. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 24.
6. Воротилова С. В. Концепты семейно-родовой истории в контексте становления российской гражданской идентичности подростка // [Текст]/ Воротилова С.В. Грани познания. - 2016. - № 3. - С. 8.
7. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. - Ярославль: [Текст]/ Л.В.Байбородова, А.В.Репина. Департамент образования Ярославской области, 2013. 268 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 2015,[Текст]/ Выготский Л.С. ,480 с.
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2015. 223 с. (Стандарты второго поколения).
10. Гриценко, Л.И., Макаренко А.С. Педагогика трудного детства. Волгоград: Волгоградский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования[Текст]/ Л.И. Гриценко. - М.: Просвещение, 2003. - 241 с.
11. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. [Текст]/ Дробижева Л.М.,Рыжова С.В. С. 11.
12. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2016.[Текст]/ Ефименко В.Н., № 11. С. 250-254.
13. Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. 1988. № 10. [Текст]/ Ибрагимова В.Н. -С. 57-60.
14. Измерова Я.Е. Гражданское воспитание личности учащихся в процессе изучения литературы (на материале образовательных учреждений) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01// [Текст]/ Измерова Ясина Евгеньевна. - Барнаул, 2015. 225 с.
15. Ильенков Э.В. Истоки мышления; Диалектика идеального. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. [Текст]/ Ильенков Э.В., С. 190.
16. Ильинская И.В., Лашкова Г.Н. Изучение сформированности основ гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе // Вестник Череповецкого государственного университета 2013. № 2. [Текст]/ Ильинская И.В., Т. 1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ