Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Онтогенез развития фонематических процессов у детей в норме... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методики логопедического обследования
фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Результаты исследования речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ УРОВНЯ 4 4
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 44
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 46
3.2. Результаты контрольного эксперимента 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Онтогенез развития фонематических процессов у детей в норме... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методики логопедического обследования
фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Результаты исследования речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ УРОВНЯ 4 4
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 44
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 46
3.2. Результаты контрольного эксперимента 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) [23, с. 32]. После появления ребенка на свет, становление речи происходит постепенно, в определенные этапы развития маленького человека.
Речь - это фундамент психического развития ребенка дошкольного возраста, именно с помощью речи он будет познавать этот мир, а, следовательно, будут развиваться и все психические процессы. В настоящее время наблюдается рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Актуальность темы исследования заключается в том, что вопросы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста в последнее время в дошкольном воспитании становятся актуальными. Среди речевых патологий наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР).
В русле последних тенденций в решении проблем воспитания детей дошкольного возраста с ОНР необходимы обогащение содержания и разработка новых форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения.
Поэтому проблема общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста требует многоаспектного изучения и поиска оптимальных путей коррекции. Особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР должно быть уделено фонематическим процессам, так как именно их недостаточная сформированность оказывает негативное влияние на речевое развитие детей в целом. Патология речи, особенно несформированность фонематического восприятия, в дальнейшем приведет к тому, что дети с ОНР, придя в школу, будут испытывать большие трудности в освоении грамоты.
Таким образом, изучение и коррекция недостатков фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня - актуальный вопрос в логопедии, поскольку эти процессы играют большую роль в формировании произносительной системы родного языка, является необходимым компонентов речевой подготовки детей к обучению в школе.
Объект исследования - фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня как условия готовности к усвоению письменной речи.
Предмет исследования - направления и содержание работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня.
Проблема исследования заключается в определении основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР III уровня по развитию фонематического восприятия как фактора речевого развития ребенка в целом, а также профилактике нарушений письма в будущем.
Цель исследования - совершенствование логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования определили его задачи:
1. Проанализировать на основе анализа психолого-педагогической литературы современное состояние проблемы изучения онтогенеза фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выявить основные нарушения фонематического восприятия у с ОНР III уровня.
Теоретическая основа исследования представлена научными концепциями и положениями теории специальной психологии и педагогики, современной логопедии, включающими:
- теории речевой деятельности: Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия;
- вопросами развития фонематических процессов у детей, в том числе фонетического восприятия, в онтогенезе занимались такие исследователи, как В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин и др.
Методы исследования: сбор и анализ теоретических данных по проблеме исследования в процессе изучения литературных источников; диагностические методы (изучение медицинской и психолого-педагогической документации, логопедическая и нейропсихологическая диагностика); наблюдение; обсервационный метод, включающий динамическое наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Радуга», г. Арамиль.
Речь - это фундамент психического развития ребенка дошкольного возраста, именно с помощью речи он будет познавать этот мир, а, следовательно, будут развиваться и все психические процессы. В настоящее время наблюдается рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Актуальность темы исследования заключается в том, что вопросы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста в последнее время в дошкольном воспитании становятся актуальными. Среди речевых патологий наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР).
В русле последних тенденций в решении проблем воспитания детей дошкольного возраста с ОНР необходимы обогащение содержания и разработка новых форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения.
Поэтому проблема общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста требует многоаспектного изучения и поиска оптимальных путей коррекции. Особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР должно быть уделено фонематическим процессам, так как именно их недостаточная сформированность оказывает негативное влияние на речевое развитие детей в целом. Патология речи, особенно несформированность фонематического восприятия, в дальнейшем приведет к тому, что дети с ОНР, придя в школу, будут испытывать большие трудности в освоении грамоты.
Таким образом, изучение и коррекция недостатков фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня - актуальный вопрос в логопедии, поскольку эти процессы играют большую роль в формировании произносительной системы родного языка, является необходимым компонентов речевой подготовки детей к обучению в школе.
Объект исследования - фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня как условия готовности к усвоению письменной речи.
Предмет исследования - направления и содержание работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня.
Проблема исследования заключается в определении основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР III уровня по развитию фонематического восприятия как фактора речевого развития ребенка в целом, а также профилактике нарушений письма в будущем.
Цель исследования - совершенствование логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования определили его задачи:
1. Проанализировать на основе анализа психолого-педагогической литературы современное состояние проблемы изучения онтогенеза фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выявить основные нарушения фонематического восприятия у с ОНР III уровня.
Теоретическая основа исследования представлена научными концепциями и положениями теории специальной психологии и педагогики, современной логопедии, включающими:
- теории речевой деятельности: Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия;
- вопросами развития фонематических процессов у детей, в том числе фонетического восприятия, в онтогенезе занимались такие исследователи, как В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин и др.
Методы исследования: сбор и анализ теоретических данных по проблеме исследования в процессе изучения литературных источников; диагностические методы (изучение медицинской и психолого-педагогической документации, логопедическая и нейропсихологическая диагностика); наблюдение; обсервационный метод, включающий динамическое наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Радуга», г. Арамиль.
Развитие фонематического восприятия является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематических процессов, в том числе фонематического восприятия, поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Исходя из цели исследования, нами были изучены следующие вопросы.
1. В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы изучения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» представлена характеристика фонематических процессов, возможные нарушения фонематического восприятия, пути его коррекции и развития у старших дошкольников с речевым недоразвитием.
2. Изучению фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других исследователей. Авторы отмечают, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в овладении фонематическим восприятием. Развитие фонематического восприятия является одной из первостепенных задач, стоящих перед логопедами в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного.
2. Во второй главе представлены результаты проведенного нами экспериментального изучения состояния фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи
С целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Радуга» № 2, г. Арамиль. В исследовании приняли участие 10 детей.
Обследование проводилось в январе 2020 г.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе логопедического обследования было выявлено нарушение звукопроизношения, которые у всех детей полиморфные, антропофонические.
2. Проанализировав все полученные можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей выявлены нарушения функций фонематического слуха, функции сформированы не достаточно.
3. Фонематическое развитие, навыки фонематического анализа и синтеза развиты у дошкольников развиты недостаточно. Особенно страдает у них фонематический анализ. Наибольшие трудности они демонстрируют в процессе определения места звука в слове (начало, середина, конец), количества звуков в словах, последовательности звуков, «соседей» звука в слове, позиционного места звука в слове. Развитие фонематического синтеза также не достигает оптимального уровня.
4. Пассивный и активный словарь у всех детей не соответствует норме.
5. Были выявлены нарушения грамматического строя речи у всех обследуемых детей.
3. В третьей главе представлен формирующий эксперимент по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Коррекционная работа проводилась в январе - марте 2020 года.
Коррекционная логопедическая работа проводилась как фронтально ( со всеми детьми, принимавшими участие в исследовании), так и индивидуально. Всего нами было проведено 8 фронтальных занятий. Индивидуальной работой мы занимались только с теми детьми, кто показал наихудшие результаты по развитию фонематического восприятия на этапе констатирующего эксперимента.
Контрольный этап эксперимента показал, что у детей наблюдается положительная динамика по всем разделам речевого развития. Следовательно, логопедическая работа по развитию данного компонента у старших дошкольников с ОНР была эффективной, но требует продолжения.
Исходя из цели исследования, нами были изучены следующие вопросы.
1. В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы изучения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» представлена характеристика фонематических процессов, возможные нарушения фонематического восприятия, пути его коррекции и развития у старших дошкольников с речевым недоразвитием.
2. Изучению фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других исследователей. Авторы отмечают, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в овладении фонематическим восприятием. Развитие фонематического восприятия является одной из первостепенных задач, стоящих перед логопедами в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного.
2. Во второй главе представлены результаты проведенного нами экспериментального изучения состояния фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи
С целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Радуга» № 2, г. Арамиль. В исследовании приняли участие 10 детей.
Обследование проводилось в январе 2020 г.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе логопедического обследования было выявлено нарушение звукопроизношения, которые у всех детей полиморфные, антропофонические.
2. Проанализировав все полученные можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей выявлены нарушения функций фонематического слуха, функции сформированы не достаточно.
3. Фонематическое развитие, навыки фонематического анализа и синтеза развиты у дошкольников развиты недостаточно. Особенно страдает у них фонематический анализ. Наибольшие трудности они демонстрируют в процессе определения места звука в слове (начало, середина, конец), количества звуков в словах, последовательности звуков, «соседей» звука в слове, позиционного места звука в слове. Развитие фонематического синтеза также не достигает оптимального уровня.
4. Пассивный и активный словарь у всех детей не соответствует норме.
5. Были выявлены нарушения грамматического строя речи у всех обследуемых детей.
3. В третьей главе представлен формирующий эксперимент по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Коррекционная работа проводилась в январе - марте 2020 года.
Коррекционная логопедическая работа проводилась как фронтально ( со всеми детьми, принимавшими участие в исследовании), так и индивидуально. Всего нами было проведено 8 фронтальных занятий. Индивидуальной работой мы занимались только с теми детьми, кто показал наихудшие результаты по развитию фонематического восприятия на этапе констатирующего эксперимента.
Контрольный этап эксперимента показал, что у детей наблюдается положительная динамика по всем разделам речевого развития. Следовательно, логопедическая работа по развитию данного компонента у старших дошкольников с ОНР была эффективной, но требует продолжения.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и
фонематического восприятия у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методическое обеспечение формирования фонематического восприятия у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством реализации
проекта «Приключения Звукоешки»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2022 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021



