ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ФФНР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 6
1.1. Онтогенез развития речи 6
1.2. Характеристика речи детей с ФФНР 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 15
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента
дошкольников 15
2.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФФНР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 42
3.1. Основные принципы, цели, задачи построения логопедической работы по преодолению ФФНР у старших дошкольников на логопедическом пункте .. 42
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению ФФНР у старших
дошкольников на логопедическом пункте 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования уровень развития речи занимает важное место в личностном становлении ребенка, а для благоприятного обучения в школе необходимо своевременное овладение корректной речью. Дошкольный возраст восприимчив для формирования и развития речевых процессов. Чаще всего дефекты речи заметны в произношении. Формировать нормативное произношение достаточно затруднительно, так как ребенку важно научиться контролировать собственную речь и управлять органами артикуляции, при том держать во внимании речь других людей. Помимо существования разных направлений работы логопедической с дошкольниками, особое внимание занимает фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).
Исследования актуальны на уровне социума. Актуальность обусловлена потребностью общества в гармоничном развитии личности детей, и дошкольников с ФФНР в том числе; на научно-теоретическом уровне связана с частичной проработкой условий реализации программ преодоления ФФНР у детей дошкольного возраста; на научно-методическом уровне обусловлена тем, что в современной практической и теоретической логопедии основная часть методик коррекционной работы с дошкольниками с ФФНР (Н. А. Оскольская, В. В. Коноваленко, И. А. Рогозина, И. Смирнова, Л. В. Лопатина, и др.) предполагает последовательное и поэтапное увеличение сложности упражнений для речи и речевых ситуаций. К тому же вопросы реализации дидактических условий коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием изучены лишь частично.
В системном подходе к диагностике и коррекции речевых нарушений теоретико-методологическую основу исследования составили (Г. В. Чиркина, Т. А. Алтухова, Л. С. Выготский, Е. Н. Российская, Т. В. Ахутина, и др.). Связи развития речи с другими сторонами психической деятельности, положение о системности языка (Л. С. Выготский, Е. Н. Винарская и др.); закономерности речевого онтогенеза (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Т. Н. Ушакова и др.);
- системно-деятельностный подход, в рамках которого личность
ребенка рассматривается через активную деятельность, в том числе и
речевую (Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Л. В. Михайлова-Свирская и др.);
- психолингвистический подход, подход, изучающий структуру
речевой деятельности и механизмы нарушений речи, то есть
психолингвистический (И. Н. Горелов, А. Н. Корнев, В. П. Белянин, К. Ф. Седов и др.), концепция оказания ранней логопедической помощи детям с речевыми нарушениями (Н. С. Жукова, Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева и др.).
Исследования детей раннего, среднего и дошкольного возраста, с речевыми нарушениями проводили Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. В работах Б. М. Гриншпун, Р. Е. Левиной, С. С. Ляпидевского и др. были классифицированы нарушения речи и систематизированы причины. Специфику воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в том числе коррекцию речевого дефекта и подготовку к обучению грамоте, изучали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Т. В. Туманова, и др.
Так же необходимо обратить внимание на то, что сегодня менее изучены дидактические условия проведения коррекции речи у детей с фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В этой связи остро встает вопрос о противоречии между необходимостью формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих ФФНР, и недостаточной разработанностью дидактических условий в практике и теории.
Это объяснило актуальность исследования и выявило его проблему, которая заключается в выявлении дидактических условия формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих ФФНР.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Коррекция ФФНР у старших дошкольников в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации».
Объект - фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников.
Цель исследования - систематизировать, апробировать задания и упражнения, направленные на преодоление фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования мною были поставлены следующие задачи:
- изучение логопедической, психологической, медицинской и лингвистической литературы;
- изучить состояние и особенности ФФНР у старших дошкольников;
- разработать, теоретически обосновать и апробировать задания и упражнения, направленные на преодоление ФФНР у детей.
Методы исследования выбирались с учетом объекта, предмета, цели и задач исследования:
- анализ медико-психолого-педагогической документации детей;
- наблюдение за речью детей;
- констатирующий и формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент (анализ результатов исследования - анализ и сравнение).
После проведенного мною исследования структуры дефекта ФФНР и ФН выяснилось, что данный дефект нуждается в комплексном подходе и в развитии как ВПФ, так и слухового восприятие, физических возможностей речевого аппарата в совокупности с работой нервной системы.
Логопедическая работа всегда строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку, нуждающемся в помощи. Тем самым для построения индивидуального коррекционного плана, был проведет констатирующий эксперимент, в результате которого мы получили данные из анамнестического анализа и из обследования по определенным методикам.
Наличие ФФНР и ФН обусловлено осложненным постнатальным развитием, фразовая речь появилась позже у всех 5 детей (100 %). У всех участвующих в диагностике дошкольников присутствуют неврологические диагнозы, как следствие у этих детей присутствует нарушение в физическом и конкретно в речевом развитии. Фонетические и фонематические нарушения влияют на развитие других письменных навыков письменной речи, включая чтение. Для детей дошкольного возраста в этой категории важно выполнить подготовительную работу к занятиям по подготовке обучению чтению.
Для решения проблемы была поставлена цель - изучение особенностей подготовки к обучению чтению дошкольников с ФФНР.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) провести констатирующий эксперимент, направленный на
выявление уровня дефекта, проанализировать его результаты;
3) составить план коррекции.
При проведении эксперимента был исследован уровень развития звукопроизношения, уровень развития фонематического слуха и восприятия, а также состояние зрительной памяти и пространственного гнозиса у обучающихся старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В констатирующий эксперимент были включены 5 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет. Результаты эксперимента показали, что на формирование речи дошкольников влияет на отсутствие сформированности моторной сферы обучающихся. Они характеризуются нарушением координации. Исследования показали, что произношение звуков нарушено абсолютно у всех обследованных обучающихся. Нарушения зрительной памяти и пространственного гнозиса также наблюдается у дошкольников. Например, все дети имеют нарушение ориентации в своем собственном теле.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был подготовлен подробный план логопедической работы для подготовки занятий по подготовке к освоению чтения для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ методической литературы позволяет предположить, что коррекция фонетических и фонематических нарушений и подготовка к обучению чтению является систематической и многогранной работой.
В качестве работы по устранению дефекта у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи необходимо принять соответствующие меры, которые можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - подготовительный, в основную задачу которого входит работа по развитию общей и пальцевой моторики, работа над развитием просодической составляющей речи и развитие артикуляторные моторики.
Второй этап логопедического воздействия включает в себя развитие новых навыков произношения (формирование новых устойчивых связей, способствующих формированию правильного звукопроизношения), проводится работа по развитию фонематического слуха у обучающихся и т.д.
Третий уровень логопедического воздействия посвящен развитию коммуникативных навыков.
Четвертый этап логопедического воздействия - это профилактика или преодоление вторичных речевых и неречевых нарушений.
Пятый этап логопедического воздействия - подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе. На этом этапе работают над развитием графомоторных навыков, предотвращением дисграфических ошибок и развитием зрительного восприятия и пространственного гнозиса.
При условии, что коррекционно-логопедическая работа будет построена таким образом, то можно с уверенностью говорить, что дошкольники к завершению дошкольного образования будут полностью освобождены от дефектов и будут готовы к обучению в школе.
1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1950. - № 10. - С. 53-61.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2010. - 254 с.
4. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
B. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2009. - 141 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : Медицина, 1973. - 143 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 416 с.
10. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -
C. 114-123.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, 2010. - 672 с.
12. Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. -
Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Москва : Академический Проект, 2000. - 184 с.
14. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество: исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 368 с.
15. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - Москва : Энергомаш, 1994. - 128 с.
16. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. - Москва : Медицина, 1981. - 272 с.
17. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 280 с.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
...