Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональное выгорание у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №93650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2022
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование .
База исследования: КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат» (г. Барнаул).
Выборка исследования: школьные педагоги очного образования 50 человек, школьные педагоги дистанционного образования 50 человек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Проблема эмоционального выгорания в научной литературе 8
1.2 Структура эмоционального выгорания и его влияние на профессиональную деятельность 16
1.3 Особенности проявления эмоционального выгорания педагогов в условиях очного и дистанционного образования 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 42
2.3 Система консультаций по снижению эмоционального выгорания у педагогов в условиях очного и дистанционного образования 50
2.4 Анализ итоговых результатов эмпирического исследования 59
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 79


Актуальность исследования. Актуальность эмоционального выгорания работников педагогической деятельности обусловлена тем, что профессия учителя относится к социальной сфере, а для работников социальной сферы и характерен данный феномен. Проблема выгорания волновала людей с древних времен, но научным исследованиям данная проблема подверглась лишь в конце XX века. Выгорание начали изучать такие ученые как Г. Фрейденберг, К. Маслач и другие. Изучением выгорания в педагогической сфере занимались Е. А. Иванова, Ю. В. Клепач, А. А. Рукавишников.
Учителя, являясь субъектами образовательного процесса, по роду своей должности вынуждены взаимодействовать с учениками, их родителями, коллегами по работе, членами администрации. Спецификой в работе учителей является их постоянное взаимодействие с учениками, каждый из которых обладает своими личностными особенностями, своей активностью, которая проявляется в поведении. Работа, относящаяся к типу человек-человек, связана с повышенной эмоциональной нагрузкой, конфликтностью, высоким уровнем стресса. Все это ставит педагогов под угрозу развития у них синдрома эмоционального выгорания.
Психологическое здоровье учителей рассматривается как одна из важных проблем психологии XXI века. Такой феномен как выгорание действует негативно на здоровье и работников социальной сферы, тем самым актуальность психологического здоровья учителей не просто сохраняется, а приобретает все большее значение с каждым годом. Престиж профессии учителя падает и это приводит к нехватке новых сил и молодых специалистов в системе образования, а в противовес этому нарастает уровень эмоционального истощения педагогов. Актуальным в теме исследования психологических характеристик эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ является анализ выраженности выгорания у педагогов очного и дистанционного образования.
Степень разработанности проблемы. Проблема синдрома эмоционального выгорания представлена в научных трудах зарубежных ученых таких, как Г. Фройденбергер, Г. Маслач и др., в исследованиях отечественных ученых – В. В. Бойко, А. Лэнгле, И. В. Малкиной-Пых, О. Н. Поляковой и др. В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Майсак и др. определили сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», выявили факторы и причины формирования синдрома эмоционального выгорания. О. Н. Доценко, Т. В. Исмагилова, И. П. Казанцева и др. изучили синдром эмоционального выгорания в контексте самоактуализации личности. Ю. В. Клепач, Л. В. Магамедова и др. раскрыли факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных формированию синдрома эмоционального выгорания, проблема возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов очной и дистанционной формы образования на современном этапе представлена незначительным количеством исследований – Н. Д. Джига. Это обусловлено тем, что в основном исследования посвящены анализу особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ традиционного формата образования. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучить эмоциональное выгорание у педагогов в условиях очного и дистанционного образования.
Объект исследования: эмоциональное выгорание как психологический феномен.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание у педагогов в условиями очного и дистанционного образования.
Гипотеза исследования содержит следующие допущения:
1) эмоциональное выгорание у школьных педагогов в условиях дистанционного образования возникает чаще, чем у школьных педагогов в условиях очного образования;
2) консультирование способствует профилактике и коррекции эмоционального выгорания у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить особенности проявления особенности выгорания у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования.
3. Определить в эмпирическом исследовании особенности выгорания у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования.
4. Разработать, реализовать комплекс консультаций для школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования и проверить их эффективность.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления о влиянии профессионального стресса на эмоциональное состояние личности – Н. Е. Водопьянова, О. Н. Доценко и др.;
- представления об эмоциональном выгорании – В. Е. Орел, Г. Фройденбергера и др.;
- представления о стадиальном развитии эмоционального выгорания –В. В. Бойко, Т. Б. Кодлубовская и др.;
- представления об особенностях эмоционального выгорания педагогов – Н. П. Остролуцкая, О. Б. Полякова и др.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение;
2) Эмпирические: тестирование, методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования;
3) Методы математической статистики: обработка результатов производилась в программе SPSS 13.0. Statistica. Для проверки гипотезы о достоверности различии между группами был использован непараметрический критерий для независимых выборок U-тест по методу Манна и Уитни.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Методики исследования:
1. Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой);
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
3. Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак);
Выборка исследования: школьные педагоги очного образования 50 человек, школьные педагоги дистанционного образования 50 человек.
База исследования: КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат» (г. Барнаул).
Научная новизна исследования: новизна данного исследования обусловлена тем, что на основе анализа и синтеза различных подходов были предложены основы комплексной модели стресса и эмоционального выгорания в контексте работы педагога.
Практическая значимость: результаты которые были получены в эмпирическом исследовании могут быть полезны для администрации, учителей общеобразовательных школ, практическим психологам работающим в школах так как указывают направления по которому может идти коррекция эмоциональной сферы преподавателей работающих в общеобразовательных школах, детских центрах, средне-специальных учебных заведениях и прочих. Могут стать базой для разработки и внедрения профилактических программ выгорания у педагогических работников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе обзора научных источников было установлено, что синдром эмоционального выгорания – это защитный механизм психологической защиты от стресса, возникающий в трудовой сфере. Понятие эмоционального выгорания обычно используется для определения пережитого человеком состояния вызываемого физического, эмоционального и психического истощения длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь чаще всего является следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.
Синдром эмоционального выгорания может сформироваться при постоянном стрессе, в котором живет человек. Этот синдром может привести организм человека к истощению, не только эмоциональных ресурсов человека, но еще личностных, а также его энергетических ресурсов. Данная проблема может возникнуть из-за негативных эмоций, у которых нет выхода.
Объективными причинами эмоционального выгорания педагогов с очной формой образования и педагогов с дистанционной формой образования может быть увеличение рабочей нагрузки, сложности с пониманием своих обязанностей, неадекватная психосоциальная поддержка со стороны коллег и близких. Субъективные причины, способные привести к эмоциональному выгоранию, – индивидуальные и возрастные особенности, высокий уровень ожиданий от деятельности, неспособность отказывать при необходимости, завышенный порог моральных принципов. Главными причинами синдрома эмоционального выгорания у педагогов с дистанционной формой образования считаются особые условия профессиональной деятельности – педагоги работой с учащимися с инвалидностью и учащимися с ОВЗ, рутина, напряженный график и другие факторы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа эмпирического исследования позволил установить, что педагоги и очной формы образования, и дистанционной формы образования подвержены высокому уровню эмоционального истощения, что в целом оказывает негативное влияние на профессиональную успешность. На констатирующем этапе было определено, что 30% педагогов с очной формой образования и 30 педагогов с дистанционной формой образования переживают эмоциональное выгорание. В этой связи формирующий этап работы и дальнейшее исследование проводилось с данной группой педагогов. 15 педагогов дистанционной формы образования составили эмпирическую группу 1, 15 педагогов очной формы образования составили эмпирическую группу 2. На формирующем этапе цикл разработанных консультаций по профилактике и снижению эмоционального выгорания проводился только с 15 педагогами дистанционной формы образования, с педагогами очной формы образования консультативная работа не проводилась. Всего было разработано и проведено 10 консультаций.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику в снижении уровня эмоционального выгорания у педагогов с дистанционной формой образования. Выявленные статистические различия между результатами эмпирических групп по методике В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания с помощью t-критерия Стьюдента показало, что полученное эмпирическое значение t (9.7) находится в зоне значимости; по методике (MBI) «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон. Вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой полученное эмпирическое значение t (10.9) находится в зоне значимости. Следовательно, на статистическом значимом уровне в эмпирической группе 1 педагогов с дистанционной формой образования произошла положительная динамик в снижении уровня эмоционального выгорания. В эмпирической группе 2 – педагогов с очной формой образования статистически значимых изменений не произошло. Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 11. – С. 43–48.
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – Санкт-Петербург : Речь. 2017. – 272 с.
3. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – Москва : Академический проект, 2016. – 290 с.
4. Бычкова, О. В. Связь уровня развития эмпатии и риска эмоционального выгорания личности / О. В. Бычкова // В сборнике : Актуальные вопросы психологической практики. Сборник научных статей. – Москва, 2020. – С. 71-79.
5. Вахабова, С. А. Эмоциональное выгорание педагога : симптомы, меры профилактики / С. А. Вахабова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 4-7 (60). – С. 46-48.
6. Ветрова, И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И. И. Ветрова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы: сб. ст. – Москва, 2017. – С. 179–196.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – Санкт-Петербург : Изд-во СпбГУ, 2015. – С. 548–573.
8. Генне, О. В. Дистанционное обучение – новый шаг в развитии системы образований / О. В. Генне // Защита информации. Конфидент. – 2016. – №3. – С. 36-39.
9. Герасимова, Е. Н. Психолого-педагогическая технология повышения стрессоустойчивости / Е. Н. Герасимова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – Т. 1. – № 13. – С. 55-59.
10. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылёвой. – Санкт-Петербург , 2015. – С. 44-56.
11. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж.Гринберг. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 471 с.
12. Гуцал, М. В. Проявление копинг-стратегий в процессе эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Гуцал // Социальное и экономическое развитие АТР : опыт, проблемы, перспективы. – 2014. – № 2. – С. 128–137.
13. Джига, Н. Д. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях пандемии COVID-19 и дистанционного образования / Н. Д. Джига // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 6. – С. 30.
14. Долгополова, А. В. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов / А. В. Долгополова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 2 (46). – С. 75-86.
15. Дороженкин, И. Н. Синдром хронической усталости / И. Н. Дороженкин // Врач. – 2016. – № 4. – С. 19-22.
16. Доценко, О. Н. Профессиональный стресс : сущность, причины, последствия / О. Н. Доценко // Психологический журнал. – 2015. – Т. 31. – № 4. – С. 85-89.
17. Доценко, О. Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий / О. Н. Доценко // Психологический журнал. – 2016. – Том 29. – №5. – С. 91-100.
18. Захаров, Р. И. Синдром эмоционального выгорания и как с ним бороться / Р. И. Захаров, И. А. Уваров, Г. Р. Иванова // Медицинская сестра. – 2018. – Т. 20. – № 1. – С. 36–38.
19. Зотов, М. В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса / М. В. Зотов. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 312 с.
20. Жапарова, С. Внедрение системы дистанционного обучения Moodle в высшем образовании / С. Жапарова. – Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 112 c.
21. Иванова, Е. А. Исследование психологической устойчивости лиц помогающих профессий / Е. А. Иванова // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 96-99.
22. Иванчикова, А. М. Информатизация профессиональной подготовки : корпоративное обучение, учебные курсы, методика их разработки / А. М. Иванчикова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. – №6. – С. 17-20.
23. Исмагилова, Т. В. Педагогические средства гармонизации психоэмоционального состояния педагога / Т. В. Исмагилова // В сборнике : Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. – Казань, 2021. – С. 209-217.
24. Казанцева, Г. Н. Роль эмоциональной культуры преподавателя в успешности профессиональной деятельности : контекстный подход / Г. Н. Казанцева // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2018. – № 3. – С. 39–42.
25. Казаченко, Н. П. Внешние и внутренние факторы стрессоустойчивости личности / Н. П. Казаченко // Психологические исследования. – 2019. – №4. – С. 74-76.
26. Клепач, Ю. В. Актуальные проблемы психологического консультирования педагогов как участников образовательного процесса / Ю. В. Клепач, Л. Н. Гридяева // Актуальные процессы формирования науки в новых условиях. – Москва, 2016. – С. 128–131.
27. Кодлубовская, Т. Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 75-80.
28. Колесниченко, А. А. Синдром эмоционального «выгорания» педагога и его профилактика / А. А. Колесниченко, Ю. О. Петрова, А. В. Полковникова // Цифровое общество в контексте развития личности : сб. ст. – Уфа, 2018. – С. 138–141.
29. Краткий аналитический обзор психологических концепций синдрома профессионального эмоционального выгорания / Т. Бажан [и др.] // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 112–116.
30. Крыжановская, Н. В. Эмоциональное выгорание у представителей разных профессий в системе «человек-человек» : причины и особенности проявления / Н. В. Крыжановская, А. Д. Скоробогатая // Фундаментальная и прикладная наука. – Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2015. – С. 135-137.
31. Ларенцова, Л. И. Феномен эмоционального выгорания : механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов / Л. И. Ларенцова, Н. В. Терехина // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 37-48.
32. Либина, А. В. Эмоции и стресс / А. В. Либина, А. В. Либин. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 248 с.
33. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа : теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 3-16.
34. Магомедова, Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагога, влияющий на продуктивную деятельность в коллективе / Л. В. Магомедова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 17 (71). – С. 96-98.
35. Майсак, Н. В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий : учеб.-метод. пособие / Н. В. Майсак. – Москва : Моск. психол.-социал. ун-т, 2012. – 287 с.
36. Малкина-Пых, И. Г. Стратегии поведения при стрессе / И. Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2017. – № 12. – С. 77–82.
37. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2019. – 421 с.
38. Олейникова, Н. Д. Здоровье в фокусе эмоционального выгорания / Н. Д. Олейникова, В. П. Терентьев // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2016. – № 13. – С. 84-85.
39. Ольнев, А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении / А. С. Ольнев // Актуальные проблемы современной науки. – 2019. – №1. – С. 96-98.
40. Орёл, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орёл // Психологический журнал. – 2016. – № 22 (1). – С. 90–101.
41. Нагирнер, И. И. Стрессоустойчивость и адаптация : теоретический анализ понятий / И. И. Нагирнер // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – № 8. – С. 51-57.
42. Остролуцкая, Н. П. Риск профессионального «выгорания» педагога / Н. П. Остролуцкая // Технологии образования. – 2021. – № 4 (14). – С. 48-51.
43. Парахина, О. В. Новые технологии и классические идеи в ИТ-образовании / О. В. Парахина // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – №11. – С. 37-39.
44. Пашкин, С. Б. Особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности / С. Б. Пашкин, С. А. Мозеров, Е. С. Мозерова // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития : сб. ст. – М., 2018. – С. 93–96.
45. Пестов, А. В. Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников / А. В. Пестов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 54.
46. Полякова, О. Б. Профессиональная образовательная среда на защите будущих специалистов от профессиональных деформаций / О. Б. Полякова // Мир психологии. – 2017. – № 4. – С. 120-131.
47. Поскрёбышева, Т. А. Синдром эмоционального выгорания / Т. А. Поскрёбышева // Инновационные технологии в образовательной деятельности : материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Нижний Новгород, 2018. – С. 315–318.
48. Раинкина, Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды / Л. Н. Раинскина // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2018. – №9. – С. 48-53.
49. Робертс, Г. А. Профилактика выгорания / Г. А. Робертс // Обзор современной психиатрии. – 2017. – № 1. – С. 39–46.
50. Рубальская, Е. А. Корреляты самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов / Е. А. Рубальская // Акмеология. – 2016. – № 1 (57). – С. 195-199.
51. Рукавишников, А. А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания / А. А. Руковишников // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. – 1998. – Т. 4. – Вып. 1. – С. 283–284.
52. Савченко, К. Г. Стрессоустойчивость как необходимое качество профессиональной успешности / К. Г. Савченко // Вопросы науки. – 2017. – № 1. – С. 48-53.
53. Саматеева, М. З. Синдром «эмоционального выгорания» педагогов в системе современного образования / М. З. Саматеева, Г. Г. Павловец // Современные технологии в образовании. – 2017. – № 17. – С. 130–136.
54. Семенова, Е. М. Противодействие стрессу / Е. М. Семенова // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 48-52
55. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 66 с.
56. Серегина, А. Д. Проблема синдрома эмоционального выгорания в современном обществе / А. Д Серегина // Психология в России и за рубежом : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). – Санкт-Петербург : Реноме, 2018. – С. 87-89.
57. Соломатина, О. В. Эмоциональная культура педагога как залог психологического здоровья / О В. Соломатина // В сборнике : Формирование здорового образа жизни. передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей. Материалы областной межведомственной научно-практической конференции. – 2016. – С. 294-296.
58. Стебловская, А. В. Теоретическое представление понятия «синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе / А. В. Стебловская // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № S1. – С. 140 –146.
59. Суннатова, Р. И. Коммуникативные навыки и эмоциональное выгорание педагога в субъектсубъектном взаимодействии с обучающимися / Р. И. Суннатова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 11 (67). – С. 94-101.
60. Трунов, Д. Г. «Синдром сгорания» : позитивный подход к проблеме / Д. Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 2016. – № 5. – С. 46–53.
61. Умняшова, И. Б. Вопросы профессиональной этики педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических работников / И. Б. Умняшова // Вестник практической психологии образования. – 2017. –Том. 14. – № 1. – С. 9–13.
62. Щавелева, М. В. Эмоциональное выгорание как проблема социальной психологии / М. В. Щавелева, Л. В. Шваб, И. А. Байкова // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 73-77.
63. Чошанов, М. А. Обучающие системы дистанционного образования / М. А. Чошанов // Школьные технологии. – 2017. – №4. – С. 81-88.
64. Чутко, Л. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. Чутко, Н. Козина. – Москва : МЕДпресс–информ, 2015. – 256 с.
65. Фадеев, Г. Н. Интегративно-аксиологический подход к созданию систем дистанционного образования / Г. Н. Фадеев // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2019. – №3. – С. 31-39.
66. Яблочкина, И. В. Теоретические аспекты изучения эмоционального выгорания педагогов / И. В. Яблочкина // В сборнике : Безопасная образовательная среда в изменяющихся условиях современного общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О. И. Щербаковой, Л. В. Шукшиной. – 2017. – С. 88-91.
67. Bakker, A., Demerouti, E., Sanz-Vergel, A. I Burnout and Work Engagement: The JDR Approach. Annual Review of Organization Psychology and Organizational Behavior. – 2014. 1(1) – P. 123.
68. Freudenberger, H. J. Staff burnout / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. – 1974. – vol. 30. – pp. 159-165.
69. Gonina, O. The syndrome of emotional burnout of teachers of kindergartens / О. Gonina // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. – 2016 . – Р.Р. 33-36.
70. Dorman, J. Testing a Model for Teacher Burnout / J Dorman // Australian Journal of Educational & Developmental Psychology. – Vol 3. – 2003. РР. – 35-47.
71. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout / Annu. Rev. Psychol. – 2001. – Vol. 52. – PР. 397–422.
72. Storlie, F. Burnout: Theelaboration of a concept / F . Storlie // Am J Nurs. – 1974. December. – рр. 2108–2111.
73. Tikhonova, Е. Emotional burnout of female teachers and their coping strategies / Е. Tikhonova // ERIE. – 2019. – Р.Р. 351-355. Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/434/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0%20Tikhonova,%20Radionova,%20Raitskaya,%20Shlenskaya_213-663-1-RV.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ