ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретические основы понятия патриотизма в трудах
отечественных и зарубежных педагогов 6
1.2. Особенности патриотического воспитания младших
школьников 12
1.3. Возможности внеурочной деятельности формирования
патриотических чувств у младших школьников 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Педагогическая диагностика патриотических чувств у
обучающихся начальной школы 24
2.2. Организация внеурочной детальности по формированию
патриотических чувств у младших школьников 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
1.1. Теоретические основы понятия патриотизма в трудах
отечественных и зарубежных педагогов 6
1.2. Особенности патриотического воспитания младших
школьников 12
1.3. Возможности внеурочной деятельности формирования
патриотических чувств у младших школьников 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Педагогическая диагностика патриотических чувств у
обучающихся начальной школы 24
2.2. Организация внеурочной детальности по формированию
патриотических чувств у младших школьников 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
Актуальность исследования. Формирование патриотических чувств младших школьников является основной целью современного школьного образования, как задача приобщения обучающихся к социокультурным нормам, традициям общества и семьи.
Воспитание патриотических чувств, обучающихся нужно начинать с начальной школы, так как в этот период у ребенка происходит осознанное формирование культурных, ценностных ориентиров, развиваются чувства, эмоции, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе. Знакомство школьников с культурным наследием своего отчества воспитывает уважение, гордость за малую Родину. Ведь для ученика начальной школы Родина начинается с дома, улицы, где он живет, семьи, в которой воспитывается. И именно в семье начинает формироваться будущий гражданин своей страны.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС, определены следующие задачи в области формирования личностной культуры обучающихся: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни; развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры.
Воспитание патриотических чувств младших школьников является одной из ключевых задач современной школы. Младший школьный возраст, по всем психологическим характеристикам, является наиболее благоприятным для воспитания человека-патриота, потому что именно для детей характерны доверие к старшим, искренние чувства, отзывчивость, стремление подражать взрослым.
При формировании основ личности человека, следует вовремя организовать процесс патриотического воспитания, путем приобщения обучающихся к разнообразным видам деятельности: учебную, игровую, межличностное взаимодействие, нацеленное на развитие бережного отношения к истории и культуре своей Родины, обычаям и традициям своего родного края.
За основу в данном исследовании, мы будем опираться на точку зрения В.А. Сухомлинского, который определил патриотизм, как любовь к своему народу, семье, к родной природе, родному городу или селу, к родному слову, а также чувство долга, ответственности и верности своей Родине, стремление отдать силы на преобразование Родины [42, с. 70].
По мнению В.А. Сухомлинского обучающиеся младшей школы должны пройти путь от нравственного понятия к нравственному убеждению, а потом к социальной ориентации - это важное условие для проявления патриотического поведения [43, с. 42].
Проблемой исследования является определение эффективных внеурочных мероприятий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию патриотических чувств младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у четвероклассников.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности, направленная на формирование патриотических чувств у младших школьников.
Цель исследования: апробировать на практике комплекс
мероприятий, которые способствуют формированию чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
• раскрыть понятие «патриотизм» с точки зрения зарубежных и отечественных авторов;
• изучить особенности воспитания патриотических чувств у детей младшего школьного возраста;
• описать возможности внеурочной деятельности формирования патриотических чувств у обучающихся начальной школы;
• осуществить педагогическую диагностику сформированности патриотических чувств у младших школьников;
• провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Качканар Свердловской области. В исследовании приняли участие 15 учеников четвертого класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, тестирование); статистические (диаграммы, таблицы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Воспитание патриотических чувств, обучающихся нужно начинать с начальной школы, так как в этот период у ребенка происходит осознанное формирование культурных, ценностных ориентиров, развиваются чувства, эмоции, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе. Знакомство школьников с культурным наследием своего отчества воспитывает уважение, гордость за малую Родину. Ведь для ученика начальной школы Родина начинается с дома, улицы, где он живет, семьи, в которой воспитывается. И именно в семье начинает формироваться будущий гражданин своей страны.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС, определены следующие задачи в области формирования личностной культуры обучающихся: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни; развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры.
Воспитание патриотических чувств младших школьников является одной из ключевых задач современной школы. Младший школьный возраст, по всем психологическим характеристикам, является наиболее благоприятным для воспитания человека-патриота, потому что именно для детей характерны доверие к старшим, искренние чувства, отзывчивость, стремление подражать взрослым.
При формировании основ личности человека, следует вовремя организовать процесс патриотического воспитания, путем приобщения обучающихся к разнообразным видам деятельности: учебную, игровую, межличностное взаимодействие, нацеленное на развитие бережного отношения к истории и культуре своей Родины, обычаям и традициям своего родного края.
За основу в данном исследовании, мы будем опираться на точку зрения В.А. Сухомлинского, который определил патриотизм, как любовь к своему народу, семье, к родной природе, родному городу или селу, к родному слову, а также чувство долга, ответственности и верности своей Родине, стремление отдать силы на преобразование Родины [42, с. 70].
По мнению В.А. Сухомлинского обучающиеся младшей школы должны пройти путь от нравственного понятия к нравственному убеждению, а потом к социальной ориентации - это важное условие для проявления патриотического поведения [43, с. 42].
Проблемой исследования является определение эффективных внеурочных мероприятий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию патриотических чувств младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у четвероклассников.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности, направленная на формирование патриотических чувств у младших школьников.
Цель исследования: апробировать на практике комплекс
мероприятий, которые способствуют формированию чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
• раскрыть понятие «патриотизм» с точки зрения зарубежных и отечественных авторов;
• изучить особенности воспитания патриотических чувств у детей младшего школьного возраста;
• описать возможности внеурочной деятельности формирования патриотических чувств у обучающихся начальной школы;
• осуществить педагогическую диагностику сформированности патриотических чувств у младших школьников;
• провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Качканар Свердловской области. В исследовании приняли участие 15 учеников четвертого класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, тестирование); статистические (диаграммы, таблицы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Раскрывая, понятие «патриотизм» с точки зрения отечественных и зарубежных педагогов Я.А. Коменский, К.А. Гельвеция, А.Н. Радищев, А.П. Куницын, А.Ф. Афтонасьев, К.Д. Ушинский, В.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, Е.В. Кравцов, О.Р. Шефер, Ш.Ш. Хайруллин и опираясь на определение понятия «патриотизм» В.А. Сухомлинского, мы пришли к выводу, что формирование чувства патриотизма - основа, главный мотив общественно универсальной работы, подробно выражающийся в обществе, в народе, достигший высокого уровня: культурного, нравственного и духовного воспитания. И определили главное понятие чувства патриотизма.
Патриотические чувства - это эмоциональное окрашенное отношение к своему Отечеству, истории, родному краю, традициям и семье.
Изучив особенности патриотического воспитания младших школьников, мы отметили, что в период младшего школьного возраста у детей формируются первые осознанные нравственные качества. Поэтому именно в период начальной школы у обучающихся формируется отношение к окружающим, к труду, к значимым событиям истории и семьи, к природе.
Рассмотрев существующие условия воспитательной работы в школе, мы можем говорить о том, что благодаря регулярной работе, которая направлена на приобщение учеников к истории «малой родины», к важным событиям страны, у детей младшего школьного возраста формируются патриотические чувства.
Несомненно, формирование патриотических чувств — это долгий процесс, требующий систематичности и определённых методов работы.
Патриотические чувства рассматривают, как специально организованную деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви, преданности и гордости к своей Родине, стране, природе и семье.
В ходе нашей исследовательской работы мы описались на следующие показатели патриотических чувств младших школьников: когнитивный (познавательный), мировоззренческо-ценностный, мотивационно-потребностный, деятельностно-поведенческий.
Результаты нашего исследования показали, что обучающиеся четвертог класса Средней общеобразовательной школы №3 город Качканара не имеются фундамента определённых знаний о своей стране и родном городе.
Нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование чувств патриотизма во внеурочных занятиях в четвертом классе. Всего в течение года было проведено 20 мероприятий в разных форматах. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях.
После проведения комплекса внеурочных занятий нами повторно было проведено исследование на определение сформированности патриотических чувств младших школьников. Результаты анкетирования показали, уровень патриотических чувств в четвертом классе Средней общеобразовательной школы №3 города Качканара, повысился на 15%.
Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что все поставленные нами задачи выполнены, а это значит, что и цель достигнута.
Формирование патриотических чувств у детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Патриотические чувства - это эмоциональное окрашенное отношение к своему Отечеству, истории, родному краю, традициям и семье.
Изучив особенности патриотического воспитания младших школьников, мы отметили, что в период младшего школьного возраста у детей формируются первые осознанные нравственные качества. Поэтому именно в период начальной школы у обучающихся формируется отношение к окружающим, к труду, к значимым событиям истории и семьи, к природе.
Рассмотрев существующие условия воспитательной работы в школе, мы можем говорить о том, что благодаря регулярной работе, которая направлена на приобщение учеников к истории «малой родины», к важным событиям страны, у детей младшего школьного возраста формируются патриотические чувства.
Несомненно, формирование патриотических чувств — это долгий процесс, требующий систематичности и определённых методов работы.
Патриотические чувства рассматривают, как специально организованную деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви, преданности и гордости к своей Родине, стране, природе и семье.
В ходе нашей исследовательской работы мы описались на следующие показатели патриотических чувств младших школьников: когнитивный (познавательный), мировоззренческо-ценностный, мотивационно-потребностный, деятельностно-поведенческий.
Результаты нашего исследования показали, что обучающиеся четвертог класса Средней общеобразовательной школы №3 город Качканара не имеются фундамента определённых знаний о своей стране и родном городе.
Нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование чувств патриотизма во внеурочных занятиях в четвертом классе. Всего в течение года было проведено 20 мероприятий в разных форматах. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях.
После проведения комплекса внеурочных занятий нами повторно было проведено исследование на определение сформированности патриотических чувств младших школьников. Результаты анкетирования показали, уровень патриотических чувств в четвертом классе Средней общеобразовательной школы №3 города Качканара, повысился на 15%.
Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что все поставленные нами задачи выполнены, а это значит, что и цель достигнута.
Формирование патриотических чувств у детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования патриотических чувств у детей
младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018





