Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по стимуляции речевого развития у детей раннего возраста

Работа №93651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Онтогенез речевого развития у детей раннего возраста 6
1.2. Характеристика речевых и неречевых функций у детей раннего
возраста 11
1.3. Характеристика устной речи у детей раннего возраста 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.. 22
2.1. Организация и методики констатирующего исследования 22
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 30
2.3. Взаимосвязь состояния речевых и неречевых функции у
обследованных детей 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 37
3.1. Организация и методики обучающего эксперимента 37
3.2. Содержание работы по стимуляции речевого развития детей
раннего возраста 38
3.3. Оценка эффективности логопедической работы по стимуляции
речевого развития детей раннего возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Актуальность исследования. Проблема логопедической работы по стимулированию речевого развития в раннем возрасте в настоящее время актуальна по нескольким причинам:
- формирование развития детей происходит в сензитивный период, этот период длится от 1 до 3 лет; ранний возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития большинства познавательных процессов. Основным новообразованием данного периода является усвоение речи, которое становится базой последующего развития ребенка;
- речь по своей сути является наиважнейшим средством передачи социального опыта от взрослых к детям, контроля их деятельностью со стороны взрослых;
- значительное ухудшение здоровья детей может значительно повлиять на возможность возникновения у них расстройств речи;
- постоянно растет количество детей с нарушениями речи, которые обусловлены недостаточностью внимания к ее формированию со стороны родителей и педагогов;
- отсутствие активной систематической положительной речевой коммуникации между родителями и детьми;
- всеобщее снижение степени сформированности речевой и когнитивной культуры в социуме.
Речь является исторически установившейся формой общения людей посредством языка. Процесс речевого взаимодействия состоит из следующих элементов: оформление мыслей и суждений речевыми средствами, а также восприятие языковых структур и их понимание.
Родной язык играет большую роль в формировании личностной компетенции человека. Очевидно, что язык и речь являются основой всех познавательных процессов человека и его общего развития. Даже в самом раннем детстве развитие человека уже обусловлено тем, как с ним общаются его родители и близкие ему люди. Еще до года дети уже начинают усваивать и понимать родной язык: слушая звуки речи, бытовые и природные «сигналы», колыбельные песни. К одному году у детей постепенно появляются первые «слоговые» слова, к двум могут появится полноценные фразы, а в возрасте трех лет дети способны активно применять до 1000 слов. На этом этапе речь устанавливается полноценным средством коммуникации.
Ряд исследователей В. А. Артемов [3], А. Н. Гвоздев [17], М. М. Кольцова [27], О. В. Елецкая [20], Г. М. Лямина [33] и др. отмечают, что речевое развитие детей должно реализовываться рано и впервые в жизни лишь на его родном языке. Для этого не мало важно уже в раннем детстве организовывать позитивную коммуникацию детей со своими сверстниками. Это необходимо для того, чтобы дети как можно раньше начали говорить и делали это легко, уверенно и грамотно.
Таким образом, тема, обращенная на развитие речи детей раннего возраста, имеет большую практико-социальную значимость и приобретает особое значение в отношении тех детей, у которых существуют те или иные предпосылки к задержке речи.
Целью исследования является изучение состояния неречевых и речевых функции детей раннего возраста (2,5 - 2.8 лет.) и проведение и подбор содержания логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннего возраст и оценка эффективности проведенной работы.
Объект исследования - состояние речевых и неречевых процессов у детей раннего возраста (2.5 - 2.8 лет).
Предмет исследования - процесс логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте.
В соответствии с целью нами были реализованы следующие задачи:
1. Произвести анализ теоретико-методологических основ по проблеме изучения речевого развития детей раннего возраста. .
2. Экспериментально изучить состояние неречевых функций ребенка и речевое развитие детей раннего возраста.
3. Разработать и апробировать систему логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте.
4. Оценить эффективность разработанной и апробированной системы логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте.
Гипотеза исследования заключается в том, что система логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте будет эффективна, за счет использования упражнений и игр, направленных на установление эмоционального контакта; формирование навыков речевой коммуникации; формирование тонкой моторики; формирование слухового, зрительного восприятия; формирование подвижности органов артикуляции; формирование дыхания.
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты), аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 561» г. Екатеринбурга. В педагогическом исследовании приняли участие 10 детей раннего возраста не владевшие речью в соответствии с возрастными нормами.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении данных об особенностях речевого развития детей раннего возраста, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система логопедической работы может послужить образцом, ориентиром для эффективной работы логопеда с детьми раннего возраста, имеющими очевидную и неочевидную задержку речевого развития.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух теоретических глав и одной экспериментальной главы, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При анализе научной литературы было выявлено, что проблема логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте в современной логопедии представлена недостаточно.
Проведенное экспериментальное обследование речевых и неречевых процессов у детей раннего возраста показало, что в группе детей раннего возраста речевые и неречевые процессы в целом недостаточно развиты.
В заданиях на неречевые процессы детям сложнее всего было удержать инструкцию при ходьбе, а также надеть кольца на пирамидку в порядке убывания по инструкции, частые ошибки детей - собирание пирамидки методом проб и ошибок. Дети имеют трудности с координацией движений, удержанием инструкции.
В заданиях на речевые процессы наибольшие трудности у детей возникли в процессе определения направления звука. Часто дети заменяли названия предметов простыми слогами или лепетными словами, ошибались в узнавании знакомых звуков, был снижен объем предметного и глагольного словаря, дети затруднялись в ответах на вопросы по рассказу с опорой на картинный материал.
С целью речевого развития детей раннего возраста был проведен формирующий эксперимент. Система логопедической работы постимуляции речевого развития детей в раннем возрасте, включающая три этапа: пропедевтический, основной и завершающий.
Пропедевтический этап: на данном этапе должно происходить активное формирование и развитие неречевого и речевого внимания, понимания, одно- и двухсложных синтаксических конструкций у детей. Важно, чтобы на этом этапе было устранено любое выраженное проявление неречевого и речевого негативизма. Также в контексте данной работы должно быть обеспечено использование таких упражнений, которые бы активно стимулировали переформирование отдельных слов в цельные, пусть и даже очень простые (по типу двусоставных, нераспространенных) предложения. Кроме этого, важно, чтобы уже на этом этапе дети все-таки научились «утяжелять» предложения обстоятельствами, определениями и дополнениями, увеличивающими глубину смысла предложения.
Основной этап: на этом этапе работы должно происходить активное развитие осмысления детьми двухсложных конструкций, соответствующих возрасту текстов. Логопед должен обеспечить детей возможностью сформировать умение строить предложения из 2-4 слов. Также на этом этапе важно, чтобы дети получили возможность активно развивать свою речевую деятельность в рамках простого, неотягощенного диалога со взрослым. Также работа логопеда на этом этапе должна быть направлена на стимулирование преобразования несвязных между собой слов в предложения, где каждое слово будет грамотно согласовано с другим (в падежной форме, в форме числа и рода). Кроме этого, важно, чтобы на этом этапе дети обогатили свой словарный запас словами таких частей речи, как: наречие, местоимение, слова категории состояния, союзы, предлоги и др.
Завершающий этап: на последнем этапе выстроенной логопедической работы должно происходить последующее развитие у детей умения использовать простые предложения для общения со взрослыми и детьми. Также здесь должно быть отработано использование детьми отдельных флективных парадигм имен существительных и глаголов, а также простых словосочетаний. Кроме этого, на заключительном этапе логопедической работы должно произойти расширение возможностей участия детей в диалоге путем осложнения предложений различными второстепенными членами, однородными конструкциями, подчинительными предложениями и обособленными оборотами (в части интонации и пунктуации соответственно).
Результаты повторного обследования показали, что у детей раннего возраста обнаруживаются значительные улучшения речевого развития у каждого ребенка и значительно более высокие показатели речевого развития по сравнению с констатирующим экспериментом. Данные результаты подтверждают эффективность проведенной логопедической работы логопедическая работа по стимуляции речевого развития в раннем возрасте.
Изучив научно-методическую литературу и проведя собственное экспериментальное исследование, нами были полностью выполнены задачи исследования, и подтверждена гипотеза о том, что система логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте будет эффективна, за счет использования упражнений и игр, направленных на установление эмоционального контакта с детьми; формирование навыков вербальной коммуникации; формирование тонкой моторики; формирование слухового, зрительного восприятия; формирование подвижности органов артикуляции; формирование дыхания, задачи исследования полностью выполнены.



1. Авдеева, Н. Н. Воспитание детей раннего возраста : пособие для воспитателей детских садов и родителей / Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова [и др.]. - М. : Просвещение, 2006. - 158 с.
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н. М. Аксарина, Н. М. Щелованов. - М. : Просвещение, 1995. - 106 с.
3. Артемов, В. А. Восприятие и понимание речи / В. А. Артемов// Доклады на совещании по вопросам психологии. - М. : Просвещение, 2010. - С. 114-119.
4. Антакова-Фомина, Л. B. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук / Л. В. Антакова-Фомина // Тезисы докладов 20-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. - М. : Просвещение, 2014. - С. 281-282.
5. Бельтюков, В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В. И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 141-146.
6. Белякова, Л. И. Онтогенез речевой деятельности как приоритетное направление научной школы кафедры логопедии МПГУ / Л. И. Белякова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. - М., 2005. - С. 18-24.
7. Белякова, Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. - М., 2008. - С. 40-54.
8. Белякова, Л. И. Формирование речедвигательного стереотипа в онтогенезе / Л. И. Белякова, Г. П. Охремчук // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. - М., 1983. - С. 3-15.
9. Бендус, К. Е. Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста / К. Е. Бендус, Е. А. Колодовская // Символ Науки. - 2017. - № 3. - С. 121-125.
10. Бехтерев, В. М. Современная психология: тезисы международной научно-практической конференции / В. М. Бехтерев. - Казань, 2003. - 352 с.
11. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. -М. : Просвещение, 1988.- 193 с.
12. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 159 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова. - М. : Владос, 1998. - 680 с.
14. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. - М. : Просвещение, 2013. - 176 с.
15. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2000. - 328 с.
16. Галигузова, Л. Н. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. - М. : АНО «ПЭБ», 2007. - 128 с.
17. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во Саратовского университета, 2010. - 231 с.
18. Давидович, Л. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? / Л. С. Давидович, Т. С. Резниченко. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 143 с.
19. Елагина, М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте / М. Г. Елагина // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 135-142.
20. Елецкая, О. В. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста : учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая, Н. С. Куликова, М. В. Матвеева, Т. А. Титова. - М. : Инфра-м, 2015. - 192 с.
21. Ермоленко, Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / Н. А. Ермоленко, И. А. Скворцов. - М. : МЕДпресс-информ, 2003. - 368 с.
22. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1973. - 325 с.
23. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии : тринадцатый год издания / ред. А. А. Смирнов,
B. Н. Колбановский. - 2007. - № 2. - С. 111-135.
24. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. - Саратов : Слово, 2006. - 165 с.
25. Каверина, Е. К. О развитии речи детей первых двух лет жизни / Е. К. Каверина. - М. : Медгиз, 2010. - 134 с.
26. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие детей дошкольного возраста : методическое пособие / Т. П. Колодяжная, И. А. Маркарян. - М. : Перспектива, 2009. - 144 с.
27. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - М. : Советская Россия, 1979. - 192 с.
28. Кольцова, М. М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка / М. М. Кольцова // Труды научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. - М.,1972. - С. 26-28.
29. Кривцова, Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет / Т. А. Кривцова // Логопед. - 2007. - № 6. -
C. 32-37.
30. Леонтьев, А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2009. - 486 с.
31. Лехтман-Абрамович, Р. Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина ; под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. - М. : Медицина, 1949. - 132 с.
32. Ляксо, Е. Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать-ребенок»: первый год жизни / Е. Е. Ляксо// Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 3. - С. 81-83.
33. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста / Г. М. Лямина. - М. : Айрис-пресс, 2015. - 235 с.
34. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 168 с.
35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. : Римис, 2008. - 448 с.
36. Розенгарт-Пупко, Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Л. Розенгард-Пупко. - М. : Просвещение, 2013. - 175 с.
37. Рычкова, О. Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия / О. Рычкова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1.
- С. 97-100.
38. Савушкин, С. Н. Зайка и солнышко. Развитие речи и эмоций. 1-3 года / С. Н. Савушкин. - М. : Карупуз, 2017. - 16 с.
39. Самойлова, И. М. Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта / И. М. Самойлова// Логопед.
- 2005. - № 2. - С. 18-26.
40. Скворцов, И. А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения) / И. А. Скворцов. - М., Тривола, 2000. - 208 с.
41. Смирнова, Л. Н. Развитие речи у детей 2-3 лет / Л. Н. Смирнова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 123 с.
42. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. - М. : Классикс стиль, 2003. - 160 с.
43. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение, 2006. - 136 с.
44. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с.
45. Твердовская, Н. В. Актуальные вопросы развития речи детей раннего возраста / Н. В. Твердовская // Современные подходы и технологии в организации работы с детьми раннего возраста : материалы I региональной научно-практической конференции (22 октября - 23 октября 2013 года, ЗАТО Северск) / под ред. О. Р. Нерадовской. - Северск : СТИ НИЯУ МИФИ, 2014. - С. 82-84.
46. Томаселло, М. Истоки человеческого общения / М. Томаселло. - М. : Языки славянских культур, 2011. - 328 с.
47. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Начальный этап становления детской речи / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Журнал Высшей нервной деятельности. - 1966. - Т.16. - № 2. - С. 351-356.
48. Ушакова, Т. Н. Узловые проблемы раннего речеязыковго развития ребенка / Т. Н. Ушакова // Речь ребенка: проблемы и решения ; под ред. Т. Н. Ушаковой. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 13-19.
49. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева. - М. : Просвещение, 2007. - 234 с.
50. Филиппова, Ю. В. Общение. Дети от рождения до пяти лет / Ю. В. Филиппова. - Ярославль : Академия развития, 2011. - 134 с.
51. Филипович, И. В. Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста / И. В. Филипович // Логопед. - 2004. - № 5. - С. 87-94.
52. Чепурина, И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И. В. Чепурина // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. - Чита : Издательство «Молодой ученый», 2013. - С. 69-72.
53. Чумакова, И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) / И. Чумакова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 67-71.
54. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Линвистика детской речи /
С. Н. Цейтлин. - М. : Владос, 2000. - 234 с.
55. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е. В. Шереметьева. - М. : Национальный книжный центр, 2012. - 229 с.
56. Шишкова, Т. Г. Особенности речевого и психомоторного развития дошкольников с невротической формой заикания / Т. Г. Шишкова // Логопедический бюллетень № 1, Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 1999. - С. 18-28.
57. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн. - М. : Просвещение, 1992. - 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ