ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретические основы понятия патриотизма в трудах
отечественных и зарубежных педагогов 6
1.2. Особенности патриотического воспитания младших
школьников 12
1.3. Возможности внеурочной деятельности формирования
патриотических чувств у младших школьников 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Педагогическая диагностика патриотических чувств у
обучающихся начальной школы 24
2.2. Организация внеурочной детальности по формированию
патриотических чувств у младших школьников 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
Актуальность исследования. Формирование патриотических чувств младших школьников является основной целью современного школьного образования, как задача приобщения обучающихся к социокультурным нормам, традициям общества и семьи.
Воспитание патриотических чувств, обучающихся нужно начинать с начальной школы, так как в этот период у ребенка происходит осознанное формирование культурных, ценностных ориентиров, развиваются чувства, эмоции, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе. Знакомство школьников с культурным наследием своего отчества воспитывает уважение, гордость за малую Родину. Ведь для ученика начальной школы Родина начинается с дома, улицы, где он живет, семьи, в которой воспитывается. И именно в семье начинает формироваться будущий гражданин своей страны.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС, определены следующие задачи в области формирования личностной культуры обучающихся: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни; развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры.
Воспитание патриотических чувств младших школьников является одной из ключевых задач современной школы. Младший школьный возраст, по всем психологическим характеристикам, является наиболее благоприятным для воспитания человека-патриота, потому что именно для детей характерны доверие к старшим, искренние чувства, отзывчивость, стремление подражать взрослым.
При формировании основ личности человека, следует вовремя организовать процесс патриотического воспитания, путем приобщения обучающихся к разнообразным видам деятельности: учебную, игровую, межличностное взаимодействие, нацеленное на развитие бережного отношения к истории и культуре своей Родины, обычаям и традициям своего родного края.
За основу в данном исследовании, мы будем опираться на точку зрения В.А. Сухомлинского, который определил патриотизм, как любовь к своему народу, семье, к родной природе, родному городу или селу, к родному слову, а также чувство долга, ответственности и верности своей Родине, стремление отдать силы на преобразование Родины [42, с. 70].
По мнению В.А. Сухомлинского обучающиеся младшей школы должны пройти путь от нравственного понятия к нравственному убеждению, а потом к социальной ориентации - это важное условие для проявления патриотического поведения [43, с. 42].
Проблемой исследования является определение эффективных внеурочных мероприятий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию патриотических чувств младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у четвероклассников.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности, направленная на формирование патриотических чувств у младших школьников.
Цель исследования: апробировать на практике комплекс
мероприятий, которые способствуют формированию чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
• раскрыть понятие «патриотизм» с точки зрения зарубежных и отечественных авторов;
• изучить особенности воспитания патриотических чувств у детей младшего школьного возраста;
• описать возможности внеурочной деятельности формирования патриотических чувств у обучающихся начальной школы;
• осуществить педагогическую диагностику сформированности патриотических чувств у младших школьников;
• провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Качканар Свердловской области. В исследовании приняли участие 15 учеников четвертого класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, тестирование); статистические (диаграммы, таблицы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Раскрывая, понятие «патриотизм» с точки зрения отечественных и зарубежных педагогов Я.А. Коменский, К.А. Гельвеция, А.Н. Радищев, А.П. Куницын, А.Ф. Афтонасьев, К.Д. Ушинский, В.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, Е.В. Кравцов, О.Р. Шефер, Ш.Ш. Хайруллин и опираясь на определение понятия «патриотизм» В.А. Сухомлинского, мы пришли к выводу, что формирование чувства патриотизма - основа, главный мотив общественно универсальной работы, подробно выражающийся в обществе, в народе, достигший высокого уровня: культурного, нравственного и духовного воспитания. И определили главное понятие чувства патриотизма.
Патриотические чувства - это эмоциональное окрашенное отношение к своему Отечеству, истории, родному краю, традициям и семье.
Изучив особенности патриотического воспитания младших школьников, мы отметили, что в период младшего школьного возраста у детей формируются первые осознанные нравственные качества. Поэтому именно в период начальной школы у обучающихся формируется отношение к окружающим, к труду, к значимым событиям истории и семьи, к природе.
Рассмотрев существующие условия воспитательной работы в школе, мы можем говорить о том, что благодаря регулярной работе, которая направлена на приобщение учеников к истории «малой родины», к важным событиям страны, у детей младшего школьного возраста формируются патриотические чувства.
Несомненно, формирование патриотических чувств — это долгий процесс, требующий систематичности и определённых методов работы.
Патриотические чувства рассматривают, как специально организованную деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви, преданности и гордости к своей Родине, стране, природе и семье.
В ходе нашей исследовательской работы мы описались на следующие показатели патриотических чувств младших школьников: когнитивный (познавательный), мировоззренческо-ценностный, мотивационно-потребностный, деятельностно-поведенческий.
Результаты нашего исследования показали, что обучающиеся четвертог класса Средней общеобразовательной школы №3 город Качканара не имеются фундамента определённых знаний о своей стране и родном городе.
Нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование чувств патриотизма во внеурочных занятиях в четвертом классе. Всего в течение года было проведено 20 мероприятий в разных форматах. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях.
После проведения комплекса внеурочных занятий нами повторно было проведено исследование на определение сформированности патриотических чувств младших школьников. Результаты анкетирования показали, уровень патриотических чувств в четвертом классе Средней общеобразовательной школы №3 города Качканара, повысился на 15%.
Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что все поставленные нами задачи выполнены, а это значит, что и цель достигнута.
Формирование патриотических чувств у детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
1. Абрамова, Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях / Н. А. Абрамова. - М. : Пресс, 2016. - 361 с.
2. Агапова, И. А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1- 11 классы / И.А. Агапова. - М. : ВАКО, 2010. - 368 с.
3. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе: учебно-методическое пособие / И. Агапова. - М. : Айрис-пресс, 2015. - 224 с.
4. Айгумова, З. И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум / З. И. Айгумова ; под общей редакцией А. С. Обухова. - М. : Юрайт, 2016. - 425-436 с.
5. Афанасьев, А. Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / А. Ф. Афанасьев, П. А. Лебедев. - М. : Педагогика, 2015. - 394-402 с.
6. Батурина, Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г. И. Батурина. - М. : Народное образование, 2014. - 112 с.
7. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября» / К. Ю. Белая. - М. : Республика, 2015. - 96с.
8. Белоусова, Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2 / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок и др. ; под ред. А. Я Данилюк. - М. : Просвещение, 2016. - 144 с.
9. Беспятова, Н. К. Военно - патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев, Н. К. Беспятова. - М.: Айрис Пресс : Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
10. Бордовская, Н. В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, 2017. - 223 с.
12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 238 с.
13. Дик, Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3- 4- х классах / Н. Ф. Дик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 340 с.
14. Елесеева, Ю. А. Реализация дополнительных образовательных
программ в начальной школе // Журнал для педагогов. 2017. - URL:
http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (дата обращения: 22.02. 2019).
15. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников //
Воспитание школьников / Г. Ефремова. - М. : Просвещение, 2005. - 189 с.
16. Иванов, Н. И. Качканар - город юности / Н. И. Иванов, - Екатеринбург : Квадрат, 2016. - 143 с.
17. Касимова, А. Т. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айриспресс, 2016. - 64 с.
18. Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров О. С. Богданова, - М. : Просвещение, 2012, - 319 с.
19. Ковалько В. И. Внеклассные уроки / В.И. Ковалько. - М. : Эксмо, 2007. - 512 с.
...