Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации

Работа №93662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ФФНР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 6
1.1. Онтогенез развития речи 6
1.2. Характеристика речи детей с ФФНР 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 15
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента
дошкольников 15
2.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФФНР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 42
3.1. Основные принципы, цели, задачи построения логопедической работы по преодолению ФФНР у старших дошкольников на логопедическом пункте .. 42
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению ФФНР у старших
дошкольников на логопедическом пункте 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования уровень развития речи занимает важное место в личностном становлении ребенка, а для благоприятного обучения в школе необходимо своевременное овладение корректной речью. Дошкольный возраст восприимчив для формирования и развития речевых процессов. Чаще всего дефекты речи заметны в произношении. Формировать нормативное произношение достаточно затруднительно, так как ребенку важно научиться контролировать собственную речь и управлять органами артикуляции, при том держать во внимании речь других людей. Помимо существования разных направлений работы логопедической с дошкольниками, особое внимание занимает фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).
Исследования актуальны на уровне социума. Актуальность обусловлена потребностью общества в гармоничном развитии личности детей, и дошкольников с ФФНР в том числе; на научно-теоретическом уровне связана с частичной проработкой условий реализации программ преодоления ФФНР у детей дошкольного возраста; на научно-методическом уровне обусловлена тем, что в современной практической и теоретической логопедии основная часть методик коррекционной работы с дошкольниками с ФФНР (Н. А. Оскольская, В. В. Коноваленко, И. А. Рогозина, И. Смирнова, Л. В. Лопатина, и др.) предполагает последовательное и поэтапное увеличение сложности упражнений для речи и речевых ситуаций. К тому же вопросы реализации дидактических условий коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием изучены лишь частично.
В системном подходе к диагностике и коррекции речевых нарушений теоретико-методологическую основу исследования составили (Г. В. Чиркина, Т. А. Алтухова, Л. С. Выготский, Е. Н. Российская, Т. В. Ахутина, и др.). Связи развития речи с другими сторонами психической деятельности, положение о системности языка (Л. С. Выготский, Е. Н. Винарская и др.); закономерности речевого онтогенеза (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Т. Н. Ушакова и др.);
- системно-деятельностный подход, в рамках которого личность
ребенка рассматривается через активную деятельность, в том числе и
речевую (Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Л. В. Михайлова-Свирская и др.);
- психолингвистический подход, подход, изучающий структуру
речевой деятельности и механизмы нарушений речи, то есть
психолингвистический (И. Н. Горелов, А. Н. Корнев, В. П. Белянин, К. Ф. Седов и др.), концепция оказания ранней логопедической помощи детям с речевыми нарушениями (Н. С. Жукова, Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева и др.).
Исследования детей раннего, среднего и дошкольного возраста, с речевыми нарушениями проводили Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. В работах Б. М. Гриншпун, Р. Е. Левиной, С. С. Ляпидевского и др. были классифицированы нарушения речи и систематизированы причины. Специфику воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в том числе коррекцию речевого дефекта и подготовку к обучению грамоте, изучали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Т. В. Туманова, и др.
Так же необходимо обратить внимание на то, что сегодня менее изучены дидактические условия проведения коррекции речи у детей с фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В этой связи остро встает вопрос о противоречии между необходимостью формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих ФФНР, и недостаточной разработанностью дидактических условий в практике и теории.
Это объяснило актуальность исследования и выявило его проблему, которая заключается в выявлении дидактических условия формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих ФФНР.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Коррекция ФФНР у старших дошкольников в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации».
Объект - фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников.
Цель исследования - систематизировать, апробировать задания и упражнения, направленные на преодоление фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования мною были поставлены следующие задачи:
- изучение логопедической, психологической, медицинской и лингвистической литературы;
- изучить состояние и особенности ФФНР у старших дошкольников;
- разработать, теоретически обосновать и апробировать задания и упражнения, направленные на преодоление ФФНР у детей.
Методы исследования выбирались с учетом объекта, предмета, цели и задач исследования:
- анализ медико-психолого-педагогической документации детей;
- наблюдение за речью детей;
- констатирующий и формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент (анализ результатов исследования - анализ и сравнение).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После проведенного мною исследования структуры дефекта ФФНР и ФН выяснилось, что данный дефект нуждается в комплексном подходе и в развитии как ВПФ, так и слухового восприятие, физических возможностей речевого аппарата в совокупности с работой нервной системы.
Логопедическая работа всегда строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку, нуждающемся в помощи. Тем самым для построения индивидуального коррекционного плана, был проведет констатирующий эксперимент, в результате которого мы получили данные из анамнестического анализа и из обследования по определенным методикам.
Наличие ФФНР и ФН обусловлено осложненным постнатальным развитием, фразовая речь появилась позже у всех 5 детей (100 %). У всех участвующих в диагностике дошкольников присутствуют неврологические диагнозы, как следствие у этих детей присутствует нарушение в физическом и конкретно в речевом развитии. Фонетические и фонематические нарушения влияют на развитие других письменных навыков письменной речи, включая чтение. Для детей дошкольного возраста в этой категории важно выполнить подготовительную работу к занятиям по подготовке обучению чтению.
Для решения проблемы была поставлена цель - изучение особенностей подготовки к обучению чтению дошкольников с ФФНР.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) провести констатирующий эксперимент, направленный на
выявление уровня дефекта, проанализировать его результаты;
3) составить план коррекции.
При проведении эксперимента был исследован уровень развития звукопроизношения, уровень развития фонематического слуха и восприятия, а также состояние зрительной памяти и пространственного гнозиса у обучающихся старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В констатирующий эксперимент были включены 5 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет. Результаты эксперимента показали, что на формирование речи дошкольников влияет на отсутствие сформированности моторной сферы обучающихся. Они характеризуются нарушением координации. Исследования показали, что произношение звуков нарушено абсолютно у всех обследованных обучающихся. Нарушения зрительной памяти и пространственного гнозиса также наблюдается у дошкольников. Например, все дети имеют нарушение ориентации в своем собственном теле.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был подготовлен подробный план логопедической работы для подготовки занятий по подготовке к освоению чтения для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ методической литературы позволяет предположить, что коррекция фонетических и фонематических нарушений и подготовка к обучению чтению является систематической и многогранной работой.
В качестве работы по устранению дефекта у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи необходимо принять соответствующие меры, которые можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - подготовительный, в основную задачу которого входит работа по развитию общей и пальцевой моторики, работа над развитием просодической составляющей речи и развитие артикуляторные моторики.
Второй этап логопедического воздействия включает в себя развитие новых навыков произношения (формирование новых устойчивых связей, способствующих формированию правильного звукопроизношения), проводится работа по развитию фонематического слуха у обучающихся и т.д.
Третий уровень логопедического воздействия посвящен развитию коммуникативных навыков.
Четвертый этап логопедического воздействия - это профилактика или преодоление вторичных речевых и неречевых нарушений.
Пятый этап логопедического воздействия - подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе. На этом этапе работают над развитием графомоторных навыков, предотвращением дисграфических ошибок и развитием зрительного восприятия и пространственного гнозиса.
При условии, что коррекционно-логопедическая работа будет построена таким образом, то можно с уверенностью говорить, что дошкольники к завершению дошкольного образования будут полностью освобождены от дефектов и будут готовы к обучению в школе.



1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1950. - № 10. - С. 53-61.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2010. - 254 с.
4. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
B. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2009. - 141 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : Медицина, 1973. - 143 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 416 с.
10. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -
C. 114-123.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, 2010. - 672 с.
12. Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. -
Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Москва : Академический Проект, 2000. - 184 с.
14. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество: исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 368 с.
15. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - Москва : Энергомаш, 1994. - 128 с.
16. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. - Москва : Медицина, 1981. - 272 с.
17. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 280 с.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ