Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Работа №93660

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретические основы понятия патриотизма в трудах
отечественных и зарубежных педагогов 6
1.2. Особенности патриотического воспитания младших
школьников 12
1.3. Возможности внеурочной деятельности формирования
патриотических чувств у младших школьников 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Педагогическая диагностика патриотических чувств у
обучающихся начальной школы 24
2.2. Организация внеурочной детальности по формированию
патриотических чувств у младших школьников 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64


Актуальность исследования. Формирование патриотических чувств младших школьников является основной целью современного школьного образования, как задача приобщения обучающихся к социокультурным нормам, традициям общества и семьи.
Воспитание патриотических чувств, обучающихся нужно начинать с начальной школы, так как в этот период у ребенка происходит осознанное формирование культурных, ценностных ориентиров, развиваются чувства, эмоции, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе. Знакомство школьников с культурным наследием своего отчества воспитывает уважение, гордость за малую Родину. Ведь для ученика начальной школы Родина начинается с дома, улицы, где он живет, семьи, в которой воспитывается. И именно в семье начинает формироваться будущий гражданин своей страны.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС, определены следующие задачи в области формирования личностной культуры обучающихся: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни; развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры.
Воспитание патриотических чувств младших школьников является одной из ключевых задач современной школы. Младший школьный возраст, по всем психологическим характеристикам, является наиболее благоприятным для воспитания человека-патриота, потому что именно для детей характерны доверие к старшим, искренние чувства, отзывчивость, стремление подражать взрослым.
При формировании основ личности человека, следует вовремя организовать процесс патриотического воспитания, путем приобщения обучающихся к разнообразным видам деятельности: учебную, игровую, межличностное взаимодействие, нацеленное на развитие бережного отношения к истории и культуре своей Родины, обычаям и традициям своего родного края.
За основу в данном исследовании, мы будем опираться на точку зрения В.А. Сухомлинского, который определил патриотизм, как любовь к своему народу, семье, к родной природе, родному городу или селу, к родному слову, а также чувство долга, ответственности и верности своей Родине, стремление отдать силы на преобразование Родины [42, с. 70].
По мнению В.А. Сухомлинского обучающиеся младшей школы должны пройти путь от нравственного понятия к нравственному убеждению, а потом к социальной ориентации - это важное условие для проявления патриотического поведения [43, с. 42].
Проблемой исследования является определение эффективных внеурочных мероприятий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию патриотических чувств младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у четвероклассников.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности, направленная на формирование патриотических чувств у младших школьников.
Цель исследования: апробировать на практике комплекс
мероприятий, которые способствуют формированию чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
• раскрыть понятие «патриотизм» с точки зрения зарубежных и отечественных авторов;
• изучить особенности воспитания патриотических чувств у детей младшего школьного возраста;
• описать возможности внеурочной деятельности формирования патриотических чувств у обучающихся начальной школы;
• осуществить педагогическую диагностику сформированности патриотических чувств у младших школьников;
• провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Качканар Свердловской области. В исследовании приняли участие 15 учеников четвертого класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, тестирование); статистические (диаграммы, таблицы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Раскрывая, понятие «патриотизм» с точки зрения отечественных и зарубежных педагогов Я.А. Коменский, К.А. Гельвеция, А.Н. Радищев, А.П. Куницын, А.Ф. Афтонасьев, К.Д. Ушинский, В.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, Е.В. Кравцов, О.Р. Шефер, Ш.Ш. Хайруллин и опираясь на определение понятия «патриотизм» В.А. Сухомлинского, мы пришли к выводу, что формирование чувства патриотизма - основа, главный мотив общественно универсальной работы, подробно выражающийся в обществе, в народе, достигший высокого уровня: культурного, нравственного и духовного воспитания. И определили главное понятие чувства патриотизма.
Патриотические чувства - это эмоциональное окрашенное отношение к своему Отечеству, истории, родному краю, традициям и семье.
Изучив особенности патриотического воспитания младших школьников, мы отметили, что в период младшего школьного возраста у детей формируются первые осознанные нравственные качества. Поэтому именно в период начальной школы у обучающихся формируется отношение к окружающим, к труду, к значимым событиям истории и семьи, к природе.
Рассмотрев существующие условия воспитательной работы в школе, мы можем говорить о том, что благодаря регулярной работе, которая направлена на приобщение учеников к истории «малой родины», к важным событиям страны, у детей младшего школьного возраста формируются патриотические чувства.
Несомненно, формирование патриотических чувств — это долгий процесс, требующий систематичности и определённых методов работы.
Патриотические чувства рассматривают, как специально организованную деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви, преданности и гордости к своей Родине, стране, природе и семье.
В ходе нашей исследовательской работы мы описались на следующие показатели патриотических чувств младших школьников: когнитивный (познавательный), мировоззренческо-ценностный, мотивационно-потребностный, деятельностно-поведенческий.
Результаты нашего исследования показали, что обучающиеся четвертог класса Средней общеобразовательной школы №3 город Качканара не имеются фундамента определённых знаний о своей стране и родном городе.
Нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование чувств патриотизма во внеурочных занятиях в четвертом классе. Всего в течение года было проведено 20 мероприятий в разных форматах. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях.
После проведения комплекса внеурочных занятий нами повторно было проведено исследование на определение сформированности патриотических чувств младших школьников. Результаты анкетирования показали, уровень патриотических чувств в четвертом классе Средней общеобразовательной школы №3 города Качканара, повысился на 15%.
Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что все поставленные нами задачи выполнены, а это значит, что и цель достигнута.
Формирование патриотических чувств у детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.



1. Абрамова, Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях / Н. А. Абрамова. - М. : Пресс, 2016. - 361 с.
2. Агапова, И. А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1- 11 классы / И.А. Агапова. - М. : ВАКО, 2010. - 368 с.
3. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе: учебно-методическое пособие / И. Агапова. - М. : Айрис-пресс, 2015. - 224 с.
4. Айгумова, З. И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум / З. И. Айгумова ; под общей редакцией А. С. Обухова. - М. : Юрайт, 2016. - 425-436 с.
5. Афанасьев, А. Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / А. Ф. Афанасьев, П. А. Лебедев. - М. : Педагогика, 2015. - 394-402 с.
6. Батурина, Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г. И. Батурина. - М. : Народное образование, 2014. - 112 с.
7. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября» / К. Ю. Белая. - М. : Республика, 2015. - 96с.
8. Белоусова, Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2 / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок и др. ; под ред. А. Я Данилюк. - М. : Просвещение, 2016. - 144 с.
9. Беспятова, Н. К. Военно - патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев, Н. К. Беспятова. - М.: Айрис Пресс : Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
10. Бордовская, Н. В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, 2017. - 223 с.
12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 238 с.
13. Дик, Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3- 4- х классах / Н. Ф. Дик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 340 с.
14. Елесеева, Ю. А. Реализация дополнительных образовательных
программ в начальной школе // Журнал для педагогов. 2017. - URL:
http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (дата обращения: 22.02. 2019).
15. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников //
Воспитание школьников / Г. Ефремова. - М. : Просвещение, 2005. - 189 с.
16. Иванов, Н. И. Качканар - город юности / Н. И. Иванов, - Екатеринбург : Квадрат, 2016. - 143 с.
17. Касимова, А. Т. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айриспресс, 2016. - 64 с.
18. Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров О. С. Богданова, - М. : Просвещение, 2012, - 319 с.
19. Ковалько В. И. Внеклассные уроки / В.И. Ковалько. - М. : Эксмо, 2007. - 512 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ